Интернет-конференция депутата Законодательного собрания Нижегородской области Игоря Рузанкина
Тема интернет-конференции – «Воспитание патриотизма у молодежи в современных условиях».
Вопросы принимаются до 15 мая.

Как считаете, можно ли говорить о том, что с начала СВО больше молодых людей стало интересоваться нашей историей, поддерживать патриотический настрой?
Современные дети больше интересуются компьютерными играми и социальными сетями, вечно сидят в интернете. Как их можно заинтересовать патриотической тематикой? Может, надо разрабатывать компьютерные игры про нашу страну, героев, их подвиги. А то в голове у детей такая каша... Может, хоть так их можно приобщить?
Как известно скальпель для кого-то орудие убийства, а для кого-то оружие спасения. С интернетом так же. В нем много полезного, но и сложности с ним есть. Как мне кажется – пропаганда наше все. Пояснять и рассказывать, рассказывать и пояснять, в чем плюсы, в чем минусы. И, конечно, герои игры и сюжета с понятными для нашей ментальности характеристиками добра и зла, бесчестия и справедливости были бы хорошим ориентиром для играющих детей. Если 40 лет назад модели поведения формировались в т.ч. мультиками, то сегодня это компьютерные игры. Нужно делать.
Игорь Евгеньевич, назовите топ-5 книг, которые обязательно нужно прочесть подросткам, чтобы вырасти настоящими патриотами.
Прилепин анонсирует время от времени информацию обо всем, что сейчас происходит на СВО, я ему доверяю - посмотрите, что он предлагает.
Из моего же детства и юности мне «заходили» книги про войну, про простых тружеников войны – солдат и офицеров, разведчиков. И это Константин Симонов - как проза, например, «Живые и мертвые» и его фронтовая поэзия. Это, безусловно, «Мальчиш–Кибальчиш» Аркадия Гайдара, его же «Тимур и его команда». Бесспорно, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, из цикла Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве мне больше всего легли «Семнадцать мгновений» и «Приказано выжить». Это про верность долгу и об интеллекте на службе Родине. Ну и, конечно, «Молодая гвардия» А.А. Фадеева. Эту книгу мы потеряли на 30 лет и, как мне кажется, обездолили школу. Решение вернуть ее в программу – очень верное.
На самом деле книг много в основном военные, но этому есть объяснение – на войне все человеческие качества проявлены ярче, образы насыщеннее, ошибки фатальнее, а успехи эпичней.
Недавно Нижний Новгород и Волгоград делали интересный проект по обмену школьниками - волгоградские ребята побывали в Нижнем, нижегородские в Волгограде. Насколько важно организовывать такие поездки? И вообще ведется ли какая-то системная работа, чтобы показать школьникам знаковые места страны, места боевой славы и тд.? Могут ли в такие проекты попасть ребята из районов области?
Замечу, что обмен делегациями школьников между Волгоградом и Нижним Новгородом это личная инициатива губернаторов регионов. Сейчас данный проект имеет региональный статус и на федеральном уровне пока подобного не наблюдается, что, конечно, нужно исправлять. Считаю, что именно в силах федерации сформировать тот пул знаковых мест и событий, посещение которых, окажет правильное влияние на современную молодежь.
От себя хочу сказать, что с момента избрания депутатом ЗСНО я веду несколько проектов на которые похожи «Уроки с путешествиями». Суть заключается в том, что школьники Балахнинского и Володарского округов, которые активно проявляют себя в общественной деятельности, после успешного прохождения конкурсного отбора едут большой делегацией в Беслан на Вахту Памяти. Посещение школы №1, где в 2004 году произошел захват заложников запускает у ребят процесс переоценки многих вещей. Прикоснувшись в Беслане с яркими примерами противостояния, гражданского мужества, воинского долга, детской беззащитности с абсолютной низостью, вероломством и мерзостью, школьники уезжают домой уже с абсолютно другим мышлением. За время поездки и последующей работы с учениками нам удается закрепить в ребятах понимание гражданского мужества и стойкости, а также воспитать чувства ответственности, благородства и внимания к людям и событиям.
Конечно, хотелось бы расширить ареал знаковых мест и посетить, например, еще Краснодон, места, где ребята – молодогвардейцы в Великую Отечественную войну боролись с захватчиками, по сути - ровесники наших юнармейцев. Но пока это невозможно, ввиду ситуации в которой находятся "новые" регионы. В целом, такие поездки при правильном наполнении очень важны, полезны и нужны.
Добрый день! Как Вы относитесь к современному ремейку пионерской организации - Движению первых? Она способна увлечь современных детей?
Базово по ситуации: 30 лет государство не видело необходимости в воспитании коллективизма, взаимовыручки, и ответственности за других. Образование, как известно, стало услугой, а воспитание было выведено из школьных учебных программ. Приводило это к воспитанию откровенного эгоизма и отработки навыка хождения по головам при достижении личных целей. Как относиться к изменению курса, частью которого является ДП - конечно же положительно, но возникает несколько вопросов по реализации проекта:
1. Чем будет наполняться деятельность? Каким будет предложенный образ будущего? У коммунистов он был понятным, ярким и привлекательным для народа. Что получится у нас? Кто станет примером успешной деятельности для детей: какой он образ положительного и успешного героя, который будет взят за основу определяя критерии успешности - успешное бабло стяжательство или героизм и служение? Что мы сегодня можем противопоставить Чкалову, героям - челюскинцам, или Симонову?
2. Кто будет наставниками (Это, пожалуй, главный вопрос) для детей? И чем они будут руководствоваться при реализации задач, поставленных государством? Мой опыт говорит, что "горящих" задачами воспитания учителей не так и много, и даже если задачи будут поставлены отчетные, вопрос: как к ним будут относиться - мимоходом для галки или с душой?! Педагогов советской эпохи практически не осталось, преемственность педагогического воспитания нарушена, нужно формулировать все заново и на новых принципах.
3. 2 года СВО. Для качественной реализации проекта общешкольного движения следует простимулировать приход в школы ветеранов СВО. Как стимулировать? А вот как на СВО стимулировали, так и в школах стимулировать. Что-то на подобие комсомольских путевок: пошел после психологических тестов и переподготовки ветеран СВО в школу - получи доплату в 15-25 тысяч рублей. В школах КРИТИЧЕСКИ мало преподавателей-мужчин, в принципе, а уж ветеранов службы тем более. Это вопрос федеральный, естественно. И мы в меру своих возможностей и дискутируем о нем и пытаемся его поставить в повестку, надеясь, что столь важный вопрос привлечет к формулированию смыслов максимально компетентных людей, и с надеждой на то, что ДП будет основой всего процесса воспитания.
Игорь Евгеньевич, как считаете, достаточно ли того, что уже заложено в школьной программе, чтобы вырастить детей патриотами?
Для того, чтобы вырастить детей патриотами, нужно не киношное - "Я научу тебя Родину любить!", а условия, способные формировать патриотическое отношение к своей Родине. У нас зачастую упрощают демонстрации патриотизма примерами жертвенности при выполнении гражданского или воинского долга. Но это, как правило, примеры личного мужества, которое существует как ситуация, событие. Формирует же патриотизм комплекс значимых вещей - общая природа отношений в социуме, роль государства в соблюдении принципа справедливости, образ будущего страны и людей, ну и пример успешной деятельности.
Как классик сказал: бытие определяет сознание. Помните памятник на Арбате героям-школьникам, ушедшим в 1941г. и не вернувшимся с войны (https://war-monument.livejournal.com/99304.html)? Что заставило мальчишек на следующий, после выпускного, день пойти добровольцами на фронт?! У них же сзади, как следует из либеральных страшилок, НКВДэшники с пулеметами не стояли и на доты фашистские не гнали. Их порыв был исключительно внутренний по мотивации. Они понимали, что именно ТАКУЮ Родину следует защищать с риском для жизни. А какая эта ИХ Родина тогда была? Это страна, в которой понятие справедливости было сформировано на максимуме возможного. Достаточно почитать биографии советских полководцев Великой Отечественной войны, политических и культурных деятелей, чтобы убедиться, что социальные лифты работали качественно, а справедливости можно было добиться практически на любом уровне. Это не отменяет перегибы, о которых известно, но в общем, принципы справедливости в стране соблюдались. Именно это и являлось тем бытием, что формировало сознание тех мальчишек.
Вот над этим сейчас нужно работать в первую очередь, и школьная программа с вписанными туда процессами воспитания в принципе, и воспитания патриотизма, в частности, смогут реализовываться качественно.
Комментарии