Депутат Законодательного собрания Нижегородской области Галина Клочкова в рамках интернет-конференции отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"
Сейчас много говорят о введении географии как одного из основных предметов ЕГЭ. Какие есть шансы, что данную идею поддержат? И что Вы думаете по этому поводу?
В Министерстве образования и науки РФ на рассмотрении сейчас находится проект концепции развития географического образования, подготовленный Российским географическим обществом. Ранее концепция прошла обширные экспертные обсуждения и включает в себя набор подходов и необходимых шагов для развития географического образования в нашей стране.
Важно понимать, что должны уметь сегодняшние учителя географии, чтобы дети не к экзамену готовились, а к путешествиям. Будущее должно быть представлено через понимание настоящего. Проблемы и перспективы развития общества неразрывно связаны со знанием географии.
Нужно подумать о том, как организовать поездки по стране и даже по нашей области. Это требует новых подходов. Уроки – экскурсии делают изучение предмета похожим на настоящее исследование, экспедицию. Любовь к географии – начало настоящей любви к своей стране, миру, людям.
Галина Юрьевна, как специалист в сфере образования, подскажите, как помочь старшекласснику определиться с будущей профессией?
Кто-то предпочитает организовывать друзей на "подвиги", кто-то добивается успеха только один и в тишине, кто-то любит слушать и слушаться, а кто-то изобретать, говорить, нарушать правила. Именно это может либо помочь сделать правильный выбор, либо помешать реализоваться.
Выбор профессии – это один из самых важных шагов в жизни подростка. В принятии решения могут помочь родители, но только помочь. Нельзя забывать о том, что ребенок должен сделать выбор сам! Ведь каждый человек является отдельной самостоятельной личностью, интересы которой необходимо уважать.
Мои советы очень просты.
Во-первых, в вашей семье уже есть несколько профессий: мама, папа, бабашки, дедушки, братья, сестры, которые свой выбор уже сделали. Они могут быть так увлечены своим делом, что выбора у подростка не будет. Иногда – это хорошо. Плохо, когда родители не оставляют ребенку других вариантов, кроме тех, которые им понятны – своих.
Во-вторых, смотрите фильмы и читайте книги не просто о людях, а о людях в профессиях. Обращайте на это внимание, общаясь с детьми. Какие качества характера зависят от профессии?
В-третьих, больше давайте заданий по дому – научиться работать необходимо в любой профессии. Такие навыки как: ответственность, отзывчивость, внимательность, точность, самоорганизация – универсальны.
И, наконец, помните – в современном мире человек вынужден будет менять профессию, возможно, ни один раз в жизни. Главное – не бояться ошибаться.
Раньше в школе учились 10 лет. Теперь 11. Как Вы считаете, такое продление сроков учебы обосновано?
Родители по-прежнему отдают детей в первый класс с 7,5 и более лет, тщательно обучая их до школы на разного рода подготовительных курсах. Очевидно, что этот "лишний год" действительно зачастую оказывается лишним. Детям не интересно.
Родители привыкли "штурмовать" новые задачи, где время для обучения самому процессу учебы отсутствует. Ученики пропускают период, когда потребность получения знаний была их собственной, а не навязанной старшими.
Отвечая на Ваш вопрос, скажу из собственного опыта: можно и нужно продлять время за счет более раннего приобщения к школе, ее особенностям и возможностям. Новые технологии и увлеченные молодые учителя с удовольствием это делают.
Уважаемая Галина Юрьевна! Что на сегодняшнем этапе является наиболее актуальным для поддержки и развития малокомплектных школ?
Необходимо взаимодействие с муниципалитетами по двум направлениям: создание рабочих мест и развитие малоэтажного домостроения с понятной будущей инфраструктурой. Тогда школы могут быть реконструированы с учетом новых мест для занятий искусством, спортом, библиотечных пространств.
Вряд ли можно рассчитывать, что только увеличение финансирования таких школ поможет им сохраниться. Школа – социальный институт. Учащиеся должны находиться в развитом социуме, готовиться к жизни и быть частью настоящей жизни.
Некоторые городские семьи, возможно, сменили бы место жительства, если бы были уверенны в перспективах того или иного маленького города или села.
Галина Юрьевна, как Вы оцениваете современную систему образования? Раньше детям в школе давали знания, я помню, что с первого класса сама делала уроки и все понимала. Сейчас программы и организация образовательного процесса почему-то предполагает непрерывное вовлечение родителей во всё - многие по три часа делают уроки после школы, бесконечные презентации с первого класса, которые, очевидно, ребенок сам сделать не сможет. Насколько это обоснованно? Ведь наше образование уже давно не считается лучшим в мире... ((( Может быть, стоит отчасти вернуться к прежней более лаконичной и понятной системе, безусловно, с учетом современных реалий и технологий?
Понятно, что именно сам ученик последовательно должен тренировать важные навыки: уметь рассчитать время, силы, возможности, понимать свои потребности и потребности других людей. Не просто читать, а понимать и использовать прочитанное. Быть исследователем и не бояться ошибок. Все это не так сложно и точно не предполагает революцию в образовании.
Главное – родители нынешних учеников должны поверить в необходимость изменений и не пытаться перестроить систему под свой опыт. А новые технологии означают лишь то, что цифра и гаджет – один из инструментов изучения мира и понимания своего места в нем.
Насколько высок уровень профессиональной компетенции и методической подготовки вновь прибывающих учителей?
Не все школы рады поэтому молодым специалистам. Нужно соответствовать их ожиданиям, но мешает стаж и профессиональная состоятельность "старой" гвардии. Необходимо вернуть систему поддержки и кураторство начинающих учителей с обоюдной выгодой: опытным должен быть интересен новый взгляд на образование, а молодым те самые классические методические приемы, которые работают уже больше столетия. Именно в школьном коллективе, где с одинаковым энтузиазмом изменяются программы и цели обеими группами, быстро наращивается необходимая компетентность.
Здравствуйте, как в общеобразовательных учреждениях решается вопрос формирования терпимости к чужой вере, формирования культуры межличностных отношений, в том числе межнациональных?
Работа педагогов с родителями и детьми – это не только и не столько уроки, сколько анализ и изменение ситуации каждый день.
Школа отвечает за безопасность не только физическую, но и эмоциональную, что заставляет каждого участника образовательного процесса быть внимательным.
Хорошо, если школа в своде Правил отражает эти важные моменты. Важно, чтобы дети учились принимать тех, кто чем-то отличается от них и поддерживать ровные, дружеские отношения. Действительно, это не планы и отчеты, а внимание и контроль.
Добрый день! Что предпринимается в Нижегородской области для развития системы работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности?
Существует практика награждения педагогов за работу с одаренными детьми, проводятся олимпиады по отдельным предметам и межпредметные соревнования.
Тем не менее, многие дети, не получившие возможность обучения в гимназиях и лицеях, оказываются зачастую вне обучающих программ. Эту работу берут на себя детские лагеря со специальными сменами по углубленному изучению отдельных предметов. На этом фоне особенно заметно гуманитарные направления – журналистика, иностранный язык.
Будет ли профессиональное спортивное ориентирование у детей?
Это вид деятельности, который позволяет удовлетворять многие потребности детей. Он позволяет сочетать потребность в физической активности с умственной активностью, а также удовлетворять потребность в общении с природой. У ребенка входе таких занятий развивается внимательность, и особенно, зрительная память.
В нашем регионе состязания по спортивному ориентированию чрезвычайно популярны и любимы многими. МБУ ДО СДЮСШОР № 12 по спортивному ориентированию, Федерация спортивного ориентирования Нижегородской области и многие другие учреждения ежемесячно организовывают подобные мероприятия.
Галина Юрьевна, просьба ответить на такие вопросы: были ли вами инициированы законопроекты либо исходили ли от вас предложения о внесении изменений в действующее законодательство по каким-либо темам именно за время работы шестого созыва ЗСНО? Да, вы вернули в школы золотые медали, вы периодически упоминаете об этом в СМИ, но это все было в пятом созыве, есть ли смысл говорить об этом теперь? Каковы ваши заслуги сейчас? В чем ваша ценность, как депутата? Помогли ли вы кому-то за счет средств из своего депутатского фонда? Если да, то в чем состояла эта помощь?
Мое внимание сосредоточено на вопросах, касающихся реконструкции старых зданий школ и строительства новых. Также необходимо оказывать помощь тем школам, где требуется косметический ремонт. Мы с моими коллегами регулярно занимаемся мониторингом ситуации в сфере образования, обсуждаем проблемы и ищем пути их решения. Например, проблема многих школ – отсутствие современной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом.
С целью равного доступа обучающихся в Нижегородской области к мерам государственной поддержки, начиная с прошлого года я неоднократно инициировала обсуждение вопроса о возможности дополнить перечень категорий лиц, имеющих право на пользование спортивными сооружениями, находящимися в государственной собственности Нижегородской области и муниципальной собственности, для занятий физической культурой и спортом на безвозмездной основе, указанных в подпункте 11 части 1 статьи 13 Закона Нижегородской области от 11 июня 2009 года № 76-З "О физической культуре и спорте в Нижегородской области". Данный Закон в первоначальном варианте был принят для ограниченного круга школ. Работа продолжалась и наконец в 2018 году он принят для всех образовательных учреждений.
В июне этого года на заседании комитета по социальным вопросам мы вернемся к обсуждению создания Единых экзаменационных центров. После чего направим свои предложения по формированию законодательной инициативы в сфере развития образования в Государственную Думу РФ. Если концепция Экзаменационных центров будет принята, то выиграют все. В особенности, выпускники, которые смогут прицельно с профильных классов заниматься предметами, которые пригодятся им в дальнейшем.
Это будет важно и для тех, кто будет получать профессию и работать после окончания школы или продолжит обучение в средних специальных учреждениях или техникумах, что позволит нашей стране получить за короткий срок необходимый для промышленности и сельского хозяйства кадровый потенциал.
Отвечая на Ваш вопрос относительно депутатского фонда, сообщаю, что в 2017 году в мой адрес поступило 245 обращений от жителей и различных учреждений округа. Обращения касались вопросов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства дворовых территорий, материальной помощи и социально-бытовых вопросов.
Ни одно обращение не осталось без моего внимания, по каждому из них была проведена детальная работа, даны подробные разъяснения, подготовлены и направлены депутатские обращения, оказана непосредственная помощь. Наиболее частыми являются обращения по вопросам образовательной сферы, благоустройства территорий и просьбы оказать материальную помощь от малообеспеченных граждан. Большая часть фонда ушла на оказание помощи многодетным семьям, детям инвалидам и пенсионерам. Особенно я горжусь тем, что новые замечательные выставки в
в Нижегородском государственном художественном музее будут проходить на высочайшем уровне, в том числе и потому, что из моего фонда были выделены денежные средства на приобретение специального света для демонстрации произведений российского и зарубежного искусства.
Более подробную информацию о распределении денежных средств из фонда поддержки территорий можно получить перейдя по ссылке (http://www.zsno.ru/ru/deputat/350/) в отчете о проделанной работе депутата за 2017 год.
Комментарии