Депутат Законодательного Собрания Нижегородской области Галина Клочкова в рамках интернет-конференции отвечала на вопросы читателей "НТА-Приволжье"
Вопросы Галине Клочковой можно присылать до 27 октября. Задать вопрос
Добрый вечер! А с чего вы решили, что престиж профессии учителя нужно повышать? Это что, не модным ремеслом нынче стало? Может быть, задуматься все-таки о прибавке к зарплате? или уже проиндексировать их, ну хотя бы у нас, в Нижегородской области?
Программа поддержки молодых специалистов должна работать и в городе, а не только на селе. При застройке микрорайонов, когда мы говорим о школе, почему бы не подумать о том, чтобы некий процент квартир отдавать молодым учителям, хотя бы для того, чтобы школа была под присмотром и чтобы они могли школу наполнить каким-то смыслом и энергией. Совокупность специальных условий могла бы привлечь в эту отрасль молодых и качественных специалистов. Модность профессии учителя сегодня, к сожалению, во многом определяется возможностью репетиторства, что на мой взгляд снижает престиж профессии. Необходимо создать специальные объединения учителей, которые могли бы, как саморегулируемые организации вести свои рейтинги, помогать обмениваться опытом, а не превращать профессию в сферу обслуживания и размещать объявления о репетиторстве на известных сайтах. Необходимо создать такой основной состав в Нижнем Новгороде, который сможет подтянуть до своего уровня и объединить остальных учителей, уставших от того, что их бесконечно обсуждают только в контексте зарплаты. А они ведь интересные и неординарные личности!
Добрый день, Галина Юрьевна. Считаю, что нужно законодательно закрепить инициативу о введении нормированного рабочего дня для учителей? Ну что это такое, с утра до ночи сначала готовятся к урокам, потом днем их проводят, а потом опять в ночь тетрадки проверять? Сколько можно уже терпеть это?
Мы говорим об огромном количестве помещений для того, чтобы школа получила лицензию, но не говорим о том, что у учителя, кроме рабочего стола в классе, нет личного места для подготовки к урокам. Нужно все это законодательно продумать при проектировании новых школ и реконструкции старых. Сейчас время, которое учитель проводит на работе в ожидании урока и в перерыве между уроками, как правило, расходуется нерационально и не приносит конкретного результата. Отсюда - ощущение бесконечного рабочего дня, и в школе, и дома.
Здравствуйте.
Галина Юрьевна, является ли профессиональный отбор для желающих поступить в педагогический вуз или училище важнейшим фактором повышения престижа профессии педагога?
Учитель – это тот человек, который может понять и услышать других, это человек, которому нравится делиться полученными знаниями. Много пионервожатых попробовали эту профессию, будучи далекими от педагогического образования. Пусть какое-то время эта профессия будет сложной, малодоступной, но уважаемой. Зато потом мы увидим самодостаточных, спокойных и уверенных в себе учителей, относящихся к своей работе как к профессии, а не как к месту, формальному присутствию. Я уверена, что это очень хорошая профессия.
Государство все равно придет к мысли о том, что первая и главная обязанность – это забота о будущем. Сейчас, а не потом, когда появятся деньги, мы должны формировать специальную молодежь, которая именно по внутренним убеждениям идет в образование, чтобы сделать его интересным и современным.
Сергей Константинович, г. Дзержинск
Галина Юрьевна, добрый день! Каким образом исправлять ситуацию в школах, в которых учителей заставляют выставлять детям завышенные отметки?
Если руководство школы заставляет завышать оценки, то учитель всегда может озвучить свою позицию. Может быть школа заинтересована в том, чтобы внешний экзамен не выявил явных расхождений между оценками и баллами в ЕГЭ, что довольно часто происходит.
Соответствующие органы, которые контролируют это, зачастую вообще не обращают внимания на эти факты, потому что баллы ЕГЭ не влияют на итоговые оценки. Если в школе существует практика завышения оценок или иногда занижения, чтобы навязать репетиторские услуги, то это должно решаться с родителями, которые должны понимать, зачем нужны оценки выше, чем ребенок знает предмет.
Добрый день! Галина Юрьевна, создаются ли в современных школах условия, которые способствовали бы росту профессионального мастерства учителей и повышению их квалификации?
Кроме обязательных курсов, есть огромное количество возможностей онлайн обучения. Есть специальные чаты для педагогов, где можно найти тех собеседников, которых не хватает в школе. Школа, безусловно, должна этому способствовать. Если в школе сложился принцип управления, в котором есть только внешние директивы, то не будет потребности к развитию.
Если у школы есть ощущение радости оттого, что нужно сделать новый проект, то задача директора способствовать этому. Когда говорят, что школа строится, то она строится не буквально. Можно привезти оборудование, но оно не будет работать, если нет в этом потребности, нет мечты. Я за то, чтобы учителя научились мечтать, чтобы они хотели реализовать свою программу.
Я, как депутат, готова помогать тем школам, у которых есть мечта. Буду искать любые возможности, чтобы начать в школах эту работу.
Добрый день!
Галина Клочкова, приветствую Вас! Обращаюсь к Вам как к коллеге, что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы избавить учителей от такого огромного количества бумажной работы? Может закон принять об электронной документации?
заранее спасибо за ответ!
Задача, в том числе, и депутатского корпуса, с этой отчетностью разбираться. Нами уже была остановлена попытка на уровне федерального закона, ввести еще одну форму отчетности по ученикам школ вместе с отделами актов гражданского состояния. Многие регионы и наш тоже, выступили против этого закона. И его не приняли. Точно также, и здесь, мы можем создать рабочую группу, проанализировать весь перечень вопросов и оставить только те, которые непосредственно влияют на формирование бюджета или новых требований к экзаменам.
Сейчас мы готовы к новой программе по строительству новых школ. Я точно знаю, что перед школами не ставилась задача создать макет школы мечты. У нас министерство образования превратилось в некое силовое ведомство, которое только контролирует и наказывает. А оно должно, как хороший учитель, побуждать к развитию и действию. Не только на бумаге или в электронном виде. Хотя я согласна, электронный документ поправить гораздо легче, его не надо каждый раз создавать заново. Проблема поставлено очень верно. Я для себя, как депутат, поставлю этот вопрос в план работы.
Галина Юрьевна, здравствуйте.
Что, на Ваш взгляд необходимо делать, чтобы создать стабильный, позитивно настроенный и готовый к внедрению новых подходов и технологий педагогический коллектив?
Важно не желание выделяться на фоне других школ количеством специальных программ, а привлекать особой школьной атмосферой, в которой уверенно себя чувствуют не только учителя, но и дети, и взрослые.
Для учителя наличие фантазии, жизненной энергии необходимо. Создание коллектива - это задача именно молодых педагогов, ведь зачем-то же они пришли в эту профессию. Они должны проявлять себя, собирать всех вокруг себя. Это очень важно.
Здравствуйте, планируете ли вы выйти с законодательной инициативой по введению штрафов в отношении родителей, которые оскорбляют учителей?
Естественно, в ответ на это школа тоже обязуется своими внутренними регламентами расследовать каждый случай неуважительного отношения учителя по отношению к ребенку. Недопустимо вмешательство родителей в работу учителя, особенно с участием детей. Все, что касается ответственности учителя за происходящее в школе, все это наказывается чрезвычайно жестко. Это может быть предметом разбирательства, административного или уголовного. Настало время, узаконить уважительное отношение в рамках правового поля каждой школы.
Культура взаимоотношений в школе должна диктовать ответственность родителей за уважительное и доверительное отношение к любым действиям и к учителю, даже если они кажутся вам неправильными. Все можно и нужно обсуждать. Учитель для того и обладает дипломом о профессиональном образовании.
Повысится ли престиж профессии учителя, когда профессия будет более оплачиваемой?
Государство должно сделать так, чтобы каждый час учительской работы в школе имел ценность и цену. Тогда мы будем видеть в школе наиболее мотивированных учителей. Учитель - это не та профессия, которая мотивируется только зарплатой. И внутренний статус, и достоинство, и духовность учителя, они определяются его нравственными установками, убеждениями. Но именно за это государство и обязано учителя поощрять. Не премиями,а с учетом стажа и опыта, увеличивать стоимость рабочего часа.
Более того, учитель, работающий много в молодости и получающий за свой час меньше, должен получать зарплату, такую же, как учитель, который в силу возраста работает меньше, но имеет большую стоимость часа. Надо понять, что никаких здесь окладов или средних зарплат быть не должно.
Комментарии