Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Руководитель аппарата комитета Законодательного Собрания по вопросам государственной власти области и местного самоуправления Дмитрий Степанов в рамках интернет-конференции отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема интернет-конференции: "Совершенствование законодательства Нижегородской области об административных правонарушениях"

Вопросы Дмитрию Степанову можно присылать до 15 сентября.

Задать вопрос

Михаил

Добрый вечер.
Можно ли узнать, сколько составляет штраф за складирование мусора у входной двери? Есть ли вообще такой штраф? В любом случае, какая ответственность предусмотрена за складирование мусора около своей же двери? Соседям бы сказать...

Здравствуйте, Михаил,
Жилищный кодекс РФ в статье 30 налагает на собственника квартиры бремя содержания данного помещения и общего имущества в многоквартирном доме, а также обязанность соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества.

В соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 наниматель жилого помещения в качестве пользователя жилым помещением обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены также Правительством РФ от 13.08.2006 № 491, где предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10) при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается  захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Вполне также вероятно, что подобные действия могут нарушать и многочисленные требования пожарной безопасности (см. правила противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

В связи с этим, в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, это статья 6.4 "Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта", статья 7.21. "Нарушение правил пользования жилыми помещениями", статья 20.4. "Нарушение требований пожарной безопасности".
На основании п.п. 13, 16 указанных выше правил № 491 управляющей многоквартирным домом организацией возможно также понуждение в судебном порядке собственника жилых помещений принять меры (мероприятия) по устранению захламления, загрязнения и по возмещению причиненного ущерба общему имуществу дома.

Применение конкретного вида ответственности контролирующими органами конечно зависит от характера и содержания действий нанимателя или собственника жилых помещений загрязняющих, захламляющих общее пространство.

Иван

Здравствуйте, подскажите, всегда ли наше Заксобрание, да и вообще парламенты любых субъектов России должны принимать те законы, которые принимает Госдума и Федеральное собрание? Всегда ли нужно приводить наши областные законы в соответствие с федеральными? И почему? Зачем тогда нужны региональные парламенты, если они настолько безвольны...? (риторический вопрос)

Здравствуйте, Иван,
задаваемые Вами вопросы относятся к основам государственного устройства нашей страны. Поскольку Россия является федеративным государством, то это предполагает разделение компетенции между федеральным центром и субъектами Федерации. Обращу Ваше внимание, что основные вопросы, которые находятся в полномочиях тех и других органов власти закреплены в Конституции Российской Федерации. Полномочия реализуются, в том числе, путем принятия федеральных законов и других правовых актов. При этом еще одним принципом федерации является верховенство нормативных актов Федерации (принятыми в пределах ее компетенции) над актами региональными. В противном случае это бы дестабилизировало жизнь в государстве.

Компетенция субъектов РФ достаточно обширна, однако и она ограничена. Федеральные законы, как правило, устанавливают общие правила, основы, а регионы – особенности применения. Согласитесь – регулировать все и вся из центра невозможно, особенно для нашей страны с многочисленными территориальными, климатическими, национальными и т.п. различиями. Примером такой особенности является и тема сегодняшней конференции – Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях. Он устанавливает отсутствующую в федеральном Кодексе ответственность за нарушения норм законов и иных правовых актов Нижегородской области как субъекта РФ, а также нормативных актов муниципальных образований области.

Иногда регионы опережают в правовом регулировании Федерацию, отвечая на потребность общества, своих жителей. Так, до принятия федеральных законов в Нижегородской области появились нормы об участии граждан в охране общественного порядка (дружинниках), об оказании бесплатной юридической помощи, об ограничении оборота бывших в употреблении средств сотовой связи, о праве законодательной инициативы граждан (которой кстати нет на федеральном уровне) и т.д.

Катерина

Мой вопрос про закон о тишине.
Есть ли какие-то меры наказания для нарушителей в дневное время, живем в новом доме, постоянный ремонт со всех сторон, уложить спать ребенка просто невозможно! Есть ли штрафы для таких соседей?

Добрый день, Катерина,
Законодательным собранием Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 01.04.2015 № 44-З "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Нижегородской области".

Установленные им требования к обеспечению тишины распространяются на следующие периоды времени:
-с 22:00 до 7:00 (с понедельника по пятницу включительно);
-с 23:00 до 10:00 (суббота, воскресенье и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни);
-с 12:30 до 15:00 ежедневно, а в отношении отдельных действий (например, не отключение автосигнализации) – круглосуточно.

За нарушение указанного Закона предусмотрена ответственность статьей 2.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от 500 до 2 тыс.рублей.

Иван М. Балахна

Добрый день.
Как можно привлечь к ответственности владельцев питомцев, которые выгуливают своих животных около жилых многоэтажек и не убирают за ними? Сколько составляет штраф?

Здравствуйте, Иван,

Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях (в статье 2.2) предусмотрена ответственность за нарушение  правил содержания  домашних  животных  на  территории  Нижегородской  области в виде вынесения предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от 500 до 3 тыс. рублей; на должностных лиц - от 5 до 10 тыс. рублей; на юридических лиц - от 20 до 30 тыс. тысяч рублей.

Сами правила, содержащие все обязанности владельцев домашних животных, утверждены правительством Нижегородской области от 23.08.2013 № 583 "Об утверждении Временных правил содержания домашних животных на территории Нижегородской области".

Обращаться за составлением протокола следует в местную администрацию муниципального образования либо в комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области.

Евгений М.

Доброе утро.

Сейчас активно и много говорят об открытости власти, о диалоге СМИ и власти. Я являюсь сотрудников другого СМИ, не "НТА", но тем не менее, мне очень интересно, по Вашему мнению, 7 дней для ответа на редакционный запрос - это много или более чем достаточно? Возможно ли на территории Нижегородской области принять закон о более сжатых сроках? И самое главное - предусмотрена ли административная ответственность для органов власти за слишком долгий ответ редакции?? Спасибо, жду Вашего ответа.

Здравствуйте, Евгений,
Закон РФ "О средствах массовой информации" относит решение данных вопросов к компетенции Российской Федерации. Относительно самого 7-дневного срока, с одной стороны, СМИ должны получать и распространять информацию оперативно – в этом предназначение современных СМИ. С другой стороны, редакционные запросы и так находятся в преимущественном положении по сравнению с запросами граждан, организаций (30 дней), и даже на парламентский запрос Государственной Думы установлен 15-дневный срок ответа.

При этом Вы правильно обращаете внимание на тенденцию к открытости органов власти. И без специальных запросов достаточно много информации о деятельности органов власти теперь стало размещаться на официальных сайтах в сети Интернет. Причем требования к этому предусмотрены на уровне федеральных законов (например, Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и др.). Практикуются также различные формы диалога с населением, СМИ, где информацию можно получить оперативно. Периодически проводимые представителями Законодательного Собрания интернет-конференции, тому подтверждение.

Что касается ответственности, то согласно статье 61 Закона РФ "О СМИ" отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой редакцией информации могут быть обжалованы (оспорены) в судебном порядке. Вместе с тем, судебная практика указывает на возможность применения в данном случае норм и вышеуказанного Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ. А вот уже за его нарушение имеется, например, статья 5.39. КоАП РФ "Отказ в предоставлении информации", а также множество специальных статей, предусматривающих административную ответственность за непредставление разного вида информации, сведений, документов и т.п.

Ирина Викторовна Д.

Дмитрий Владимирович, добрый день! Какие изменения планируется внести в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях для усовершенствования экологического и природоохранного законодательства региона?

Добрый день, Ирина Викторовна,
Нижегородская область входит в число немногих регионов, где природоохранное законодательство динамично развивается. На контроле депутатов профильного комитета Законодательного собрания находится и своевременное внесение поправок в главу 5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

Последние изменения в этой сфере были приняты Законодательным собранием на заседании 25 августа с.г. (Закон Нижегородской области от 30.08.2016 № 116-З). Среди них – расширение ответственности за нарушение требований в сфере охраны озелененных территорий области, в частности, совершение действий, влекущих уменьшение площади фактически озелененной территории общего пользования (например, в парках) до значений ниже норматива минимальной площади фактически озелененной территории.

С полным текстом указанного закона области Вы можете ознакомиться на сайте Законодательного собрания (http://www.zsno.ru), где через раздел "Законопроекты и проекты постановлений Законодательного Собрания" всем гражданам открыт доступ к системе обеспечения законодательной деятельности Законодательного собрания - АИС "Законопроект".

Алексей

Дмитрий Владимирович, здравствуйте,
недавно региональный парламент принял закон, отменяющий так называемую "двухглавую" систему местного самоуправления в Нижегородской области.

Правильно ли я понимаю, что нормы данного закона начинают действовать только в том случае, если действующий глава муниципального образования прекратил свои полномочия? Например, досрочно покинул свой пост.

То есть в большинстве муниципальных районов и городских округов по новой "одноглавой" системе формирование местных органов власти пройдет в 2020 году? т.к. крупная муниципальная избирательная кампания прошла в прошлом году.

Заранее спасибо.

Уважаемый Алексей,
данный вопрос также не по теме конференции. Вместе с тем, вывод изложенный в Вашем вопросе верен. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при изменении законами субъекта РФ порядка избрания главы муниципального образования, что и произошло в данном случае, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта РФ.

Это может случиться либо по истечении срока полномочий, на который были избраны действующие главы муниципальных образований, либо в случае досрочного прекращения их полномочий. Вышеуказанная норма является универсальной и часто применяемой в законодательстве гарантией, обеспечивающей стабильность осуществления местного самоуправления органами публичной муниципальной власти.

Михаил

Добрый день!
Скажите, а правда что в ближайшее время существуют планы по преобразованию Кстовского муниципального района в городской округ?
И вообще, что для этого необходимо? Какие процедуры (голосование в представительных органах, референдум, принятие закона, решение губернатора и т.д. и т.п.), сроки и др.?

Уважаемый Михаил,
данный вопрос не по теме конференции и очень многогранный. В рамках сегодняшнего общения развернуто ответить на него не представляется возможным. В общем можно сказать, что любое преобразование муниципальных образований регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 13). Суть преобразования заключается в объединении всех городских и сельских поселений, входящих в состав района, в единое муниципальное образование и наделение его статусом городского округа. Необходима инициатива такого преобразования с мест, поддержанная населением и решениями представительных органов района и всех поселений.

С учетом этих мнений готовиться (как правило Земским собранием района) соответствующий законопроект, который рассматривается Законодательным собранием, принимается в форме закона. После подписания закона губернатором, опубликования и вступления в силу данного закона муниципальный район считается преобразованным в городской округ. По опыту предыдущих подобных преобразований (а их состоялось уже девять) данная процедура занимает семь-девять месяцев.

Жангир

Здравствуйте, Дмитрий,

Владимир Путин подписал закон "Об основах системы профилактики правонарушений России", вводящий понятие "антиобщественное поведение".

Логично предположить, что этот закон распространяется и на наш регион. Хотелось бы узнать какое оно "антиобщественное поведение" и что под него подпадает? Какой штраф за "антиобщественное поведение" будет введен в Нижегородской области?

Здравствуйте, Жангир,
отрадно видеть, что Вы заинтересованы этой темой и следите за последними изменениями федерального законодательства в этой сфере. В современной истории России впервые принят долгожданный нормативный акт в форме федерального закона, который определяет единые для всех основы профилактики правонарушений для всей страны и, естественно, для Нижегородской области. Указанный федеральный закон вступает в силу только 21 сентября с.г. и дано 3 месяца регионам для принятия своих нормативных актов. В настоящее время в Законодательном Собрании совместно с заинтересованными ведомствами обсуждаются вопросы его реализации в нашем регионе.

В первую очередь нам необходимо привести в соответствие принятый в 2012 году раньше федерального документа Закон Нижегородской области "О профилактике правонарушений в Нижегородской области".
Выработка профилактический мер в отношении лиц с "антиобщественным поведением" один из самых сложный вопросов, поскольку, такие действия не влекут за собой административную или уголовную ответственность, которую достаточно просто формализовать в уголовном или административном кодексе. Такие действия нарушают общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц (так указано в федеральном законе), что всегда субъективно и индивидуально. Главную роль здесь, полагаю, должны "сыграть" те органы, которые будут наделены законом области вести индивидуальную профилактическую работу (например, комиссии по делам несовершеннолетний, уполномоченные органы исполнительной власти, различные социальные службы и т.п.).

Что касается ответственности за "антиобщественное поведение", то в соответствии с федеральным законом скорее следует говорить не об ответственности, а о мерах профилактики, таких как профилактическая беседа, объявление официального предостережения о недопустимости таких действий и т.п., а также о так называемых специальных мерах профилактики (будут указаны только в федеральном законодательстве).

Афанасий

Добрый день,
в настоящее время активно обсуждается вопрос о продаже алкоголя подросткам, особенно в День знаний. Можно узнать, каков размер штрафа для подростков (до 18 лет) и для продавцов (и ИП) сейчас и не планирует ли ЗакСо повысить его в ближайшее время? Спасибо.

Добрый день, Афанасий,
действительно, совершенствование административной ответственности за незаконную продажу алкоголя происходит постоянно как на федеральном, так и на областном уровне. Обращу Ваше внимание на то, что несовершеннолетним (до 18 лет) уже запрещена продажа алкогольной продукции вне зависимости от места и времени суток. Такой запрет установлен на федеральном уровне. Соответственно и ответственность прописана в федеральном Кодексе об административных правонарушениях (статья 14.16).

Согласно последним внесенным в статью изменениям для тех кто продаст подростку такую продукцию предусмотрен штраф для гражданина от 30 до 50 тыс. рублей; для должностных лиц (включая ИП) - от 100 до 200 тыс. рублей; для юридических лиц - от 300 до 500 тыс. рублей. При этом к ответственности можно привлекать за каждый выявленный факт продажи. Более того, неоднократная продажа алкоголя несовершеннолетнему может повлечь и уголовное наказание по статье 151.1 УК РФ. Таким образом, согласитесь, применяемое в настоящее время наказание достаточно весомо.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
19 апреля