Экономика. Бизнес

Нижегородский Роспотребнадзор в июне начал преследование банков за нарушение законодательства при выдаче кредитов - газета

Нижний Новгород. 6 июля. НТА-Приволжье - Территориальное управление Роспотребнадзора по Нижегородской области в июне начало преследование банков за нарушение законодательства при выдаче кредитов. Об этом сообщают "Ведомости". Нижегородский Роспотребнадзор принял эстафету от уральских коллег и начал свою антибанковскую кампанию в пользу заемщиков. Нижегородцы расширили и список банков, и перечень претензий. Банкиры, как и раньше, будут оспаривать наложенные штрафы в суде. Об этом заявили “Хоум Кредит & Финанс Банк” и Росбанк. С подачи обиженных заемщиков Роспотребнадзор исследовал их взаимоотношения с банками и в конце июня наложил штрафы по 10 тыс. рублей на “Хоум Кредит & Финанс Банк” (ХКФБ) и Росбанк. По закону “О защите прав потребителей” платеж считается произведенным с момента, когда заемщик реально внес деньги. Как пояснила замначальника отдела нижегородского управления Роспотребнадзора Светлана Назаркина, банки считают по-другому: исчисляют срок с момента поступления денег на их счет. При этом за задержку ежемесячного платежа ХКФБ взимает от 300 до 800 рублей в день, а Росбанк — 0,5% в день от суммы просроченного платежа, сообщила Назаркина. А по Гражданскому кодексу в случае нарушения заемщиком сроков возврата кредита банк может потребовать досрочно возвратить всю оставшуюся сумму, никаких других санкций, кроме взыскания долгов по суду, закон не предусматривает. По словам Назаркиной, ХКФБ также установил ежемесячную плату за предоставление кредита — 1,99 % от суммы займа, нарушив закон о банках и банковской деятельности. По закону кредитные организации размещают привлеченные денежные средства за свой счет. Наконец, при досрочном погашении кредита Росбанк взимает комиссию в размере 2% от всей суммы кредита (нарушение ГК), а ХКФБ прописал в кредитном договоре условие о разрешении разногласий в суде по месту расположения офисов банка в Москве (нарушение закона “О защите прав потребителей”), завершила Назаркина перечень предъявленных Роспотребнадзором претензий. Управление Роспотребнадзора ведет административное расследование по аналогичным нарушениям в отношении банка “Русский стандарт” и Сбербанка РФ, сказала Назаркина. Рассмотрение протоколов назначено на 16 и 17 июля. Она также сообщила, что 21 июня управление обратилось с иском в областной арбитражный суд на нижегородский филиал Альфа-банка: контролеры выявили случаи нарушения ГК, когда банк при предоставлении кредита не заключал письменный договор, а довольствовался заявкой от заемщика. Банки не согласны с этими претензиями и намерены обжаловать их в суде. Начальник отдела нижегородского филиала Росбанка Елена Сеничкина приводит аргументы: по ГК банк вправе обратиться в суд о взыскании задолженности с заемщика в случае ее просрочки, однако не обязан это делать. Существует также как законная, так и договорная неустойка, которую банк прописывает за просрочку оплаты долга. Что касается комиссии за досрочное погашение кредита, то ГК предусматривает договорные порядок и сроки его выплаты и обязанность принять заем раньше в кодексе не прописана. ХКФБ тоже обжалует решение Роспотребнадзора, сказала начальник управления стратегических коммуникаций банка Наталья Докучаева. В Альфа-банке до рассмотрения суда иск не комментируют. Первая волна судебных разбирательств между банками и Роспотребнадзором — в течение 2006-2007 гг. — касалась еще и введенной банками платы за обслуживание ссудного счета. Судебная практика, связанная с делами в сфере потребкредитования, неоднозначна. В Свердловской области ХКФБ в октябре 2006 г. проиграл иск, оспаривая штрафные санкции Роспотребнадзора по поводу платежей за обслуживание счета, комиссии за досрочное погашение кредита и штрафов за просрочку платежей. А “Русский стандарт” весной 2007 г. два таких же дела в московском арбитраже и Басманном суде Москвы выиграл. Партнер юридической фирмы “Яковлев & партнеры” Игорь Дубов считает, что по нижегородским эпизодам у банков есть шанс оспорить практически все претензии, кроме установления подсудности: заемщик может подать иск в любом месте. Что касается взимания комиссии за досрочное погашение кредита, то оно допускается с согласия банка, который идет навстречу потребителю и компенсирует свои потери, говорит юрист. По словам руководителя отдела по связям с общественностью Волго-Вятского банка (ВВБ) Сбербанка РФ Александра Вишнякова, из всего их кредитного портфеля в 200 млрд руб. на долю просроченных кредитов физлицам приходится менее 0,5%. Это, подчеркнул Вишняков, очень невысокий показатель, поскольку банк тщательно проверяет заемщиков. По информации аналитика ИК “Финам” Владимира Сергиевского, просроченная задолженность по потребкредитам за прошлый год у “Русского стандарта” составила 4,6%, у ХКФБ — 14%. По данным ГУ ЦБ РФ Нижегородской области, на 1 января 2007 г. по области объем кредитов физлицам составил 41,85 млрд. руб., задолженность по кредитам за 2006 г. — 36 млрд руб. (168% к уровню 2005 г.). С начала года в управление Роспотребнадзора по Нижегородской области от граждан поступило 26 жалоб на действия банков. Как сообщалось ранее, Генеральная прокуратура РФ в конце июня – начале июля направила поручения руководителям Центрального банка России, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по финансовому мониторингу провести проверку ЗАО "Банк Русский стандарт" для принятия соответствующих мер по защите прав граждан в сфере потребительского кредитования. Генпрокуратура инициировала проверку в связи с многочисленными обращениями граждан о нарушениях их прав при заключении договоров потребительского кредитования с банковскими организациями. Наибольшее количество обращений связано с деятельностью банка "Русский стандарт" при оказании услуги кредитования физических лиц. Гражданам по почте рассылаются кредитные карты с предложением их активации по телефону на выгодных условиях. При этом полная и достоверная информация о предоставляемой услуге и последствиях её заключения до потребителя не доводится, а реальная процентная ставка за пользование кредитом оказывается в несколько раз выше заявленной, говорится в сообщении. Также на потребителя возлагается обязанность по открытию банковского счета, за обслуживание которого взимаются дополнительные платежи, вводятся штрафные санкции за пропуск очередного платежа по погашению кредита, комиссия за кассовое обслуживание и т.д. Указанные действия приводят к возникновению у потребителя значительных задолженностей. Регион: Н. Новгород

Все новости раздела «Экономика. Бизнес»

Банковская гарантия выдана на возведение Дворца водных видов спорта в Чебоксарах
Банковская гарантия выдана на возведение Дворца водных видов спорта в Чебоксарах Регион: Чувашия
Количество операций с банковскими картами в Удмуртии выросло на 5% Регион: Удмуртия
«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Росбанка на уровне ruААА
«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Росбанка на уровне ruААА Регион: Нижний Новгород
Шумерлинский завод реализует инвестпроект с помощью займа ФРП Чувашии Регион: Чувашия Девять участников ОПГ в Чувашии осуждены за серию банковских мошенничеств Регион: Чувашия Более 540 ИТ-кредитов на покупку жилья одобрено в Башкирии с начала года Регион: Башкирия Любитель онлайн-казино использовал телефон подруги для оформления кредитов на её имя Регион: Пермь
Росбанк представил функцию распознавания документов для корпоративных клиентов
Росбанк представил функцию распознавания документов для корпоративных клиентов Регион: Нижний Новгород
«Росбанк Дом» и Сравни первыми запустили получение решения по ипотеке за минуты
«Росбанк Дом» и Сравни первыми запустили получение решения по ипотеке за минуты Регион: Нижний Новгород
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
10 мая