Интервью

Опасения нижегородцев относительно универсальных электронных карт необоснованны

Опасения нижегородцев относительно универсальных электронных карт необоснованны
Сергей Валентинович, Нижегородская область по итогам октября являлась лидером среди регионов РФ по уровню внедрения электронного правительства. Завершено ли внедрение этой системы в регионе, какие услуги доступны нижегородцам в рамках электронного правительства? Насколько они востребованы?

Каждое интервью я начинаю с разъяснения по поводу электронного правительства (улыбается). Дело в том, что под этим термином понимают разные вещи. Кто-то говорит об электронном правительстве, как о некой системе внутренней работы, кто-то употребляет этот термин, имея в виду информационную открытость власти, но в последнее время он чаще применяется к технологии оказания государственных услуг. Именно по использованию регионального портала государственных и муниципальных услуг Нижегородская область и становится лидером уже третий раз подряд. Причем в процессе оценки мы никак не участвуем, для нас результаты рейтинга каждый раз становятся таким же сюрпризом, как и для всех остальных.

Трудно однозначно сказать, завершилось ли внедрение системы электронного правительства. Если бы мы имели некий проект по разработке, установке и внедрению определённого программного продукта, то у этого проекта было бы начало, конкретные этапы и окончание. В части оказания государственных услуг начало есть, этапы есть, но конца не будет, как не будет и конца в системе работы государственной власти, это живой процесс. Могут меняться начальники, может меняться законодательство, но институт государственного управления, а, следовательно, процесс оказания государством услуг населению и организациям останется всегда. К примеру, мы внедрили определенные сервисы. Сегодня их 10, завтра 20, послезавтра 100. Количество услуг будет меняться, будут меняться инструменты их получения, поэтому говорить о том, что когда-то мы эту работу закончим, - невозможно.

Однако есть определенные этапы, зафиксированные федеральным законодательством. В частности, срок перехода на технологию оказания услуг посредством межведомственного электронного взаимодействия установлен для регионов на 1 июля 2012 года. К этому времени мы должны будем перевести в новый режим работы все государственные услуги, в процессе которых есть межведомственное взаимодействие. У нас определен перечень приоритетных услуг, их 29. Когда мы формировали этот документ, мы выбирали наиболее простые услуги, в которых максимум одна-две процедуры. Это логично, потому что отработать механизм сложной услуги более проблематично, вероятность ошибок гораздо выше.

В марте мы должны разработать все программные решения, затем планируется начать их тестовую эксплуатацию, а к июлю уже необходимо начать реализовывать эти новые технологии.

Что касается наиболее востребованных услуг портала, то среди них можно выделить те, на которых отрабатывали перевод в электронный вид. В настоящее время эти услуги могут и не значиться в перечне приоритетных, но так получилось, что мы их больше продвигали. В первую очередь, это услуги ЗАГСа. Также я бы отметил ряд востребованных информационных услуг. Это услуги сферы образования: информация для абитуриентов, информация из библиотек; услуги сферы ЖКХ, например о субсидиях, предоставляемых на оплату услуг, если они положены.

При разработке областной целевой программы "Информационное общество и электронное правительство Нижегородской области" вы обходились только силами сотрудников министерства или привлекали сторонних специалистов?

У министерства есть соответствующее подведомственное государственное бюджетное учреждение, где на постоянной основе работают специалисты, и коммерческая компания со 100-процентной долей правительства Нижегородской области. Мы активно привлекаем сотрудников этих организаций к работе над нормативной базой. Естественно, всю работу силами сотрудников министерства и даже его подведомственных организаций сделать невозможно. Поэтому мы также привлекаем сторонних специалистов. У нас в регионе есть очень хорошие партнеры. В первую очередь, это наши вузы, с которыми мы постоянно сотрудничаем. Например, в Высшей школе экономики на днях завершился цикл семинаров для специалистов органов исполнительной власти региона по переходу на межведомственное взаимодействие. Помимо этого, огромное количество коммерческих компаний постоянно выражает желание участвовать в проектах в качестве экспертов или консультантов.

Готовят ли квалифицированных специалистов в области IT нижегородские вузы? Как Вы оцениваете уровень их подготовки?

Уровень подготовки IT-специалистов в нижегородских вузах очень высок. И это не только моя оценка. Это оценка руководителей крупных компаний. Самый популярный пример — Intel. Почему эта компания работает не в Москве? У них всего 3 крупных центра: США, Китай и Россия. В России — Нижний Новгород. Почему? Первый ответ, который дает Intel, - наличие хорошей кадровой базы. Буквально недавно еще одна крупная компания – "МТС" - открыла единый центр бухгалтерского обслуживания, который работает на всю Россию, и он тоже находится в Нижнем Новгороде.

С 1 января 2012 года в Нижегородской области начнется выдача универсальных электронных карт. Создана ли для этого вся необходимая инфраструктура?

Совсем недавно были приняты поправки в законодательство, в соответствии с которыми выдача электронных карт начнется не с 2012-го, а с 2013 года. Причин несколько. Во-первых, проект федеральный, и условия формируются для всей страны. К сожалению, на сегодня многие регионы по разным причинам оказались не готовы к внедрению этого продукта. Часть причин связана с неготовностью нормативной базы, от которой зависели задачи для регионов. Второе — это финансовая составляющая. С начала реализации проекта было обозначено, что федерация активно будет поддерживать регионы, однако позже была сформирована позиция, что проект может быть коммерчески успешным, и бюджет РФ в этом участвовать не будет. Проект действительно может быть коммерчески успешным, однако, на мой взгляд, это невозможно сделать в короткие сроки. Требуются существенные вливания коммерческих компаний и региональных бюджетов. Субъекты федерации должны создавать необходимую инфраструктуру и финансировать сам выпуск карт, а это довольно серьезные деньги. Стоимость одной карты сегодня оценивается в 300 рублей. Простая арифметика: 300 рублей умножить на 3,3 млн. населения Нижегородской области - получаем почти миллиард рублей, который пойдет только на пластик. Это деньги, которых сейчас в региональных бюджетах нет, поэтому очень многие субъекты стали обращаться в правительство РФ с просьбой о софинансировании части затрат из федерального бюджета, либо о переносе срока реализации проекта, чтобы за это время можно было найти другие схемы финансирования. Оценив все это в комплексе, правительство приняло решение перенести сроки на год.

Что касается затрат на проект, то они будут колоссальные, но оценки нужно делать корректно. Сама по себе универсальная карта — это инструмент, на который будет нанизано огромное количество сервисов. Кроме затрат на пластик, потребуются затраты на создание приложений и инфраструктуры для них. Каждая задача тянет за собой целый комплекс новых задач. Нужна терминальная сеть, специалисты, программное обеспечение. Поэтому сказать абсолютную цифру затрат невозможно.

С 2013 года мы начнем выдавать гражданам универсальные электронные карты по заявлениям. Вначале на этих картах будет работать несколько приложений, одинаковых для всей России. Это будут приложения налоговой службы, пенсионного фонда и некоторые другие идентификационные приложения, которыми гражданин с этой картой сможет воспользоваться в любой точке РФ. О региональных приложениях как обязательных речи пока не идет, но в перспективе каждый субъект федерации будет исходить из своих желаний и возможностей. Кто-то в первую очередь обеспечит работу медицинских приложений, кто-то транспортных приложений, кто-то оплату ЖКУ.

По данным на конец октября более 2,7 тыс. нижегородцев отказались от оформления универсальных электронных карт. С чем связаны эти отказы, и каково количество отказавшихся на сегодняшний день? Будет ли универсальная электронная карта обязательной для всех граждан РФ?

Количество отказов сегодня у нас уже перевалило 3 тыс. В основном это связано с религиозными взглядами граждан. Сейчас, благодаря широким возможностям информационных технологий, любую тему легко распространить в массы. В Интернете есть несколько ресурсов, где сформированы определенные позиции по поводу возможностей использования универсальной карты, разработаны шаблоны заявлений - отказов. Их можно прямо из Интернета распечатать, где-то их просто по подъездам разносят. Люди смотрят, подписываются, присылают нам. Некоторые даже пишут, что отказываются от вживления чипа под кожу. Естественно, мы все разъясняем людям. И не только мы, потому что такие отказы поступают и Президенту, и в федеральные министерства, и губернаторам, и в заксобрания, и к главам территорий. Есть и интересные примеры, когда человек получает наше разъяснение по поводу своего отказа, а потом звонит и спрашивает, о чем идет речь, потому что он ничего не подписывал. То есть часто эти обращения являются поддельными, это просто какая-то организованная акция.

В тех же случаях, когда граждане пишут отказы сознательно, в качестве главного аргумента приводятся опасения, что персональная информация станет доступной всем, если человек потеряет карту или ее украдут. Должен сказать, что этот страх совершенно необоснован. На карте будет храниться только фотография, фамилия, имя, отчество и дата рождения. Вся остальная информация будет находиться в базах данных, и просто так ее не получишь. Карта — это всего лишь ключ к базам данным. Если, по каким-то причинам, у вас пропала карта, это значит, что пропал всего лишь кусок пластика, по заявлению вам будет выдана новая карта.

Если говорить о религиозной составляющей, то представители традиционных конфессий в Нижегородской области не препятствуют внедрению УЭК. Мы проводим регулярные встречи, на которых обсуждаем вопрос с привлечением общественности. Как сказал на одном из "круглых столов" председатель еврейской религиозной общины Нижегородской области Эдуард Михайлович Чапрак, универсальную электронную карту он держал в руках еще в 80-е годы прошлого века в Соединенных Штатах, и считает ее одним из серьезных достижений. Владыка Георгий в ходе нашей последней встречи также подчеркнул, что полностью поддерживает работу регионального правительства в данном направлении. Единственное, на чем настаивают представители духовенства, это чтобы при внедрении универсальной карты у населения оставался выбор, электронная карта не должна быть обязательной. И закон сегодня регламентирует, что карта не является обязательной. Изначально она будет выдаваться только по личному заявлению, а через год после старта проекта - всем гражданам РФ, кроме тех, кто отказался. Если вы не написали заявление об отказе, через год для вас будет выпущена карта, и вам будет предложено ее получить. При этом у вас все равно остается право в любой момент отказаться от карты, тогда она будет уничтожена.

Вы озвучивали, что 90% территорий Нижегородской области обеспечены широкополосным доступом в Интернет. Когда эта цифра достигнет 100%? Насколько востребованы услуги Интернета у жителей отдаленных районов области? Как Вы оцениваете общую активность использования IT-технологий нижегородцами?

Востребованность услуг Интернета в Нижегородской области очень высока. Люди понимают, что это не просто дань моде или возможность поиграть либо пообщаться. Это серьезный источник информации, инструмент не только коммуникаций, но и получения различных услуг, в том числе государственных. Поэтому потребность в использовании Интернета большая, и она будет только расти.

Сегодня в Нижегородской области в этом направлении работают операторы как мобильной, так и фиксированной связи. Они используют различные технологии доступа к сети Интернет (беспроводной широкополосный доступ в Интернет по технологиям 3G, Wi-Fi и Wi-Max, проводной доступ по технологиям ADSL и FTTB и др.), активно инвестируют в развитие своих сетей, увеличивая пропускную способность и охват территорий. На конец ноября 2011 года количество пользователей Интернета в регионе составило свыше 1 млн. человек, 60% - жители областного центра (Нижний Новгород). Естественно, возможности в районах области разные. В Нижнем Новгороде ситуация лучше, потому что это большой город, тут есть конкуренция, возможность зарабатывать, операторы здесь активно развиваются. Сделать стомегабитный канал в каком-то отдаленном населенном пункте — это колоссальные затраты, потому что как минимум нужно положить кабель. Если там три двора, кабель никто туда тянуть не будет, потому что он никогда не окупится. В таких случаях используются технологии комутируемого доступа, ADSL или мобильный интернет. В качестве одного из способов решения вопросов интернетизации сельских населенных пунктов правительство Нижегородской области начало реализацию "пилотного проекта" совместно с ФГУП "Почта России". На базе почтамтов, оборудованных пунктами коллективного доступа в Интернет, в тех поселениях, где пока отсутствует собственная инфраструктура, жители имеют возможность выхода во всемирную паутину, в том числе – для получения муниципальных услуг в электронном виде. 

Тем не менее, говоря, что у нас 90% территории покрыто широкополосным доступом, я имею в виду все технологии. Если мы возьмем какую-то одну технологию или оператора, то цифры будут ниже. Но если мы сложим все вместе, посчитаем оптику, беспроводной 3G-Интернет, спутниковый Интернет, который можно вообще в любом месте получить, то можно говорить, что у нас вообще на 100% есть возможность выйти в Интернет, просто затраты будут разные.

Часто ли осуществляются хакерские атаки на порталы госорганов? Кто занимается их защитой?

Работа по защите сайта правительства Нижегородской области возложена на наше министерство и на управление делами. Хакерские атаки блокируются на входе.

Прошло чуть больше года с момента, когда Вы возглавили министерство информтехнологий. Какие основные итоги своей работы Вы можете назвать? Какие задачи стоят перед министерством на 2012 год?

Один из главных итогов работы - создание самого министерства. Это новый орган исполнительной власти в структуре областного правительства, соответственно, процедура его создания отняла много сил и времени. Когда к февралю 2011 года была сформирована необходимая нормативная база, определена сфера компетенции, а главное – подобран коллектив, мы приступили к работе. В области связи мы сразу включились в проработку таких крупных проектов, как развитие системы оперативной связи "Тетра", системы оповещения "112", "ГЛОНАСС". В области СМИ были проведены дополнительные преобразования — пресс-служба правительства была выведена в отдельное государственное учреждение. Кроме того, в целях оптимизации государственных СМИ была ликвидирована телекомпания "Кремль", а ее ресурсы переданы телекомпании "ННТВ". В сфере информационных технологий могу отметить, что в 2010 году портал госуслуг Нижегородской области был признан лучшим в России. Кроме того, как мы уже говорили в начале интервью, три квартала подряд Нижегородская область признавалась лучшим в стране регионом по уровню внедрения электронного правительства. С марта 2011 года министерство полностью перешло на электронный документооборот. Проект универсальной электронной карты, переход на межведомственное электронное взаимодействие – все это первоочередные задачи, работа над которыми велась в 2011 году, и с еще большей интенсивностью продолжится в 2012-м.

В будущем году мы также планируем сосредоточить значительные усилия на развитии цифрового телевидения, войти в первый мультиплекс. Кроме того, совместно с нашими партнерами - операторами сотовой связи - мы будем работать над улучшением качества связи на территории Нижегородской области, увеличением зоны покрытия и уровня проникновения сотовой связи в сельской местности. В 2012 году мы планируем открыть первые 5 многофункциональных центров: два средних, два малых и один крупный, который будет располагаться в Нижнем Новгороде.

Одним словом, предстоит решать все те задачи, которые поставил губернатор год назад, принимая решение о создании министерства информационных технологий, связи и средств массовой информации.


Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Интервью
Комментарии
27 ноября