Интервью
"Разговор о литературе должен быть не менее увлекательным, чем сама литература"
Издатель, глава издательского дома "Новое литературное обозрение", соучредитель благотворительного фонда Михаила Прохорова, редактор журнала "Новое литературное обозрение" Ирина Прохорова приехала в Нижний Новгород на региональный этап литературной премии "НОС".
- Давайте поговорим о премии. В этом году Нижний Новгород впервые имеет к ней прямое отношение. Как вы оцениваете эту премию за все те годы, что она существует?
- Мы создавали премию "НОС" в 2009 году, тогда как раз был двухсотлетний юбилей со дня рождения Гоголя. Это очень красиво совпало, поскольку Гоголь современный и социальный писатель. Уникальность премии в том, что сейчас век демократизации знаний, доступа к информации. На наш взгляд, надо было демократизировать сам институт премии. Многие из них проходят закрыто, и непонятно, как именно принимаются решения. Жюри просто выходит и представляет победителя. А нам же кажется, что разговор о литературе важнее даже конечного результата. Поэтому наше жюри выбирает шорт-лист и победителя в открытых дебатах, сидя перед публикой. Я считаю, что это прекрасно, потому что разговор о литературе должен быть не менее увлекательным, чем сама литература. Мы знакомим зрителей с большим количеством интересных текстов.
К сожалению, долгие годы публичных полемик даже быть не могло, отсюда и есть проблема языка. Все дебаты и обсуждения проходят в Москве и Красноярске. Но нам показалось, что надо вовлекать людей, чтобы это не ограничивалось двумя городами. Поэтому появилась идея: сделать, так скажем, "дочернюю" премию в Нижнем Новгороде, где будут свои дебаты, свое жюри и свой победитель. И последняя премия показала, что нижегородцам это интересно, идея правильная, зал реагировал бурно.
- Есть мнение, что культурные деятели оказываются в информационном пузыре и не представляют аудиторию, в которой работают. И ваша премия позволяет посмотреть читателям в глаза. Для вас в этом плане были сюрпризы? Вы удивились этой аудитории?
- Я хорошо отношусь к читателю. У нас осталась удивительная традиция: считать, что люди ничего не понимают, или банализировать все. Мне кажется, в наше время есть положительный момент, когда лицемерие исчезло, чтение стало личным делом. У людей часто бывает богатый жизненный опыт, и они вполне могут понимать сложные тексты и лучше в них разбираться, чем какой-нибудь дипломированный критик. Лишь бы был доступ к литературе, а дальше читатель сам все поймет и разберется.
- В этом году московское жюри полностью состоит из женщин. И в списке появилось больше книг, написанных женщинами. Это объективно, на ваш взгляд?
- Я бы сказала, что сегрегации в отношении женщин-авторов давно не существует. Женщины давно в литературе. Я не думаю, что в списке, который есть у основного жюри, больше женщин, потому что в жюри женщины. А вообще, каждый год очень разный. Просто появилось много интересных текстов, которые поднимают проблемы женщин. Когда женщина описывает свое собственное существование и проблемы, как девочки справляются со многими вещами. Мне кажется, в этом году этот голос проявился, члены жюри этот неожиданный тренд почувствовали. Литература очень динамично развивается, и мы это улавливаем.
- Как вы думаете, могут ли такие премии привлечь новых читателей?
- Конечно, но чтение – социальный институт. Это не просто, когда вы лежите и читаете. Уже очень давно сложилась мощная инфраструктура донесения информации до читателя: газеты пишут, книжные магазины приближаются к людям. Мы видим, что во всем мире идет новый ренессанс библиотек, книга, вступая в соперничество с новыми медийными технологиями, безусловно, одержит победу. В этом я не сомневаюсь. Если нет хороших библиотек и магазинов, куда приятно ходить, то никакого нового читателя не будет.
Премия не решает всех проблем, но она – один из механизмов привлечения людей к чтению.
- Давайте поговорим о премии. В этом году Нижний Новгород впервые имеет к ней прямое отношение. Как вы оцениваете эту премию за все те годы, что она существует?
- Мы создавали премию "НОС" в 2009 году, тогда как раз был двухсотлетний юбилей со дня рождения Гоголя. Это очень красиво совпало, поскольку Гоголь современный и социальный писатель. Уникальность премии в том, что сейчас век демократизации знаний, доступа к информации. На наш взгляд, надо было демократизировать сам институт премии. Многие из них проходят закрыто, и непонятно, как именно принимаются решения. Жюри просто выходит и представляет победителя. А нам же кажется, что разговор о литературе важнее даже конечного результата. Поэтому наше жюри выбирает шорт-лист и победителя в открытых дебатах, сидя перед публикой. Я считаю, что это прекрасно, потому что разговор о литературе должен быть не менее увлекательным, чем сама литература. Мы знакомим зрителей с большим количеством интересных текстов.
К сожалению, долгие годы публичных полемик даже быть не могло, отсюда и есть проблема языка. Все дебаты и обсуждения проходят в Москве и Красноярске. Но нам показалось, что надо вовлекать людей, чтобы это не ограничивалось двумя городами. Поэтому появилась идея: сделать, так скажем, "дочернюю" премию в Нижнем Новгороде, где будут свои дебаты, свое жюри и свой победитель. И последняя премия показала, что нижегородцам это интересно, идея правильная, зал реагировал бурно.
- Есть мнение, что культурные деятели оказываются в информационном пузыре и не представляют аудиторию, в которой работают. И ваша премия позволяет посмотреть читателям в глаза. Для вас в этом плане были сюрпризы? Вы удивились этой аудитории?
- Я хорошо отношусь к читателю. У нас осталась удивительная традиция: считать, что люди ничего не понимают, или банализировать все. Мне кажется, в наше время есть положительный момент, когда лицемерие исчезло, чтение стало личным делом. У людей часто бывает богатый жизненный опыт, и они вполне могут понимать сложные тексты и лучше в них разбираться, чем какой-нибудь дипломированный критик. Лишь бы был доступ к литературе, а дальше читатель сам все поймет и разберется.
- В этом году московское жюри полностью состоит из женщин. И в списке появилось больше книг, написанных женщинами. Это объективно, на ваш взгляд?
- Я бы сказала, что сегрегации в отношении женщин-авторов давно не существует. Женщины давно в литературе. Я не думаю, что в списке, который есть у основного жюри, больше женщин, потому что в жюри женщины. А вообще, каждый год очень разный. Просто появилось много интересных текстов, которые поднимают проблемы женщин. Когда женщина описывает свое собственное существование и проблемы, как девочки справляются со многими вещами. Мне кажется, в этом году этот голос проявился, члены жюри этот неожиданный тренд почувствовали. Литература очень динамично развивается, и мы это улавливаем.
- Как вы думаете, могут ли такие премии привлечь новых читателей?
- Конечно, но чтение – социальный институт. Это не просто, когда вы лежите и читаете. Уже очень давно сложилась мощная инфраструктура донесения информации до читателя: газеты пишут, книжные магазины приближаются к людям. Мы видим, что во всем мире идет новый ренессанс библиотек, книга, вступая в соперничество с новыми медийными технологиями, безусловно, одержит победу. В этом я не сомневаюсь. Если нет хороших библиотек и магазинов, куда приятно ходить, то никакого нового читателя не будет.
Премия не решает всех проблем, но она – один из механизмов привлечения людей к чтению.
Комментарии