Не бывает проблем без решений
Нижегородская область за последние пять лет совершила мощный рывок: строятся новые школы и детские сады, больницы и дороги, благоустроены тысячи общественных пространств. Предприятия АПК, несмотря на то, что мы в зоне рискового земледелия, развиваются, увеличивая поголовье и собирая рекордные урожаи. Об успехах в сельском хозяйстве, развитии сельских поселений, здравоохранении и демографии губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал в интервью редакторам и журналистам изданий Нижегородского областного информационного центра и медиахолдинга ННТВ.
– Глеб Сергеевич, вице-спикер Законодательного собрания Нижегородской области Ольга Владимировна Щетинина абсолютно каждую отраслевую сессию начинает словами, что за последние пять лет в регион были привлечены миллиарды, при этом отмечая, что это ваша заслуга. Этот "горшочек" федеральных денег, он продолжает "варить"? И как распределяются эти деньги, есть ли баланс между Нижним Новгородом и округами?
– Мне бы не хотелось хвалиться и говорить самому о том, какие мы молодцы в плане привлечения федеральных средств. Однако цифры объективные. К примеру, если говорить о дорожном ремонте и строительстве, то в рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги" (БКД) Нижегородская область абсолютный лидер среди регионов по привлечению средств.
Если в 2018 году, когда формировался паспорт ремонта, у нас был один из самых низких уровней нормативного состояния дорог. Даже несмотря на то, что уже сделано более 5000 километров, еще много предстоит сделать. У нас в Нижегородской области порядка 32 тысяч километров дорог (с 2018 по 2022 год в регионе было отремонтировано почти 5 тысяч км автодорог и построено 106 км новых дорог. Процент дорог в Нижегородской области, соответствующий нормативным требованиям, увеличился почти в полтора раза – до 42,4%. – Прим. ред.). Представьте, сколько еще предстоит сделать. Есть федеральные дороги, есть те, которые ремонтируются по другим программам, но одни ремонтируются, а где надо – строятся. Поэтому в плане ремонта в рамках программы БКД – мы лидеры по привлечению средств.
То же самое можно сказать и по другим проектам. Например, национальный проект "Наука и образование": мы привлекли миллиардные средства на IT-кампус "Неймарк". Мало того, что мы попали в первую пятерку пилотных регионов, мы – номер один по объему федеральных средств на строительство. Хочу отметить, что это средства по сути невозвратные.
Не могу не сказать, что Нижегородская область получила очень серьезный капитальный грант на развитие городского электротранспорта. Нижнему Новгороду выделено 15 млрд рублей. Нет других регионов в стране, которые столько бы получили. Мы – номер один.
Кроме того, средства поступают и в рамках "инфраструктурного меню" – это отдельная история, эти деньги возвратные. Это инфраструктурные бюджетные кредиты, это специальные казначейские кредиты, это поддержка ЖКХ в части заемного льготного финансирования. Здесь мы тоже в лидерах, Нижегородская область номер один и по привлечению средств "инфраструктурного меню".
Поэтому, наверное, доля истины в словах Ольги Щетининой есть.
Однако я бы восторженности все-таки поуменьшил: хотелось бы гораздо больше, потребности у нас большие, проекты большие, но мы прекрасно понимаем, что мы не одни.
Средства национальных и федеральных проектов распределены по районам. В них участвуют только районы региона. К примеру, одна из самых эффективных и больших программ – "Модернизация первичного звена здравоохранения" – вообще на Нижний Новгород не распространяется. К большому сожалению, областной центр в этой программе не участвует. Но есть другие программы, и я успокаиваю себя этим. К примеру, у нас есть Детская областная клиническая больница, на ремонт и модернизацию которой мы получили почти 2 миллиарда рублей федеральных средств.
Повторюсь, что Нижний Новгород в этих федеральных деньгах в рамках нацпроектов не участвует. Это не только здравоохранение, это по всем национальным проектам: например, ремонт и строительство образовательных учреждений. Но кроме этого, мы строим новые образовательные учреждения в рамках концессионных соглашений – сейчас ведется строительство 13 школ, в том числе и в районах (в том числе в Кстовском районе, г.о.г. Арзамас, г.о.г. Дзержинск и г.о.г. Бор. – Прим. ред.).
Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" распределяется по формуле, пропорционально. Ни у кого нет приоритета. В проекте "Малые города и исторические поселения" Нижний Новгород также не может участвовать, только районные центры. К слову, они участвуют, и весьма успешно. И здесь мы абсолютные лидеры – по победам в конкурсах в Минстрое и др. Все в районах области видят эти инфраструктурные преобразования.
Единственное, перекос был у нас, когда привлекали средства на 800-летие Нижнего Новгорода. Общая сумма вложенных средств тогда составила более 30 миллиардов рублей. Часть из них – внебюджетные источники.
Сейчас у нас несколько таких масштабных проектов. К примеру, по развитию паломническо-туристического кластера Арзамас – Дивеево – Саров, по подготовке Большого Болдина к 225-летию Александра Сергеевича Пушкина, по развитию Городца. Есть масштабный комплексный проект развития Выксы – с ОМК. Там реализуется крупнейший в стране частно-государственный проект создания медцентра на целый кластер вокруг.
Можно и дальше перечислять через запятую проекты, которые реализуются в Нижегородской области, но я уверен, баланс соблюдаем. В целом же любая стратегия предполагает определение точек роста, а дальше – распространение волн развития. Это наша главная идеология, мы так и будем действовать в дальнейшем. Эти волны должны дойти до всех. Начиная с центра агломерации – Нижнего Новгорода.
– Вопрос о повышении рождаемости и поддержке семей с детьми актуален всегда. Какие шаги в этом направлении вы считаете важными сделать сейчас? И согласны ли вы, что Нижегородская область стареет и умирает?
– Это проблема не только для Нижегородской области, но и для большей части регионов страны в целом.
Усугубила ситуацию, безусловно, эпидемия коронавируса, которая изменила целый ряд показателей. По некоторым показателям нам удалось пережить ковид лучше, чем в среднем по стране. Но это, конечно, не самая большая причина для радости. В общем и целом проблема депопуляции не решена, она требует дополнительных мер, которые мы прорабатываем сейчас и внутри правительства, и в рамках работы над Стратегией развития Нижегородской области.
Понятно, что все крутится вокруг одного и того же: деньги, жилье, транспорт, компенсационные пакеты… Однако при аналитическом разборе понимаешь – количество финансовых мер, особенно принятых на федеральном уровне президентом страны за многие годы, весьма значительно: выплаты на детей и материнский капитал, региональная поддержка и льготы. Проблема в другом – уверенности и стабильности.
Сейчас мы активно занимаемся выработкой дополнительных мер соцподдержки. Я считаю, что даже изменение атмосферы облика городов, благоустройство, создание социальной инфраструктуры, проведение культурных мероприятий влияет на миграционный поток. Скажу больше, у нас есть результаты. Мы переломили тренд в сторону роста миграционного притока в Нижегородскую область. А те решения, которые будут выработаны в рамках работы над Стратегией развития региона, помогут изменить ситуацию к лучшему.
– Вернемся к здравоохранению… Удается ли уделять внимание небольшим проектам в медицине? Систематизировать проблемы и решать их?
– Вопросы здравоохранения – самые важные для нас. Здравоохранение радикально меняется через федеральный проект "Модернизация первичного звена здравоохранения". В него попали больницы "нестоличные". В рамках программы мы уже отремонтировали порядка 300 объектов (капремонт до 2025 охватит более 700 объектов здравоохранения. Например, в прошлом году ремонтные работы велись более чем на 200 объектах здравоохранения, закуплено более 300 единиц оборудования и более 350 автомобилей. В планах на этот год привести в порядок почти 300 медицинских объектов. – Прим. ред.)
В рамках своих поездок в районы области я всегда посещаю больницы. И скажу честно, результат программы модернизации объектов здравоохранения – налицо. Когда видишь, как отремонтировали отделения и поликлинику, уже хочется провести и комплексное благоустройство территории вокруг медучреждения. Но есть и те больницы, которые пока в плохом состоянии. Будем заниматься и ими.
Инфекционные корпуса вообще не попали в программу модернизации первичного звена здравоохранения. Они находятся только на бюджете региона. С одной стороны, во время ковида, когда на инфекционные службы легла основная нагрузка, были созданы новые мощности, однако этого недостаточно. Мы построили новый корпус больницы № 23, где 200 суперсовременных инфекционных коек, перепрофилировали койки в стандартных учреждениях здравоохранения. Много закупили оборудования: от ИВЛ до других систем, провели ремонт инфекционных корпусов.
В ближайшее время в регионе появится Концепция реформирования инфекционной системы Нижегородской области. Я думаю, что она будет частью Стратегии развития Нижегородской области. Но скажу одно: мы будем заниматься всеми объектами здравоохранения, которые находятся в ненадлежащем состоянии, тем более, что программа модернизации первичного звена будет продолжаться.
– Мы чаще говорим о промышленности и в меньшей степени уделяем внимание вопросам сельского хозяйства. Хотя не стоит забывать, что практически половина жителей Нижегородской области – жители сельских поселений. Пять лет назад, когда вы приехали к нам в регион, много "диванных" экспертов утверждали, что вы – городской человек. Говорили, что вы далеки от проблем сельских жителей, неизвестно, "когда еще попытаетесь вникнуть в их проблемы"… Но спустя эти годы мы видим: строится жилье на селе, поликлиники, идет ремонт и строительство дорог, есть успехи в аграрном секторе. Чем особенно вы гордитесь сейчас, когда прошло 5 лет? И какие, на ваш взгляд, сейчас должны быть приняты решения в АПК в первую очередь?
– Скажу честно, я удовлетворен ситуацией в сельском хозяйстве Нижегородской области. В свое время я принимал непростые решения, некоторые через силу, переубеждая коллег в части сохранения и увеличения региональной поддержки АПК. Все эти годы мы усиленно занимались расширением мер поддержки аграрного сектора. И сейчас хочу сказать – мы не просели ни в одной из отраслей.
С гордостью хочу сказать про наших аграриев: у нас есть суперсовременные молочные комплексы и рекордные урожаи. Предприятия АПК сейчас работают настолько эффективно, что умудряются не только инвестировать в инновации, но и поддерживают населенные пункты, предприятия народных художественных промыслов, вкладываются в объекты соцсферы и решают социальные проблемы. А фраза "село живет сельским хозяйством и за счет него выживает" приобретает абсолютно другой смысл.
Такие предприятия стали поистине драйверами развития всей территории. К примеру, с вводом в эксплуатацию тепличного комплекса в Борском районе мы на 30 процентов увеличили обеспеченность региона овощами закрытого грунта и получили миллиардный инвестиционный проект. Более того, инвестор намерен и дальше инвестировать в нижегородскую землю. Все исследования проведены, контролируют, чтобы воздействие во всех смыслах ни на кого не было вредным. Это высокотехнологичное производство.
Можно сказать и про другие инвестпроекты в сельском хозяйстве. К примеру, свинокомплексы, кому-то они кажутся не столь экологичными, но это новые рабочие места, сохранение социальной активности, доходов населения. И для некоторых населенных пунктов – это спасение. И да, это тоже по своей сути технологичные производства!
Но самый главный показатель эффективности работы предприятий АПК – рекордный урожай зерна за 2022 год за последние 30 лет (в 2022 году было собрано порядка 1,7 млн тонн зерна. – Прим. ред.). В любом случае, это абсолютный рекорд.
Безусловно, я, оставаясь действительно, с одной стороны, городским, промышленником плоть от плоти, но очень люблю сельское хозяйство. По крайней мере, как обыватель вспоминаю свою деревенскую жизнь у бабушки с дедушкой в Тверской области. Очень люблю деревню и хочу, чтобы она развивалась и процветала во всех смыслах этого слова.
текст: Ирина Отмахова
фото: Кирилл Мартынов
Комментарии