Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Интернет-конференция зампредседателя Законодательного собрания Нижегородской области Дмитрия Краснова

ИА "НТА-Приволжье" представляет интернет-конференцию заместителя председателя Законодательного Собрания Нижегородской области Дмитрия Краснова. Вопросы принимаются по теме: "Законодательное обеспечение развития предпринимательства в Нижегородской области".
Задать вопрос

Марина

Добрый день!
В интернете много читаю про работу Уполномоченного по правам предпринимателей. Депутаты сотрудничают с ним? Ведь жалоб у бизнеса очень много

Марина, добрый день! Законодательное собрание совместно с правительством области, Торгово-промышленной палатой, Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей, Уполномоченным по защите прав предпринимателей ведут постоянную работу по совершенствованию региональной нормативной правовой базы, отработке обращений предпринимателей. Есть и частные вопросы, и системные.

Если говорить о взаимодействии с аппаратом Уполномоченного, то омбудсмен и его сотрудники на постоянной основе участвуют в заседаниях парламента, профильных комитетов, совместно идет обсуждение актуальных для бизнеса вопросов.

Так, в прошлом году отрабатывались проблемы налоговой сферы (отсутствие пониженных ставок на территории региона), увеличения кадастровой стоимости части объектов коммерческой недвижимости и рост налога на имущество организаций в 2021 году для некоторых налогоплательщиков, проблемы по результатам проведения эксперимента по установлению специального налогового режима для самозанятых, а также высокие штрафы за нарушение миграционного законодательства.

Активно шла в прошлом и продолжена в этом году совместная работа по мерам поддержки предпринимателей в период пандемии. В том числе и по инициативе Уполномоченного был принят закон Нижегородской области, который установил, что размер налога на имущество организаций в 2021 году не может превышать сумму за прошлый период. "Агентство по развитию системы гарантий Нижегородской области" было докапитализировано на сумму почти 400 млн рублей, что позволило оказать помощь большему числу предпринимателей.

Кроме того, Уполномоченный на системной основе участвует в оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов, обсуждении концепций и разработке проектов законов, касающихся предпринимательской деятельности, выявляет ошибки правоприменительной практики. Такое взаимодействие обеспечивает качественную проработку вопросов развития предпринимательства, выявляет острые системные вопросы.
Например, сегодня мы совместно работаем над проектом регионального закона о семейном предпринимательстве.

Ирина

Дмитрий Германович, добрый день!
Как Вы думаете, семейный бизнес - это история для сельских районов (фермы, крестьянско-фермерские хозяйства, например)?  Или же это может пойти и в городах?

Ирина, добрый день!
Как показывает мировой опыт, семейный бизнес может быть успешен в любой сфере деятельности. Он является основой мировой экономики. Такие предприятия составляют две трети или более во всем мире, обеспечивая от 70 до 90% годового глобального ВВП и от 50 до 80% занятости.
В России семейные компании составляют более 70% от всех субъектов малого и среднего предпринимательства. Они функционируют во всех отраслях экономики, как в городах, так и в сельских районах. Например, 43% всего хлеба в Нижегородской области выпекают семейные пекарни, 80% фермерской продукции выращено семейными с/х компаниями, 78% частных школ в нашем регионе основаны семейными предпринимателями, 65% частных гостиниц и 50% предприятий общественного питания тоже являются семейным бизнесом.
Семейный бизнес – это крепкий бизнес, который ставит во главу угла качество своей деятельности, нацелен на долгосрочную работу, вовлекает в активную предпринимательскую деятельность все поколения семьи, которые объединены общими целями, планами, любовью к своему делу, готовностью больше вкладывать в развитие бизнеса, трудиться с большей самоотдачей. При этом семейные компании – это стабильные компании, думающие о будущем и передаче дела своим детям.
Сегодня семейный бизнес в России переживает возрождение и очень нуждается как в признании со стороны государства, так и в комплексной программе поддержки.  Выделение семейного бизнеса в отдельную правовую категорию сейчас обсуждается на федеральном уровне, разрабатывается законопроект. Работа ведется экспертами Торгово-промышленной палаты России совместно с федеральными органами законодательной власти.
На текущий момент с коллегами по областному Парламенту совместно с Торгово-промышленной палатой Нижегородской области также начали разработку проекта регионального закона о семейном предпринимательстве. Внесение на рассмотрение комитетов Законодательного Собрания планируем до конца этого года.
Более того, для решения специфических проблем семейных предприятий ТПП РФ приняла решение о создании не менее 10 Центров семейного бизнеса в регионах России. Первый уже действует при ТПП нашего региона и предоставляет семейным предприятиям целый комплекс услуг: консультационные, юридические, услуги по созданию и продвижению семейных брендов, обучение, наставничество и многое другое. Именно здесь представители семейного дела смогут получить ответы на свои вопросы о том, как создать семейную династию, сформировать и продвинуть фамильный бренд, передать бизнес по наследству, пройти обучение и повысить квалификацию.

Олег

Здравствуйте!
Очень много говорится о развитии в регионе льноводства. Может ли это направление подхватить малый бизнес или это удел крупных холдингов?

Олег, добрый день!

Да, действительно. По итогам 2020 года удалось выработать 4,5 тысячи тонн льноволокна. Было засеяно 4,2 тысячи гектаров. По этому показателю регион занял шестое место в стране. Лен-долгунец возделывается в 17 хозяйствах севера области. Из них около 80% относятся именно к малому бизнесу. Переработкой же занимаются четыре завода. Они выпускают короткое льноволокно. Его используют при производстве строительных материалов. В планах – организовать в регионе переработку длинного волокна, которое является наиболее ценным сырьем в текстильной промышленности и пользуется большим спросом, в том числе на экспорт.

У нас есть сельскохозяйственный потребкооператив, который объединяет производителей и переработчиков льна для создания дополнительных мощностей. Льноводческим хозяйствам предоставляются субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию продукции, приобретение семян. Также предусмотрена погектарная поддержка и компенсация до 75% стоимости льноуборочных комбайнов, льняных сеялок, льнотеребилок и другого специализированного оборудования. Реализуемые меры поддержки существенно снижают нагрузку на предприятия.

Таким образом, малому бизнесу всегда есть место в этой сфере. При соблюдении технологии возделывания и уборки лен – рентабельная культура. А создание кооперативов малых предприятий повышает эффективность их работы с точки зрения последующей переработки льна и поставок продукции как на внутренний, так и на зарубежный рынки.

Виктория

Дмитрий Германович, какое направление малого бизнеса Вы считаете самым перспективным для развития на данный момент?

Виктория, добрый день!

Тенденция последних лет, что самыми перспективными нишами для открытия своего дела становятся онлайн-бизнес (дистанционное обучение, торговля и др.), ИТ-сфера (разработка сайтов, приложений, программ дополненной реальности и т.д.) и розничная торговля.

Особенно ярко этот тренд прослеживается в пандемийный период, когда многие предприниматели были вынуждены перейти в онлайн, переформатировать свой бизнес, предложить рынку новые продукты и услуги дистанционно.

Добавлю, что всегда остается актуальным создание прорывных товаров или услуг с новыми потребительскими свойствами, которые будут востребованы на рынке длительный период. Это инновационное направление.

Все, кто планирует начать свое дело, могут рассчитывать на комплексную господдержку: от консультаций по вопросам регистрации своего дела до поиска своей ниши и проработки бизнес-идеи на бесплатном обучении. В регионе создана и успешно функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства. Всю информацию можно найти на сайте мойбизнес52.рф. В рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство" в Нижнем Новгороде открыт центр "Мой бизнес", который работает по принципу «одного окна». Предприниматели могут получить информацию из более чем 40 ведомств, а также узнать обо всех возможных мерах поддержки бизнеса. Работают филиалы Центра и в районах области.

Василиса

Добрый день! В прошлом году во время пандемии многие малые предприниматели закрыли свой бизнес. А как обстоит ситуация сейчас?  

Добрый день! Если обратиться к текущей статистике, то по состоянию на ноябрь 2021 года в Нижегородской области в едином реестре малого и среднего предпринимательства числится 122 138 предприятий. Из них микропредприятий – 116 234, малых – 5 421, средних – 483.

Для сравнения: в ноябре прошлого года общее число субъектов МСП составляло 122 131 (116 103 микропредприятия, 5 548 малых и 480 средних), а в допандемийном ноябре 2019 года – 126 741 (120 410 микропредприятий, 5 877 малых и 454 средних).

Год (ноябрь)/

Количество предприятий

Всего

Микро

Малые

Средние

2019

126 741

120 410

5 877

454

2020

122 131

116 103

5 548

480

2021

122 138

116 234

5 421

483

Таким образом, можно говорить о снижении количества микро- и малых предприятий в 2020 году по сравнению с 2019 годом. Причиной, безусловно, стало осложнение экономической ситуации из-за эпидемиологической обстановки в мире и стране. Но благодаря введенным в экстренном порядке органами власти на федеральном и региональном уровнях мерам поддержки для предприятий и их сотрудников удалось стабилизировать ситуацию. Из областного бюджета на эти цели было выделено более 2 млрд. рублей. Сохранено более 48 тысяч рабочих мест. К тому же малый и средний бизнес в этом смысле более гибкий, чем крупный, ему проще перестраиваться, менять процессы, открывать новые направления. Поэтому в текущем году резкого сокращения численности малых предприятий не наблюдается.

Добавлю, что в первом полугодии 2021 года Росстат провел экономическую перепись малого бизнеса по итогам 2020 года. Предварительные результаты будут доступны уже в этом декабре, подведение и публикация окончательных итогов – в июле 2022 года. На основе полученной информации будут приниматься государственные решения и программы поддержки.

Петр

Дмитрий Германович, может стоит внести изменения в законодательство, чтобы закрепить поддержку малого бизнеса в нерабочие дни, которые периодически объявляются?

Петр, добрый день!

Безусловно, непростые решения об ограничительных мерах принимаются, исходя из того, как развивается эпидситуация. Очень рассчитываем на увеличение объемов вакцинации от коронавируса и снижение заболеваемости. Если это произойдет, то необходимости в введении нерабочих дней не будет. Соответственно и внесение изменений в законодательство не потребуется.

Тем не менее, в такие вынужденные нерабочие периоды меры поддержки (региональные и федеральные) всегда предусмотрены для бизнеса из пострадавших отраслей экономики. Так было и в прошлом, и в текущем году.

Для сохранения МСП существенная поддержка оказывается, прежде всего, на федеральном уровне. Это создание перечня пострадавших отраслей. Нижегородские предприятия, подпадающие под эти критерии, получили поддержку по всем направлениям: от моратория на плановые проверки, субсидий на выплату зарплаты работникам, рассрочек по уплате налогов до льготных кредитов (под 2% годовых), которые, при условии сохранения численности персонала, превращаются в безвозмездные субсидии.

В текущем году данная мера поддержки получила продолжение в виде нового кредитного продукта «ФОТ 3.0». По этой программе предприниматели могли взять кредит по ставке 3%. С 1 ноября этого года для пострадавшего бизнеса снова продлили данную программу (для этого необходимо сохранить численность сотрудников на уровне 90%), а также грантовые выплаты МРОТ для сотрудников малого и среднего бизнеса.

Что касается региональных мер поддержки наиболее пострадавших отраслей, необходимо отметить реализованные через региональный минпромторг и муниципалитеты субсидии на выплату заработной платы, компенсацию затрат на оплату услуг ЖКХ, возмещение затрат на установку аппаратуры видеоаналитики.
В 2020 году на вышеуказанные цели из областного бюджета было выделено 1,03 млрд. рублей, в 2021 году – 1,19 млрд. рублей.

Также продолжается льготное кредитование через "Агентство по развитию системы гарантий" с антикризисными ставками от 1% годовых на сумму до 5 млн. рублей.

Все эти меры позволяют частично покрыть пострадавшим предприятиям потерянную выручку и поддержать их сотрудников.

Ольга

Добрый день! Прочитала про Вашу инициативу по закону о семейном бизнесе. Когда его планируют принять и когда он реально заработает?

Ольга, добрый день!

Выделение семейного бизнеса в отдельную правовую категорию сейчас обсуждается на федеральном уровне, разрабатывается законопроект. Работа ведется экспертами Торгово-промышленной палаты России совместно с федеральными органами законодательной власти.

Действительно выступил с предложением начать с принятия закона о семейном предпринимательстве на региональном уровне, чтобы потом распространить эту практику и способствовать принятию такого законопроекта на федеральном уровне.

На текущий момент с коллегами по областному парламенту совместно с Торгово-промышленной палатой Нижегородской области начали разработку проекта регионального закона о семейном предпринимательстве.

Для семейного бизнеса актуальны те же системные проблемы, что и для всего предпринимательства. Но есть и ряд специфических проблем: правила регулирования трудовых отношений, передачи бизнеса по наследству и др. Принятие закона позволит создать стабильные условия для становления семьи как основы благосостояния общества и экономики.

Предполагается, что семейным будет считаться предприятие (организация, товарищество) малого бизнеса, участники которого являются членами одной семьи, а один из членов семьи является единоличным исполнительным органом такого предприятия. Также семейным предприятием предлагается считать производственный/потребительский кооператив или крестьянское (фермерское) хозяйство, не менее 50% членов которого относятся к членам одной семьи.

К семейным предприятиям необходимо также приравнять ИП, 50% членов семьи которых занимаются одной и той же предпринимательской деятельностью. При этом под семьей понимать супругов, их родителей, детей, братьев, сестер, внуков, а также дедушек и бабушек каждого из супругов.

После принятия такого законопроекта можно будет приступить к обсуждению мер целевой поддержки, которое государство может оказать семейным предпринимателям. Далее – перейти к популяризации, а затем и планомерному, систематическому развитию этого направления.

Внесение на рассмотрение комитетов Законодательного собрания Нижегородской области регионального законопроекта планируем до конца этого года.

Также добавлю, что для решения специфических проблем семейных предприятий ТПП РФ приняла решение о создании не менее 10 Центров семейного бизнеса в регионах России. Центры будут предоставлять семейным предприятиям целый комплекс услуг: консультационные, юридические услуги, обучение, услуги по созданию и продвижению семейных брендов, наставничество и многие другие. На текущий момент уже открыт первый такой Центр при ТПП Нижегородской области.

Дмитрий

Дмитрий Германович, что лично Вы добавили бы в законодательство для поддержки малого бизнеса?

Дмитрий, добрый день!

Если говорить о первоочередных вопросах развития МСП, то наиболее актуальными остаются налоговые и неналоговые платежи, тарифное регулирование, снижение административной нагрузки, а также дальнейшее развитие мер господдержки.

С коллегами по профильному Комитету в областном парламенте сформировали перечень инициатив для проработки в ближайшее время:
1. установление единых общих требований к внешнему виду нестационарных торговых объектов и территорий ярмарок. С одной стороны, это снизит административное давление, обеспечит единые прозрачные, понятные правила игры для бизнеса, даст возможность предпринимателям планировать свои затраты. С другой стороны, позволит придерживаться единого дизайн-кода и сохранить надлежащий архитектурный облик. Для этого необходимо внести изменения по регулированию сферы НТО и ярмарок в региональный закон «О торговой деятельности»;

2. разработка мер поддержки семейных предприятий. Подробно по этому вопросу ответил в рамках текущей интернет-конференции;

3. ограничение деятельности недобросовестных продавцов. Для этого необходимо усилить административную ответственность за повторное введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара. Поскольку действующий размер штрафов не соотносится с получаемыми ими доходами, в частности в сфере реализации пищевой продукции.

Понимаем, что требует изменений и подход к переоценке кадастровой стоимости объектов недвижимости. Чтобы налог на имущество по ряду объектов для предпринимателей не вырос в десятки раз. Целесообразно закрепить в ФЗ "О государственной кадастровой оценке" положения по расчету новой кадастровой стоимости с учетом прошлой. К примеру, установить ограничение по увеличению ее размера не более чем на 30%, за исключением случаев существенного изменения теххарактеристик переоцениваемого объекта недвижимости.

Особо для нашего региона стоит вопрос поддержки народных художественных промыслов и ремесленников. Актуальным сейчас является получение статуса "Мастер народного художественного промысла" самозанятыми гражданами. Ведь большое количество мастеров, чьи изделия подходят под критерии НХП, выходят в правовое поле, переходя на данную систему налогообложения, однако не имеют возможности получить соответствующий статус мастера.

И дополнительно необходимо закрепить статус ремесленников. Для этого нужно разработать закон "О ремесленной деятельности в Нижегородской области". Чтобы ремесленники не лишались ряда привилегий, например, по участию в выставках.

Кроме того, важно проводить на системной основе мониторинг привлечения к административной ответственности предпринимателей по правонарушениям, предусмотренным КоАП, в целях выработки предложений по снижению административного давления на бизнес, отмене избыточных норм.

Крайне необходим постоянный мониторинг муниципальных программ поддержки предпринимательства, чтобы сформировать предложения по закреплению обязательных мероприятий, а также выделению отдельных специалистов под данные функции.

С коллегами понимаем, что это лишь часть направлений, которые требуют проработки. В процессе нашей работы с обращениями граждан, предпринимателей появляются новые темы, часть из которых также носит системный характер. Поэтому перечень инициатив не закрытый, постоянно дополняется. Главное – создавать стабильные правила игры на длительный период, хотя бы 5 лет.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
26 апреля