Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Интернет-конференция депутата Законодательного собрания Нижегородской области Игоря Рузанкина

ИА «НТА-Приволжье» представляет интернет-конференцию депутата Законодательного собрания Нижегородской области Игоря Рузанкина.

Тема интернет-конференции – «Воспитание патриотизма у молодежи в современных условиях».

Вопросы принимаются до 15 мая.
Задать вопрос

Леонид Михайлович

Как считаете, можно ли говорить о том, что с начала СВО больше молодых людей стало интересоваться нашей историей, поддерживать патриотический настрой?

Из сакрального: как известно - бытие определяет сознание. Если в стране многое подчинено задачам СВО, если информационное поле наполнено дискусом о истории, о личности в истории, о героях нашего времени и тех примерах героизма, на которых они росли, то естественно молодежь больше погружается в эти процессы. У кого-то друзья на СВО, у кого-то знакомые, есть потери. Это совершенно нормальный процесс. Но ведь нужно сознаться и в поляризации отношения к СВО – 300 тысяч мобилизировали, а 700 тысяч сиганули как «пони» из страны. Вообще СВО – это, конечно, лакмус для проверки температуры по больнице, и тут важно выводы сделать правильные.

Екатерина

Современные дети больше интересуются компьютерными играми и социальными сетями, вечно сидят в интернете. Как их можно заинтересовать патриотической тематикой? Может, надо  разрабатывать компьютерные игры про нашу страну, героев, их подвиги. А то в голове у детей такая каша... Может, хоть так их можно приобщить?

В апреле у нас в гостях был боец СВО, весьма медийно известный по периоду штурма Мариуполя Антон Филимонов (РОКОТ). Общались с детьми. Он рассказал такую историю: мол было придано ему три БТРа в усиление, подходит командир отделения БТРщиков и спрашивает – «Как технику поставить?» - а Антон ему отвечает – «Ты в Танки играл?» - тот ему – «Играл!» - «Ну так поставь так, чтобы к противнику под такими углами стоял если высунутся, да, стрельнут, чтобы не пробитие было, а рикошет.» - приказал РОКОТ. Вот вам и ответ на полвопроса.

Как известно скальпель для кого-то орудие убийства, а для кого-то оружие спасения. С интернетом так же. В нем много полезного, но и сложности с ним есть. Как мне кажется – пропаганда наше все. Пояснять и рассказывать, рассказывать и пояснять, в чем плюсы, в чем минусы. И, конечно, герои игры и сюжета с понятными для нашей ментальности характеристиками добра и зла, бесчестия и справедливости были бы хорошим ориентиром для играющих детей. Если 40 лет назад модели поведения формировались в т.ч. мультиками, то сегодня это компьютерные игры. Нужно делать.

Артем

Игорь Евгеньевич, назовите топ-5 книг, которые обязательно нужно прочесть подросткам, чтобы вырасти настоящими патриотами.

Вопрос не простой ввиду того, что времена моего взросления и нынешние, это весьма не одно и то же. Герои, которые должны формировать чувства патриотизма разные. Что понятно мне - не факт, что будет понятно Вам. Сложно сказать, какой патриотический образ мог бы подойти сейчас. Предположу, что произведения о людях мужества и жертвенности на Донбасе найдутся и сейчас, но я их не знаю, просто надеюсь, что они есть.

Прилепин анонсирует время от времени информацию обо всем, что сейчас происходит на СВО, я ему доверяю - посмотрите, что он предлагает.

Из моего же детства и юности мне «заходили» книги про войну, про простых тружеников войны – солдат и офицеров, разведчиков. И это Константин Симонов - как проза, например, «Живые и мертвые» и его фронтовая поэзия. Это, безусловно, «Мальчиш–Кибальчиш» Аркадия Гайдара, его же «Тимур и его команда». Бесспорно, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, из цикла Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве мне больше всего легли «Семнадцать мгновений» и «Приказано выжить». Это про верность долгу и об интеллекте на службе Родине. Ну и, конечно, «Молодая гвардия» А.А. Фадеева. Эту книгу мы потеряли на 30 лет и, как мне кажется, обездолили школу. Решение вернуть ее в программу – очень верное.

На самом деле книг много в основном военные, но этому есть объяснение – на войне все человеческие качества проявлены ярче, образы насыщеннее, ошибки фатальнее, а успехи эпичней.

Лариса Юрьевна

Недавно Нижний Новгород и Волгоград делали интересный проект по обмену школьниками - волгоградские ребята побывали в Нижнем, нижегородские в Волгограде. Насколько важно организовывать такие поездки? И вообще ведется ли какая-то системная работа, чтобы показать школьникам знаковые места страны, места боевой славы и тд.? Могут ли в такие проекты попасть ребята из районов области?

Прикосновение детей к важнейшим событиям и знаковым местам нашей страны всегда несет в себе положительный момент для воспитания подрастающего поколения. Главное, чтобы такого рода событие не являлось банальной экскурсией, а для этого школьников необходимо детально погружать в тему. Только тогда такого рода прикосновение будет для детей вехой, которая может поделить жизнь на до (осознания чего-либо) и после (осознания).

Замечу, что обмен делегациями школьников между Волгоградом и Нижним Новгородом это личная инициатива губернаторов регионов. Сейчас данный проект имеет региональный статус и на федеральном уровне пока подобного не наблюдается, что, конечно, нужно исправлять. Считаю, что именно в силах федерации сформировать тот пул знаковых мест и событий, посещение которых, окажет правильное влияние на современную молодежь.

От себя хочу сказать, что с момента избрания депутатом ЗСНО я веду несколько проектов на которые похожи «Уроки с путешествиями». Суть заключается в том, что школьники Балахнинского и Володарского округов, которые активно проявляют себя в общественной деятельности, после успешного прохождения конкурсного отбора едут большой делегацией в Беслан на Вахту Памяти. Посещение школы №1, где в 2004 году произошел захват заложников запускает у ребят процесс переоценки многих вещей. Прикоснувшись в Беслане с яркими примерами противостояния, гражданского мужества, воинского долга, детской беззащитности с абсолютной низостью, вероломством и мерзостью, школьники уезжают домой уже с абсолютно другим мышлением. За время поездки и последующей работы с учениками нам удается закрепить в ребятах понимание гражданского мужества и стойкости, а также воспитать чувства ответственности, благородства и внимания к людям и событиям.

Конечно, хотелось бы расширить ареал знаковых мест и посетить, например, еще Краснодон, места, где ребята – молодогвардейцы в Великую Отечественную войну боролись с захватчиками, по сути - ровесники наших юнармейцев. Но пока это невозможно, ввиду ситуации в которой находятся "новые" регионы. В целом, такие поездки при правильном наполнении очень важны, полезны и нужны.

Марина Олеговна

Добрый день! Как Вы относитесь к современному ремейку пионерской организации - Движению первых? Она способна увлечь современных детей?

Добрый день. Тут несколько аспектов при общей базе:

Базово по ситуации: 30 лет государство не видело необходимости в воспитании коллективизма, взаимовыручки, и ответственности за других. Образование, как известно, стало услугой, а воспитание было выведено из школьных учебных программ. Приводило это к воспитанию откровенного эгоизма и отработки навыка хождения по головам при достижении личных целей.  Как относиться к изменению курса, частью которого является ДП - конечно же положительно, но возникает несколько вопросов по реализации проекта:

1. Чем будет наполняться деятельность? Каким будет предложенный образ будущего? У коммунистов он был понятным, ярким и привлекательным для народа. Что получится у нас? Кто станет примером успешной деятельности для детей: какой он образ положительного и успешного героя, который будет взят за основу определяя критерии успешности - успешное бабло стяжательство или героизм и служение? Что мы сегодня можем противопоставить Чкалову, героям - челюскинцам, или Симонову?

2. Кто будет наставниками (Это, пожалуй, главный вопрос) для детей? И чем они будут руководствоваться при реализации задач, поставленных государством? Мой опыт говорит, что "горящих" задачами воспитания учителей не так и много, и даже если задачи будут поставлены отчетные, вопрос: как к ним будут относиться - мимоходом для галки или с душой?! Педагогов советской эпохи практически не осталось, преемственность педагогического воспитания нарушена, нужно формулировать все заново и на новых принципах.

3. 2 года СВО. Для качественной реализации проекта общешкольного движения следует простимулировать приход в школы ветеранов СВО. Как стимулировать? А вот как на СВО стимулировали, так и в школах стимулировать. Что-то на подобие комсомольских путевок: пошел после психологических тестов и переподготовки ветеран СВО в школу - получи доплату в 15-25 тысяч рублей. В школах КРИТИЧЕСКИ мало преподавателей-мужчин, в принципе, а уж ветеранов службы тем более. Это вопрос федеральный, естественно. И мы в меру своих возможностей и дискутируем о нем и пытаемся его поставить в повестку, надеясь, что столь важный вопрос привлечет к формулированию смыслов максимально компетентных людей, и с надеждой на то, что ДП будет основой всего процесса воспитания.

Иван

Игорь Евгеньевич, как считаете, достаточно ли того, что уже заложено в школьной программе, чтобы вырастить детей патриотами?

Иван, с учетом вероятных изменений учебных программ, связанных с формированием Движения первых и вопросами воспитания, я бы не стал размышлять о прошлом в принципе. Интереснее поразмышлять о будущем и том, что хотелось бы в программах увидеть.
Для того, чтобы вырастить детей патриотами, нужно не киношное - "Я научу тебя Родину любить!", а условия, способные формировать патриотическое отношение к своей Родине. У нас зачастую упрощают демонстрации патриотизма примерами жертвенности при выполнении гражданского или воинского долга. Но это, как правило, примеры личного мужества, которое существует как ситуация, событие. Формирует же патриотизм комплекс значимых вещей - общая природа отношений в социуме, роль государства в соблюдении принципа справедливости, образ будущего страны и людей, ну и пример успешной деятельности.

Как классик сказал: бытие определяет сознание. Помните памятник на Арбате героям-школьникам, ушедшим в 1941г. и не вернувшимся с войны (https://war-monument.livejournal.com/99304.html)? Что заставило мальчишек на следующий, после выпускного, день пойти добровольцами на фронт?! У них же сзади, как следует из либеральных страшилок, НКВДэшники с пулеметами не стояли и на доты фашистские не гнали. Их порыв был исключительно внутренний по мотивации. Они понимали, что именно ТАКУЮ Родину следует защищать с риском для жизни. А какая эта ИХ Родина тогда была? Это страна, в которой понятие справедливости было сформировано на максимуме возможного. Достаточно почитать биографии советских полководцев Великой Отечественной войны, политических и культурных деятелей, чтобы убедиться, что социальные лифты работали качественно, а справедливости можно было добиться практически на любом уровне. Это не отменяет перегибы, о которых известно, но в общем, принципы справедливости в стране соблюдались. Именно это и являлось тем бытием, что формировало сознание тех мальчишек.

Вот над этим сейчас нужно работать в первую очередь, и школьная программа с вписанными туда процессами воспитания в принципе, и воспитания патриотизма, в частности, смогут реализовываться качественно.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
27 июля