Интервью

Задача не в том, чтобы сохранить акции МАНН, а в том, чтобы аэропорт заработал и стал комфортным

Задача не в том, чтобы сохранить акции МАНН, а в том, чтобы аэропорт заработал и стал комфортным

На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает вице-губернатор Нижегородской области Виктор Клочай.

Виктор Владимирович, Вы курируете большое количество очень значимых для развития региона сфер и крупных проектов. Одним из них является проект развития Международного аэропорта «Нижний Новгород». Расскажите, пожалуйста, на какой стадии находится реализация концепции развития "МАНН", и что ожидает его в свете подписанного в июле соглашения с правительством Москвы?

Аэропорт для нас – это важнейший объект, развитие которого придаст дополнительный импульс развитию экономики области в целом. Этот объект довольно непростой с точки зрения привлечения инвесторов, достижения финансовых результатов и так далее.

Хотя в целом за последнее время в работе нижегородского аэропорта отмечается неплохая динамика. Уже проделан определенный объем работ в части улучшения условий его деятельности и повышения инвестиционной привлекательности. Несмотря на то, что это федеральная собственность, мы нашли возможность провести реконструкцию свето-технической полосы, ремонт рулежных площадок, выборочный ремонт самой взлетно-посадочной полосы.

Еще в прошлом году мы заказали и исполнили проект реконструкции взлетно-посадочной полосы и представили его в Росавиацию в расчете на то, что в 2007 году нам все-таки увеличат финансирование. Правда, в этом году этого увеличения не произошло, но мы очень рассчитываем на то, что реальная работа по ремонту и удлинению полосы начнется в 2008 году.

При этом отмечается положительная динамика увеличения пассажиропотока. За два года пассажиропоток увеличился более, чем в полтора раза.

И самое главное, как мне кажется, заключается в том, что мы окончательно определились с инвестором в лице правительства Москвы. Сейчас завершает свою работу рабочая группа по формированию концепции, которая, вероятно, будет реализовываться компанией "Внуково". Предполагаемый объем инвестиций в весь комплекс, включая инфраструктурные объекты, гостиницы, склады, терминалы, само здание аэропорта и другие объекты, составит около 10 млрд. рублей.

На каких условиях будет строиться это сотрудничество? Какая часть акций ОАО "МАНН" может перейти инвестору?

Сейчас 95% акций ОАО "МАНН" находится в собственности нижегородского правительства. Соответственно мы готовы рассмотреть вопрос передачи инвестору существенной доли пакета в зависимости от объемов вложений московского правительства и компании "Внуково".

Относительно величины этого пакета никакого предела мы не устанавливаем. Это будет зависеть от того, какой объем средств Московское правительство само будет готово вложить в этот проект.

Кроме того, будет определена стоимость всего существующего на данный момент имущественного комплекса, который, безусловно, тоже стоит денег. И затем по мере вложения средств по инвестиционному контракту будет определяться доля правительства области и стратегического инвестора.

От того, что мы являемся владельцами этого пакета акций, большого удовлетворения мы не испытываем. У нас есть возможность правильно распорядиться этим пакетом и имуществом. Вот мы и будем думать, как это правильно сделать.

То есть Вы не исключаете вариант, при котором аэропорт не останется в собственности правительства Нижегородской области?

Такой вариант не исключен, и мы не видим в этом никакой трагедии.

Еще раз повторяю: если мы сочтем целесообразным, и у нас будет реальная возможность соинвестировать с мощным инвестором, значит, мы будем это делать и сохраним какую-то определенную долю для того, чтобы иметь голос при принятии решений.

Но мы не видим никаких проблем в том, что пакет акций может в случае больших вливаний со стороны инвестора перейти к нему. Задача состоит не в том, чтобы сохранить акции, а в том, чтобы аэропорт заработал и в нем были созданы комфортные условия, чтобы пассажиро- и грузопоток возрастал в разы, чтобы пассажир, который приземляется по погодным условиям в Нижнем Новгороде, комфортно себя чувствовал – мог здесь переночевать, отдохнуть, поесть и чтобы он не испытывал никаких проблем.

Это же будет влиять и на доходную составляющую, на отчисления в бюджет. Аэропорт находится на территории Нижегородской области, и, соответственно, налоговые доходы от его деятельности будут оставаться здесь.

За последний год называлось много компаний, которые также были готовы участвовать в реконструкции аэропорта "Нижний Новгород". Возможно ли участие в проекте других инвесторов, помимо правительства Москвы?

Да, они назывались, и они не отказались от своих слов. Но при этом они еще и не заявились как компании, которые реально готовы инвестировать. Кроме Юрия Михайловича Лужкова никто еще не сказал: "Я готов". А Лужков сказал. Сказал – значит, будет сделано.

Московское правительство – это серьезный инвестор. Если они возьмутся вкладывать большие средства, то и решение о привлечении других инвесторов будет во многом зависеть от них. Наш голос в этом случае, как я понимаю, будет совещательный, и мы не будем ничего навязывать.

Насколько активно для работы в Нижний Новгород приходят новые авиакомпании, и каким из них будет отдаваться приоритет?

Авиакомпаний в аэропорту может работать много. Нам бы хотелось, чтобы в Нижний Новгород приходили компании, которые входят в тройку-пятерку самых крупных в России. Компании, которые ответственно развивают этот бизнес, очень ответственно относятся к вопросам безопасности полетов и обслуживания пассажиров, которые щепетильно относятся к исполнению графиков движения и так далее. Чтобы пассажиры не сидели по два часа в ожидании перенесенного рейса, что сегодня зачастую бывает…

Мы приглашаем все компании, которые имеют лицензии и соответствующий статус. Но, конечно, при прочих равных условиях предпочтение будем отдавать тем из них, которые обеспечивают и высокое качество услуг, и соответствующую стоимость услуг в интересах пассажиров

На данный момент практически отсутствует воздушное сообщение между регионами округа. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития межрегиональных перевозок?

Такие перспективы появляются только с развитием аэропорта. Как только он будет иметь все необходимые условия для того, чтобы достойно обслуживать авиакомпании и пассажиров, как только на регулярной основе будут работать разнообразные международные рейсы, будет отлажено сообщение с крупными региональными центрами, то появится реальный интерес и условия для работы аэропорта как хаба для близлежащих регионов, откуда будут подвозиться пассажиры. Пока же предпосылки к развитию межрегиональных перелетов есть, но они очень слабые.

Хотя и на сегодняшний день развитие экономики, развитие межрегиональных связей в бизнес-среде уже порождает определенную группу потенциальных пассажиров. Но как только из Нижнего начнут открываться новые маршруты, значимые с точки зрения возможности перемещаться дальше по миру, соответственно появятся и дополнительные возможности формировать межрегиональные перевозки. А пока нужно изучать этот рынок, проводить маркетинговые исследования. Малая авиация у нас уже начала работать, но мы пока не видим, чтобы она была перегружена.

Кроме того, очень серьезный вопрос – наличие авиации, которая способна выполнять такие перевозки. Эта перевозка должна быть недорогая, сопоставимая с ценой проезда в поезде в салоне "СВ". Для этого самолет должен быть современным, экономичным, вместительным.

Но у нас нет таких самолетов, и это тоже является сдерживающим фактором. Межрегиональные самолеты пока есть только в отдельных образцах. А импортные самолеты – они либо не сертифицированы, либо имеют заоблачные цены.

Ранее обсуждалась возможность создания региональной авиакомпании. Сейчас этот вопрос еще рассматривается, или от этих планов отказались окончательно?

Мы с самого начала не рассматривали этот вопрос. Просто была создана компания ("Волга-Авиа" – НТА-П.), которая была сформирована абсолютно беспочвенно, непонятно с какой целью. Она недееспособна и нежизнеспособна, и содержать авиакомпанию, у которой будет три самолета, на мой взгляд, это нелогично и неправильно. Это очень серьезный и ответственный бизнес, в первую очередь, с точки зрения ответственности за безопасность людей. Это специальный бизнес, в котором у нас нет большой компетенции, и вкладывать в это средства мы считаем нецелесообразным.

Поэтому, в первую очередь, на наш взгляд, нужно развивать аэропорт. Он должен расширить свои возможности, должен стать привлекательным и для бизнеса, и для крупных авиакомпаний, в том числе международных. При этом экономика региона должна развиваться таким образом, чтобы росли инвестиции, появлялось все больше иностранного и межрегионального капитала, который потребует введения новых линий, поскольку его нужно будет на чем-то перемещать. Кроме того, положительная динамика роста доходов населения тоже должна способствовать формированию у жителей Нижегородской области возможности перемещаться по стране и миру, по округу.

На какой стадии находятся проекты развития транспортной инфраструктуры в Нижнем Новгороде?

Транспортная, логистическая проблема в Нижнем Новгороде становится все более актуальной. Сегодня мы это чувствуем особенно остро, потому что динамика коммерческих грузоперевозок и пассажирских перевозок растет, и количество личного транспорта растет не по дням, а по часам.

Мы видим, какими темпами сегодня растет парк автомобилей, и дорогих в том числе. И комплекс этих проблем затягивается в плотный узел.

Поэтому сегодня мы подошли к тому, что решение вопроса строительства объектов дорожной и транспортной инфраструктуры должно выйти на новый качественный уровень. Мы должны быстро и качественно строить дороги-дублеры, транспортные развязки, пешеходные переходы, оптимизировать транспортное и пешеходное движение таким образом, чтобы по городу было удобно передвигаться.

Вторая важная составляющая – это обходы Нижнего Новгорода. Необходимо добиться даже не ограничения, а полного прекращения перемещения транзитного транспорта в городской черте. Для этого нужно завершить строительство южного и северного обходов Нижнего Новгорода.

По северному обходу губернатор поставил задачу найти такое решение, которое может быть реализовано не позже 2009 года для того, чтобы разрядить ситуацию. На данный момент мы завершаем проработку нового варианта строительства северного обхода, который потребует меньшего объема вложений, чем предполагалось ранее. Сейчас мы совместно со специалистами до конца просчитываем этот проект и прорабатываем технические вопросы, готовим презентацию. В течение августа мы должны сформировать окончательный вариант, который будем рассматривать в сентябре. Думаю, что в этом году будут уже приняты какие-то решения, которые в следующем году позволят приступить к проектированию и началу строительства обхода.

К сентябрю мы планируем завершить ремонт Волжского моста. Безусловно, это не решит проблему в целом, но предъявлены очень серьезные требования к качеству этого ремонта. Конечно, это не приведет к кардинальным изменениям, но, тем не менее, это важная и нужная работа, за счет которой мы рассчитываем несколько улучшить ситуацию.

В сложившейся ситуации важен именно комплекс мер. В перспективе хотелось бы построить еще один мост через Волгу на Бор, и тогда мы будем иметь реальное кольцевое движение вокруг областного центра, и это кольцо будет проходить через две реки.

Насколько реалистичны эти планы? Хватит ли у региона ресурсов для их реализации?

Нужно понимать, что сегодня это далеко не региональная проблема. Из региональных проблем здесь – только воздух, которым мы дышим, и потеря времени при перемещении по городу. А развитие экономики – это уже более масштабная, федеральная проблема. Сегодня отсутствие хорошей транспортной инфраструктуры реально сдерживает возможности бизнеса, и нам предстоит решить серьезные задачи для того, чтобы автомобильный транспорт стал реальной составляющей всего экономического механизма Приволжского округа.

Мы уверены, что правительство РФ и соответствующие структуры федерального уровня нас поймут и окажут содействие. При этом большая роль в реализации соответствующих проектов отводится частным инвесторам, которые будут готовы в них участвовать с помощью механизма частно-государственного партнерства. Сейчас ведется работа по их привлечению. На данный момент есть ряд потенциальных инвесторов, которые должны в ближайшее время подтвердить свою готовность. Так, реальный интерес проявила компания Obermayer. Я думаю, что во второй половине августа мы проведем встречу с ее представителями, чтобы более конкретно обсудить возможные варианты сотрудничества.

Какова позиция правительства Нижегородской области относительно введения платных дорог и мостов?

Если частный инвестор будет инвестировать, он имеет право взимать плату, и мы не можем ему в этом препятствовать. Я даже думаю, что мы не будем влиять на определение ее размера.

Уровень оплаты проезда должен реально определяться рынком – он будет стоить столько, сколько за это готов заплатить водитель, который едет по дороге, или нанявший его грузовладелец. Надо понимать, что здесь чудес не произойдет. Государство не выделит нам полный объем средств, который требуется на эти цели, а жить так дальше нельзя. И если инвестор придет и вложит свои деньги, за это надо будет платить.

Согласно прогнозу чрезвычайной обстановки, подготовленному МЧС России, Нижегородская область в 2007 году войдет в число российских регионов с наибольшим количеством аварий автомобильного транспорта. На Ваш взгляд, есть ли реальные основания для подобных выводов?

Динамика у нас негативная – это факт. За первое полугодие текущего года количество дорожно-транспортных происшествий в регионе увеличилось на 22%. Правда, при этом понизился коэффициент их тяжести.

Наверное, здесь можно сделать скидку на то, что мы поменяли подходы к статистике - сегодня мы учитываем абсолютно любое происшествие, о котором человек сообщил, по причине которого обратился в больницу или страховую компанию. Конечно, и за счет этого есть определенный рост. Но ведь он есть, и достаточно много людей на дорогах области сегодня гибнет или получает травмы.

Если говорить о причинах, то можно выделить несколько составляющих. Конечно, существуют проблемы дорожной инфраструктуры. Также ситуация усугубляется за счет роста количества транспортных средств на дорогах.

Но есть и другая составляющая – отсутствие культуры вождения и дорожной дисциплины. У нас сегодня проехать на красный свет или выехать на встречную полосу – ничего не стоит. К сожалению, сегодня система получения прав на вождение устроена таким образом, что человек, практически не имеющий нормальных навыков, водит машину, и даже процедура получения права на вождение пассажирских автобусов неоправданно упростилась, а в результате на дорогах переворачиваются автобусы, набитые людьми.

Эта проблема тоже требует комплексного решения. Мы сегодня разработали и в конце августа будем рассматривать программу дополнительных мер, направленных на изменение ситуации. Программа повышения безопасности дорожного движения включает множество разных вопросов, в том числе по размещению парковок и светофоров, строительству переходов и дорог-дублеров.

Она призвана решить целый комплекс задач для того, чтобы, с одной стороны, оптимально развести потоки пешеходов и автомобилистов, а с другой стороны, создать дополнительные маршруты, которые разгрузят автомобильный поток, и обеспечить условия для того, чтобы припаркованный транспорт не загромождал проезжую часть. Особенно это касается старой части города, где автомобилей, стоящих вдоль дорог, гораздо больше, чем проезжающих по ним.

Виктор Владимирович, как продвигается решение вопроса о строительстве низконапорной плотины с мостовым переходом в районе Городца для решения проблемы обмеления Волги?

Вопрос строительства низконапорной плотины должен рассматриваться на заседании правительства РФ. Правительство Нижегородской области изложило свое видение, сформулировало все свои аргументы и предложения. Соответствующие министерства и ведомства изучают материалы, и мы очень надеемся на объективность оценки всех потенциальных вариантов как с точки зрения экономической целесообразности и экологической безопасности, так и с точки зрения решения главной проблемы – судоходства реки.

Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов в этом году назвал отечественные легковые автомобили неконкурентоспособными. Вы разделяете это мнение?

Я не слышал этой оценки, но могу согласиться с тем, что многие модели российских автомобилей сегодня неконкурентоспособны или малоконкурентоспособны. Но все же я не расцениваю эту ситуацию как безнадежную. Например, малые грузовики ГАЗа сегодня вполне конкурентоспособны, автобусы ЛиАЗ, которые мы закупили для Нижнего Новгорода в большом количестве – абсолютно конкурентоспособны и могут конкурировать с импортными аналогами, в первую очередь, по соотношению цена-качество. Я считаю, что они достаточно комфортны, достаточно качественны и экономичны с точки зрения эксплуатации и текущих расходов.

"УАЗ Патриот" сегодня имеет импортные силовые агрегаты. Сохранив все преимущества проходимости предыдущего автомобиля, он приобрел достаточно хорошую комфортность. И этот автомобиль по размерам не меньше, чем, например, Toyota Prada, но стоит в 3 раза меньше.

Конечно, есть модели, которые уже совершенно неконкурентоспособны. Но я считаю, что к этому вопросу нужно относиться не с позиции критики автомобилей, а с позиции того, что нужно делать для того, чтобы наши автомобили становились более конкурентоспособными.

Причем, в данном случае под выражением "наши автомобили" я имею в виду в целом те автомобили, которые производятся на территории РФ, в том числе посредством промсборки с последующей локализацией. Я не имею в виду автомобили, в которые мы от нуля должны вложить собственные мозги. Сегодня в мире уже ушли от такой схемы. Я думаю, что пройдет несколько лет, и у нас в России будут производиться хорошие автомобили.

Дает ли результат работа правительства с убыточными предприятиями? Появляется ли тенденция к оздоровлению ситуации в сфере оборонно-промышленного комплекса, и каковы сейчас основные проблемы у предприятий этой отрасли в регионе?

В последнее время в регионе наблюдается динамика снижения количества убыточных предприятий. Так, в первом полугодии текущего года их число сократилось на 7%.

Что касается предприятий оборонного комплекса, наметилась тенденция к повышению их загрузки. Наряду с военной продукцией постепенно набирает силу конверсионная составляющая, появляются заказы со стороны различных предприятий, которыми в том или ином виде оказывается востребована продукция предприятий ОПК.

Основной проблемой этой сферы сегодня остается несвоевременность расчетов государства с оборонными предприятиями. К большому сожалению, государство рассчитывается с ними, как правило, в последнем квартале года. Понятно, что многие заказы в этой сфере имеют срок изготовления от полугода до 1-2 лет, но нецелесообразно рассчитываться с ними только по мере изготовления продукции, поскольку зарплату работникам нужно платить каждый месяц. Вот это основная проблема. Чтобы исправить эту ситуацию, мы пытаемся достучаться до соответствующих агентств и ведомств и просим их скорректировать практику расчетов с предприятиями.

Вторая проблема – это структурирование предприятий оборонной промышленности и повышение эффективности управления. По-прежнему этот вопрос пока остается не решенным до конца. Хотя уже сейчас многие предприятия попадают в вертикально интегрированные структуры, концерны, и на них все же идут позитивные изменения в плане улучшения эффективности управления, начала реализации программ и развития перспективных планов.

Расскажите, пожалуйста, об основных задачах работы правительства Нижегородской области на второе полугодие.

Главная задача регионального правительства – выполнять основной закон Нижегородской области, наполнять бюджет в соответствии с разработанными программами. Это необходимо для того, чтобы должным образом можно было исполнять и расходную часть бюджета, выполнять все задачи по развитию территории, строительству жилья, привлечению инвестиций, развитию АПК и промышленности с тем, чтобы к следующему году заложить новую базу для увеличения доходной части в очередном году. Вся наша работа направлена на то, чтобы у области росли доходы – и на сегодняшний день, и на перспективу.

Виктор Владимирович, сейчас в самом разгаре лето - пора отпусков. Как Вы планируете отдохнуть в этом году?

Планирую с семьей отдохнуть на море. Впервые за последние 12 лет вся семья соберется вместе и поедет отдыхать – и сыновья, и дочь, и внуки. И что отрадно - это произойдет по инициативе детей. Обычно мы с супругой пытались их собрать вместе, поехать куда-нибудь, но не получалось. А теперь они сами проявили инициативу, и мы решили поддержать молодежь. Хотя, если честно, я бы сейчас никуда не уезжал, поскольку у меня слишком много дел, которыми нужно заняться, и в отпуске в том числе. Но теперь уже мы не можем проигнорировать мнение молодежи.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
29 марта