Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Председатель комитета нижегородского Заксобрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества Дмитрий Малухин в рамках интернет-конференции отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема интернет-конференции председателя комитета нижегородского  Заксобрания по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества Дмитрия Малухина с 4 августа: "Власть и НКО: перспективы взаимодействия".
Задать вопрос

Ульяна

Согласны ли Вы, Дмитрий Александрович, с тем, что население недостаточно осведомлено о деятельности социально направленных НКО и это ограничивает возможности таких организаций по привлечению граждан с целью решения кадровых вопросов и их поддержки?

Уважаемая Ульяна!
Я полностью согласен с Вами в том, что население недостаточно осведомлено о деятельности некоммерческих организаций, да и сами организации недостаточно активны в вопросе получения государственной поддержки. Сами цыфры говорят за себя: в Нижегородской области зарегистрировано более 4000  НКО,  а  в 2014 году в Реестр социально ориентированных НКО вошли 214 некоммерческих организаций.
Законодательным Собранием области реализуются различные формы работы с НКО, тем самым решаются две задачи: выявление общественного мнения по вопросам совершенствования действующего законодательтва, а с другой стороны НКО может рассказать о своих программах, идеях и проблемах, которые возникают в процессе реализации своих задач.

Евгения, Нижний Новгород

Здравствуйте. Дмитрий Александрович, как Вы считаете, наблюдается ли в нашем регионе развитие гражданского общества, стали ли в последнее время жители Нижнего Новгорода и Нижегородской области более социально активными, на Ваш взгляд?  

Уважаемая Евгения! Я считаю, что в нашем регионе институты гражданского общества развиваются достаточно динамично. Жители активно начинают включатся к решению вопросов местного значения, ходят на публичные слушания, отстаивают проблемы точечной застройки. В апреле 2014 года жители области впервые реализовали свое право законодательной инициативы и внесли в Законодательное Собрание области законопроект "Об основах общественного контроля в Нижегородской области". Данный законопроект прописывает механизм общественного контроля за органами государственной власти.

Сергей Трофимов

Добрый день, Дмитрий Александрович! Скажите, существует ли в со стороны руководства Нижегородской области финансовая поддержка (кроме грантов) организаций, которые заботятся о ветеранах войны и труда и оказывают помощь на дому пожилым гражданам и людям с ограниченными возможностями?

Уважаемый Сергей! В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, некоммерческая орагнизация осуществляет свою деятельность за счет собственных средств и при использовании государственной поддержки.

В соответствии с Законом  Нижегородской области от 07.05.2009 N 52-З"О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области" оказание государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям органами государственной власти Нижегородской области осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, а также методическая помощь;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
5) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям государственных грантов Нижегородской области.

Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций оказывается организациям, включенным в Реестр некоммерческих организаций, реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные (социальные) проекты (программы) либо мероприятия социально ориентированной некоммерческой организации (далее - Реестр некоммерческих организаций).

Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета путем предоставления субсидий.

Рассмотрение вопросов оказания финансовой поддержки социально ориентированной некоммерческой организации осуществляется Комиссией по включению некоммерческих организаций в Реестр некоммерческих организаций и рассмотрению вопросов об оказании некоммерческим организациям финансовой поддержки.

Николай Петров

Здравствуйте! Интересно, используется ли в Нижегородской области международный опыт в сфере взаимодействия власти и НКО?

Уважаемый Николай!

Спасибо за очень инфтересный и многоплановый вопрос! Законодательным Собранием области регулярно проводится анализ международного опыта сотрудничества государства и НКО. Во многих странах некоммерческие организации создаются для решения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных задач, для охраны здоровья и природы, защиты прав человека, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественного блага. Некоммерческие  организации являются основными участниками в формировании и обсуждении вопросов общественно-политической жизни и должны иметь право высказываться открыто по любым вопросам общественной важности, включая обсуждение и критику существующей или предлагаемой государственной политики и действий.
Международный опыт активно обсуждался при разработке новой редакции Закона области "О благотворительной деятельности в Нижегородской области", принятый в декабре 2013 года.
С целью развития институтов гражданского общества при Законодательном Собрании области создана постоянно действующая рабочая группа по совершенствованию областного законодательства. В рамках данной рабочей группы обсуждаются проекты законов области.

В настоящее время идет обсуждение проекта закона "Об основах общественного контроля в Нижегородской области", при принятии которого у населения будет дополнительный рычаг по осуществлению контроля за органами государственной власти.

И.Ильин

Сейчас в Нижегородской области, как и в других регионах, полным ходом идет избирательная кампания. Какова роль и место НКО в избирательном процессе? Есть ли возможность у НКО осуществлять независимый общественный контроль процесса выборов?

Избирательная компания во всех регионах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Действующим законодательством предусмотрена возможность участмя институтов гражданского общества опосредованно. А именно: зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов может быть назначен наблюдатель, который имеет право присутствовать при работе избирательных комиссий различных уровней.
Также некоммерческие организации могут проводить различные социологические опросы. Другие формы общественного контроля со стороны некоммерческих организаций при проведении избирательных компаний действующим законодательством не предусмотрены.

Арина Геннадьевна

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, сколько в регионе НКО? все ли они пользуются грантами или у них есть еще какое-то финансирование?

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, сколько в регионе НКО? все ли они пользуются грантами или у них есть еще какое-то финансирование?

Уважаемая Арина Геннадьевна!
Всего на территории региона в ведомственном реестре Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области содержатся сведения о 4191 некоммерческих организациях, среди которых 1770 общественных объединений, 1720 иных некоммерческих организаций, 632 религиозных организаций, 62 региональных отделений политических партий, 4 казачьих общества. При этом наиболее активными из них являются около 300 организаций и объединений.
Общественная организация существует за счет собственных средств, но для реализации социально значимых проектов (программ) некоммерческая организация может получить финансовую поддержку ( субсидий и (или) гранты) из областного бюджета.
Четкий механизм получения финансовой поддержки прописан в Законе Нижегородской области от 7 мая 2009 года № 52-З "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области", а также в постановлениях правительства Нижегородской области:
от 20 октября 2009 года № 740 "О государственных грантах Нижегородской области, предоставляемых социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ)";
от 21 января 2010 года № 20 "О финансовой поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области";
от 9 июня 2010 года № 345 "О финансовой поддержке религиозных организаций в Нижегородской области";
от 18 марта 2011 года № 188 "О Реестре некоммерческих организаций, реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные (социальные) проекты (программы) либо мероприятия социально ориентированной некоммерческой организации";
19 марта 2014 года состоялось заседание Комиссии по включению социально ориентированных некоммерческих организаций в Реестр некоммерческих организаций, реализующих на территории Нижегородской области общественно полезные (социальные) проекты (программы) либо мероприятия социально ориентированной некоммерческой организации и рассмотрению вопросов оказания социально ориентированным некоммерческим организациям финансовой поддержки.
Всего в конкурсе приняло участие 135 социально ориентированных НКО по следующим приоритетным направлениям:
Патриотическое воспитание граждан – 30 проектов;
Поддержка гражданских инициатив в сфере культурно- просветительской и научно-исследовательской деятельности – 5 проектов;
Деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества, развитие инфраструктуры сектора социально ориентированных некоммерческих организаций – 14 проектов;
Развитие межнационального сотрудничества – 10 проектов
Повышение качества жизни людей пожилого возраста – 9 проектов
Развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии – 21 проект
Охрана окружающей среды - 2 проекта
Профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства – 7 проектов
Социальная адаптация инвалидов и их семей – 11 проектов
Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и
психотропных веществ, комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющие наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях – 5 проектов
Профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа
жизни – 12 проектов
Социальная поддержка и защита граждан – 5 проектов
Оказание правовой поддержки гражданам на безвозмездной основе – 3
проекта
Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению
– 1 проект.
Победителями конкурса стали 27 соципально ориентированных некоммерческих организаций, которые получили финансовую поддержку.
16 апреля 2014 года состоялось заседание конкурсной комиссии для организации и проведения конкурса на соискание государственных грантов Нижегородской области, предоставляемых на реализацию отдельных общественно полезных (социальных) проектов (программ) социально ориентированных некоммерческих организаций.
Поступило 39 заявок, из низ победителями грантового конкурса "Культурна инициатива – 2014" стало 10 некоммерческих орагнизаций.
Таким образом, всю информацию о финансовой поддержке некоммерческих орагнизаций Вы можете посмотреть на официальном сайте Правительства Нижегородской области в сети Интернет по адресу: http://government-nnov.ru/?id=140924.

Виктор

Бизнес и общественные организации – каков, по Вашему мнению, их взаимный интерес и есть ли он?

Уважаемый Виктор!
Несомненно, их взаимный интерес бизнеса и НКО существует. Реализация общественных интересов  и продвижение социально значимых проектов во многом зависит от участия структур гражданского общества и бизнес – сообщества. Имеются яркие примеры когда коммерческие организации курируют деятельность НКО для обеспечения помощи необпределенного круга лиц (например инвалидов, детей с различными тяжелыми заболеваниями и т.д.).

Антон

Какие мероприятия проводятся в Нижегородской области для привлечения внимания общества к деятельности НКО?

Уважаемый Антон!
В целях повышения привлечения общественного внимания к социально значимым проблемам, к деятельности общественных организаций и проблемам жизни общества проводятся разнообразные общественные акции (концерты, встречи), конкурсы. К реализации социально значимых проектов привлекаются высшие учебные заведения и средства массовой информации. Комитеты Законодательного Собрания области активно взаимодействуют с профильными НКО для решения вопросов в рамках своей компетенции. Благотворительным Советом области активно используется возможность популяризации идеи благотворительности для вовлечения в благотворительную деятельность широкого круга граждан и общественных организаций.

Ольга

Добрый день! Скажите, пожалуйста, какое количество социально ориентированных некоммерческих организаций работает в Нижегородской области и конкретно в Нижнем Новгороде?

Уважаемая Ольга!
В 2014 году в Реестр социально ориентированных НКО вошли 214 некоммерческих организаций. Число организаций, включаемых в этот Реестр, растет с каждым годом. Так, в прошлом году их количество составило 188, в 2012 - 172, в 2011 - 131 организация. Всего на территории региона в ведомственном реестре Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области содержатся сведения о 4191 некоммерческих организациях, среди которых 1770 общественных объединений, 1720 иных некоммерческих организаций, 632 религиозных организаций, 62 региональных отделений политических партий, 4 казачьих общества. При этом наиболее активными из них являются около 300 организаций и объединений.

Николай Федоров

Последнее время национально-общественные объединения Нижнего Новгорода проявляют все большую активность. Городская администрация тесно сотрудничает с ними и прислушивается к их мнению. Как вы оцениваете взаимодействие с ними на региональном уровне?

Уважаемый Николай!
На областном уровне взаимодействие с религиозными и национально-культурными объедениями осуществляет министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области.
Однако Законодательное Собрание не остается в стороне.
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2013 года, планируется привлечение национально-культурных общественных объединений, включая национально-культурные автономии к разработке региональных нормативно-правовых актов в сфере межнациональных отношений, а также к так называемому "нулевому" чтению.
Молодежный парламент при Законодательном Собрании реализует проект среди молодежи "Дружба народов". В рамках реализации данного проекта осуществляются встречи с различными национальностями. Обсуждается культурные традиции, национальная кухня, национальные костюмы и т.д. Реализация данного проекта позволяет рассказать о культуре русского народа, а также узнать более глубоко традиции различных национальностей, узнать о причинах их возникновения и т.д. На реализацию данного очень хорошо и активно отзывается молодежь, поэтому предлагаю органам местного самоуправления отозваться на данную идею и проводить аналогичные мероприятия с участием молодежных палат.
Молодежным парламентом проводится подготовка плана мероприятий с подростками и молодежью по профилактике нарушения и правил общественного поведения и возникновения конфликтов на почве межнациональной и межрегиональной розни.
Однако, стоит отметить, что в вопрос развития межнациональных отношений требует наращивания различных форм взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и различных институтов гражданского общества.

Светлана

На ваш взгляд, НКО и государственные учреждения должны быть партнерами, которые совместно решают проблемы граждан? Как должно в идеале проходить взаимодействие?

Уважаемая Светлана!
Взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями является одним из способов реализации интересов населения. Кроме того, вопрос взаимодействия с общественными объединениями является одним из приоритетных направлений деятельности Законодательного Собрания области.
В настоящее время взаимодействие осуществляется по трем направлениям:
1) взаимное участие в мероприятиях: совместные расширенные совещания, рабочие группы и круглые столы. Теперь ни одно мероприятие Законодательного Собрания не проходит без представителей некоммерческого сектора;
2) выражение экспертного мнения на действующие законы, законопроекты и по другим вопросам: принятие участия НКО в мониторинге правоприменения действующих законов, проведение публичных слушаний, чтобы принять во внимание мнения различных категорий граждан относительно проектов законов. Например, последние  такие слушания прошли 16 июня 2014 года при обсуждении законопроекта "Об основах общественного контроля в Нижегородской области".
3) выявление проблем и правовых пробелов: создаются площадки для обмена опытом, а также для анализа правовых пробелов, создаются и действуют постоянно действующие рабочие группы, с преобладающим составом представителей некоммерческих организаций.
Активизирована работа по привлечению представителей Общественной палаты Нижегородской области к совместной деятельности с Законодательным собранием по проведению общественной экспертизы законов области и их проектов, выработке и обсуждению предложений по совершенствованию социальной политики, выдвижению и поддержке гражданских инициатив, проведению совместных мероприятий, обмену информацией.
Эффективная реализация обозначенных форм взаимодействия общественных объединений с органами государственной власти, а также преодоление существующих проблем в данной области общественных отношений может придать дополнительные возможности для органов государственной власти и НКО в реализации социально полезных целей и задач.

Михаил

Сегодня везде можно увидеть объявления благотворительных организаций об оказании помощи больным детям. Хочется помочь, но не знаю как отличить правду от мошенничества...

Уважаемый Михаил!
Действительно, эта проблема недобросовестных благотворительных организаций существует, и в настоящее время задача по созданию системы оказания благотворительной помощи в Нижегородской области является приоритетной для Благотворительного совета Нижегородской области. В основе такой системы должен лежать прозрачный и отлаженный механизм взаимодействия Совета, благотворителей и благополучателей. Чтобы иметь перечень реально и добросовестно работающих благотворительных организаций и фондов, новым законом области предусмотрено присвоение статуса "Благотворительная организация в Нижегородской области". Система нужна и для того, чтобы направлять потенциальную энергию благотворителей в правильное русло, содействуя не только вовлечению в благотворительную деятельность большего количества граждан, но и повышению ее эффективности.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
29 марта