Аналитика
Повышение финансовой культуры – это путь к росту благосостояния нашего общества в целом
Финансовая грамотность населения в России, увы, находится на довольно низком уровне. Если верить результатам исследования, проведенного несколько лет назад, примерно 54% наших соотечественников не владеют даже элементарными финансовыми знаниями и навыками.
А между тем, Европа и Америка ведет обучение финансовой грамотности с детства, как говорится, с пеленок. К 14 годам любой тинэйджер умеет пользоваться кредиткой и знает, что это не дармовые деньги, а некий "аванс", который необходимо вернуть банку. У нас же рынок кредитных карт до сих пор полудикий. Он мало изменился с тех пор, когда кредитки только появились и воспринимались населением как "халява". Это было на уровне "Трать и ни в чем себе не отказывай!" безо всякого понимания, как пользоваться кредитными картами "по-умному", не во вред, а во благо семейного бюджета – ведь ваши средства могут "работать" на депозите, пока вы пользуйтесь средствами с кредитки во время грейс-периода – льготного периода уплаты процентов.
Еще один пример – "правила поведения" на распродажах. Надо признать, женщины лучше освоили этот инструмент. Однако здесь должен быть определенный ограничитель. Дисконтами нужно пользоваться, но при этом важно не покупать больше, чем необходимо. Эта проблема обычно возникает в супермаркетах и торговых центрах, где на нас направлена вся сила современного маркетинга и технологий продаж. Как не потратить больше, чем вы можете себе позволить? Есть хороший совет: иметь на банковской карте лимит средств. Сколь бы навязчивой ни была реклама, при ограниченной сумме денег вы никогда не купите то, что не входило в ваши планы.
В последнее время покупателям нередко предлагают оформить потребительские кредиты не в банке, а прямо в торговых центрах. Это игра на эмоциях, ощущениях, которые "портятся" в момент расплаты за импульсные покупки. В таких ситуациях банк может помочь клиенту, используя такой инструмент как рефинансирование кредитов. Самое худшее во всех похожих ситуациях – это оформление кредита с большей процентной ставкой для того, чтобы погасить существующий долг. В целом, когда есть понимание, что ситуация изменилась, и вы не справляетесь (смена, потеря работы, незапланированные значительные траты), необходимо сразу сообщить об этом банку. В любом случае вам должны предложить решения для выхода из ситуации. Не прячьтесь и не надейтесь на "авось".
Это лишь несколько примеров отсутствия у нас финансовой культуры. На мой взгляд, задачей повышения финансовой грамотности должны заниматься три института: общество – учебные заведения всех уровней (от детского сада до вузов), банки (во главе с Центробанком) и государство.
Оно должно установить некие правила, которые ограничивают кэш. Наличные средства на руках "убивают" финансовую грамотность. В моем кошельке нет наличных средств, я не хожу в те магазины, где не принимают банковские карты, – это свидетельствует об их уровне и отношении к клиенту. Пока у вас есть неконтролируемые объемы наличных средств, вы не можете их анализировать и не умеете ими управлять.
В школах, техникумах, вузах необходимо ввести специализированные предметы. Начинать преподавание основ финансовой грамотности нужно чем раньше, тем лучше. Думаю, старшие классы средней школы – это уже самый поздний срок. К примеру, у нашего банка есть подшефные детские дома, где мы регулярно проводим подобные уроки, и не только по банковским продуктам – банковским картам, онлайн-сервисам, наши юристы могут рассказывать, что такое паспорт.
Кроме того, буквально на днях Сбербанк, например, запустил социальный портал для потребителей "Финансы просто", где о деньгах рассказывается максимально доступным языком. Что делать, когда денег не хватает? Как приумножить свои доходы? Как начать взрослую финансовую жизнь? Что нужно знать о пенсионных накоплениях? Как открыть свое дело? Просветительская работа – в прямых интересах банков и общества.
Если говорить о специальных банковских инструментах повышения финансовой грамотности, то хотел бы особо отметить такую услугу, как персональное финансовое планирование. Эта программа ориентирована, в основном, на средний класс. У каждого человека есть некие представления о том, какие материальные блага он хотел бы иметь в отдаленном будущем: новый дом, машину, образование для ребенка и так далее. Чтобы гарантированно достичь этих целей, нужно научиться грамотно управлять своими финансами.
Специалисты банка с помощью специальной компьютерной программы проанализируют ваши доходы и расходы с учетом планируемых в перспективе, и составят индивидуальный финансовый план. Он включает в себя список рекомендуемых банком инвестиционных и страховых инструментов, воспользовавшись которыми, клиент сможет с высокой вероятностью достичь своих финансовых целей.
От общества в целом нужно понимание необходимости повышения финансовой культуры, желание изучать и пользоваться всем набором финансовых инструментов. Пока оно не сформировано. Но есть правило табуна: куда двинется 5%, туда и все остальные. Vip-клиенты это уже сделали, но этого никто не заметил. Когда это поймет средний класс, тогда в обществе сформируется положительная тенденция. Из тех, кто живет от зарплаты до зарплаты и не умеет управлять своими денежными потоками, не вырастут предприниматели.
Есть хорошая фраза: "Богат не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто умеет тратить". Поэтому я уверен, что именно повышение финансовой культуры – это путь к росту благосостояния нашего общества в целом.
А между тем, Европа и Америка ведет обучение финансовой грамотности с детства, как говорится, с пеленок. К 14 годам любой тинэйджер умеет пользоваться кредиткой и знает, что это не дармовые деньги, а некий "аванс", который необходимо вернуть банку. У нас же рынок кредитных карт до сих пор полудикий. Он мало изменился с тех пор, когда кредитки только появились и воспринимались населением как "халява". Это было на уровне "Трать и ни в чем себе не отказывай!" безо всякого понимания, как пользоваться кредитными картами "по-умному", не во вред, а во благо семейного бюджета – ведь ваши средства могут "работать" на депозите, пока вы пользуйтесь средствами с кредитки во время грейс-периода – льготного периода уплаты процентов.
Еще один пример – "правила поведения" на распродажах. Надо признать, женщины лучше освоили этот инструмент. Однако здесь должен быть определенный ограничитель. Дисконтами нужно пользоваться, но при этом важно не покупать больше, чем необходимо. Эта проблема обычно возникает в супермаркетах и торговых центрах, где на нас направлена вся сила современного маркетинга и технологий продаж. Как не потратить больше, чем вы можете себе позволить? Есть хороший совет: иметь на банковской карте лимит средств. Сколь бы навязчивой ни была реклама, при ограниченной сумме денег вы никогда не купите то, что не входило в ваши планы.
В последнее время покупателям нередко предлагают оформить потребительские кредиты не в банке, а прямо в торговых центрах. Это игра на эмоциях, ощущениях, которые "портятся" в момент расплаты за импульсные покупки. В таких ситуациях банк может помочь клиенту, используя такой инструмент как рефинансирование кредитов. Самое худшее во всех похожих ситуациях – это оформление кредита с большей процентной ставкой для того, чтобы погасить существующий долг. В целом, когда есть понимание, что ситуация изменилась, и вы не справляетесь (смена, потеря работы, незапланированные значительные траты), необходимо сразу сообщить об этом банку. В любом случае вам должны предложить решения для выхода из ситуации. Не прячьтесь и не надейтесь на "авось".
Это лишь несколько примеров отсутствия у нас финансовой культуры. На мой взгляд, задачей повышения финансовой грамотности должны заниматься три института: общество – учебные заведения всех уровней (от детского сада до вузов), банки (во главе с Центробанком) и государство.
Оно должно установить некие правила, которые ограничивают кэш. Наличные средства на руках "убивают" финансовую грамотность. В моем кошельке нет наличных средств, я не хожу в те магазины, где не принимают банковские карты, – это свидетельствует об их уровне и отношении к клиенту. Пока у вас есть неконтролируемые объемы наличных средств, вы не можете их анализировать и не умеете ими управлять.
В школах, техникумах, вузах необходимо ввести специализированные предметы. Начинать преподавание основ финансовой грамотности нужно чем раньше, тем лучше. Думаю, старшие классы средней школы – это уже самый поздний срок. К примеру, у нашего банка есть подшефные детские дома, где мы регулярно проводим подобные уроки, и не только по банковским продуктам – банковским картам, онлайн-сервисам, наши юристы могут рассказывать, что такое паспорт.
Кроме того, буквально на днях Сбербанк, например, запустил социальный портал для потребителей "Финансы просто", где о деньгах рассказывается максимально доступным языком. Что делать, когда денег не хватает? Как приумножить свои доходы? Как начать взрослую финансовую жизнь? Что нужно знать о пенсионных накоплениях? Как открыть свое дело? Просветительская работа – в прямых интересах банков и общества.
Если говорить о специальных банковских инструментах повышения финансовой грамотности, то хотел бы особо отметить такую услугу, как персональное финансовое планирование. Эта программа ориентирована, в основном, на средний класс. У каждого человека есть некие представления о том, какие материальные блага он хотел бы иметь в отдаленном будущем: новый дом, машину, образование для ребенка и так далее. Чтобы гарантированно достичь этих целей, нужно научиться грамотно управлять своими финансами.
Специалисты банка с помощью специальной компьютерной программы проанализируют ваши доходы и расходы с учетом планируемых в перспективе, и составят индивидуальный финансовый план. Он включает в себя список рекомендуемых банком инвестиционных и страховых инструментов, воспользовавшись которыми, клиент сможет с высокой вероятностью достичь своих финансовых целей.
От общества в целом нужно понимание необходимости повышения финансовой культуры, желание изучать и пользоваться всем набором финансовых инструментов. Пока оно не сформировано. Но есть правило табуна: куда двинется 5%, туда и все остальные. Vip-клиенты это уже сделали, но этого никто не заметил. Когда это поймет средний класс, тогда в обществе сформируется положительная тенденция. Из тех, кто живет от зарплаты до зарплаты и не умеет управлять своими денежными потоками, не вырастут предприниматели.
Есть хорошая фраза: "Богат не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто умеет тратить". Поэтому я уверен, что именно повышение финансовой культуры – это путь к росту благосостояния нашего общества в целом.
Комментарии