Интернет-конференция депутата Законодательного cобрания Нижегородской области Галины Клочковой
Есть ли предметы, которые по вашему можно было бы исключить из школьной программы совсем, и есть ли те, которых пока нет, но можно было бы добавить?
Школа как социальный институт учит учиться, в первую очередь. Вот почему мы даже предположить зачастую не можем, какой из предметов станет мотиватором для выбора профессии, поиска смысла жизни конкретного ребёнка.
Меньше всего мне хотелось бы законодательного оформления обязательного и необязательного в школе. Да, есть стандарты, есть учебный план, программы по предметам. Но есть ещё традиции и ценности, формируемые каждой школой, командой учителей. Вот именно они и могут сделать каждый предмет особенным.
И ещё. Всё больше становится очевидным, что разделение на предметы искажает общую картину постоянно меняющегося мира, требует от учителей перехода к трансдисциплинарному сотрудничеству и интеграции в предметных областях.
Как по-Вашему, должен ли быть специальный федеральный канал на тв про школу?
Боюсь, что современных детей к телевизору мы уже не вернём. А вот другие диджитал-инструменты можно и нужно активно использовать.
Педагоги, способные создавать собственные подкасты, ведущие ютуб-каналы, создающие интересные или занимательные инстаграм-посты, думаю уже есть. Их, кстати, не нужно, наверное, объединять, пусть дети поищут своего собеседника, интересного, нестандартного.
Кстати, как мне кажется, интервью учителя и ученика на какую-то проблемную тему, тоже могло бы собрать много просмотров.
Если же идея специального ТВ-канала будет разработана супер-креативной командой, то может быть, это станет будущим телевидения!
Галина Юрьевна! Как Вы относитесь к идее того, что нужно больше шкошьных часов отводить предмету История, ведь молодежь не владеет элементарными знаниями? Вы наверное видели сюжеты про опросы на улице
Согласна с Вами, что знания о "Бородинском" хлебе у некоторых учеников заменяют знания о Бородинском сражении. Иногда это смешно, но чаще действительно очень грустно. И дело здесь, я думаю, не в количестве часов, а в подходе учителя. История именно тот предмет, который требует навыков теории познания. Он должен объединять историю культуры, философию, мифологию, литературу, язык, ведь всё это и формирует подлинную науку о времени и людях.
Исследовательские работы, создание макетов сражений, инсценировка исторических событий, в соответствии с возрастом учеников, разумеется, - вот о чём нужно сейчас подумать учителям истории. Увлечь детей, создать ленту времени для каждого из них, показать им закономерности и неожиданности исторических событий - это круто!
Галина Юрьевна, что лично Вы бы сделали на государственном уровне, может даже федеральном для популяризации профессии учителя? Я не только о финансах говорю. Помните, был замечательный фильм Большая перемена и ведь это был госзаказ. Сейчас таких фильмов очень не хватает
На мой взгляд, и я не устаю это повторять, то, что со школой сделал ЕГЭ, будет предметом ещё не одного исследования. Что касается моей позиции как депутата Законодательного Собрания Нижегородской области и учителя, то важно следующее.
Первое. Исчезло, даже не просто исчезло, а уничтожено доверие к учителю как человеку, профессионалу, точно знающему оценки своих учеников.
Второе. Оценивание - это процесс, зачастую не связанный только с результатом. Это возможность мотивировать ученика на развитие его личных потребностей в образовании. В этом основная миссия учителя. А если на государственном уровне его так перепроверяют и оценивают, то каковы цели его работы? Показать кому-то результат? Что-то доказать проверяющим?
Третье. Уважение к учителю, популярность профессии - это объединение всех заинтересованных сторон - учеников, родителей, самих учителей в желании изменить мир к лучшему. Нужно быть счастливыми самим, учиться быть неравнодушным, чтобы стать тем учителем, о котором будут писать самые модные нынче блогеры. А потом, возможно, и фильмы снимут. Добрые.
Сейчас в период самоизоляции на улице очень много подростков, нарушающих режим. Может тут школа что-то недоработала, или это влияние улицы и ничего с этим не поделаешь?
Да, им хочется в коллектив, им тесно дома, им нужно одобрение сверстников - достаточно причин, чтобы нарушить режим самоизоляции. Школа, учителя тоже сейчас в стрессе, им самим нужна помощь в работе. Но тем не менее научиться договариваться придётся. Родители могут и должны задавать вопросы тем учителям, чьё сочувствие и понимание помогут им понять и принять сложное поведение ребёнка. Службы психологической поддержки семьи, телефоны горячей линии по проблемам подростков тоже должны помочь родителям и самим детям. Любовь и спокойствие в семье может быть сильнее, чем влияние улицы.
Галина Юрьевна! Я учился в 35-й школе Нижнего Новгорода во второй половине 80-х начале 90-х. У нас был школьный педагог по трудным детям Мария Михайловна. Придет на любой урок, выдергивает по списку трудных по поведению детей и начинает при всех обьяснять, как можно легко скатиться по наклонной плоскости и что их ждет, если не переменят жизненные установки. И знаете, действовало! Многие из таких ребят стали приличными людьми. А сейчас в школах есть такие педагоги?
Я уверена, что вам очень повезло с учителем. Главное, не то, что она говорила, а как. Она действительно переживала за Вас, за других детей, и это заставляло переживать Вас.
Сейчас в школах тоже есть педагоги, которые работают не для оценок и отчётности, но согласна не за это сегодня ценят учителей, увы. Показатели ЕГЭ, отчёты по инновационности, аттестация и тестирование - всё это легко учитывается руководящими органами.
Как измерить величину душевного вклада, индивидуальной эмоциональной поддержки каждого ребёнка, особенно, когда очевидно он нуждается во взрослой помощи?
Те, кто сегодня призывает вернуть в школу воспитательную работу, к сожалению, опять нагружают учителя отчётностью. Общество, такие неравнодушные люди, как Вы, могут вернуть любовь и доверие общества к учителю. Я как законодатель, со своей стороны, делаю всё, чтобы отношение к школе и учителю как к цифре в статистике прекратилось. Я как учитель и директор школы всегда поддерживала и поддерживаю тех, кто может замечать самые тонкие настройки в отношениях детей и родителей, детей между собой, детей и других учителей. Наша забота и внимание - то, что остаётся с выпускником, становится его жизненной ценностью, после того, как экзамены сданы, а выученное забыто.
Я уверена, что доброта, способность замечать других, думать о последствиях своих действий не менее важны, чем процент хороших и отличных оценок. Те, кто говорят: "Хороший человек - не профессия", отчасти правы, но профессионал должен демонстрировать лучшие человеческие качества.
Галина Юрьевна, по каким предметам лично вы увеличили бы количество уроков?
А сейчас мы слышим диаметрально противоположное. Все хотят общения, верят, что школа - это способ выстраивания социальных контактов, место, где воспитываются базовые человеческие ценности.
Думаю, что истина где-то посередине: пользоваться цифрой как способом обработки больших массивов информации можно и нужно для того, чтобы в школе взаимодействовать на исследовательских и лабораторных работах, в творческих мастерских, театральных и музыкальных студиях.
Моё мнение именно школы, готовые интегрировать дополнительное образование в основное, будут наиболее востребованы.
Коронавирус показал важность дистанционного обучения, но не все к этому оказались готовы в равной степени. Какие выводы следует сделать школам на будущее и может быть областной власти, депутатам?
Действительно, большинство школ приняли переход на дистанционное обучение как временную и необходимую меру, просто максимально подстроились под новые условия и ждут. Но очевидно, что развитие технологий не остановится, а диджитал продукты будут совершенствоваться. То есть мы на пороге больших перемен в традиционной школе. Это касается бюджета современной школы, профессиональной переподготовки учителей, оснащения школ и, самое главное, доверия и согласия между учителем, родителем и учеником. Здесь предстоит долгая и трудная работа.
У законодателей есть время и возможности подумать над новым подходом к субвенциям, ответственности муниципалитетов, строительству школ. Мы должны научиться слушать все мнения, работать над ошибками, меняться и принимать новое.
Галина Юрьевна! Из-за коронавируса непонятно, когда будет ЕГЭ и будет ли вообще. Может это сигнал к тому, что нужно пойти по пути стран, которые вообще отменили вступительные экзамены в вузы?
На сегодняшний день отменены ОГЭ в 9-х классах, меняется порядок и правила экзаменов в 11-м классе. Из-за принятых решений данный вопрос во многом потерял свою актуальность, но хочется выразить своё отношение к проблеме итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Ещё в начале режима повышенной готовности я говорила о том, что необходимо готовиться к длинной дистанции при переходе на онлайн обучение. Прежде всего учитывать, каким образом будет осуществляться оценивание и аттестация. Например, нужно пробовать заочное тестирование, задания, требующие самостоятельной творческой или исследовательской направленности. Именно их можно было бы оценить как итоговые.
Мы понимаем, что отдельным школам такие задачи пока не под силу. Тем более, над этим нужно работать Институтам развития образования. Я рада, что школы могут в этом году повысить ценность и значимость изучения тех предметов, которые не являются для детей экзаменационными. Важно, чтобы учителя помогли ученикам, которые сейчас последовательно и ответственно работают.
Я полагаю также, что вопрос, поднятый мною в предыдущем году на Законодательном собрании об организации центров проведения экзаменов, работающих круглогодично, вновь становится важным. Планирую к нему вернуться на ближайших очных заседаниях Законодательного Собрания Нижегородской области.
Комментарии