Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Интернет-конференция депутата ЗС НО, гендиректора ПАО "Завод "Красное Сормово" Михаила Першина

ИА "НТА-Приволжье" представляет интернет-конференцию заместителя председателя комитета по экономике, промышленности, поддержке предпринимательства, торговли и туризма Законодательного собрания Нижегородской области, генерального директора ПАО "Завод "Красное Сормово" Михаила Першина. Вопросы принимаются на тему: "Законодательная поддержка промышленности Нижегородской области: перспективы, импортозамещение, кадровый потенциал".
Задать вопрос

Юля

Здравствуйте!
На заводе Красное Сормово сделали уникальное судно - краболов. Говорили о том, что это впервые в России. Планируете ли Вы еще такие вот новые проекты?

Действительно, «Вайгач» - первый построенный в России краболов-процессор проекта КСП01, то есть судно полного цикла. Оно предназначено не только для добычи и транспортировки краба, но и для переработки улова на борту. По сути, это плавучая рыбоперерабатывающая фабрика. На берег «Вайгач» доставит уже готовую расфасованную и замороженную продукцию. Ни в Советском союзе, ни в современной России такие суда раньше не строились.

Кстати, очень приятно было, что на церемонию спуска на воду в прошлую пятницу пришло так много людей! Собрались не только сотрудники «Красного Сормова», были и нижегородцы из других районов города. Люди фотографировали судно, поздравляли судостроителей с этим проектом, желали удачи, говорили, что гордятся нашим городом. Мне кажется, это дорогого стоит!

Федеральная программа «квоты под киль», по которой строится краболов «Вайгач», продолжает работу. Согласно ее условиям, инвесторы получают часть квот на добычу рыбы или краба взамен на обязательства строить суда в России. Программа запустила обновление рыбопромыслового флота страны.

«Красное Сормово» построит еще четыре краболова-процессора. Второе судно серии уже на стапеле, для третьего начали изготавливать секции корпуса. Сейчас обсуждаем с заказчиком возможные изменения в проект этих судов. Изначально всю серию планировали оснастить импортным оборудованием, но теперь заказчик рассматривает варианты сотрудничества с российскими компаниями. Для второго судна серии почти все необходимое уже закуплено, поэтому оно будет строится без изменений. А вот на следующих краболовах серии, возможно, установим отечественное оборудование.

Ренат

Добрый день!
Как Вы считаете, каков будет реальный рост по экономике, конкретно, по производству в регионе в 2022 году?

По большому счету, думаю, что делать прогнозы очень сложно. Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области, который мы обсуждали в конце прошлого года, будет корректироваться.

Скорее всего, ситуация в обрабатывающей промышленности в Нижегородской области будет лучше, чем в среднем по стране. Многие региональные предприятия имеют длинные производственные циклы, поэтому не так сильно реагируют на изменения. Заметную роль сыграло создание регионального Центра импортозамещения, который помог быстро заместить почти 2,5 тысяч позиций комплектующих. Скажется и поддержка инвестиций в новые производства: в Нижегородской области инвестпроекты не приостанавливались.

Обычно прогноз экономического развития рассчитывается в трех вариантах: пессимистичном, базовом и оптимистичном, чтобы максимально учесть все факторы. В пессимистичном варианте в среднем по России будет отрицательный рост в обрабатывающих отраслях. В этом случае в Нижегородской области тоже возможен спад производства по итогам года. В базовом, наиболее вероятном варианте, скорее всего, стоит ждать замедления темпов роста.

Главное, сейчас важно максимально поддержать экономику, продолжить разработку мер поддержки и анализ эффективности уже работающих инструментов.

Игорь

Добрый день!
Вы отслеживаете ситуацию с Горьковским автозаводом? Депутаты Законодательного Собрания планируют поддержать наш автогигант, если такая необходимость возникнет?

Добрый день!

Автопром – одна из ключевых отраслей для Нижегородской области, в ней заняты десятки тысяч людей. Это касается как самих заводов, так и смежных организаций. Только у «Группы ГАЗ» свыше 200 смежников в Нижегородской области. Поэтому, конечно, следим за ситуацией и на Горьковском автозаводе, и на других предприятиях отрасли.

Меры поддержки автопрома в Нижегородской области уже принимаются. В их разработке участвует лично губернатор Глеб Никитин, правительство, депутаты, в частности депутаты всех уровней от «Единой России».

Сейчас самое важное – поддержать предприятия заказами, на это делается основной акцент. Среди инструментов поддержки – льготные займы на запуск новых производств, стимулирование спроса на автомобили, госзаказ.

Горьковский автозавод планирует начать серийное производство городского фургона «Соболь NN» в этому году. Инвестиции компании в проект составят 3,25 млрд руб., из них 828 млн руб. - льготный заем Фонда развития промышленности (ФРП). Уровень локализации автомобиля составит до 83%, в том числе благодаря использованию двигателей, которые начнут производить в Нижнем Новгороде.

Производители автокомпонентов смогут воспользоваться займами не только из федерального ФРП, но и из регионального Фонда. На одном из последних заседаний Заксобрания было принято решение о докапитализации нижегородского ФРП – как раз для того, чтобы увеличить финансирование программ поддержки импортозамещения. На старт любого производства нужны заемные средства, поэтому льготное госфинансирование поможет стимулировать этот процесс.

Правительство Нижегородской области инициировало на федеральном уровне запуск программы лизинга, включая субсидирование лизингодателю части стоимости транспортного средства для получения скидок на коммерческие автомобили. Крупнейшим производителем таких машин в регионе как раз является Горьковский автозавод.

Регион также предлагает принять на федеральном уровне решение о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на покупку коммерческого транспорта. На закупку автомобилей скорой помощи нижегородского производства из бюджета региона направят более 350 млн рублей – это инициатива «Единой России».

Конечно, за ситуацией в отрасли надо продолжать следить – она сейчас непростая. При необходимости нужны будут и другие меры поддержки. Вообще хочу напомнить, что и крупные предприятия, и малый бизнес любой отрасли может обратиться к депутатам за поддержкой, и все пожелания и предложения обязательно будут рассмотрены, потому что разработка мер поддержки – это совместная, общая работа. Иначе и быть не может.

Евгений

Михаил Николаевич, Нижегородская область мощный промышленный регион. Как в целом наши предприятия преодолевают европейские санкции. Удается ли противостоять давлению?

Добрый день!
Направленные против экономики России санкции, конечно, сказались на промышленности – не надо лукавить.
Честно говоря, я думаю, что мы сейчас переживаем исторический момент. От того, как и с каким результатом мы пройдем этот этап, зависит будущее страны. В ближайшие месяцы промышленность станет одним из ключевых полей боя, где определится многое.
На днях, оценивая ситуацию в стране, вице-премьер правительства РФ Денис Мантуров отметил, что по итогам года падение производства в обрабатывающем секторе может достичь 6%. В том числе - из-за проблем с экспортом. По данным Института Гайдара, каждое пятое промпредприятие, вопреки логике Минфина, может снизить активность из-за до сих пор слишком слабого рубля. А по опросам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, только каждое четвертое предприятие готово в течение 1–2 лет запустить новые инвестпроекты. Многие компании зависят от передовой импортной техники, и, по их оценкам, в стране недостаточно подходящих отечественных аналогов.
При этом данные Росстата за январь – май показывают рост обрабатывающей промышленности на 2%, но это может быть обусловлено инертностью отраслей с длинными производственными циклами (например, судостроение) и сформированными заранее на предприятиях запасами материалов и комплектующих. В любом случае, самая показательная цифра – это индекс промпроизводства по итогам года, а его мы получим только в январе 2023-го.
И без цифр понятно, что промышленность столкнулась с трудностями. Благодаря принятым в разгар пандемии мерами поддержки, многим ранее запущенным госпрограммам (к примеру, те же «квоты под киль», благодаря которым впервые за последние десятилетия в России начали строить свои рыболовецкие суда) удалось избежать проседания экономики, но сложности, конечно, есть. В первую очередь они связаны с необходимостью импортозамещения.
Нижегородская область на фоне других регионов выглядит достаточно хорошо. Это тоже связано с тем, что в нашем регионе еще в 2020 году наладили практику диалога регионального правительства, депутатов и бизнес-сообщества, благодаря чему удалось быстро отвечать на возникающие проблемы, предлагать меры поддержки. Был укреплен нижегородский Фонд развития промышленности, появились поддержки для импортозамещающих производств, льготы инвесторам и т.д.
Но сегодня нужны новые шаги.
Сейчас надо осуществить поворот от абсолютно рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета. Фактически надо перейти к усилению госрегулирования в ключевых отраслях промышленности. Только так можно выстроить новые межрегиональные производственные цепочки, построить свои производства комплектующих и оборудования взамен импортных.
Что самое главное сейчас? Думаю, поддержка инвестиций, новых импортозамещающих производств – с одной стороны, и дополнительная защита на законодательном уровне пострадавших от негативных последствий санкций предприятий – в другой.
На федеральном уровне сейчас обсуждаются программы импортозамещения в судостроении, авиастроении, автомобилестроении и других отраслях. Чтобы избежать инвестиционной паузы, промышленность нуждается в длинных деньгах по минимальной ставке. Минпромторг РФ и Минфин прорабатывают унифицированный для всех отраслей промышленности механизм долгосрочного заемного финансирования крупных значимых проектов под госгарантии.
Конечно, мы будем участвовать в этих обсуждениях, по возможности вносить свои предложения.
Как я уже рассказывал в ответах на другие вопросы, сейчас вместе с коллегами из Госдумы работаем над тем, чтобы был приняты изменения в федеральное законодательство, чтобы защитить пострадавшие от последствий санкций промышленные предприятия. Речь о компаниях, которые с неисполнением обязательств зарубежными поставщиками в 2022 году.
Многие предприятия в разных регионах России не получили комплектующие из-за границы вовремя или вовсе вынуждены были экстренно искать новых поставщиков, потому что контрагент разорвал договор в одностороннем порядке. Есть случаи, когда предприятие даже заплатило деньги, а вот товар так и не получило.
Сейчас нарушение обязанностей со стороны зарубежных контрагентов по поставке оборудования, комплектующих или отсутствие на внутреннем рынке необходимых для работы предприятия товаров законодательно не отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы. До сих пор мы с этим не сталкивались. Включение санкционных ограничений и их последствий в число обстоятельств непреодолимой силы позволит защитить права промышленников. Законопроект об этом готовится к рассмотрению в нижней палате Федерального собрания.
Это одна из мер, что называется, оперативного реагирования на ситуацию, но нужны и другие инструменты поддержки. Их надо продолжать разрабатывать вместе с отраслевыми сообществами.
Резюмируя, хочу выделить главную мысль. Пока промышленность справляется относительно неплохо. Но самое важное сейчас – сделать все возможное, чтобы обеспечить работу экономики в будущем.

Антон

Михаил Николаевич, а реально ли в принципе провести 100-процентное импортозамещение в текущих условиях?

По основным, ключевым для экономики страны технологиям и комплектующим – вполне реально. И у Нижегородской области, и у России в целом высокий научно-технический потенциал, который позволяет это сделать. Думаю, мы можем смотреть в будущее с оптимизмом.

Чтобы обеспечить создание новых производств, в Нижегородской области в последнее время уже был принят ряд мер. Это и докапитализация регионального Фонда развития промышленности, который в том числе выдает льготные займы под создание импортозамещающих производств, и создание одного из первых в стране Научно-образовательного центра, который объединяет усилия промышленников и ученых для развития собственных передовых технологий.

Как я уже говорил, сейчас нужно актуализировать федеральные программы импортозамещения, и эта работа началась.

Николай

Здравствуйте!
Когда мы сможем перейти на 100 процентное импортозамещение в промышленности, чтобы не зависеть от поставки комплектующих в важнейших отраслях?

Добрый день!

Многое зависит от отрасли и перечня комплектующих. По отдельным позициям вопрос можно решить быстро (и такие примеры в регионе есть), по другим – нужны дополнительные меры на федеральном уровне.

Начну с того, что уже сделано в Нижегородской области.

В регионе еще в 2020 году, когда область столкнулась с пандемией, были отработаны эффективные практики диалога губернатора, правительства, депутатов с бизнес-сообществом, которые помогли быстро отреагировать на возникающие проблемы и принять дополнительные меры поддержки. Проводились встречи, конференции онлайн и в соцсетях, во время которых участники обменивались мнениями о том, какая помощь нужна экономике. Этот опыт серьезно помог и в 2022 году.

Нижегородская область стала одним из первых регионов в России, где создали местный Центр импортозамещения. Фактически главная его функция – сбор информации от нижегородских предприятий о том, какие комплектующие им нужны, и заявок от потенциальных поставщиков из Нижегородской области и других регионов, а также дружественных зарубежных стран. Это помогло достаточно быстро заместить почти 2,5 тысячи наименований продукции. По части заявок работа продолжается. Созданные с помощью Центра логистические цепочки будут актуальны и в будущем.

Действительно, часто проблема устраняется объединением усилий двух предприятий, до сих пор по разным причинам не знавших друг о друге. Но по ряду позиций таких решений нет, потому что нужные комплектующие или оборудование в России пока не производится.

В принципе перестроить или создать новое производство можно в среднем в срок от полугода до двух лет. Но при этом надо оценить перспективную загрузку, то есть учесть потребность всех предприятий отрасли, рентабельность.

В таких наукоемких отраслях, как судостроение, авиастроение, атомная промышленность и других, где в производстве продукта участвуют даже не десятки, а тысячи поставщиков и подрядчиков, нужны федеральные стратегические программы импортозамещения. Они уже разрабатываются с 2014 года, но сейчас их надо актуализировать с учетом новых вызовов, понимая, что по критически важным позициям замену зарубежным поставщикам нужно обеспечить в максимально короткие сроки. В разработке стратегических программ импортозамещения должны участвовать все заинтересованные стороны – и бизнес-сообщество, и органы исполнительной власти, и депутаты всех уровней.

Не менее важный аспект – кадры. Все инновации делают люди, с любым оборудованием работают люди, каждое производство создают люди. Сегодня нужна новая система подготовки инженерно-технических специалистов, от этого, без преувеличения, зависит конкурентоспособность государства. Необходимо обеспечить приток талантливых кадров в реальный сектор экономики.

Несколько лет назад на заводе «Красное Сормово» мы столкнулись с дефицитом высококвалифицированных молодых специалистов, которые были бы готовы развивать производство, предлагать и внедрять инновационные решения. Кстати, в похожей ситуации оказались и многие другие промышленные предприятия России. Причин несколько. Во-первых, не всегда система образования обеспечивает потребности реального сектора экономики. Например, еще недавно по ряду судостроительных специальностей в Нижнем Новгороде подготовку выпускников вообще не вели.

Во-вторых, многие школьники мало знают о работе в промышленности, о том, какие возможности дает карьера на производстве, и просто не идут в технические вузы. Выбирают более популярные профессии, мечтают стать блогерами. Мы ради интереса провели опрос среди учеников нескольких школ. Многие дети даже не знают, какие крупные предприятия есть в регионе и какими достижениями могут похвастаться нижегородские промышленники.

Чтобы решать кадровые проблемы на заводе «Красное Сормово», мы в прошлом году создали образовательно-производственный судостроительный кластер. Он объединил девять школ, два техникума, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, ВГУВТ и завод. В рамках кластера подготовка специалистов начинается еще в школе. На основе конкурсного отбора лучшие выпускники продолжают обучение в вузах по целевым направлениям. Проект сормовского кластера стал одним из первых подобных в России.

Сейчас по поручению президента РФ подобные кадровые проекты запускаются в 23 регионах России. В новом учебном году будут открыты инженерные классы по судо- и авиастроительному профилям. В 17 регионах создаются классы по авиастроению, а в 9 – по судостроению. Регионы были отобраны в соответствии с расположением вузов и предприятий соответствующего профиля.

В Нижнем Новгороде такие классы по профилю «судостроение» откроются в шести школах Сормовского района - №№82, 79, 117, 183, 85, 9. Эти учебные заведения входят в наш образовательно-производственный судостроительный кластер. Еще три инженерных класса появятся в Навашине и Чкаловске. Два из них тоже будут иметь судостроительную направленность, один начнет работу по профилю «авиастроение».

В сормовских школах ребята будут углубленно изучать физику, математику, информатику. У школьников появится и дополнительный предмет – инженерная графика и 3D-моделирование, чтобы дети могли получить навыки проектирования, которые важны для инженеров-конструкторов. Ребята также продолжат посещать дополнительные занятия по программе судостроительного кластера: выездные занятия на заводе «Красное Сормово», лекции преподавателей НГТУ им. Р.Е. Алексеева и ВГУВТ и другие.

Программы развития кадрового потенциала промышленности должны быть рассчитаны на годы. Например, для подготовки высококвалифицированного технолога судостроительного производства нужно не менее 10 лет, включая обучение в вузе.

Думаю, те проекты, которые сейчас осуществляются в Нижегородской области, станут только одним из этапов развития кадрового потенциала региона. Впереди еще много работы. Кадровые проекты требуют законодательной поддержки, мы с коллегами тоже над этим работаем.

Виталий

Добрый день!
Какой закон в поддержку промышленности Вы планируете принять в ближайшее время?

Вместе с коллегами из Госдумы работаем над тем, чтобы был приняты изменения в федеральное законодательство, которые позволят защитить промышленные предприятия, столкнувшиеся с неисполнением обязательств зарубежными поставщиками в 2022 году. Законопроект об этом готовится к рассмотрению в нижней палате Федерального собрания.

Сейчас нарушение обязанностей со стороны зарубежных контрагентов по поставке оборудования, комплектующих или отсутствие на внутреннем рынке необходимых для работы предприятия товаров законодательно не отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы. В то же время некоторые отечественные компании вынужденно изменили сроки поставки партнерам своей продукции из-за того, что пришлось менять поставщиков. Включение санкционных ограничений и их последствий в число обстоятельств непреодолимой силы позволит защитить права промышленников.

Продолжается работа и над мерами поддержки региональной экономики. Например, сейчас в Законодательном собрании готовится к рассмотрению внесенный губернатором законопроект о налоговых льготах для гостиниц, зоопарков, парков культуры и отдыха.

В случае снижения выручки более чем на 20% по сравнению с прошлым годом они получат льготную налоговую ставку в 1%. Главное условие предоставления меры поддержки – сохранение штата сотрудников. Сокращение численности работников не должно превысить 10% с начала этого года. Это позволит поддержать компании, которые столкнулись со снижением турпотока, в том числе зарубежных гостей, и сохранить доходы занятых в отрасли нижегородцев.

Будем работать и над другими мерами поддержки.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
29 марта