Культура и искусство

Интервью заместителя председателя правления Нижегородской организации Союза архитекторов России Арсения Чакрыгина в авторской программе Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга"

Биография

Арсений Чакрыгин родился 23 января 1982 года в Горьком. Окончил Нижегородский Государственный архитектурно-строительный университет. Свою карьеру он начинал вместе с отцом - Юрием Чакрыгиным. Многие проекты они разработали вместе. А.Чакрыгин является дипломантом международных архитектурных фестивалей и конкурсов.

В 2009 году А.Чакрыгин открыл Молодежную студию архитекторов "АрхиЛюди", которая объединила вокруг себя творческую молодежь. А спустя год, создал первый Нижегородский архитектурный портал www.archiludi.ru.

Является заместителем председателя правления Нижегородской организации Союза архитекторов России.

В 2011 году А.Чакрыгин стал лауреатом Государственной премии президента РФ для молодых деятелей культуры.

А.Чакрыгин женат, воспитывает дочь Арину.

Здравствуйте, в студии Роман Скудняков. В эфире программа "Без галстука". Этот человек про свое хобби сказал, что ему всего тридцать, а потому безумно хочется работать. У нас в гостях лауреат премии президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2011 года, архитектор Арсений Чакрыгин.

Добрый день.

Арсений, здравствуйте. Вы знаете, трудоголизм в наши дни является профессиональным заболеванием. В Японии, например, 500 человек ежегодно умирают только из-за того, что являются трудоголиками. А Вы как считаете — Вы живете для того, чтобы работать или работаете для того, чтобы жить? Как у вас это измеряется?

Я бы, конечно, хотел работать...

Для того, чтобы жить?

Нет, не совсем так... Во-первых, есть такой момент - трудоголизм - это очень хорошо, а фанатизм - это плохо.

А Вы трудоголик, но не фанатик.

Но не фанатик, потому что фанатизм он действительно...

А где грань?

А можно по своему здоровью все это отсматривать.

То есть, когда стремление работать ухудшает здоровье, то это просто трудоголизм... Следуя этой логике в Японии не трудоголики, а фанатики. Два условия для каждого участника нашей программы: мы общаемся без галстуков, Вы с этим условием достойно справились. И почему-то мне кажется, что Вы не так часто носите галстук.

Ну да, если мне приходится где-то одеться официально я без галстука.

А второе условие — это ответить на все без исключения вопросы нижегородцев, которые мы получили в программе. Принимается?

Конечно.

Тогда продолжаем. Существует предубеждение, что все творческие люди в школе плохо учились. А Вы этим предлогом пользовались, чтобы списать свои плохие оценки??

Знаете, я не буду лукавить, я не был отличником, в общем-то, я был хорошистом... В школе я был на уровне становления своих интересов, я предполагал, что я буду архитектором, но, как бы к этому не стремился. То есть, я занимался спортом, посещал различные кружки, художественные школы, а вот уже институт...

Тут проявили уже себя?

Да, тут проявил себя... Но, опять же мне было интересно исключительно по профильным предметам, то есть все, что связано с экономикой, схожими какими-то науками... Ну, я не скрываю, мне было не интересно, я не уделял этому много времени.

А, вот если бы Вы родились чуть пораньше, в махровые советские времена, как Вам кажется, Вы выросли бы в такую творческую профессию, творческого профессионала или вряд ли?

Думаю, что да. Просто это было бы в другом формате... Не в формате частных мастерских, а в формате государственного проекта, я бы пошел с удовольствием работать туда.

Вашей дочке исполняется один годик. Она пойдет по вашим стопам, как Вам кажется? Будете ли Вы на нее влиять в выборе профессии?

У меня нет опыта общения с детьми - это мой первый ребенок. Я вот не могу сказать, что я сделал тогда-то так-то, и это привело к тому-то. Но я думаю, что я буду за ней смотреть, присматриваться к тому, что она хочет и направлять, помогать.

Эксперты говорят, что талант закладывается у ребенка с рождения до двух лет. Не просмотрите!

Да, я ей буду предлагать, а она уже будет выбирать.

На последних курсах института Вы пошли в мастерскую отца. Вас папенькиным сынком не называли?

Ну, я этого не слышал... Да, в общем-то, это довольно распространенная практика... Нет, меня не называли так.

Нужно отдать должное моему отцу, он с ранних лет брал меня работать в мастерскую, давал мне возможность реализовываться и на крупных объектах... То есть, занимался архитектурой в полном смысле этого слова. Познавал, насколько это возможно... насколько это было профессионально в том возрасте, в котором я находился.

Рубрика "Без купюр" — короткие вопросы, короткие ответы. В Вашем офисе практически нет никаких излишеств. Даже вывески на мастерской нет. Это признак скромности или нехватки средств?

Нет, в первую очередь это, конечно, нехватка времени на оформление какими-то аксессуарами. То есть, у нас много работы и основное все время уходит туда... По поводу вывески… Это специфика определенная работы, то есть, нам не нужно привлекать людей с улицы... Реклама в нашей сфере бизнеса, в Нижнем Новгороде, она не работает, поэтому в вывеске просто нет смысла.

Нижегородская область известна своими масштабными проектами. Вот из последнего перечня: стадион для Чемпионата мира, Стрелка-сити, проект аквапарка. Некоторые считают, что деньги нужно тратить не на разработку такого рода новых прорывных проектов, а латать дыры в том, что есть. Дороги подремонтировать, дома... Что скажете?

Я считаю, что однозначно одно другому мешать не должно. То есть, город должен поддерживать то, что он уже имеет в хорошем состоянии, ну и все-таки расти. Такие глобальные проекты имеют место быть, они нужны, как мне кажется.

Насколько я знаю, Вы проектируете аквапарк на Мещере.

Да.

Что это будет и насколько это будет интересно для жителей?

Это многофункциональное здание. Конечно, основная функция - это аквапарк, ну, естественно, там должна быть гостиница, потому что аквапарк рассчитан на посещение не только нижегородцами, но и жителями области, других городов. Ну и сопутствующие функции: ресторан и так далее.

В этом году Вы стали лауреатом премии президента, помимо грамоты, диплома, Вам еще и полагается грант — 2,5 млн. рублей. Журналисты пытались уже Вас расколоть, на что Вы эти деньги потратите, и Вы не признались. Неужели до сих пор не определились?

Знаете, по этому вопросу я отвечаю так, что при вручении первой премии, президент сказал, что у каждого человека есть какие-то жизненные вещи, которые требуют финансовых вливаний. Ну, вот у меня тоже есть такие вещи...

Вы создали первый нижегородский архитектурный портал, где объединили молодых архитекторов. Скажите, вживую Вам уже не общается, все в интернет-пространстве?

Здесь опять же одно другому не мешает. Все началось с того, что мы молодежью начали собираться в Доме архитектора...

То есть как раз вживую?

Как раз вживую, началось все в 2009 году, в мае исключительно с этого. То есть, в этом году нам будет три года. Вот, и по прошествии какого-то времени, стало очевидно и для нас, и для многих других людей, что в интернете просто нет ресурса, который бы рассказывал нижегородцам об архитекторах. И поэтому решили пойти в интернет и родился сначала сайт "Студия", а потом уже идея, почему бы не сделать его первым нижегородским архитектурным порталом.

Как нижегородцы к этому отнеслись, есть ли интерес и, вообще, как они реагируют на то, что появляется, я имею в виду непрофессионалов? Или Вы ориентируетесь только на тех людей, которые профессионально занимаются архитектурой?

Ну, в первую очередь, конечно, на профессионалов, но хотелось бы, чтобы сайт посещали люди, которым просто интересна эта тема. Потому что помимо полного перечня нижегородских мастерских, там есть информация о мероприятиях, которые организуют архитекторы, в которых участвуют архитекторы, какие-то интересные проекты нижегородских архитекторов. То есть все, что связано с нижегородскими архитекторами, можно на этом сайте узнать.

Как сделать город красивым для жизни? Вот основной вопрос, который задают себе руководители разного уровня, ну и нижегородцы тоже хотят жить в красивом городе. Много меняется, безусловно, появляются новые красивые здания, кому-то они очень нравятся, кому-то не очень... А в исторической части города, много вопросов возникает, например, относительно "Лобачевский plaza". Некоторые считают, что он слишком сильно освещает во все цвета радуги окрестные дома, вот такое даже есть мнение в интернете. Как Вы вообще относитесь к идее сделать исторический центр в Нижнем Новгороде зоной свободной от современной застройки?

Современная застройка, я не совсем понимаю, почему люди ее так пугаются. То есть, современная застройка она ведь может быть разной. Все новое оно... вот почему-то в Нижнем оно, как правило, отторгается, я не понимаю почему.

Это только в Нижнем такая тенденция или во многих городах страны происходит?

Я думаю, что это происходит во многих городах страны, но вот в Нижнем Новгороде, так как я здесь живу и работаю, я вот с этим столкнулся сам и по своим проектам...

Может, это просто недостаток информации у людей?

В первую очередь, это действительно недостаток информации. Мало того, что недостаток, но иногда еще идет и некорректная интерпретация. То есть, информация, которой на самом деле нет, она выдается за действительность. Вот здесь начинаются уже противоречия и какие-то несогласия.

Вы ведь не считаете, что "Plaza" - это здание, которое уродует?

Нет, ни в коем случае.

А есть ли здания, которыми Вы если не восхищаетесь, то, как минимум, считаете интересными архитектурными решениями в Нижнем Новгороде.

Да, такие здания есть. Мне очень нравятся два объекта одной мастерской на улице Фрунзе, это более старший объект — Здание налоговой и вот новое, к сожалению, пока еще недостроенное здание — офисный центр хороший... Их много, на самом деле, я может быть, сейчас какие-то не вспомню, но здания однозначно есть.

А есть те, которые Вас раздражают?

Понимаете дело в том, что я смотрю на объект с профессиональной точки зрения и я могу видеть там то, что произошло иногда не по воле архитектора. То есть, если зритель на улице воспринимает это как то, что вот придумал архитектор и построил, то я могу видеть, то из-за чего произошло какие-то нарушения, какие-то строительные ошибки. Они не всегда по вине архитектора происходят.

Вопрос от жительницы Евгении Торжковой: "Что может быть уродливей и омерзительней многоэтажных "коробок" и "свечек"? В верхних Печерах недавно строй типовых "свечек" поставили, уродство ведь. Неужели массовое строительство должно обезображивать облик города?"

Я не совсем понимаю о каких конкретно высотках тут речь идет. Там их много. Социальное жилье, оно может быть разным. Вот, например, у нас была в свое время задача в Верхних же Печерах спроектировать социальный 18-ти этажный жилой дом. Я считаю, что мы там подошли не как к проектированию коробки, а именно, попытались в тех узких рамках социального жилья сделать что-то интересное.

Хорошо. Задача архитектора не просто спроектировать здание, но и гармонично вплести в живой мир самого города. В Москве сейчас серьезно рассматривают возможность переноса офисов за МКАД. Ряд экспертов считают эту идею сомнительной — так пробок становится только больше из-за того, что появляются так называемые "встречные потоки", ведь теперь люди движутся не только в центр, но и на периферию. Скажите, если у нас активно будет обсуждаться эта идея переноса ряда административных зданий, офисов из центральной части города на периферию в какой-нибудь новый микрорайон, насколько это может быть удобно с точки зрения планирования пространства города в целом?

В нашем городе, я считаю, что это вполне может быть, потому что сравнивать нас с Москвой, наверное, не совсем правильно, потому что Москва - это огромный мегаполис. Наш же город, по крайней мере, центральную его часть без учета пробок можно объехать за 10-15 минут. Поэтому вполне возможно.

Рубрика "На острие" - самые острые вопросы нижегородцев. Ольга Крапоткина, молодая мама: "Гуляя с коляской, не перестаю удивляться — мало, где сыщешь низкие тротуары, неглубокие канавки, ливневые канализации, съезды и пандусы. Когда у нас научатся строить по-другому, не монументально и масштабно на века, а для людей?"

На самом деле, я полностью согласен. Потому что у меня самого маленький ребенок...

То есть Вы столкнулись с этим?

Я столкнулся с этой проблемой, но проектируя все объекты, я могу сказать точно, что мы эти мероприятия закладываем. Где они теряются в момент от проектирования до сдачи объекта, вот это надо искать.

Может быть, речь идет о тех объектах, которые сдавались давно? Потому что вряд ли можно за пять, за десять лет исправить всю инфраструктуру, которая формировалась десятилетиями...

Может быть.

Ксения Лоскутова, Советский район: "В эти дни на Нижегородской ярмарке в десятый раз проходит архитектурно-строительный форум. Форум проходит ежегодно, но судя по качеству современного строительства, многие новинки остаются лишь выставочными экспонатами. Как соединить теорию с практикой?"

Ну, начнем с того, что все новинки, конечно, стоят дорого и внедрить их сразу сложно... Убедить заказчика применять какие-то современные технологии довольно трудно. Здесь должна быть работа с регламентами. Если касаться исторической части города, то я считаю, что в обязательном порядке должно быть прописано какие материалы должны там применяться. То есть, конечно, их много, они дорогие, и убедить заказчика спроектировать здание не в штукатурке, допустим, а в каком-то камне интересном с деталями, на это должны быть какие-то регламенты.

В прошлом году большая часть форума была посвящена, действительно, строительной части, наверное, а не архитектурной и больше всего было представлено информации по малоэтажному строительству. Кстати, Нижегородская область считается одним из лидеров по малоэтажному строительству. Вы согласны с тем, что нижегородцы все больше и больше предпочитают жить в коттеджах, а не в квартирах или, на Ваш взгляд, нам еще рановато до этой мысли?

Нет, я полностью согласен. Многие мои друзья, я знаю, даже если не 100%, то 90% из них хотят жить за городом.

Готовы терпеть пробки, ехать на работу, но жить на свежем воздухе. Большое ли количество таких вот коттеджных поселков может появиться в ближайшее время вокруг Нижнего Новгорода?

Места есть, поселков запроектировано очень много. Другое дело, дойдет ли там до реализации.

То есть нужны инвестиции...

Да.

И инфраструктура.

Инфраструктура.

А насколько это все может быть доступно, все-таки, наверняка, коттеджное строительство будет значительно дороже, чем покупка квартиры или нет?

На самом деле доступно. Совсем недавно, не буду называть какой поселок, но в нем дом с участком стоит три миллиона рублей, сопоставимо с однокомнатной квартирой в верхней части города.

То есть, вариант, к которому реально можно присмотреться, и который может быть очень серьезной альтернативой для тех, кто все-таки решится ездить в центр города с небольшими задержками. Егор, студент: "Нигде в нашем городе невозможно найти удобной скамейки с реечками не врезающимися в мягкое место и нормальной приличной урны. Почему надеются, что эти антивандальные уродины не разобьют и не украдут? Что мешает делать красивые вещи, чтобы их не хотелось уродовать?"

Вопрос о красивых вещах. Во-первых, нужно обязательно привлекать профессионалов, чтобы все не решалось на уровне людей, которые не умеют этим заниматься, доверять профессионалам, ставить перед ними конкретные задачи. Это, в центре, я считаю, должен быть малый архитектурный форум, который не только для удобства, а для воспитания, скажем, каких-то эстетических моментов. То есть, нужно приучать к этому, не жалеть деньги...

Вопрос читателя газеты "Аргументы и факты. Нижний Новгород". Александр Витальевич, автомобилист: "До сих пор при определении площади под стоянку исходят из того, что автомобили есть только у 30% квартир. Не пора ли взглянуть реальности в лицо и принять уже норматив 100%?" Ну, речь идет о новых домах, которые строятся.

На самом деле 30%, конечно, мало, мы уже закладываем гораздо больше сейчас, на данный момент.

Но не 100?

Нет, не 100.

Ведь у нас никто не хочет ставить у соседнего дома, все стараются у своего подъезда машину поставить. Например, сегодня с утра вышел из дома, обратил внимание, что есть несколько мест свободных чуть подальше, но всем обязательно нужно к подъезду, прямо на газон поставить.

Есть такой момент.

Как с этим бороться?

Ну, смотря в какой части города. Если это спальные районы, то конечно, в основном, там не такая плотная застройка и площадки под парковки должны быть не подземные, а открытые, там есть место. Если говорить про центр города, то здесь однозначно нужны какие-то многоуровневые парковки.

Формула успеха. Известный художник Винсент Ван Гог руководствовался таким правилом: "Если Вы слышите внутри себя голос: "Ты не можешь рисовать!" - рисуйте, во что бы то ни стало, пока голос не стихнет". А какова Ваша формула успеха?

Моя формула успеха... В первую очередь, нужно любить свою профессию, отдавать ей максимум времени, учиться. Стараться чувствовать то место, где ты работаешь...

После работы свободное время остается? На семью, близких и спорт.

Свободное время остается, но профессия архитектор, она настолько специфична, что выйдя за границы офиса, я не перестаю думать. Любой профессиональный архитектор не перестает думать о своей работе.

Оценивая объекты, смотря на ошибки...

Оцениваю объекты. Иногда даже ночью могу проснуться от того, что в голову пришла какая-то идея.

Когда Вы гуляете по городу, у Вас возникает больше позитивных или негативных эмоций?

Я вообще человек позитивный, поэтому у меня больше позитива. Не все идеально, понимаете, не каждый объект можно сделать идеальным.

Важная рубрика. Если правильно ответите на наш вопрос, получите вот такую книгу — "Нижегородская книга рекордов и достижений". Непростая задача для участников программы "Без галстука". Не у всех, мягко говоря, получается правильно ответить на наш вопрос. Или "Прогулки с бабушкой по Нижнему Новгороду", интересные книжки-раскраски, я думаю, вам понравится, с дочкой сможете позаниматься. Итак, сам вопрос. Какое здание "исчезло" с лица Москвы в первые дни Великой Отечественной войны и есть четыре варианта ответа: Останкинская телебашня, Кремль, здание МИД или здание МГУ.

МИД.

МИД? Почему Вам так кажется?

Потому что, насколько я помню, все остальные сейчас стоят. Хотя я его видел, конечно, в Москве, проезжал мимо него...

Ну, заново отстроили, может быть. Хотя вопрос-то с подвохом.

Вроде, не одно из них получается не исчезло...

Нет, что-то исчезло точно.

Ну, здесь я могу только пойти путем перебирания.

Так... Все-таки Ваш вариант?

Ну, оставлю тот же. Здание МИД.

За первые 30 дней войны именно это здание исчезло с лица Москвы. Наверное, фашистские асы были немало удивлены тем, что их карты врут и они не могут обнаружить… Московский Кремль. Все дело в том, что по плану маскировки, звезды на башнях и кресты на соборах зачехлили, а купола соборов, стены и крыши перекрасили. По всему периметру кремлевской стены и на Красной площади построили трехмерные макеты жилых построек, за которыми не просматривались зубцы. Вот так. А подвох был в том, что глагол "исчезать", мы использовали в необычном контексте. Кремль! Ну что ж, ничего страшного. "Прогулки с бабушкой", книжка, которую Вы получаете от программы.

Спасибо.

Спасибо за участие в программе, передаю Вам вопросы нижегородцев, на которые мы с Вами не успели ответить, для того, чтобы Вы ответили на них лично.

Спасибо большое.

Спасибо. Успехов Вам, ну и чтобы творения Ваши и Ваших коллег приносили радость всем нижегородцам, ну и самое главное — ощущение комфорта в нашем родном, любимом Нижнем Новгороде.

Спасибо.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по средам в 22.50 мск., повтор программы по пятницам в 10:35 мск. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по воскресеньям в 19:00 мск. Полная версия – на сайте информационного агентства "НТА-Приволжье".


Регион: Н. Новгород

Все новости раздела «Культура и искусство»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
04 мая