Интервью

Правительство региона будет оказывать всестороннюю поддержку застройщикам, осуществляющим строительство жилья экономического класса

Правительство региона будет оказывать всестороннюю поддержку застройщикам, осуществляющим строительство жилья экономического класса

Антон Валерьевич, каковы тенденции в жилищном строительстве Нижегородской области?  

Начну с того, что Нижегородская область  - регион, ежегодно увеличивающий объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья. Это видно и из показателей последних лет. Так в 2010 году в эксплуатацию введено 1 млн. 453,4 тыс. кв. м жилья, в 2011 году – 1 млн. 470 тыс. кв. м, из них 390 тыс. кв. м – в Нижнем Новгороде. По итогам года область вышла на 7 место среди регионов России по объемам жилищного строительства, и на третье среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО), уступая Татарстану и Башкортостану.

В 2012 году планируется ввод 1,5 млн. кв. м, в том числе 531 тыс. кв. м многоквартирного и 969 тыс. кв. м индивидуального. За первое полугодие текущего года в области введено 638,3 тыс.кв. м жилья – это почти 7,2 тыс. благоустроенных квартир, рост объемов жилищного строительства в первом полугодии составил 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Стабилизация темпов роста ввода жилья ведет соответственно к росту удельного показателя ввода жилья на 1 жителя области. По итогам 2011 года в Нижегородской области этот показатель был равен 0,45 кв. м. Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, одной из главных задач которой является  обеспечение населения комфортным и доступным жильем, определено достижение показателя ввода жилья в 2020 году – 1  кв. м на одного  жителя области.  

Что делается правительством Нижегородской области для повышения темпов развития жилищного строительства в регионе и снижения себестоимости жилья?

Для обеспечения роста жилищного строительства правительством Нижегородской области разработана и утверждена областная целевая программа (ОЦП) "Стимулирование развития жилищного строительства в Нижегородской области на 2011 – 2015 годы". Программа предусматривает реализацию механизмов поддержки, развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.

Всего в рамках ОЦП "Стимулирование развития жилищного строительства в Нижегородской области на 2011-2015 годы" планируется ввод в эксплуатацию 7,7 млн. кв. м общей площади жилья.

Сегодня мы отмечаем оживление в строительной сфере, причем застройщики стали более активно строить жилье эконом-класса. Эти проекты пользуются большой популярностью у жителей Нижнего Новгорода, поскольку квартиры эконом-класса доступны для широких слоев населения и позволяют реализовать мечту о собственном жилье. Большинство нижегородцев — это люди со средним доходом, и необходимо дать им возможность купить дома по доступной цене. Поэтому правительство Нижегородской области будет оказывает всестороннюю поддержку застройщикам, осуществляющим строительство жилья экономического класса.

Приоритетным направлением в развитии жилищного строительства является реализация проектов комплексного освоения земельных участков, как для многоквартирного строительства, так и для малоэтажного. Переход от точечной застройки к комплексной не только приветствуется нижегородцами, но и благоприятно сказывается на снижении рыночной стоимости квадратного метра. Разрозненные дома не только не украшают город, но и не позволяют в полной мере обеспечить их необходимой социальной инфраструктурой. Вот почему и среди застройщиков, и среди покупателей жилья стали популярны жилые комплексы.

Основной упор в реализуемых правительством программах делается на малоэтажное строительство. По итогам 2011 года его доля составила 64% от общего объема ввода жилья. Думаю, в текущем году такое соотношение сохранится, но при этом, чтобы насытить рынок, нельзя забывать и о строительстве традиционных многоквартирных домов.

При реализации проектов малоэтажной застройки основной проблемой остается отсутствие инженерной инфраструктуры. Участок без коммуникаций и дорог - это земля, пригодная для выращивания сельхозпродукции, но не для строительства. Сегодня областное правительство принимает меры для того, чтобы обеспечивать земельные участки под строительство всей необходимой инфраструктурой, включая дороги. Для решения этой проблемы в регионе, начиная с 2011 года, уже работает Программа стимулирования малоэтажного строительства. В рамках данной Программы осуществляется предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на строительство инженерной и дорожной инфраструктуры к площадкам малоэтажной застройки, на которых возводятся дома для участников социальных жилищных программ. На эти цели из областного бюджета за три года предполагается выделить более 2,6 млрд. рублей.

671 млн. рублей уже выделено в 2011 году, что дало возможность построить 178,4 км сетей инженерного обеспечения на земельных участках, где возведены 1,2 тыс. индивидуальных жилых домов площадью 84 тыс. кв. м. В этом году в Программе принимают участие 33 района, субсидии из областного бюджета уже составили более 408 млн. рублей. Строительство инженерных коммуникаций обеспечит в 2012 году прирост ввода жилья около 53 тыс. кв. м.

На сегодняшний день в области реализуются такие наиболее крупные проекты, как "Яблоневый сад" в Сарове, микрорайон "Боталово-4" на Бору, коттеджный поселок "Чешская деревня" в Богородском районе. Началась реализация крупного проекта малоэтажной застройки "Выкса-град" в западной части Выксы. Запланирована комплексная малоэтажная застройка у поселка Новинки Богородского района. Продолжается строительство малоэтажного жилья эконом-класса в Автозаводском районе Нижнего Новгорода - по ул.Малоэтажная на земельном участке от Южного шоссе до Оки.  

Какого состояние строительной индустрии региона? В соcтоянии ли обеспечить потребности строителей? Что делается для развития стройиндустрии?

Очевидно, что развитие строительного комплекса невозможно без прочной производственной базы. В настоящее время предприятия промышленности строительных материалов региона не только обеспечивают отрасль основными строительными материалами, но и экспортируют до 65% выпускаемых гипсоволокнистых плит и мягкой кровли, 50% минераловатных утеплителей, 35% стеновых материалов.

В отрасли идет активный процесс технического перевооружения и модернизации производственной базы. Только за последние пять лет на эти цели было направлено около 7 млрд. рублей собственных и привлеченных средств предприятий. Уже по итогам первого полугодия текущего года на обновление промышленности строительных материалов направлено около 1,4 млрд. рублей. За последние пять лет в отрасли были реализованы такие значимые инвестиционные проекты, как ввод в эксплуатацию:

- первого в России завода по выпуску кровельных материалов на ООО "Ондулин - строительные материалы" в Нижнем Новгороде мощностью 15 млн. кв. м в год;

- первого в Нижегородской области цеха по производству газосиликатных блоков на Борском силикатном заводе мощностью 200 тыс. куб. м в год;

- предприятия по выпуску изделий для малоэтажного строительства мощностью 150 тыс. кв. м жилья в год на ЗАО "Малоэтажные комфортные дома" в Семеновском районе;

- первого в России завода по производству гипсостружечной плиты мощностью 5 млн. кв. м в год на Пешеланском гипсовом заводе "Декор-1" в Арзамасском районе;

- первой в Европе технологической линии по выпуску железобетонной продукции для устройства трубопроводов мощностью 50 тыс. куб. м в год на ООО "Нижегородский Дом и К" в Нижнем Новгороде;

- формовочного цеха на ЗАО "ДСК-НН" в Кстово, позволяющего предприятию одновременно выпускать изделия для крупнопанельного домостроения двух серий домов: ПК-17К и И-155Н суммарной мощностью до 150 тыс. кв. м жилья в год;

- трех мощностей по изготовлению сэндвич-панелей суммарной мощностью около 1 млн. кв. м в год на ОАО "Павловская сельхозтехника", ООО "Декор" и ООО "Батекс" в Павлово, на Бору и в Нижнем Новгороде соответственно.

7 июня в Дзержинске всемирно известный производитель напольных покрытий компания "Юнилин" впервые в России запустила производство настила-ламината. Мощность производства составляет 7 млн. кв. м материала в год.

До конца 2012 года на модернизацию промышленности строительных материалов планируется направить еще более 1 млрд. рублей. Среди наиболее значимых инвестиционных проектов планируется ввод в эксплуатацию второй очереди по производству кровельных материалов ООО "Ондулин – строительные материалы".  Предприятие сможет выпускать до 30 млн. кв. м кровельных материалов в год.

Всего же, за период 2012-2015 годов на реконструкцию, модернизацию и новое строительство предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии планируется направить свыше 10 млрд. рублей собственных и привлеченных средств.  

Что делается и будет делаться для развития дорожной сети в регионе? Какие объекты дорожного строительства будут введены в ближайшие годы? Какое влияние их ввод в эксплуатацию окажет на развитие отдельных районов Нижегородской области?  

Транспортные приоритеты для Нижнего Новгорода, да и для региона в целом, в последние годы, и особенно в нынешнем году, очевидны. Это пуск к 4 ноября метро в нагорную часть и строительство новых подходов к метромосту. Работы на пусковых объектах ведутся полным ходом, контроль со стороны губернатора жесткий. Он лично бывает на стройплощадках каждую неделю. Но одно из действительно важных, я бы даже сказал исторических, событий уже произошло: от станции метро "Московская" до станции метро "Горьковская" прошел первый поезд. Конечно, это пока технологический поезд, но уже с пассажирами, в числе которых оказались и руководители города, и области, и руководители метростроя. Впечатления, скажу вам, превосходные, вид с метромоста удивительный.

Думаю, все нижегородцы ждут появление метро в нагорной части города с большим нетерпением. Сами посудите – что бы доставить пассажиров с Автозавода на пл.Горького метропоезду понадобится около 20 минут. Это примерно в 5 раз меньше, чем нижегородцы тратят на дорогу сегодня. Плюс комфорт – при строительстве используют только самые современные технологии: уникальные системы строительства в грунте, автоматическое управление движением поездов нового поколения, рельсы уложены с использованием бесшумного крепления. С пуском метро частично можно будет решить проблему пробок и парковок - вместо того чтобы стоять в пробках, а потом искать место для парковки машины, я уверен, что многие предпочтут подземку. Сейчас на станции метро "Горьковская" ведутся чистовые отделочные работы, завершается прокладка внутренних коммуникаций. А 4 ноября метропоезд с пассажирами, как и запланировано, отправится в свой первый рейс.

Вообще говоря, такого масштабного строительства транспортной инфраструктуры, которая ведется сейчас, областной центр не видел никогда.

Во-первых - метро – самый технически сложный и самый  дорогостоящий объект.  Во -  вторых – левобережный подход с эстакадой от метромоста до Московского шоссе. На сегодняшний день уже завершен монтаж пролетного строения эстакады, осталось уложить асфальт, и к 4 ноября автомобили поедут по новой развязке.

В – третьих – реконструкция пл.Лядова, благодаря чему будет изменена схема движения транспорта в этом месте. Площадь станет в два раза больше, появятся четыре подземных пешеходных перехода. Перед нами стоит задача – выполнить такой масштабный проект менее чем за год. В – четвертых – завершение строительства третьей очереди правобережных подходов к метромосту, а конкретно участок  дороги от Малой Ямской до Большой Покровской с выходом на ул.Белинского. Таким образом, появится возможность проехать от телецентра по метромосту и новой эстакаде  сразу до Московского шоссе. 

Кроме того, уже ведется проектирование дублеров основных городских магистралей. Хотя это затратные и очень масштабные объекты, но их строительство городу необходимо.

При этом много внимания уделяется и дорожной сети на территории области. Начиная с этого года, финансирование дорожной деятельности осуществляется за счет средств дорожного фонда Нижегородской области. Это позволило нам существенно увеличить объемы ремонта дорог, планировать строительство масштабных проектов, таких как Волжский мост и метро. До 2014 года на территории области, не считая Нижний Новгород, планируется построить более  50 км автомобильных дорог общего пользования, отремонтировать 2,5 тыс. км автомобильных дорог, 29 мостов и путепроводов.

В 2012 году из средств дорфонда на ремонт и содержание автомобильных дорог региона будет направлено более 2 млрд. рублей, что позволит отремонтировать более 450 км автодорог. Причем работы ведутся в каждом районе, без исключения. Мы планируем привести все автомобильные дороги в регионе в нормативное состояние: с асфальтовым покрытием, соответствующим всем нормам и требованиям по качеству и по безопасности дорожного движения. Сейчас это одна из основных наших задач. Кроме того, благодаря дорожному фонду мы получили возможность оказывать существенную помощь муниципалитетам. В текущем году выделено субсидий в размере 752 млн. рублей, в том числе 360 млн. рублей на ремонт дорог местного значения и 392 млн. рублей на ремонт дворовых территорий. Из средств дорфонда также будет выделено 165 млн. рублей на капитальный ремонт ул.Горького с комплексным благоустройством на участке от пл.Горького до пл.Свободы в Нижнем Новгороде.

Также в этом году предусмотрено строительство 13 объектов и проектирование 19 объектов на сумму 579,74 млн. рублей. Среди них такие, как обходы городов Выкса и Шахунья, подъезд к поселку Троицкий скит в Арзамасском районе, подъезд к деревне Гумнищи в Балахнинском районе и другие. В Нижнем Новгороде предусмотрено также строительство дороги и инженерной инфраструктуры по ул.Малоэтажная в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.  

Каким образом и когда будет развиваться дорожная сеть Нижнего Новгорода? Какие дорожные объекты будут строиться или реконструироваться в областном центре в ближайшие годы?  

Самые масштабные проекты, которые мы планируем начать – это строительство второго Волжского моста и продолжение ветки метро в сторону Мещеры. Проект мостового перехода был одобрен на Градостроительном совете при губернаторе Нижегородской области, и к концу года должен пройти госэкспертизу. В следующем году начнется его строительство. Путепровод будет включать в себя подходы, эстакады и двухуровневые развязки. Он начнется от пересечения ул.Карла Маркса и Акимова Нижнего Новгорода и продлится до поселка Дружба города Бор, минуя поселок Неклюдово. Сам мост предполагает две полосы движения в Кировском направлении. Движение в обратную сторону будет осуществляться по существующему мосту. Пропускная способность моста составит около 30 тыс. автомобилей в сутки. Нынешний мост пропускает около 15 тыс. автомобилей. Решение о строительстве этого моста очень важно для региона, поскольку Кировская трасса является наиболее загруженной.

Кроме того, на правом берегу Волги будут построены транспортные развязки, которые позволят разгрузить подходы к новому мосту и дорогу на Бор. В настоящее время ведется проектирование развязки на ул.Должанская с путепроводом через железную дорогу и транспортной развязки на ул.Акмолинская. Этот комплекс развязок вместе с подходами к метромосту позволит улучшить ситуацию в Канавинском районе.

Что касается метро, в скором времени будет объявлен конкурс на проектирование станций "Стрелка" и "Мещера". Подготовка к нему уже началась. Строительство этих станций будет вестись в первую очередь. Это решение связано с тем, что местом строительства стадиона для проведения игр Чемпионата мира по футболу-2018 была выбрана Стрелка.   

Кроме того, в следующем году планируем начать строительство дублера пр.Ленина, который пойдет по ул.Баумана и Героя Попова на участке от Молитовского моста до Мызинского. Проектная документация уже готова и находится на госэкспертизе. Строительство будет осуществляться в 4 очереди. В дальнейшем планируется строительство участка от Молитовского моста до пл. Ленина. Таким образом, дублер предусматривает строительство магистрали общегородского значения, дублирующего пр.Ленина на всем его протяжении и позволит разгрузить проспект Ленина в два раза. Новая дорога будет иметь шесть полос движения, две двухуровневые развязки, один надземный и два подземных пешеходных перехода.  Планируется также строительство дублера Сормовского шоссе на участке от ул.Коммунальная до ул.Васенко. Это позволит разгрузить Сормовское шоссе и соединить Сормовский район с микрорайоном "Мещерское озеро" с выходом на Борский, Канавинский и метромост. Проектная документация этого объекта также находится на экспертизе. 

В верхней части города запланировано строительство дублера пр.Гагарина на участке от Анкудиноского шоссе до ул.Ларина в Приокском районе. Магистраль свяжет ул.Ванеева, нагорные микрорайоны и микрорайон Кузнечиха с ул.Ларина, разгрузит пр.Гагарина и обеспечит транспортной связью поселок Дубенки с промышленными предприятиями Мызинской промзоны, а также даст дополнительный выход с нагорных районов на Казанское направление. Объект будет включать шесть полос движения, эстакаду и путепровод на ул.Ларина.

Учитывая тот факт, что проведение в Нижнем Новгороде матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года потребует в корне изменить транспортную систему в городе, все эти объекты должны быть готовы к этому событию. 

В перспективе строительство многоуровневых развязок на подходах к Канавинскому мосту. Для улучшения транспортной ситуации Генпланом развития Нижнего Новгорода  также предусмотрен вынос из центральной части города автовокзала "Нижегородский" и автостанций "Канавинская" и "Сенная", грузовых причалов речного транспорта.    

Во второе воскресенье августа строители традиционно отмечают свой профессиональный праздник. Что бы Вы хотели им пожелать? 

Уважаемые работники и ветераны строительной отрасли!

От всего сердца рад поздравить вас с вашим профессиональным праздником  – Днем строителя! Ваш самоотверженный труд во все времена пользовался особым почетом и уважением в обществе. От состояния строительной отрасли напрямую зависят не только развитие экономики страны, укрепление социальной инфраструктуры, но и благополучие людей, их достойная и комфортная жизнь. В нижегородском строительном комплексе всегда работали специалисты высочайшей квалификации, настоящие труженики, пользующиеся заслуженным уважением в обществе.

Сегодня мы видим, как меняется к лучшему облик наших городов, поселков и деревень. Возводятся новые жилые дома, промышленные предприятия, строятся больницы, детские сады и школы, культурные учреждения, спортивные комплексы, новые транспортные развязки.

Но еще более перспективные и глобальные задачи развития области впереди. Хотя я уверен, что не существует таких задач, которые не смогли бы решить нижегородские строители! Примите слова искренней благодарности и пожелания финансового благосостояния, крепкого здоровья, счастья и новых свершений в вашей непростой и такой нужной людям работе!  

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
25 апреля