Я могу сделать выставку из воздуха
На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает нижегородский художник, организатор художественного объединения "Галерея Нетипичного Искусства" (ГНИ) Павел Плохов.
Павел Плохов окончил Нижегородское театральное училище (специальность - актер, конструктор кукол). Участник таких выставочных проектов как "Высокое напряжение", "Акт (номер 1, 2, 3)", "Коллаж-сити". Персональные выставки П.Плохова - "Театр советского чайника", "Другое дерево". Был дизайнером выставочного проекта "Старый Нижний. Люди. Улицы. Дворы", художником-оформителем спектакля нижегородского театра "Zоопарк" "Что случилось в зоопарке?", куратором открытия Стены памяти и фотовыставки из семейных архивов, посвященных 60-летию Победы, в Музее истории и культуры Московского района, продюсером выставки коллекции психотерапевта Яна Голанда "Арт-терапия: титры сознания", автором нижегородского фестиваля "Маскарадуга". Вместе с художниками Андреем Егоровым и Валерием Барыкиным создал некоммерческую общественную организацию "Галерея Нетипичного искусства". На счету ГНИ - проведение серии акций "Арт-апрель" (среди которых - перформансы "Ленин - сказочный герой?", "Подарок Гагарину", "День красного дерева"); выставка "Искусство на развес"; акции "Похороны Ленина", "День рождения Ван Гога"; участие в съемках документального телефильма (телеканал "Россия") "Каникулы в Простоквашино".
Павел, для начала расскажите, что "Арт-апрель" грядущий нам готовит?
На конец апреля планируем в помещении бывшего кинотеатра Маяковского, который над литкафе "Безухов", рок-формат, поэтический фестиваль и "винил-пати". "Винил-пати" - это хулиганский художественный проект: комиксы от Александра Авдеева, плакаты от Валеры Барыкина, от меня - коллажи из баннеров кинотеатров. Все будет сделано на виниловой поверхности. А еще мы пригласим музыкантов, которые крутят виниловые пластинки. Такое соединение двух искусств - музыкального и изобразительного, некое "Виниловое чтиво". Художественная часть уже готова, но пока все упирается в некие оргвопросы. Хотелось бы разместить в помещении и скульптуру, потому что у нас в городе ей мало кто занимается, а мне это близко. В этом помещении все отлично бы расположилось - готика там так и "прет", особенно по ночам.
Менее грандиозный по масштабу, но интересный по наполнению проект - День космонавтики в "Буфете".
Надеюсь, по старой традиции, кошку в космос отправлять не будете?
Нет, но есть идея собрать нижегородский космический отряд. Галерея Нетипичного искусства выступит в качестве экспертной комиссии, которая этот отряд и будет набирать. Для полета на солнце ночью.
"Первые на Солнце"?
Да, есть "Первые на Луне", а мы будем "Первыми на Солнце". Кроме того, у Андрея Егорова есть художественные работы на тему инопланетян - ему это очень близко, может, по его шизо-духовному состоянию. А я собираюсь сделать несколько объектов, посвященных тому, как себя ощущает человек в невесомости. И еще инсталляцию "Портрет гуманоида". Надеюсь, что с "Арт-апрелем" все быстро "срастется", как это получилось с Днем рождения Ван Гога, который мы подготовили за две недели. Мне хотелось сделать корпоративную вечеринку для художников. Ведь проходят вечеринки разных фирм, есть профессиональные праздники токарей-пекарей, а вот у художников ничего такого нет...
С Лениным у вас какие-то особенные отношения: то вы отмечаете его день рождения, то устраиваете ему похороны. Очередное 22 апреля будет чем-то отмечено?
Хочется сделать что-то качественное. В последнее время я не гонюсь за количеством, а стремлюсь к качеству. Если для Егорова провести мероприятие значит просто покрасить костюмы и быть в хорошем настроении, а там уж как Бог выведет, то для меня это - недельная - двухнедельная подготовка в жестком ритме. Тот "Арт-апрель", который прошел 3 года назад, был в основном на моих плечах, тем более что тогда мы все делали за свой счет. Приходилось рассчитывать только на свои мозги и творческие силы. И только потом - на пустой кошелек.
Какова степень безумия в том, что вы делаете? В представлении обывателя название "Арт-апрель" навевает мысли о весеннем "обострении"...
Степень безумия зависит не от времени года, но после зимы, конечно, активизируешься, просыпаешься. Зимой я много болею и морально, и физически, а весна для меня более позитивный сезон, надеюсь, она меня излечит. Уж не знаю, насколько удачна шутка, но я всегда говорю, что приятно родиться весной, а умереть - осенью.
Площадками для акций ГНИ становились и Музей истории и культуры Московского района, и Музей Добролюбова, и кафе "Буфет", "СССР", "Безухов". Вы можете освоить любую территорию?
В принципе, да. Конечно, комфортнее там, где больше дают свободы действия. Но вообще я готов увидеть в любом помещении свои плюсы, даже там, где пессимист видит только неудобство. Мне нравится возможность комбинировать, мозгами пораскинуть. Если заходишь в тупик, достаточно посмотреть на проблему под неожиданным углом, начать думать в другом направлении. Наверное, это определенный профессионализм, когда многие задачи решаются уже автоматически.
Точно так же и любой материал, и любую вещь можно превратить в искусство?
Естественно. Мне не достаточно быть только скульптором, художником, заниматься коллажами, арт-предметами. Мне нравится быть экспозиционером, куратором выставок. Для меня выставка - такой же материал, как для художника холст, а для скульптора - камень или дерево. Я могу выставку сделать из воздуха. Буквально. Например, из раскрытого окна, фотографии облаков, сосудов с воздухом из, извините, злачного заведения и с чистым кислородом... Мне безразлично, из чего делать. Главное, как это преподнести зрителю, как заинтересовать его. И дать ему понять, что он может получить от выставки не только эстетическое удовольствие, но и практическую пользу.
Какую?
Например, некоторые предметы, которые я выставляю, можно применить в домашнем интерьере. Есть примеры, когда использованные Галереей художественные элементы люди использовали в утилитарных целях. Причем не так, что "от этой картины большая польза - она дырку на стене закрывает". Скажем, я делал из запчастей телевизора светильник, а дядька один собирался выкидывать старые телевизоры, но решил соорудить из их корпусов классные книжные полки. Самое главное, что человеку дается возможность думать.
В таком случае, вашим способностям можно найти применение, например, в дизайнерском деле и зарабатывать таким образом деньги.
Нет, я не могу назвать себя дизайнером "чистой воды", а, скорее, человеком, который может разрешать проблемы с помощью мышления. Могу соединять в себе множество специальностей, при этом, не будучи специалистом, и решать поставленную задачу, постольку поскольку вижу проблему со стороны. Когда люди понимают, что ценность твоя не только в мозгах или в руках или в видении, а что это все вкупе, то обращаются к тебе с очень странными идеями. Например, обращается какой-нибудь магазин, у которого проблемы с продажей одежды, потому что и товар не так висит, и свет на него неправильно падает (как они считают), а проблема оказывается в восприятии помещения покупателями - чистая психология.
По образованию вы актер-кукольник. И на ваших художественных акциях вам приходится быть актером, шоуменом.
Не совсем. Просто акции ГНИ организованы, грубо говоря, по законам шоу-бизнеса. Когда Егоров выступает в роли Ленина, зрители интересуются им лично, а потом уже начинают смотреть его экспонаты. То есть он привлекает внимание к своим художественным работам. Валера Барыкин в меньшей степени сценически активный, но это не значит, что он слабый художник. У него есть великолепные вещи. Иногда мы его заставляем подключаться к нашим мероприятиям, и он выглядит соответственно нам, а бывает, что от него самого идет идея.
Чего вы ждете от публики?
Мы ждем обратной связи. Реакция может быть и отрицательная, и положительная.
А сопротивление тому, что вы делаете, встречается?
Как правило, нет. Сопротивление было, только когда мы делали "Коллаж-сити", где выставлялись работы, связанные с религиозной тематикой. Это вызвало протест Православной Церкви. Выставку потребовали закрыть.
Вам было в большей степени обидно или стыдно? И есть ли для вас какие-то самоограничения, то, чего вы никогда себе не позволите?
Это был урок. В принципе, художник может себе позволить все. Но, если я могу себе позволить сделать что-то "по полной" для себя, это не значит, что я могу это выставить на всеобщее обозрение. В данном случае, мы допустили ошибку: то, что мы с Егоровым делали в закрытом формате, мы взяли и предали широкой огласке. Как говорится, черт попутал. Разразился скандал, который мы сами и спровоцировали. Выставка была интересной, но часть ее должна была стать своеобразной закрытой VIP-зоной.
Будет ли в этом году проходить придуманный вами фестиваль "Маскарадуга"?
Да, в мае в кинотеатре "Орленок". Причем фестиваль будет приурочен ко дню памяти погибших от СПИДа. Сочетание концептуальное. Ведь вич-инфекция пришла к нам с Африканского континента, и маска пришла с Африканского континента. К тому же, у ВИЧ-инфицированных есть такое понятие - "открытое лицо". Имеется в виду ВИЧ-инфицированный, который признается в своей болезни, открыт для людей, для прессы. А маска - это то, что с лица срывается в определенный момент. При этом маска может передавать внутреннее состояние, быть плакатом души.
В "Орленке" разместится Древо жизни, на котором, как листья, будут развешены маски, сделанные, в том числе, и ВИЧ-инфицированными. Также зрителям будут раздаваться нерасписанные маски, на которых каждый сможет изобразить то, что хочет.
Известно ли что-то о судьбе маски Боба Марли, которую вы подарили Борису Гребенщикову?
Это я называю акцией "Осчастливь звезду!". До этого у меня покупали две работы для Артемия Троицкого. Я не знаю, какова их судьба, потому что с Б.Г.-то был прикол. Они с Глебом Фирсовым (куратором программы "Культурная столица Поволжья", - НТА-П) веселились, и Гребенщиков забыл свою маску в гостинице на ресепшен.
В общем, "не пей вина, Гертруда!"
Да. Уж не знаю, интересовался ли он судьбой этой маски. В итоге я забрал ее, отвез в Москву и подарил своему другу - актеру Андрею Соколову-младшему, который снимался в китайской версии "А зори здесь тихие" в главной роли, он работает в Театре Пушкина. Следующая затея - подарить маску Гарику Сукачеву. Ему предназначалась маска "Белый ангел", полностью сделанная из шприцов. Но я подарил ее нижегородцу - лауреату конкурса роликов, направленных опять же на борьбу со СПИДом. Его ролик мне очень понравился. Так что для Гарика Сукачева придумаю что-нибудь другое.
Есть ли у вас любимцы в истории искусства, чье творчество вдохновляет?
Мой главный учитель - Сальвадор Дали. Его жизнь очень театрализованная, а мне близко сочетание театра и художника. Ему посвящен мой первый художественный проект - сюрреалистические шахматы. Каждая из 34 фигур (2 про запас) имела свое название. Например, черная королева называлась "Венера в стиле модерн". Черный король - "Отелло". Белый слон - "Кармен". Моя любимая фигура - моя главная белая пешка - "Тигровая Женщина". Она навеяна скульптурой, которая была найдена при археологических раскопках в Африке: без головы, без ног, только грудь и бедра. Называлась она Африканская Венера. Еще сильное впечатление на меня производила литература по этнике. По африканской культуре, по культуре Тибета, Мексики. У меня есть шикарный двухтомник "Культура Океании", которого, наверное, ни у кого в городе нет, он стоил бешеных денег, я его купил в кредит.
Художник - человек мира или он привязан к своему месту, к своей земле?
Это дилемма из разряда "художник должен быть сытым или голодным", "художник должен быть космополитом или не космополитом"... Одно время я думал, что мне по барабану, куда уехать и где творить. Потом мне стало интересно быть в Нижнем, сделать свою мастерскую на его старых улочках, создать в живописном сквере "Сад ненужных скульптур" или открыть, наконец, первый в городе частный выставочный зал, а то наш совсем стух. Три года я был дизайнером выставки "Старый Нижний". Сначала некоторые представители Союза художников возмущались: "Как можно, кто он такой!" А потом Владимир Величко (председатель нижегородского отделения Союза художников, - НТА-П) приносил на обсуждение с моим участием работы от Союза, и, как мне показалось, у него в глазах читался вопрос по отношению к моей персоне... Я, как говорится, не злопамятен, но память у меня хорошая. При этом мне все равно, какой человек художник. Меня интересует, хорошая у него работа или плохая. А показатель того, насколько она хороша, - "цепляет" или не "цепляет", оставляет ли след в душе. Но это все на профессиональном уровне, а в личных взаимоотношениях я очень щепетилен. Поэтому, наверное, у меня очень короткое число "почти друзей".
Комментарии