Аналитика

Публикация деклараций о доходах относится к сфере так называемой PR-политики

Публикация деклараций о доходах относится к сфере так называемой PR-политики
Инициативу по опубликованию доходов высших должностных лиц РФ необходимо рассматривать с точки зрения политической целесообразности. Это чисто управленческая технология, которая к доходам и к уровню благосостояния не имеет никакого отношения. Таким образом обществу посылается определенный сигнал о том, что высшие эшелоны власти будут заниматься регулированием уровня доходов и обеспечением определенного уровня социальной справедливости.

Поскольку в обществе существует запрос на социальную справедливость, существуют некоторые недовольство и напряженность, вызванные колоссальным неравенством в уровне доходов между богатыми и бедными, совершенно разумно со стороны центральной власти использовать этот ресурс в своих политических целях, использовать его чисто инструментально.

Эта инструментальная политика решает несколько задач. Во-первых, демонстрируется то, что власть принципиально понимает проблему социальной справедливости и ориентирована на ее разрешение. Во-вторых, снижается уровень напряженности и недовольства по отношению именно к высшим эшелонам власти, поскольку демонстрируется, что уровень их доходов достаточно приемлем. И, в-третьих, уже для высшего эшелона власти, который принимает кадровые решения, это замечательный и прекрасный инструмент для контроля над всеми представителями правящей элиты в стране, например, над губернаторами. То есть любой губернатор в любой момент может стать жертвой подобной кампании, достаточно просто объявить, что он скрыл какие-то доходы, чего-то не указал и в глазах общественного мнения он сразу же становится изгоем, его мгновенно можно лишать своего поста. То есть это еще и инструмент управления внутри элиты.

А с точки зрения рациональной, с точки зрения того, насколько эти доходы соответствуют действительности, постановка вопроса носит совершенно нелепый характер. Потому что изначально никто и не собирался делиться сведениями о своих доходах и о своем состоянии с кем бы то ни было. Структура экономических и политических отношений в нашей стране такова, что уровень доходов и характер собственности, в том числе в высших эшелонах государственной власти, никак не связан с формальными статусами этих людей и никоим образом не являются прозрачными. Ситуация складывалась таким образом, что их собственность и их состояние всегда является величиной скрытой, распределенной и выведенной из сферы политических отношений. Поэтому и опубликованные декларации не имеют никакого отношения к реальному уровню доходов и к реальным состояниям людей, которые публиковали эти декларации.

Но если задать вопрос, а был ли смысл в этом, нужно ли это было сделать, то отвечу - да. С точки зрения политической целесообразности, с точки зрения инструмента управления это сделать было необходимо. Но только власть зря надеется, что это будет иметь долговременное и существенно влияние на общественное мнение. На самом деле подавляющее большинство населения просто не верит тем цифрам, которые публикуются. Потому что постоянное общение с властью уже приучило к тому, что сфера реальных экономических и политических отношений и сфера формальных отношений никоим образом не соприкасаются друг с другом, это разные миры.

То, с чем мы имеем дело сейчас, связанное с публикацией этих деклараций о доходах, это относится к сфере так называемой PR-политики. С этой точки зрения все сделано правильно. Но в условиях кризиса, в то время, когда экономическая реальность стучится в дверь каждого дома, эффективность PR-политики резко снижается и она даже мало кого интересует. В этих условиях никого не интересует, какие доходы у высших руководителей государства, лишь бы только они могли справиться с проблемами страны. Даже, если бы президент указал в 10 и 100 раз больше свой доход, но при этом успешно справился бы с экономической ситуацией, никто бы ему в упрек его уровень благосостояния не поставил. Наоборот, это бы стало свидетельством того, что он настоящий хозяйственник, который может решать проблемы не только свои личные, но и страны в целом.

Каждый из региональных лидеров увидев этот сигнал, прошедший сверху, по своим каналам определял и узнавал, для чего это было сделано. И когда стало понятно, что этот сигнал не для них, он, по большому счету, к ним не имеет отношения, то большинство из них сделали для себя вывод, что участвовать в этой PR-акции не имеет смысла.

Но некоторые из региональных руководителей решили попробовать принять участие в этой PR-акции, либо потому что они думают, что вдруг здесь какая-то ловушка, либо решили: а почему бы не поучаствовать в том PR-ресурсе на который уже затрачены средства совсем других структур. Почему бы просто не присоединиться и не "пропиариться"? Никакого рационального смысла участвовать в этом, нет. Вот если пройдет такая команда сверху, то я гарантирую, что в течение 2-3-х дней все опубликуют сведения о своих доходах. У всех они уже готовы, нужна только команда.

Все новости раздела «Аналитика»

Нижний Новгород
Интервью
Аналитика
Комментарии
29 марта