Председатель комитета по АПК Законодательного собрания Нижегородской области Игорь Тюрин в рамках интернет-конференции отвечал на вопросы читателей "НТА-Приволжье"
Игорь Александрович, какие проблемы развития сельских территорий и предложения по их решению наиболее актуальны на сегодняшний день?
Проблемы, я думаю, понятны всем – это плохие дороги (а зачастую и вовсе отсутствующие), газификация населенных пунктов, плохое качество питьевой воды, доступность образовательных, медицинских и социально-культурных услуг, жилищные условия и многие другие проблемы, волнующие сегодня сельских жителей.
Сейчас, к примеру, Комитет работает над разработкой программы по строительству служебного жилья за счёт предприятия, с возможностью получения компенсации понесённых расходов из областного бюджета. Это позволит облегчить задачу по привлечению и закреплению новых специалистов. Многие предприятия уже выразили готовность участвовать в такой программе.
Только бюджетными средствами все проблемы не решить, поэтому нужно повышать инвестиционную привлекательность сельских территорий.
Игорь Александрович, здравствуйте. Как Вы оцениваете перспективы развития агротуризма на территории Нижегородской области?
Я считаю, что это новое направление туризма имеет все предпосылки для успеха в нашем регионе. У нас очень богатая природа. Но в век урбанизации многие жители крупных городов даже не имеют понятия что из себя представляет сельский быт.
Агротуризм – это один из способов отдыха. Это не только проживание в сельской местности, это понятие намного шире: свежий воздух, питание из экологически чистых продуктов, знакомство с историей края, походы за грибами и ягодами, участие в народных обрядах, катание на лошадях и многое другое.
С точки зрения развития сельских территорий и социальной значимости это даст неоспоримые плюсы:
- расширение сфер деятельности населения;
- развитие народных промыслов;
- новые рабочие места;
- ориентация отдыхающих на потребление экологических ресурсов;
- сохранение естественной природной среды и социокультурной сферы.
Поэтому сейчас в Комитете мы ведём работу по определению возможных форм поддержки такого направления как агротуризм.
Добрый день! Как в Нижегородской области решаются проблемы притока молодых специалистов в агропромышленный комплекс?
На сегодняшний день в регионе действует закон "О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Нижегородской области".
В рамках данного закона устанавливаются следующие меры государственной поддержки молодых специалистов:
- ежемесячная доплата к заработной плате (с высшим образованием – 2 500 рублей, со среднеспециальным – 2 000 рублей);
- единовременное пособие (с высшим образованием – 100 000 рублей, со среднеспециальным – 70 000 рублей);
- стипендия студентам аграрных образовательных учреждений (обучающихся на высшее образование – 1 500 рублей, на среднеспециальное – 1 000 рублей).
Кроме того, в рамках в рамках программы "Устойчивое развитие сельских территорий" выделяется субсидия на улучшение жилищных условий в размере до 70% от строящегося жилья.
Депутатами Комитета по АПК сейчас разрабатываются поправки к вышеназванным программам, чтобы увеличить размеры материальной поддержки и расширить возможности по строительству и приобретению жилья для молодых специалистов.
Игорь Александрович, здравствуйте! Какие действующие меры, нацеленные на поддержку начинающих фермеров, Вы считаете наиболее успешными?
Пожалуй, наиболее ощутимой поддержкой для начинающих фермеров является грантовая.
К примеру, в 2017 году среди начинающих фермеров было выделено 16 грантов по 2,8 млн. рублей, на развитие семейных животноводческих ферм – 6 грантов от 1,5 до 12,6 млн. рублей, на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов – 3 гранта от 1 до 7,5 млн. рублей. Всего на эти цели из областного и федерального бюджетов потрачено 106 млн. рублей. Но суммы могут быть и больше, в зависимости от разных условий.
Плюсы этой поддержки в том, что деньги фермеры получают на развитие своих предприятий сразу, а не после произведённой и реализованной продукции. Соответственно и развиваться будет быстрее.
Добрый день! Есть ли данные о том, сколько учащихся сельхозакадемии, получив диплом, идут работать по специальности?
К сожалению, статистика не очень радужная. Лишь 10-20% выпускников НГСХА приходят работать в реальный сектор экономики АПК. Большинство ребят, приехав учиться в Нижний Новгород, и прожив здесь 5 лет, становятся городскими жителями.
Но, как я уже отвечал выше, при определённых условиях (жильё, уровень заработной платы, социальная инфраструктура) число желающих вернуться в сельскую местность возрастает до 70%.
Над этим и работаем.
Игорь Александрович, как в Нижегородской области решается вопрос о повышении привлекательности деятельности малых форм предпринимательства в агропромышленном комплексе?
У нас в регионе действует несколько форм государственной поддержки крестьянско-фермерского хозяйства, семейных животноводческих ферм и сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
- различные субсидии, как из областного, так и федерального бюджетов;
- ярмарки выходного дня;
- налоговые послабления;
- гранты на развитие;
- льготные кредиты.
Конечно хочется увеличить имеющиеся размеры господдержки, так как, по моему убеждению, действующих мер недостаточно.
Игорь Александрович, здравствуйте. Проводите ли Вы совместную работу с сотрудниками НГСХА при разработке региональных программ развития АПК с учетом кадрового обеспечения модернизации сельскохозяйственной отрасли.
На Ваш вопрос мне приятно отметить, что именно с приходом нового состава депутатов Комитета, такая работа началась. У нас сложились продуктивные отношения с руководством НГСХА, и мы активно привлекаем кадровый и научный потенциал ВУЗа в работе Комитета. Представители сельхозакадемии включены в составы научно-экспертного Совета при Комитете и Общественного Совета по развитию сельских территорий при Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Надеюсь, что наше совместное плодотворное сотрудничество даст хорошие результаты.
Здравствуйте, Игорь Александрович. Привлекательность сельских профессий и имидж сельского труженика в настоящее время не сравнимы с теми, которые существовали более 30 лет назад. Что на Ваш взгляд необходимо предпринимать и что уже делается для решения этой проблемы?
Я уже частично ответил на Ваш вопрос, в своём предыдущем ответе Ольге.
Пожалуй, отдельно добавлю, что по моей личной инициативе на базе нашего комитета создан научно-экспертный совет, который объединил представителей всех направлений, задействованных в агропромышленном комплексе – от ведущих производителей сельхозтоваров до органов государственной власти, науки и надзорных организаций. Основной задачей Совета является совершенствование законодательства, направленного на развитие АПК и аккумуляция лучших практик страны в Нижегородской области. Совместно мы разработали план мероприятий по повышению эффективности взаимодействия всех участников агрокомплекса.
Кроме того, как координатор федерального проекта Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" "Российское село" по Нижегородской области, я внёс предложение по формированию Общественного Совета при Партии по вопросам развития сельских территорий.
Я искренне убеждён, что селяне заслуживают того, чтобы их труд оценивался по достоинству, а жизнь была комфортной и благополучной, ведь они – главные кормильцы страны!
Ближайшие задачи, которые я вижу, прежде всего – провести мониторинг всех федеральных целевых программ, выявить те, которые у нас не реализуются и сделать всё возможное, чтобы они начали работать и в нашей области, разработать программы научного и кадрового обеспечения АПК, развития агротуризма, реализовать такие проекты как агротехнопарк, бизнес-инкубатор и многие другие.
Всё это будет способствовать развитию не только сельхозтоваропроизводителей, но и районов в целом.
Добрый день! Какие меры предпринимаются для комплексного социального обустройства сельских территорий для решения проблемы закрепления молодых специалистов на селе.
Очень правильная постановка вопроса – именно развитие сельских территорий играет немаловажную роль в вопросе закрепления кадров на селе. И это подтверждают результаты социологического исследования, проведённого нашим комитетом в рамках мониторинга эффективности действующих мер государственной поддержки работников АПК.
На сегодняшний день ежегодная потребность в специалистах АПК составляет по региону около 500 человек. При этом, как показывает практика последних лет, молодых специалистов приходит в отрасль не более 60-70 человек в год, что крайне мало.
По результатам мониторинга можно констатировать, что действующие меры господдержки необходимо значительно расширить. Исследования показали, что приемлемыми вариантами закрепляющего пакета, способного оказать решающее влияние на принятие решения о работе в сельской местности на срок не менее 10 лет, являются жильё, заработная плата не менее 25 тыс. рублей в месяц, наличие социальной инфраструктуры и "подъемные средства". Отмечу и то, что для большинства важна удаленность места жительства от районных центров не более 20 км. На этих условиях до 70% выпускников аграрных учебных заведений готовы работать на селе. Сегодня же этот показатель не превышает 15%.
Таким образом, очевидно, что для решения кадрового вопроса в АПК необходим комплексный подход.
Сейчас депутатами областного парламента разрабатывается ряд законопроектов, существенно изменяющих подходы к подготовке и закреплению молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве, а также меры государственной поддержки работников АПК. В частности, к примеру, расширить возможности обеспечения жильём.
Что касается развития сельских территорий, то нужен комплексный подход в поддержке всех форм хозяйствования на селе – обеспечение селян всей необходимой социальной и инженерной инфраструктурой, повышения престижа и социального статуса крестьянского труда.
Когда мы говорим об инфраструктуре, мы должны учитывать весь спектр ресурсов, необходимый для современной жизни и ведения хозяйства: газификация, электрификация, водоснабжение, коммуникации связи, дороги, социальные учреждения.
Развитие инфраструктуры значительным образом влияет, в том числе, и на улучшение инвестиционного климата. Всё взаимосвязано: созданы условия – появляются инвесторы, а есть работа – и люди живут на селе.
В областном бюджете на три ближайших года запланировано более 15 млрд. рублей на развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры для обеспечения решения главной стратегической цели – повышение качества жизни населения Нижегородской области, ещё порядка 4,5 млрд. рублей предполагается выделить на эти цели в муниципальном и федеральном бюджетах.
Конечно, надо понимать, что невозможно сделать всё и сразу. И не до каждого уголка нашей области дойдут все блага цивилизации в ближайшее время, но это наша основная цель и мы над этим работаем.
Какое направление в отрасли животноводства является основным в Нижегородской области?
Я бы не стал разделять отрасли на основные и не основные. Все направления сельского хозяйства важны и зачастую взаимосвязаны между собой.
Если же говорить о сухих фактах и цифрах, то по предварительным подсчётам за 2017 год произведено около 600 тыс. тонн молока (73% от потребности региона) и 138 тыс. тонн мяса (48% от потребности региона).
По валовому производству скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств Нижегородская область занимает 10 место среди регионов Приволжского федерального округа, по валовому надою молока – 7 место.
Исходя из статистики видно, что молочное животноводство у нас развито лучше.
Комментарии