Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Интернет-конференция председателя комитета ЗС НО по экологии и природопользованию Владислава Атмахова

ИА "НТА-Приволжье" представляет интернет-конференцию председателя комитета Законодательного собрания Нижегородской области по экологии и природопользованию Владислава Атмахова. Депутат отвечает на актуальные вопросы экологии и обращения с отходами на территории региона.
Задать вопрос

Эдуард Николаевич

Планируется ли чистить фарватер Волги, углубить его, скажем для решения проблем судоходства. Сейчас с введением санкций и перевозкой грузов это становится актуальным. Да и с точки зрения экологии полезно реке

Настоящий вопрос относится к полномочиям исполнительных органов власти, поэтому в настоящий момент не могу дать компетентного ответа. Но в настоящее время комитетом Законодательного собрания ведется мониторинг правоприменения Закона Нижегородской области "Об охране и использовании водных объектов в Нижегородской области", в рамках которого мы обязательно рассмотрим этот вопрос.

Эдуард Николаевич

Какая самая грязная река в Нижегородской области?

В 2021г. в плановых пробах поверхностных водных объектов на территории ответственности ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) воды поверхностных водных объектов не отмечалось.

В рамках выполнения заявки по государственному контракту от 13 апреля 2021г. №13, подписанному между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» в июне, сентябре, октябре и ноябре 2021г. произведен экспедиционный отбор проб воды нескольких поверхностных водных объектов на территории Нижегородской области на содержание в воде растворенного кислорода, органических веществ по показателю БПК5 и ХПК, аммонийного азота, нитратного азота, нитритного азота, фосфатов, сульфатов, хлоридов, нефтепродуктов, железа общего, марганца, хрома, цинка, меди, кадмия, никеля, фенолов, а также определение рН. По результатам обследования зафиксированы 4 случая экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) воды реки Рязанка в Богородском районе Нижегородской области.

В 2021г. на территории Нижегородской области было зафиксировано несколько случаев высокого загрязнения водных объектов.  В рамках выполнения заявки по государственному контракту от 13 апреля 2021г. №13, подписанному между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" в июне 2021 года зафиксированы следующие случаи ВЗ Река Рязанка в Богородском районе Нижегородской области. Отбор и анализ проб поверхностной воды произведен 22.06.2021г. Река Пыра в районе поселка 1 Мая Нижегородской области. Отбор проб воды осуществлялся 25.06.2021г.. Река Кишма в районе г.Ворсма Нижегородской области. Отбор проб воды осуществлялся 22.06.2021г.

По результатам анализа зафиксирован 1 случай высокого загрязнения (ВЗ) воды реки ниже г.Ворсма содержанием азота аммонийного на уровне 10,3 ПДК (4,1 мг/дм3 ).

Река Кудьма к.п.Зеленый город Нижегородской области. Отбор проб воды осуществлялся 24.06.2021г.

Река Везлома на территории г.о.г.Бор Нижегородской области. Отбор проб воды осуществлялся 23.06.2021г.

По данным наблюдений ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» в плановых пробах поверхностных вод были выявлены следующие случаи (20 случаев) ВЗ водных объектов: 2. Чебоксарское вдхр. /р.Волга/ в районе пгт.Васильсурск выявлено превышение ПДКр.х (выше критерия ВЗ) содержанием марганца в 39,3 раза.

Река Пыра в районе п.Первое Мая Нижегородской области.

Река Теша в районе г.Арзамас Нижегородской области.

Текущая информация по мониторингу окружающей среды размещается на сайте Верхне-Волжского УГМС.

Андрей Кулигин

Кто и как контролирует реализацию свежей рыбы, в нерестовый период? Как она продавалась, так и продается, даже когда введены запреты на ловлю.

Комитетом ветеринарии Нижегородской области в нерестовый период приостановлено проведение ветеринарно-санитарной экспертизы свежей речной рыбы; торговым организациям и рынкам рекомендован запрет продажи свежей речной рыбы. Органами местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов Нижегородской области в пределах полномочий приняты решения о приостановке на весенний нерестовый период 2022 года реализации на рынках свежей речной рыбы, добытой в естественных водоемах Нижегородской области.

Мероприятия по пресечению несанкционированной торговли ВБР осуществляются в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также в рамках участия в контрольных (надзорных) мероприятиях органов прокуратуры в качестве специалистов, с учетом особенностей постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336.

Сотрудниками полиции пресечено 52 случаев незаконного предпринимательства с начала нереста (ст. 14.1 КоАП РФ), за аналогичный период 2021 года

Ирина О.

Владислав Олегович, возможно ли в Нижнем Новгороде потребление воды в замкнутом цикле, когда она забирается, используется, потом очищается и снова используется без возвращения в водоем?

На сколько я знаю пока этого нет практически нигде.

Отдельные продвинутые экологические автомойки в РФ это практикуют, но это исключение из правил. Однако жизнь рано или поздно заставит нас это делать. Так делают развитые страны. Это дороже, а при условии, что у нас и так жизнь дорогая, это, к сожалению, пока наше будущее.

За более детальной информацией вам необходимо к органам исполнительной власти.

Ирина М.

Вы дома сортируете мусор?

Конечно, по мере возможности. На самом деле у меня нет органических отходов.  

Я уже давно продвигаю тему установки кухонных измельчителей пищевых отходов. Применение такого оборудования позволяет на самой ранее стадии образования отходов исключить смешение органических отходов с вторсырьем. Сегодня этот метод очень популярен у экологических активистов и просто экологически ответственных граждан, которые могут позволить себе установить доп.оборудование для того, чтобы раздельное накопление отходов было максимально эффективным. Такая практика очень распространена в странах Европы и Америки.

Ольга Николаевна

Центральная система сортировки мусора есть в Нижнем Новгороде?

Не очень понимаю о какой центральной системе сортировки мусора Вы говорите.

В Нижегородской области функционирует 5 межмуниципальных комплексов обработки и размещения ТКО: в г.о.г. Дзержинск (ООО «МАГ Груп»), в Городецком и Балахнинском районах (АО «Управление отходами-НН»), в Богородском районе (ООО «ОРБ Нижний), в Кстовском районе (ООО «Реал-Кстово»). И на указанных объектах действуют мусоро-сортировочные комплексы и осуществляется сортировка отходов.

Также запланировано строительство еще 3 новых комплексов по обработке и размещению ТКО общей мощностью 247 тыс.тон отходов в год: в Арзамасском муниципальном районе (мощность обхекта состаляет 160 тыс. тон отходов в год), Уренском муниципальном районе (50 тыс.тонн отходов в год), городском округе Навашинский ( мощность объекта составляет 45 тыс.тонн отходов в год).

В целях исполнения показателй национального проекта Экология, установленных для Нижегородской области, объекты в обязательном порядке оснащаются сортировочными комплексами

Наталья

Владислав Олегович, что мешает начать  сортировать мусор? Мы же видим, что эти цветные контейнеры не работают... все равно все в один бросают.

Для осуществления внедрения раздельного накопления ТКО на территории Нижегородской области разработан и утвержден Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 5 июня 2018 года № 407.
Указанным порядком предусмотрено введение с 1 августа 2019 года на территории Нижегородской области раздельного накопления ТКО, образующихся у населения многоквартирных и индивидуальных жилых домов в целях повышения объема и качества отбираемых вторичных материальных ресурсов, вовлекаемых в повторное использование и сокращения объемов захоронения отходов.

Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по морфологическим компонентам с целью выделения вторичных материальных ресурсов и складирование разделенных морфологических компонентов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО.

Нижегородская область заключив соглашение с ФАС России стала пилотным регионом, где установлен дифференцированный тариф на коммунальную услугу по обращению с ТКО при осуществлении их раздельного накопления. Региональным операторам установлены также единые тарифы на услугу по обращению с сортированными ТКО в среднем на 23 % ниже тарифов на смешанные ТКО.

В настоящее время при организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета. Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета. При этом с 1 августа 2019 года раздельно накапливается только ПЭТ-бутылка, с 1 января 2020 года раздельно накапливаются уже все вышеуказанные морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль.

Установка сетчатого контейнера на контейнерную площадку, внесенную в реестр контейнерных площадок, осуществляется:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме в случае принятия решения о раздельном накоплении ТКО, образующихся в многоквартирном доме, или органами местного самоуправления.
2) органами местного самоуправления в случае принятия решения о раздельном накоплении ТКО, образующихся в индивидуальных жилых домах.

Сбор и транспортирование раздельно собранных морфологических компонентов ТКО от мест их накопления осуществляется региональными операторами по обращению с ТКО на объекты обработки в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Нижегородской области, в целях обработки и дальнейшей утилизации отсортированных вторичных материальных ресурсов.

Важно отметить, что раздельное накопление ТКО становится обязательным для потребителей услуги по обращению с ТКО (жители), организаций, оказывающих коммунальную услугу по обращению с ТКО (региональные операторы по обращению с ТКО и управляющие компании – в зависимости от того, кто оказывает услугу по обращению с ТКО).

Раздельное накопление ТКО становится обязательным для индивидуальных жилых домов в случае принятия соответствующего решения органами местного самоуправления, для многоквартирных домов в случае принятия собственников жилых помещений такого решения.

При этом согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при раздельном накоплении сортированных ТКО необходимо применять учёт по объему вывезенных контейнеров (то есть по факту).

Таким образом, мешает только отсутствие желания у людей.  В настоящий момент переход на раздельный сбор у нас в регионе добровольный. Если все ТСЖ и домоуправляющие компании  приму такое решение, раздельный сбор будет.

Алексей

День добрый! Сколько несанкционированных свалок уже убрали в регионе? Есть статистика?

Добрый день. По всей Нижегородской области сейчас не отвечу.  Рассмотрение данного вопроса запланировано на очередном заседании комитета в июле 2022 года.

По Нижнему Новгороду - по итогам  2021 года на территории Нижнего Новгорода выявлено 335 несанкционированных свалок, из них 78 свалок, относящихся к ТКО. Объем размещенных отходов составил – 41,8 тыс. м3. Финансирование работ по ликвидации несанкционированных свалок в 2021 году в рамках субсидии областного бюджета с учетом софинансирования из бюджета города Нижнего Новгорода составило чуть более 31 млн. руб. Кроме того за счет бюджета города на ликвидацию свалок  направлено дополнительно 3,99 млн. руб. Все выявленные в 2021 году свалки были ликвидированы.

На 2022 год из средств областного бюджета в рамках целевой субсидии на ликвидацию свалок отходов Нижнему Новгороду выделено 15,66 млн. руб. из бюджета города Нижнего Новгорода – 5,2 млн. руб. Также из муниципального бюджета на данные цели планируется направить 1,7 млн. руб.на сегодняшний день выявлено около 130 свалок и уже ведется работа по их ликвидации.

Информацию по области, предоставим после рассмотрения вопроса на заседании комитета

Ирина

За появлением стихийных, несанкционированных свалок кто должен следить и кто должен отвечать? У нас в регионе леса заваливают строительным мусором, может стоит как-то отслеживать таких деятелей и штрафовать? На подъезде к плигону ТБО в Кстоском районе леса скоро уже не останется, все завалили кирпичем и досками. Что делать?

Добрый день. Вы затронули сразу несколько проблемных вопросов.  

Понятно, что если можно установить собственника отходов, то обязанность по ликвидации указанной свалки и ответственность за совершение данного правонарушения  несет собственник. Но вы все понимаете, что чаще всего собственник отходов неизвестен. Тогда возникает вопрос, кто должен ликвидировать свалки на землях лесного фонда и за чей счет. К сожалению в законодательстве в данной сфере содержится пробел. Нашим комитетом было подготовлено обращение на имя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросу определения лиц, ответственных за ликвидацию несанкционированных свалок на землях лесного фонда.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Вместе с тем, после признания утратившими силу статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия перестала относиться к санитарно-оздоровительным мероприятиям.

При этом ликвидация несанкционированных свалок, в том числе твердых коммунальных отходов, на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а значит финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.

Возложить указанные полномочия на органы местного самоуправления также не представляется возможным. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации законодательство Российской Федерации не возлагает на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета не санкционированно складированных бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Указанные вопросы требуют отдельного правового регулирования на федеральном уровне.

В связи с этим мы обращаемся к Министру, с просьбой дать разъяснения по определению лиц, уполномоченных на осуществление мероприятий по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, находящихся на землях лесного фонда, а также по определению источника финансирования указанных мероприятий.

И второй проблемный вопрос, это отсутствие четкого правового регулирования обращения со строительными отходами. Законодательным собранием области приняты изменения в Закон области от 11.08.2021 № 83-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об отходах производства и потребления", устанавливающий новые требования при регулировании отношений по обращению с отходами строительства и сноса. Законом предусмотрены следующие ключевые положения:
1.    Накопление отходов строительства и сноса осуществляется на объектах их образования раздельно по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
2.    Смешивание отходов строительства и сноса, исключающее их дальнейшую переработку, не допускается.
3.    Запрещается захоронение отходов строительства и сноса на территории строительной площадки.
4.    Перемещение отходов строительства и сноса до объектов их обработки, обезвреживания, утилизации и размещения осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании разрешения на их перемещение, выданного в порядке, установленном Правительством Нижегородской области.
5.    Порядок обращения с отходами строительства и сноса утверждается Правительством Нижегородской области.

Однако, подзаконные акты Правительством пока не приняты.

Нарушителей, конечно, нужно штрафовать. В современной мире считаю, что использовать современные комплексы слежения квадрокоптеры. Мы их широко применяем для патрулирования и профилактики природных и лесных пожаров. Почему бы не попробовать их использовать для фиксации нарушителей в данной сфере. А при установлении виновников обязывать их  ликвидировать несанкционированную свалку и компенсировать вред причиненный окружающей среде.

Николай

День добрый!
Владислав Олегович, у меня вопрос про последствия субботников. У нас рядом с контейнерами после субботника недели две еще лежали мешки с листьями. Это не ТБО, и не ТКО, что это за мусор? Кто должен его убирать?

Да, действительно проблемы возникают, в законодательстве нет четкого понимания к какому виду отходов относить данный отход.  Пока Нижегородская область придерживается следующей позиции:
Очень часто при рассмотрении данного вопроса в обоснование своей позиции региональные операторы ссылаются на письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.10.2019 года № 08-25-53/24802, высказывающее мнение относительно того, что только отходы, образованные физическими лицами в пределах жилых помещений относятся к ТКО. При этом годом ранее Министерство строительства РФ в письме от 25.09.2018 года №43298-ОГ/06 высказал противоположную позицию.

Необходимо обратить внимание, что письма федеральных органов власти не являются  нормативными-правовыми актами, не содержат правовых норм, содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных (п. 2 постановления Правительства РФ от 13.08.1997г. №1009).

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). По данному классификатору ТКО включают и уличный смет, и отходы при уходе за растительными посадками.

В каждом субъекте РФ установлены нормативы накопления ТКО. Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 года № 296, при их определении учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории, в том числе уличный смет и растительные отходы. А все, что включено в норматив, относится к ТКО и вывозится в счет утвержденного в регионе тарифа. Единственно необходимо иметь ввиду, что такие отходы должны складироваться на специально отведенной площадке для складирования КГМ или в бункере, но не рядом.

Все, что размещается рядом с контейнерной площадкой, автоматически становится несанкционированной свалкой и ответственность за ликвидацию данной свалки будет нести собственник площадки, т.е., в большинстве случаев, муниципалитет.

Судебная практика также относит отходы от уборки придомовых территорий в состав ТКО.

Заключать отдельные договоры на вывоз ТКО с региональным оператором необходимо в случае образования таких отходов на территориях общего пользования (парки, скверы, улица, улично-дорожная сеть и т.д.), в том числе в ходе месячника по благоустройству.


Ольга Ивановна

С 1 января 2019 года в рамках нацпроекта Экология в области начали работать региональные операторы, которые должны отвечать контролировать, чтобы не появлялись несанкционированные свалки. Как Вы оцениваете, стало ли их меньше за этот срок?

Добрый день. С 1 января 2019 года Нижегородская область, как и большинство других регионов перешла на новую систему обращения с отходами. Согласно Территориальной схеме Нижегородской области регион поделен на 9 зон деятельности. В Нижегородской области в настоящий момент работает 7 региональных операторов.  

Ликвидация несанкционированных свалок — это та задача, которую перед нами поставил Президент России Владимир Путин в национальном проекте „Экология“.

В соответствии с п. 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее — Правила) в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение пяти рабочих дней:
1)    уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;
2)    уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 17 Правил).

Согласно п. 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором. Принимая во внимание, что основная нагрузка ложится на органы местного самоуправления, а как правила их бюджеты ограничены в 2022 году муниципалитетам из регионального бюджета было выделено 100 миллионов рублей на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов.

Сложно сказать стало ли их меньше, считаю, что стало, но тем не менее еще много таких объектов которые необходимо ликвидировать. Каждый из нас должен помнит, что начинать нужно с себя "Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят".
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
25 апреля