Ситуация, когда тысячи нижегородцев вынуждены каждый день терять личное время и нервы на простой в пробках, недопустима
Антон Валерьевич, с 2012 года начнет работу Дорожный фонд Нижегородской области. Каков его бюджет на следующий год, какие объекты будут финансироваться за счет Дорожного фонда и из каких средств он будет формироваться?
Сразу хочу сказать, что, на мой взгляд, решение правительства Российской Федерации о создании с 1 января 2012 года региональных дорожных фондов было одним из самых позитивных моментов уходящего года. Создание дорожного фонда приведет к увеличению финансирования дорожного хозяйства и даст колоссальную возможность серьезно продвинуться в дорожном строительстве на будущие годы, позволит в разы снизить количество участков дорог, нуждающихся в ремонте, повысить техническое состояние искусственных покрытий и, как следствие, – уменьшить аварийность.
Что касается денег, то надо понимать, что региональный дорожный фонд – это часть средств областного бюджета, которая контролируется правительством Нижегородской области и носит целевой характер. Расходование средств возможно только на содержание и строительство областных и муниципальных дорог. Всего областным законом предусмотрено 11 статей доходов Дорожного фонда. Кроме обязательных источников дохода, указанных в Бюджетном кодексе РФ, таких как акцизы на бензин, дизельное топливо, масло и транспортный налог, областным Законом закреплены источники доходов, связанные с эксплуатацией и обслуживанием улично-дорожной сети, а также от штрафов за нарушение правил перевозки, от возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам, от применения штрафных санкций за ненадлежащее исполнение государственных контрактов по обслуживанию дорог, федеральные субсидии. Бюджет Дорфонда на будущий год сформирован в размере 9 млрд. рублей. Часть из них – 1,8 млрд. рублей пойдут на погашение кредита из федерального бюджета. Эти деньги уже были потрачены на строительство магистралей Нижнего Новгорода и теперь их нужно возвращать. Остальные будут потрачены на ремонт и строительство автомобильных дорог области и крупных объектов транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода.
На сегодняшний день уже сформирована региональная целевая программа, в рамках которой будет осуществляться содержание, ремонт и развитие транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012-2014 годы. Сейчас она проходит последние согласования в министерствах перед окончательным утверждением в правительстве и Законодательном собрании Нижегородской области. В период формирования программы специалисты регионального управления автомобильных дорог тщательно обследовали фактическое состояние всей дорожной сети области. Для ясности скажу, что на балансе области находится чуть более 13 тыс. км автомобильных дорог и почти 900 мостовых сооружений. Полученные данные показали, что сеть автодорог изношена на 78% и нам необходимо около 15 млрд. рублей, чтобы снять всю напряженность и привести наши дороги в хорошее состояние. Проще говоря – отремонтировать четыре-пять тысяч километров. Имеется в виду не строительство и реконструкция, а создание ровного безопасного дорожного полотна.
Так вот благодаря созданию Дорфонда уже в следующем году запланирован ремонт более 500 км автомобильных дорог, а начиная с 2013 года - по тысяче километров дорог ежегодно. Мы хотим за несколько лет все дороги в Нижегородской области привести в нормативное состояние, с асфальтовым покрытием, соответствующим всем нормам и требованиям по качеству и по безопасности дорожного движения. Сейчас это одна из наших основных задач и у нас появились на это средства. Стоит заметить, что такого результата мы еще никогда не достигали – за последние пять лет отремонтировано всего тысяча км. Именно создание дорожных фондов и позволяет так спокойно говорить и о ремонте дорог, и о новом строительстве. В ближайшие годы мы собираемся строить дополнительно по 50 км новых дорог ежегодно и будем помогать муниципалитетам в развитии их дорожных сетей.
Более того, создание дорожного фонда позволит приступить к реконструкции мостового перехода через Волгу в Нижнем Новгороде в направлении города Бор, предусматривающей строительства второго моста в непосредственной близости от существующего. Строительство, включая проектирование, будет вестись за счет средств областного Дорожного фонда с 2012 по 2015 годы.
Что касается руководства Дорожным фондом, то могу сказать, что поскольку это преемник ГУАДа, то работать в нем будут те же люди. За годы работы они зарекомендовали себя как хорошие специалисты, настоящие профессионалы своего дела.
Новый мост через Волгу планируется построить в 2013-2015 годах. Кто разработает проект этого моста? Сможет ли он реально улучшить транспортную ситуацию в Борском направлении, не окажется ли, что мост в Подновье будет невостребованным?
Проектировщик будет определяться по результатам торгов. Проект нового моста, включающий две полосы автомобильного движения и комплекс подходов, должен быть выполнен в течение 2012 года. Организовать движение по реконструированному мостовому переходу планируется следующим образом: по двум полосам существующего Волжского моста – в направлении въезда в Нижний Новгород, по двум полосам нового моста – в обратном направлении. В рамках проекта реконструкции мостового перехода также будет предусмотрено уширение земляного полотна дамбы и строительство транспортной развязки в районе п.Толоконцево. По расчетам специалистов, ввод объекта в эксплуатацию позволит снизить транспортную нагрузку на существующий Волжский мост и повысить безопасность дорожного движения на данном направлении.
Но этот проект не повлияет на планы по строительству моста в Подновье. Дело в том, что сейчас сообщение по автомобильной дороге Нижний Новгород – Киров между правым и левым берегами Волги осуществляется по единственному на 300-километровом участке течения реки мостовому переходу с двумя полосами движения. Наплавной мост, возводимый на время навигации, и паромная переправа не обеспечивают беспрепятственного движения. Очевидно, что в связи с ростом парка автомобилей и увеличением интенсивности движения необходимо строительство новых мостовых переходов. Поэтому в апреле 2008 года правительством Нижегородской области была принята Концепция комплексной транспортной схемы, на основе которой был разработан проект строительства мостового перехода в районе Подновья. Но реализация этого проекта планируется на принципах государственно-частного партнерства и в настоящее время осуществляется поиск инвесторов, ведутся серьезные переговоры. Однако нужно понимать, что этот процесс сам по себе очень сложный. Инвесторы должны рассчитать привлекательность этого объекта, потому что в итоге он должен быть рентабелен. Сроки строительства будут определены исходя из условий соглашения.
Концепцией также предусмотрено строительство мостового перехода, совмещенного с низконапорным гидроузлом в районе п.Большое Козино, который является частью Северного обхода Нижнего Новгорода. Решение о начале работ по его проектированию и строительству принимается совместно с федерацией. Но надо понимать, что это крайне затратный проект, и может пройти несколько лет прежде, чем он начнет осуществляться. Тем более, что сначала нужно дождаться окончательного решения по вопросу поднятия уровня Чебоксарского водохранилища.
А мы живем в 21 веке, и жизнь диктует власти особые требования – современный мегаполис должен быть быстрым и мобильным. Ситуация, когда тысячи жителей вынуждены каждый день терять личное время и нервы на простой в пробках, недопустима. Поэтому нужно как можно скорее прекратить то, что творится на сегодняшний день на переправе через реку Волга, когда люди стоят в пробках часами. Поэтому губернатором было принято решение о строительстве еще одного моста через Волгу, исключительно за счет средств области. При этом мы не строим воздушных замков, а исходим из реальных возможностей бюджета. По нашим расчетам мост должен быть готов в 2015 году – а это уже конкретные сроки.
Темой номер один является строительство станции метро "Горьковская". Как обстоят дела на этом объекте? Каковы сроки сдачи подходов к метромосту и станций нагорной части? Какие станции планируется построить после "Горьковской"? Каков общий объем финансирования строительства станции "Горьковская"?
Мы планируем пустить первый поезд метро до станции "Горьковская" 4 ноября 2012 года. С финансированием трудностей на сегодняшний день нет. Губернатор сделал все возможное, чтобы обеспечить этот объект средствами. Но предстоит выполнить еще много серьезных строительно-монтажных работ. Это отделка станции, наладка электроэнергетики, систем безопасности, благоустройство. Строители приступили к обустройству метропроезда по мосту. Все это нужно успеть сделать за год. Более того, к 4 ноября 2012 года мы планируем сдать в эксплуатацию целый комплекс объектов транспортной инфраструктуры – это и автодорожные подходы с Московского шоссе, и выход на улицу Белинского, и реконструкция площади Лядова. Завершение строительства левобережной эстакады позволит обеспечить беспрепятственное движение транспорта между Московским шоссе через ул.Барминская на пр.Гагарина и Московским шоссе через пл.Горького на ул.Белинского, тем самым минуя транспортные развязки в старом Канавино и пл.Лядова.
Что касается конкретных цифр, то в 2010 году на метростроение было направлено 2,8 млрд. рублей. В целях завершения строительства объем финансирования в текущем году увеличен до 9,23 млрд. рублей за счет привлечения средств федерального бюджетного кредита в размере 3 млрд. рублей и 3 млрд. рублей субсидий из федерального бюджета.
Если же говорить о дальнейшем развитии нижегородского метро, то оно предусматривает развитие по четырем направлениям: Автозаводское, Сормовское, Мещерское, Нагорное, с последующим соединением Автозаводской и Нагорной линий. На сегодняшний день уже изготовлены проекты станций "Оперный театр" и "Сенная", завершается их прохождение в Госэкспертизе. То есть от планов развития метро мы не отказываемся, а наоборот.
Антон Валерьевич, какие основные итоги работы Вашего блока Вы можете выделить в 2011 году, и какие наиболее важные задачи стоят перед Вами на следующий год?
Первое, что хочется отметить, это ввод очередного объекта транспортной инфраструктуры – выполнен проект по расширению Окского съезда Нижнего Новгорода. Основной задачей было реализовать его без закрытия движения и сдать в запланированный срок. Я считаю, что она была выполнена на пять баллов, и мы сделали все вовремя и с хорошим качеством. Технический объем был очень сложным. Необходимо было выполнить работы по укреплению склона и по отсыпке грунта для расширения съезда на 5 метров, устройство подпорной стенки. Но строители справились, и будем надеяться, что нижегородцы это оценят. Но Окский съезд - это только часть работ. Следующим этапом будет реконструкция площади Лядова. Средства на эти цели включены в бюджет 2012 года. Площадь станет в два раза больше, мы решим проблему разворота на круговом движении. Будут сделаны четыре подземных пешеходных перехода, чтобы максимально обеспечить безопасность и комфорт людей.
Вообще же, решение транспортной проблемы - один из главных приоритетов работы правительства Нижегородской области. За последние три года мы построили и реконструировали почти 40 объектов. Это дороги, мостовые переходы, подъезды к населенным пунктам. Наиболее крупные проекты – строительство второй очереди Южного обхода Нижнего Новгорода, первый пусковой комплекс автодороги Шопша – Иваново – Нижний Новгород на участке обхода города Заволжье, обход Сергача, а также участок автомобильной дороги Работки – Порецкое с мостом через реку Сундовик в Большемурашкинском районе. В уходящем 2011 году на территории области проводились работы по строительству 11 дорожных объектов, на что было выделено почти 400 млн. рублей из областного бюджета и 50 млн. руб. – из федерального. Так, например, выполнены работы по переоборудованию наплавного понтонного моста через реку Ока в Павлово, введены в эксплуатацию два моста через реку Пьяна, обход города Шахунья. Но один объект мне хотелось бы отметить особо – это участок дороги от Останкино до поселка Рустай в Борском районе, включающий в себя железо-бетонный мост через р.Керженец. Автомобильной дороги к поселку не было вообще. Связь осуществлялась только по узкоколейке. При этом в поселке проживает около 450 человек и чтобы попасть в районный центр к девяти утра, людям приходилось выезжать на поезде в три часа ночи. Для решения проблемы необходимо было в лесу построить 22 км дороги и мост через Керженец. На это ушло почти десять лет и вот, в конце ноября первые автомобили въехали в поселок. Теперь жители Рустая смогут круглогодично и без проблем добираться в любую точку области.
Также в 2011 году была продолжена реализация проекта "Новые дороги городов России", но теперь в нее были включены еще и дворовые территории. Отремонтировано почти 300 тыс. кв. метров городских магистралей, 140 дворовых территорий и проездов к ним на общую сумму 1,125 млрд. рублей.
В сфере жилищного строительства мы смело можем говорить о выполнении программы 2011 года по вводу жилья и сохранению устойчивой тенденции роста объемов. Сравните сами, в 2009 году в эксплуатацию введено 1,404 млн. кв. метров жилых помещений, в 2010 году — 1,45 млн., в 2011 – 1,47 млн. кв. метров жилья.
Планы на следующий год у нас большие, но выполнимые. Первое, и, на мой взгляд, главное событие предстоящего года – пуск метро в нагорную часть Нижнего Новгорода. Это обеспечит настоящий прорыв в транспортной ситуации - если на автобусе из заречной части города в нагорную пассажиры порой часами простаивают в заторах, то в метро эта дорога займет около 10 минут. Кроме того, как я уж говорил, к 4 ноября мы планируем сдать в эксплуатацию целый комплекс объектов транспортной инфраструктуры – левобережный подход к метромосту, который соединит Московское шоссе с улицей Белинского и проспектом Гагарина, реконструкция площади Лядова. Кроме того, начнем проектирование второго Волжского моста.
Будет продолжена работа и по совершенствованию транспортной инфраструктуры областного центра. В планах строительство дублеров Сормовского шоссе и проспекта Гагарина. Хотя это затратные объекты, с большой протяженностью, но без них нам нельзя. И с этим согласны все специалисты, которые проводят анализ транспортных потоков. Решен вопрос строительства тоннеля на улице Должанской под виадуком, который поможет нам разгрузить транспортный поток с автостанции на Московском вокзале. Этот проект готов и к концу 2012 года можно будет приступить к его реализации. Готовится и проект дублера проспекта Ленина. Кроме этого мы рассматриваем расширение трассы по Богородскому направлению, в Кировском направлении – к новому мосту через реку Волга, расширение Казанского шоссе в районе Афонино. Такие крупные объекты необходимы Нижнему Новгороду и мы будем помогать городу для того, чтобы все эти объекты были построены.
Как я уже говорил, одна из наших основных задач – привести за несколько лет все дороги в Нижегородской области в нормативное состояние. Важное направление работы правительства области - строительство дорог к сельским населенным пунктам - и мы будем продолжать эту работу.
Не могу не упомянуть и о еще одном, важном для региона событии - в этом году мы начали работы по воссозданию Зачатьевской башни Кремля. Как вы знаете, в ходе археологических раскопок были найдены подлинные конструкции башни XVI века и Живоносный источник. Поэтому мы скорректировали проект и все исторические ценности будут сохранены и доступны для людей. На проектные, изыскательные и археологические работы уже направлено 58 млн. рублей. В настоящее время ведутся работы по сооружению водоотвода и системы дренажа склона. Данный склон оползнеопасный. Именно по этой причине несколько веков назад и была утрачена Зачатьевская башня. Поэтому главная задача на сегодняшний день - укрепить его. Уже в следующем году восстановление Зачатьевской башни будет завершено и в год своего 500-летия Нижегородский кремль приобретет первозданный вид.
Комментарии