Интервью

Мы боремся с коррупцией в органах исполнительной власти

Мы боремся с коррупцией в органах исполнительной власти

На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает начальник Управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД Нижегородской области полковник Валерий Мальгин.

Валерий Евгеньевич, что представляют собой, так называемые организованные преступные группировки? Каков их состав, структура?

Прежде всего, надо сказать, что на территории Нижегородской области проживают 6 "воров в законе", состоящих на нашем учете. Основу всей организованной преступности составляют группировки, "работающие" под покровительством криминального сообщества "воров в законе", в котором существуют свои законы, определенная иерархия и четкое распределение зон влияния и способов совершения преступлений.

Кроме того, есть группы, и не имеющие к "ворам в законе" прямого отношения. Такие группы не поддерживают воровских традиций, не вносят денег в "общую кассу" на поддержание своих людей в исправительно-трудовых колониях. При этом и у них может быть своя иерархия или общие деньги на поддержание своего криминального бизнеса.

Например, "банда Дедова", действовавшая в период с августа 2003 года по ноябрь 2004 года на территории Кстовского района и застрелившая "кстовского авторитета" Николая Аржанцева. Двое из задержанных, Сергей Молоков и Владимир Дедов, ранее судимые за разбои, в свое время проходили службу в спецподразделениях - ОМОН и спецназ внутренних войск. Третий задержанный – бывший сотрудник 6-й ОРЧ ГУВД Нижегородской области Сергей Православский.

В наше время жизнь изменилась, и мы из социалистического образа жизни, перешли в капиталистический. "Воры" тоже понимают, что на одних лишь квартирных кражах или чистом воды криминале больших денег не сделаешь. Поэтому перестраиваются и стараются вкладывать деньги в бизнес или в поддержку определенных людей в бизнесе. Нередки случаи попыток войти во власть. Хотя в нашей области подобного не случалось, но в других регионах такое бывало.

Как меняются с течением времени способы совершения преступлений, а также техническая оснащенность ОПГ?

Все встало на экономические рельсы, и криминальные элементы быстро подстраиваются под существующие реалии. Яркий пример – преступления в торгово-кредитной сфере, начавшиеся с позапрошлого года. С одной стороны товарный кредит - это хорошее подспорье для простых граждан, но криминалитет нашел слабое звено в этой схеме и стал активно этим пользоваться.

Для получения товара в кредит порой достаточно только паспорта и человека, более-менее похожего на фотографию в документе. Для своих целей преступники часто используют лиц, злоупотребляющих спиртным, или их документы. Получая дорогостоящий товар, мошенники быстро его реализуют, а хозяева документов ничего не подозревают, пока к ним не приходит требование оплатить кредит.

Мы прогнозировали такую ситуацию, поэтому благодаря совместным действиям со службами безопасности кредитных организаций было выявлено несколько преступных групп.

Что касается технической оснащенности, то естественно, что с новыми веяниями времени изменяется и техническая оснащенность группировок, которые стали очень мобильными, и естественно, обладают сотовой и радиосвязью.

Например, сейчас, представители "Теlе 2" распространяют бесплатные SIM-карты, совершенно не заботясь о том, кому они попадают в руки. Это сильно затрудняет работу по установлению личности разыскиваемого человека.

Много вопросов возникает и к другим операторам сотовой связи. Возьмем, например, грабежи или кражи сотовых телефонов. Сотовые компании отстранились от решения этой проблемы, хотя могли бы помочь.

Недавно представители нашего региона, да и других областей России вышли в правительство с подготовленным документом для создания единого банка данных для всех "засвеченных" телефонов, чтобы не осуществлять их повторное подключение. Когда отпадет причинно-следственная связь, тогда кражи и грабежи мобильников станут экономически невыгодны, и их число должно неминуемо сократиться. Сейчас мы имеем значительное количество скупщиков краденых телефонов, которые распространяют их через плохо контролируемую торговую сеть у нас или в других регионах.

Какова специализация нижегородских преступных группировок?

Здесь надо рассматривать ситуацию в регионе, поскольку, как говорится, где слабо, там и рвется. На чем криминал всегда зарабатывает деньги? На неотрегулированных моментах нашей сегодняшней жизни. Например, проституция как одна из стабильно доходных криминальных отраслей. Если сделать ее законной, то никакого бы вопроса не возникло.

Если говорить конкретно о Нижегородской области, то одним из характерных примеров является ситуация в автомобильной промышленности. На данный момент здесь ситуация, конечно, заметно изменилась. В 1991-1992 годы, при наличии дефицита машин в стране, за цвет автомобиля, его пробег или за перегон автомобиля к месту продажи платили дополнительные деньги, и Волго-Вятский РУОП проводил довольно большую работу в этом плане.

В 1993-1994 годах ситуация немного изменилась. Появился большой поток иномарок из-за границы. И часть криминала, увидев более "жирный кусок", устремилась туда. Этот бизнес никак не контролировался государством, и поэтому, был полностью криминализированным. Здесь наблюдалось и процветание коррупции, связанное с льготами по растамаживанию автомобилей.

А сколько преступных групп кормилось возле Горьковского автозавода, пока не сменился собственник, и предприятие не перешло в частные руки!

Сейчас нижегородские организованные преступные группировки занимаются очень прибыльными кражами дорогих иномарок, хищениями в топливно-энергетическом комплексе, махинациями с "левым" бензином, проституцией и другими преступлениями.

На Ваш взгляд, какая отрасль экономики или сфера жизнедеятельности сейчас наиболее подвержена коррупции и взяточничеству?

Сейчас целая эпопея происходит с "уличным цветочным бизнесом", где заметно противоборство за места торговли. На данный момент эта ситуация находится на контроле в ГУВД.

А в основном, взяточничество широко цветет в сфере развития коммерческих торговых структур, с отведением земельных участков под строительство. Не каждый коммерсант может себе позволить получить в центре Нижнего Новгорода участок земли под застройку. Когда выделяются участки в аренду под строительство сроком на 49 лет с последующим правом выкупа земли, то ясно, что здесь подразумевается некто, желающий забрать все под себя, иначе не будет бизнеса.

Необходимость получения всевозможных чиновничьих разрешений как раз и есть повод для получения и дачи взятки. Почему такое дорогое жилье? Коммерсантам часто приходится закладывать в смету определенные затраты "на покупку" того или иного разрешения. Зачем давать какому-нибудь чиновнику взятку, если схема их взаимоотношений полностью прозрачна? Тогда и чиновники перестанут поглядывать в сторону денег.

Валерий Евгеньевич, давайте поговорим о взяточничестве и способе борьбы с этим явлением.

Перед нашим подразделением стоит более узкая задача, чем перед БЭПом, мы занимаемся борьбой с коррупцией в органах исполнительной власти.

Это серьезнейший вопрос. Таких преступлений может быть очень много в реальной жизни, и не всегда они видны или находятся "на слуху" у обывателя. Причина здесь в том, что не все можно сделать и довести до логического конца. Не каждый руководитель даст "в обиду" своего чиновника, который преступными действиями может бросить тень на него, и не каждый предприниматель, с которого требуют взятку, готов пойти на сотрудничество с нами. Приходится прибегать к профилактике таких преступлений. Это тоже эффективный метод борьбы. Если знаешь, что некто намерен совершить преступление, то на этой стадии гораздо легче найти рычаги воздействия на него - легче его заранее уволить и не дать возможность работать именно в этой сфере.

Валерий Евгеньевич, в связи с этим вопрос. Недавний уход с должности председателя КУГИ Нижнего Новгорода Алексея Ляпина как-то связан с работой вашего подразделения?

Нет. Про Ляпина я ничего сказать не могу, а в отношении ряда бывших и действующих чиновников Дзержинской администрации уже возбужден ряд уголовных дел по статьям "Мошенничество", "Присвоение или растрата", "Злоупотребление служебным положением" и по ряду других. Уже доказана связь некоторых бывших и действующих чиновников администрации города с членами преступных группировок.

Буквально на днях принято решение об избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде в отношении председателя КУМИ города Дзержинска Ирины Седовой, и в настоящее время готовятся решения еще по ряду должностных лиц, фамилии которых пока называть нельзя. Хочу отметить, что это была наша совместная работа с прокуратурой Дзержинска.

Валерий Евгеньевич, какие, на Ваш взгляд, самые тяжело раскрываемые преступления?

Организация преступного сообщества – ст. 210 УК РФ. Непросто найти всю цепочку сообщества, и собрать доказательства.

Например, была возбуждена эта статья по "пирамиде "Меркурий". Сколько лет с этим боролись, сколько времени и затрат, сколько жалоб, а дело все не сдвигалось. И только проведение специальных экспертиз, направленных на доказывание существования преступного сообщества, позволило, наконец, подтолкнуть это дело к завершению.

ОО "Меркурий" было создано в Нижнем Новгороде в 1999 году. Для привлечения денег организаторы использовали специальную методику проведения публичных лекций с использованием нейролингвистического программирования.

С 2000 по 2004 года организаторы ОО "Меркурий", под предлогом трудоустройства на работу, вовлекли в свои ряды многих жителей области и принуждали их внести в качестве "капиталовложения в бизнес" около $3 тыс. "Принятые" граждане должны были, в свою очередь, также вовлечь в "Меркурий" как можно больше человек, получая определенный процент от полученных денег. В 2005 году по делу в качестве потерпевших проходило около 450 граждан. Только в Нижегородской области от действий злоумышленников пострадали около 3 тыс. человек. По предварительному подсчету ущерб, причиненный гражданам, оценивается около 40 млн. рублей.

А какова ситуация с распространением наркотиков в Нижегородской области?

Торговля наркотиками очень прибыльный вид криминального бизнеса, и те, кто занимаются их доставкой на территорию нашей области, используют надежные каналы, по которым не раз доставляли наркотик.

Мы через свои источники устанавливаем и перекрываем такие каналы, но дилеры изобретают новые пути, и наркотики снова появляются. Наиболее распространенные наркотики - героин и марихуана, за ними идут кокаин, метадон и экстази.

Ваше отношение к легализации наркотиков, как к одному из основных доходов организованной преступности?

Наверное, отрицательное. В некоторых странах разрешается иметь при себе некоторое количество определенного наркотика, но я думаю, что в нашей стране этого пока делать нельзя. Может произойти резкий всплеск труднопрогнозируемых событий.

Проблема наркомании – одна из жестоких болезней нашего общества. Если на базе алкоголя происходят в основном бытовые убийства, то на базе наркотиков – все преступления.

Борьба с наркоманией еще долго будет стоять на одной из первых ступеней, которые требуют приоритетной поддержки государства.

У нас не переломлена социальная ситуация, связанная с ростом количества лиц, употребляющих наркотики. Необходимо остановить этот рост, чтобы довольствоваться определенным количеством потребляемого наркотика на территории области. Нам необходимо сейчас иметь очень гибкую позицию, соответствующую данному моменту в сегодняшней жизни, и будет все нормально.

Здесь надо внимательно смотреть на ситуацию и прогнозировать ее дельнейшее развитие.

Возьмем, например, события прошлого, когда на Кавказе были вырублены виноградники. Что, от этого чачи меньше стало? Принятие "сухого закона" повлекло за собой развитие самогоноварения, ударившего по государственной казне. Но одно дело, когда человек изготавливает самогон для своего употребления и совсем другое - когда изготавливает его на продажу. Это уже наносит ущерб государству, выходит из-под контроля и становится нерегулируемым.

Широкая общественность и СМИ часто судят о деятельности милиции по так называемым громким делам. По каким показателям судите Вы об эффективности работы своих подчиненных?

Оценивать работу милиции должно население. Именно общественное мнение является основным в этом вопросе. Что касается работы нашего подразделения, то здесь, наверное, надо судить по выявленным и направленным в суд делам, на сопровождение которых уходит иногда очень долгое время.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
12 ноября