Руководитель аппарата комитета Законодательного Собрания по вопросам государственной власти области и местного самоуправления Дмитрий Степанов в рамках интернет-конференции отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"
Тема интернет-конференции: "Совершенствование законодательства Нижегородской области об административных правонарушениях"
Вопросы Дмитрию Степанову можно присылать до 15 сентября.
Задать вопросДобрый вечер.
Можно ли узнать, сколько составляет штраф за складирование мусора у входной двери? Есть ли вообще такой штраф? В любом случае, какая ответственность предусмотрена за складирование мусора около своей же двери? Соседям бы сказать...
Жилищный кодекс РФ в статье 30 налагает на собственника квартиры бремя содержания данного помещения и общего имущества в многоквартирном доме, а также обязанность соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества.
В соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 наниматель жилого помещения в качестве пользователя жилым помещением обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены также Правительством РФ от 13.08.2006 № 491, где предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10) при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Вполне также вероятно, что подобные действия могут нарушать и многочисленные требования пожарной безопасности (см. правила противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).
В связи с этим, в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, это статья 6.4 "Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта", статья 7.21. "Нарушение правил пользования жилыми помещениями", статья 20.4. "Нарушение требований пожарной безопасности".
На основании п.п. 13, 16 указанных выше правил № 491 управляющей многоквартирным домом организацией возможно также понуждение в судебном порядке собственника жилых помещений принять меры (мероприятия) по устранению захламления, загрязнения и по возмещению причиненного ущерба общему имуществу дома.
Применение конкретного вида ответственности контролирующими органами конечно зависит от характера и содержания действий нанимателя или собственника жилых помещений загрязняющих, захламляющих общее пространство.
Здравствуйте, подскажите, всегда ли наше Заксобрание, да и вообще парламенты любых субъектов России должны принимать те законы, которые принимает Госдума и Федеральное собрание? Всегда ли нужно приводить наши областные законы в соответствие с федеральными? И почему? Зачем тогда нужны региональные парламенты, если они настолько безвольны...? (риторический вопрос)
задаваемые Вами вопросы относятся к основам государственного устройства нашей страны. Поскольку Россия является федеративным государством, то это предполагает разделение компетенции между федеральным центром и субъектами Федерации. Обращу Ваше внимание, что основные вопросы, которые находятся в полномочиях тех и других органов власти закреплены в Конституции Российской Федерации. Полномочия реализуются, в том числе, путем принятия федеральных законов и других правовых актов. При этом еще одним принципом федерации является верховенство нормативных актов Федерации (принятыми в пределах ее компетенции) над актами региональными. В противном случае это бы дестабилизировало жизнь в государстве.
Компетенция субъектов РФ достаточно обширна, однако и она ограничена. Федеральные законы, как правило, устанавливают общие правила, основы, а регионы – особенности применения. Согласитесь – регулировать все и вся из центра невозможно, особенно для нашей страны с многочисленными территориальными, климатическими, национальными и т.п. различиями. Примером такой особенности является и тема сегодняшней конференции – Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях. Он устанавливает отсутствующую в федеральном Кодексе ответственность за нарушения норм законов и иных правовых актов Нижегородской области как субъекта РФ, а также нормативных актов муниципальных образований области.
Иногда регионы опережают в правовом регулировании Федерацию, отвечая на потребность общества, своих жителей. Так, до принятия федеральных законов в Нижегородской области появились нормы об участии граждан в охране общественного порядка (дружинниках), об оказании бесплатной юридической помощи, об ограничении оборота бывших в употреблении средств сотовой связи, о праве законодательной инициативы граждан (которой кстати нет на федеральном уровне) и т.д.
Мой вопрос про закон о тишине.
Есть ли какие-то меры наказания для нарушителей в дневное время, живем в новом доме, постоянный ремонт со всех сторон, уложить спать ребенка просто невозможно! Есть ли штрафы для таких соседей?
Законодательным собранием Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 01.04.2015 № 44-З "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Нижегородской области".
Установленные им требования к обеспечению тишины распространяются на следующие периоды времени:
-с 22:00 до 7:00 (с понедельника по пятницу включительно);
-с 23:00 до 10:00 (суббота, воскресенье и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни);
-с 12:30 до 15:00 ежедневно, а в отношении отдельных действий (например, не отключение автосигнализации) – круглосуточно.
За нарушение указанного Закона предусмотрена ответственность статьей 2.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от 500 до 2 тыс.рублей.
Добрый день.
Как можно привлечь к ответственности владельцев питомцев, которые выгуливают своих животных около жилых многоэтажек и не убирают за ними? Сколько составляет штраф?
Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях (в статье 2.2) предусмотрена ответственность за нарушение правил содержания домашних животных на территории Нижегородской области в виде вынесения предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от 500 до 3 тыс. рублей; на должностных лиц - от 5 до 10 тыс. рублей; на юридических лиц - от 20 до 30 тыс. тысяч рублей.
Сами правила, содержащие все обязанности владельцев домашних животных, утверждены правительством Нижегородской области от 23.08.2013 № 583 "Об утверждении Временных правил содержания домашних животных на территории Нижегородской области".
Обращаться за составлением протокола следует в местную администрацию муниципального образования либо в комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области.
Доброе утро.
Сейчас активно и много говорят об открытости власти, о диалоге СМИ и власти. Я являюсь сотрудников другого СМИ, не "НТА", но тем не менее, мне очень интересно, по Вашему мнению, 7 дней для ответа на редакционный запрос - это много или более чем достаточно? Возможно ли на территории Нижегородской области принять закон о более сжатых сроках? И самое главное - предусмотрена ли административная ответственность для органов власти за слишком долгий ответ редакции?? Спасибо, жду Вашего ответа.
Закон РФ "О средствах массовой информации" относит решение данных вопросов к компетенции Российской Федерации. Относительно самого 7-дневного срока, с одной стороны, СМИ должны получать и распространять информацию оперативно – в этом предназначение современных СМИ. С другой стороны, редакционные запросы и так находятся в преимущественном положении по сравнению с запросами граждан, организаций (30 дней), и даже на парламентский запрос Государственной Думы установлен 15-дневный срок ответа.
При этом Вы правильно обращаете внимание на тенденцию к открытости органов власти. И без специальных запросов достаточно много информации о деятельности органов власти теперь стало размещаться на официальных сайтах в сети Интернет. Причем требования к этому предусмотрены на уровне федеральных законов (например, Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и др.). Практикуются также различные формы диалога с населением, СМИ, где информацию можно получить оперативно. Периодически проводимые представителями Законодательного Собрания интернет-конференции, тому подтверждение.
Что касается ответственности, то согласно статье 61 Закона РФ "О СМИ" отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой редакцией информации могут быть обжалованы (оспорены) в судебном порядке. Вместе с тем, судебная практика указывает на возможность применения в данном случае норм и вышеуказанного Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ. А вот уже за его нарушение имеется, например, статья 5.39. КоАП РФ "Отказ в предоставлении информации", а также множество специальных статей, предусматривающих административную ответственность за непредставление разного вида информации, сведений, документов и т.п.
Дмитрий Владимирович, добрый день! Какие изменения планируется внести в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях для усовершенствования экологического и природоохранного законодательства региона?
Нижегородская область входит в число немногих регионов, где природоохранное законодательство динамично развивается. На контроле депутатов профильного комитета Законодательного собрания находится и своевременное внесение поправок в главу 5 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
Последние изменения в этой сфере были приняты Законодательным собранием на заседании 25 августа с.г. (Закон Нижегородской области от 30.08.2016 № 116-З). Среди них – расширение ответственности за нарушение требований в сфере охраны озелененных территорий области, в частности, совершение действий, влекущих уменьшение площади фактически озелененной территории общего пользования (например, в парках) до значений ниже норматива минимальной площади фактически озелененной территории.
С полным текстом указанного закона области Вы можете ознакомиться на сайте Законодательного собрания (http://www.zsno.ru), где через раздел "Законопроекты и проекты постановлений Законодательного Собрания" всем гражданам открыт доступ к системе обеспечения законодательной деятельности Законодательного собрания - АИС "Законопроект".
Дмитрий Владимирович, здравствуйте,
недавно региональный парламент принял закон, отменяющий так называемую "двухглавую" систему местного самоуправления в Нижегородской области.
Правильно ли я понимаю, что нормы данного закона начинают действовать только в том случае, если действующий глава муниципального образования прекратил свои полномочия? Например, досрочно покинул свой пост.
То есть в большинстве муниципальных районов и городских округов по новой "одноглавой" системе формирование местных органов власти пройдет в 2020 году? т.к. крупная муниципальная избирательная кампания прошла в прошлом году.
Заранее спасибо.
данный вопрос также не по теме конференции. Вместе с тем, вывод изложенный в Вашем вопросе верен. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при изменении законами субъекта РФ порядка избрания главы муниципального образования, что и произошло в данном случае, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта РФ.
Это может случиться либо по истечении срока полномочий, на который были избраны действующие главы муниципальных образований, либо в случае досрочного прекращения их полномочий. Вышеуказанная норма является универсальной и часто применяемой в законодательстве гарантией, обеспечивающей стабильность осуществления местного самоуправления органами публичной муниципальной власти.
Добрый день!
Скажите, а правда что в ближайшее время существуют планы по преобразованию Кстовского муниципального района в городской округ?
И вообще, что для этого необходимо? Какие процедуры (голосование в представительных органах, референдум, принятие закона, решение губернатора и т.д. и т.п.), сроки и др.?
данный вопрос не по теме конференции и очень многогранный. В рамках сегодняшнего общения развернуто ответить на него не представляется возможным. В общем можно сказать, что любое преобразование муниципальных образований регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 13). Суть преобразования заключается в объединении всех городских и сельских поселений, входящих в состав района, в единое муниципальное образование и наделение его статусом городского округа. Необходима инициатива такого преобразования с мест, поддержанная населением и решениями представительных органов района и всех поселений.
С учетом этих мнений готовиться (как правило Земским собранием района) соответствующий законопроект, который рассматривается Законодательным собранием, принимается в форме закона. После подписания закона губернатором, опубликования и вступления в силу данного закона муниципальный район считается преобразованным в городской округ. По опыту предыдущих подобных преобразований (а их состоялось уже девять) данная процедура занимает семь-девять месяцев.
Здравствуйте, Дмитрий,
Владимир Путин подписал закон "Об основах системы профилактики правонарушений России", вводящий понятие "антиобщественное поведение".
Логично предположить, что этот закон распространяется и на наш регион. Хотелось бы узнать какое оно "антиобщественное поведение" и что под него подпадает? Какой штраф за "антиобщественное поведение" будет введен в Нижегородской области?
отрадно видеть, что Вы заинтересованы этой темой и следите за последними изменениями федерального законодательства в этой сфере. В современной истории России впервые принят долгожданный нормативный акт в форме федерального закона, который определяет единые для всех основы профилактики правонарушений для всей страны и, естественно, для Нижегородской области. Указанный федеральный закон вступает в силу только 21 сентября с.г. и дано 3 месяца регионам для принятия своих нормативных актов. В настоящее время в Законодательном Собрании совместно с заинтересованными ведомствами обсуждаются вопросы его реализации в нашем регионе.
В первую очередь нам необходимо привести в соответствие принятый в 2012 году раньше федерального документа Закон Нижегородской области "О профилактике правонарушений в Нижегородской области".
Выработка профилактический мер в отношении лиц с "антиобщественным поведением" один из самых сложный вопросов, поскольку, такие действия не влекут за собой административную или уголовную ответственность, которую достаточно просто формализовать в уголовном или административном кодексе. Такие действия нарушают общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц (так указано в федеральном законе), что всегда субъективно и индивидуально. Главную роль здесь, полагаю, должны "сыграть" те органы, которые будут наделены законом области вести индивидуальную профилактическую работу (например, комиссии по делам несовершеннолетний, уполномоченные органы исполнительной власти, различные социальные службы и т.п.).
Что касается ответственности за "антиобщественное поведение", то в соответствии с федеральным законом скорее следует говорить не об ответственности, а о мерах профилактики, таких как профилактическая беседа, объявление официального предостережения о недопустимости таких действий и т.п., а также о так называемых специальных мерах профилактики (будут указаны только в федеральном законодательстве).
Добрый день,
в настоящее время активно обсуждается вопрос о продаже алкоголя подросткам, особенно в День знаний. Можно узнать, каков размер штрафа для подростков (до 18 лет) и для продавцов (и ИП) сейчас и не планирует ли ЗакСо повысить его в ближайшее время? Спасибо.
действительно, совершенствование административной ответственности за незаконную продажу алкоголя происходит постоянно как на федеральном, так и на областном уровне. Обращу Ваше внимание на то, что несовершеннолетним (до 18 лет) уже запрещена продажа алкогольной продукции вне зависимости от места и времени суток. Такой запрет установлен на федеральном уровне. Соответственно и ответственность прописана в федеральном Кодексе об административных правонарушениях (статья 14.16).
Согласно последним внесенным в статью изменениям для тех кто продаст подростку такую продукцию предусмотрен штраф для гражданина от 30 до 50 тыс. рублей; для должностных лиц (включая ИП) - от 100 до 200 тыс. рублей; для юридических лиц - от 300 до 500 тыс. рублей. При этом к ответственности можно привлекать за каждый выявленный факт продажи. Более того, неоднократная продажа алкоголя несовершеннолетнему может повлечь и уголовное наказание по статье 151.1 УК РФ. Таким образом, согласитесь, применяемое в настоящее время наказание достаточно весомо.
Комментарии