Преподавание основ православной культуры в РФ не должно быть похожим на проповедь – профессор Кураев
Нижний Новгород. 14 августа. НТА-Приволжье - Профессор Московской Духовной академии и семинарии, диакон Андрей Кураев считает, что в российских школах целесообразно ввести предмет "Основы православной культуры" (ОПК), но его преподавание по стилю не должно быть похожим на проповедь.
Об этом он заявил в ходе интернет-конференции, организованной проектом "Медиакратия".
По словам А.Кураева, опросы показывают, что большинство родителей и детей хотят, чтобы церковь присутствовала в школах. На сегодняшний день, по его мнению, существует три варианта решения этого вопроса.
Первый вариант – преподавание Закона Божьего в соответствии с законодательными нормами о свободе совести и вероисповедания, на добровольной, факультативной основе. "Признаюсь, что для церкви и для страны этот вариант не интересный. Получается, что в школах мы будем встречаться с теми, с кем мы встречаемся и в храмах", - отметил А.Кураев.
Вторым вариантом, по его словам, может стать преподавание истории религий. Однако, отметил профессор, этот предмет, скорее всего, будет преподаваться только в старших классах, а школьники в этом возрасте "отличаются подростковым максимализмом, который легко может перейти в подростковый нигилизм". Также один из проблемных вопросов связан с написанием учебника по истории религий и подготовкой преподавателей. По мнению А.Кураева, существующие учебники по истории религий - это "нечестные учебники, которые однобоко освещают историю развития и становления различных вероисповеданий". Предмет "История религий" более уместен в вузах или элитарных школах, считает профессор.
В качестве третьего варианта А.Кураев предложил начать преподавание в школах собственно основ православной культуры. При этом он подчеркнул необходимость избежать критики других вероисповеданий и сделать так, чтобы урок не был похож на проповедь. "Необходимо найти культурологическую, экскурсионную интонацию для разговора о православии, а не проповедь, не религиозное обучение. А по формуле "посмотрите налево, посмотрите направо" - познакомить человека с внутренней логикой православного мира, как человек православных убеждений воспринимает мир, какова логика его поступков", - считает гость Интернет-конференции.
"Предмет ОПК должен говорить о человеке, чтобы подросток узнал себя и свои проблемы. Признаюсь, что в моем понимании высшая задача ОПК – это описать мир православия таким, чтоб ребенок сказал: "Я хочу, чтоб этот мир стал моим", но чтобы это был без капкана. Без слов "наш Господь", "наша вера", "дети помолились, дети попостились" - вот без этого", - добавил он.
При этом А.Кураев признает, что школа к подобному преподаванию ОПК пока не готова, в частности, нет квалифицированных в этом вопросе кадров. "Но это не означает, что не нужно ничего делать. Необходимо чтоб учебник по ОПК был настолько хорошим, чтобы "дурная Марь-Иванна" не смогла его испортить", - заявил он.
При этом профессор отметил, что в школах, по его мнению, целесообразно преподавать два предмета – историю религий и ОПК. Также он заявил, что выступает за контроль государства над потоком религиозной информации в школах.
Уважаемые читатели! Следить за наиболее важными публикациями «НТА-Приволжье» можно в
Комментарии