Интервью

Мы были всегда не последним городом на Земле в культурном отношении

Мы были всегда не последним городом на Земле в культурном отношении

Биография

Ольга Николаевна Томина родилась 9 июня 1942 года в Краснобаковском районе Нижегородской области. После окончания в 1967 г. Горьковской консерватории начала работать в Нижегородской академической филармонии. Через 6 лет Ольга Томина стала ее художественным руководителем. А с 1983 г. начала совмещать эти обязанности с должностью директора филармонии. Ольга Николаевна является инициатором и одним из организаторов Международного фестиваля искусств им. А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде.


Под руководством Ольги Томиной в Нижнем Новгороде проходит ежегодный фестиваль "Новые имена", оказывающий поддержку юным музыкантам и художникам.

Ольга Николаевна является соучредителем благотворительного фонда Галины Вишневской - Мстислава Ростроповича.

Удостоена звания "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации". Почетный гражданин Нижнего Новгорода. Кавалер ордена Почетного Легиона Франции.

Ольга Томина убеждена, что надо делать добро, так как это хорошо для тебя самого.

Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Она месяцами  готовит мероприятия, переживая и думая о них даже дома, а афиши заставляет топтать ногами, правда, на счастье. У нас в гостях директор Нижегородской государственной академической филармонии им.Мстислава Ростроповича Ольга Томина.

Ольга Николаевна, здравствуйте.

Добрый день.

Зачем же афиши заставляете топтать?

Я не заставляю топтать. Есть такая примета, если уронил афишу — провалил концерт.

Так.

То есть, если она случайно упала нужно на нее очень ласково наступить. И снять эту порчу.

Вообще, самые суеверные люди, обычно, это моряки. А Вы, вообще, считаете, что приметы - это не пережитки прошлого?

Ну, что считать приметами. Если это какие-то там придуманные искусственно, наверное, на них не надо обращать внимание. Но как не обратить внимание, например, на свадьбу Пушкина, где погасла венчальная свеча и упало обручальное кольцо.

То есть, есть все же знаки, которые нельзя игнорировать?

Что-то там задумано, что-то там есть. Есть какие-то подсказки судьбы, какие-то знаки, которые мы не умеем считывать по-молодости, а они нам подсказывают наше будущее. Вот в это я верю. И еще я верю в сны. Великий ученый говорил, что когда человечество разгадает тайну снов, оно разгадает свое происхождение, потому что там где-то запечатано что-то у нас в нашей генетической памяти. Ну, у меня сны были, которые предвещали и радости, и печали, и я не могу этого отрицать. Даже Татьяна Бехтерева, директор Института памяти мозга, она говорила: "Меня считают одной из самых больших знатоков по мозгу, но я знаю, что я не знаю даже 10% его возможностей".

Я желаю, чтобы все-таки у вас были сны, предвещающие что-то хорошее для близких, для знакомых, друзей и нижегородцев.

В Библии Иосиф разгадывал египетскому владыке сны и себе обеспечил большое будущее, и своему народу. Значит, даже, если в священном писании написано, что сны что-то содержат, к ним надо внимательно прислушиваться.

Так получилось, что в закрытом городе Горьком Вы умудрились провести первый советский музыкальный фестиваль. Разве это не было полной авантюрой?

Ну, авантюра это то, что сейчас заложено в Вашем вопросе. Я не проводила первый в Нижнем Новгороде фестиваль. Слава этому принадлежит Славе Ростроповичу. Это он в 62 году вместе с... Я была тогда... проучилась какой-то... Вот тоже знак! В мой первый юбилейный день рождения, 9 июня 1962 года, филармония провела первый в нашей стране музыкальный фестиваль.

Вот это знак.

Думала ли я тогда, что уже с 3 фестиваля буду участвовать, вот уже сколько, 10 фестивалей современной музыки, перешедших потом в Сахаровские, которых уже тоже 13 будет.

Вообще, это событие можно считать авантюрой или нет?

Нет, нет. Это был подарок гения, это подарок Славы Ростроповича, он человек вселенной и откуда-то прилетевший к нам. Он вдохнул мощный заряд энергии музыкальной в Нижний Новгород. Мы были всегда не последним городом на Земле в культурном отношении, но были закрытым городом и это очень многое предопределяло и ограничивало. Он устроил фестиваль современной музыки, в городе начала звучать музыка, мягко говоря, нерекомендованная, иногда даже просто невозможная для исполнения. Мы услышали другую музыку, другие имена, к нам приехали великие музыканты, а вот это уже была авантюра или подвиг Ростроповича, он умудрился в закрытый Нижний Новгород на 1 фестиваль современной музыки привести Вана Клиберна, американского пианиста, лауреата 1 конкурса Чайковского. Вот это был подвиг. И, конечно же, это была такая мощная провокация, в хорошем смысле слова, для нашего развития города, что до сих пор идея жива. А, в общем-то, все движение фестивальное в России началось с этого фестиваля. Теперь в каждом городе, в каждом районном центре есть фестивали самые разные, но все это ветви от тех корней. В том числе, наш Сахаровский фестиваль. А с третьего я, действительно, принимала самое активное участие, пришла после окончания консерватории и прямо сразу на 3 фестиваль, это все был замечательный праздник.

В конце 70-х годов в Москве запретили исполнение Альфреда Шнитке, а, в свою очередь, в горьковской филармонии это произведение прозвучало. Не боялись, что филармонию закроют?

Ну, уж это не повод для закрытия филармонии, замечание сделали и довольно суровое... Это было в 74 году. В марте, по-моему. Я была всего несколько месяцев художественным руководителем, поэтому я уже проработала достаточно большое количество лет в филармонии, но это было...

То есть, у вас была возможность сделать ошибку.

Ну, я была уже 2 месяца художественным руководителем, но до этого я прошла другие ступени. Дело в том, что вот дружбой Гусмана, с Ростроповичем и современными музыкантами, и с композиторами в том числе, и предопределили, что в Нижнем Новгороде всегда было очень много премьерных исполнений. Можете себе представить, что даже последняя симфония Шостаковича, 13 и 14, Гусман даже смеялся, что мы сыграли ее первыми, потому что в один день мы исполнили в 7 часов вечера, а в Москве в 7:30.

Опередили столицу!

У Нижнего Новгорода уже была репутация первооткрывателя новых имен композиторских, вот теперь у нас даже в фестивалях новые имена есть. И по рекомендации только что избранного председателем правления Союза композиторов Российской Федерации Родиона Щедрина, тоже нашего большого друга, была рекомендована к исполнению. В Москве никто ее... как бы вот не заинтересовало их это. Гусмана всегда все интересовало и эту симфонию мы исполнили. Ну, конечно, она произвела впечатление на совершенно неготовую к такой музыке публику, такого для них художественного шока, другие не понимали, что происходит, а у третьих, кто догадался — "тут что-то неспроста", поэтому вокруг нее было много шума, даже было сказано, что... рекомендовано, чтоб не было больше на букву "ш" композиторов. Но поскольку это среди "ш"попадались имена Шуберта, Шумана, Шопена, Шостаковича как будто специально. Конечно, это было.

Это воспринято было как каламбур, но я себе сказала - "А я доживу до фестиваля Шнитке". И вот уж фестиваль-то Шнитке мы организовали в 89 году, это было совсем неслыханного успеха акцией, за всю свою жизнь я один единственный раз видела... у нас всегда, практически, аншлаги, бывают абсолютные переаншлаги, бывают переабсолютные, когда по стенам стоят люди. Ну я в концертном зале консерватории во время фестиваля Шнитке, впервые видела, что единственная маленькая площадочка под камеру... Так уже на окнах сидели, в проходах стояли и вот под ней сидел еще один зритель, скорчившись в позе лотоса, даже эту площадь заняли. Это был такой большой успех. Ну, а другой фестиваль фантастический был Шостаковича. Так что не случайно, все в традиции, я думаю, что наши традиции уходят в музыкальные сезоны ярмарочные, которые были в 19 веке. Там открылось имя Шаляпина, там итальянские оперы, там частная опера Мамонтова. Многие великие музыканты уже получившие признание в мире говорили — подлинное признание будет, когда нас признают в Нижнем Новгороде на ярмарке. Вот какой был авторитет у наших сезонов.

Необычный вопрос — что общего между галстуком и филармонией?

И то, и другое признак аристократизма.

Рубрика "Без купюр", короткие вопросы, короткие ответы. Деление времени на годы, месяцы и дни возникло из астрономических наблюдений, но единственной причиной почему день состоит именно из 24 часов является то, что люди решили, что так им удобнее всего замерять время. В природе нет ничего, что определяло бы длительность часов, минут и секунд, единиц, которыми мы пользуемся, говоря о времени. А Вам 24 часов хватает?

Ну, иногда захватываю — ложусь на час позднее и встаю на час раньше.

Да?

И работаю по 25 часов в стуки. Не хватает признанного количества времени, поэтому и встаем на час раньше. А вообще-то, не ложимся. У нас есть хорошая поговорка в филармонии, когда нас спрашивают, какой у нас режим работы, мы говорим: "Мы работаем с утра до ночи, но зато без выходных". Вот поэтому нам и хватает времени.

Вот смотрю на Вашу должность - "директор и художественный руководитель филармонии", Вы ведь, практически, отвечаете за все. Здесь и проведение фестивалей, и сценарии, которые смотрите, и даже за ремонт отвечаете. Вам не кажется, что все-таки котлеты должны быть отдельно, а мухи отдельно?

Ну, тут вопрос... можно двояко на него ответить. Я глубоко убеждена, что художественный и финансовый организационные вопросы должны быть в одних руках, они взаимосвязаны. Потому что я испытала на себе роль только худрука и, когда у меня были даже замечательные планы и предложения, например, приезд Рихтера в Нижний Новгород, у меня первое что спросил тогда директор — "Скажи, сколько это нам будет стоить?". Когда...

А не владея этой информацией очень трудно принимать решение.

Да, потому что, когда человек отвечает только за деньги и не хочет считаться с художественными вопросами, это один вопрос. Когда только художественный, витание в облаках художественного руководителя, а расплачивается за это директор, то это неправильно. Один человек придумал, вот сам и заплати. И поэтому я так даже полагаю, что такие акции крупнейшие наши, как последний наш фестиваль "Новые имена" и "Сахаровский", может быть они бы и не состоялись в таком виде, если бы был двуглавый орел — каждая бы глядела в разные стороны. Очень хорошо, что это в одних руках и ты знаешь, не выходишь из финансовых берегов, и учитываешь это при формировании концертных программ. Смотрите, удается, у нас, все лучшие звезды, у нас мировой Олимп весь представлен на фестивале.

Вот коллеги артисты нередко называют Вас легендой. Да, бывает и такое. Не боитесь забронзоветь?

Ну, легенда это уж как-то постпослесловие.

Так, Вы против, я так понимаю?

Нет, просто я счастливый человек, я всю жизнь занимаюсь любимым делом, как прочла однажды у Чехова "Хотите не работать — займитесь любимым делом". Вот я так с утра до ночи, 25 часов и занимаюсь.

А с другой стороны, наша героиня называет образцами для подражания директора Пушкинского музея Ирину Антонову, директора Эрмитажа Бориса Пиотровского и руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева.

Ну, этот список можно увеличить. Там есть еще и Спиваков, там есть еще и Башмет, это же тоже руководители крупных коллективов, а они еще и играют на инструментах, чего мне не дано.

Кумиры обычно бывают у подростков, а потом из них вырастают. Или не все вырастают?

Нет. Никогда не вырастешь из поклонения Ростроповичу, Шостаковичу и, я уже назвала, Израиль Борисовичу Гусману. Я назвала великих музыкантов, которых я знаю многие годы и имею честь, величайшую возможность общаться с ними, познать их еще и в жизни, а не только на сцене. Тех кто... кого я назвала, да и многие другие: Наталья Бутман, Элисо Версаладзе. Не было ни одного шага, ни одного слова или движения с их стороны, которые бы... сколько бы затуманило их сверкающие лики. Это великие музыканты, это великие люди... Нет, не разочаровалась.

Ваша жизнь очень тесно связана с музыкой. Наверняка, дома-то приходите, устаете от музыки. Нет?

Нет, я домой прихожу, начинаю отдыхать от работы огромной, я обязательно слушаю музыку еще и у себя дома.

А какая у Вас любимая музыка?

Много.

В разное время для разных эмоций.

Мы тоже в разное время дня себя чувствуем по-разному, в разные периоды жизни чувствуем по-разному - в колыбели мы хотим услышать колыбельную. Но если признаться так в крупном плане, все-такие мое такое очень искреннее поразительное эмоциональное отклик вызывает музыка романтическая. А среди них все-таки самый любимый мой Франц Шуберт, юный музыкант который обладал гигантским талантом, очень рано умер. У него удивительная эпитафия на могиле: "Здесь похоронен лучезарный талант и еще более радужные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт 31 года от роду." Человек, который написал 9 симфоний, романсы...

Которого знает весь мир.

Да. И при жизни не слышал свою музыку, его музыку исполняли крупные формы, уже через 20-40 лет рукописи были утеряны по разным домам близких даже друзей. В конце-концов история восторжествовала. Так что романтическая музыка русская и зарубежная.

Говорят, что можно определить характер человека, исходя из музыкальных предпочтений. А Вы, зная музыкальные предпочтения, можете охарактеризовать каким-то образом человека?

Ну, наверное, постаралась бы.

Постаралась бы. Мы, кстати, подготовили для Вас соответствующее испытание...

Я больше по проявлениям их душевных качеств определяю. Ну, давайте попробуем...

Мы предлагаем Вам прослушать 4 отрывка произведений разных стилей и попытаться охарактеризовать поклонника такой музыки, и у нас есть 4 карточки с 4 качествами. Вам нужно будет определить, какой человек, скорее всего, креативный, какой из них умный, какой трудолюбивый, а какой необщительный, исходя из той музыки, которую он слушает. То есть, Вам нужно будет для каждой музыки, охарактеризовать человека, который ей увлекается, найти одну из карточек.

(Звучит современная поп музыка)

Ну, я бы, вообще, не нашла среди 4 названий эту, потому что это молодежь, нуждающаяся в быстром движении, в большом общении, в таких... испытывая такие коллективные эмоции в зале. Но, в конце-концов, почему бы молодежи нельзя было быть трудолюбивой, если из этих 4.

А, трудолюбивый. То есть, Вы считаете, что человек, который любит попсу, он трудолюбивый. Откладываем. Попса — трудолюбивый. Ваш вариант?

(Звучит современный рок)

Итак, мы прослушали рок. Вот из оставшихся 3 карточек человек, который любит рок, он какой?

Из этих 3? Необщительный.

Необщительный. Итак, люди, которые слушают рок, по мнению Ольги Николаевны, необщительные.

(Звучит оркестровая музыка, сопровождающаяся пением хора)

Итак, классическая музыка, Карл Орф "O fortuna". Вообще по мнению BBC, за последние 25 лет наиболее популярная классическая музыка.

Да, он в своем веке сделал большую революцию, он принадлежал к новаторам и первооткрывателям. И поэтому я все-таки думаю, что скорее креативный человек.

Креативный.

Отзывается на эту новую, неожиданную музыку...

А человек, который любит классическую музыку креативный ли?

Я знаю друзей, которые любят и классическую, великие умы, и джазовую музыку и плачут от народной музыки. Тут нельзя одним словом определить.

И все же?

Вы мне дали слишком узкие рамки.

Ну, все, как всегда.

Тут осталось слово "умный".

Или "умный" меняем?

Не-не-не-не-не-не-не! Креативный!

Итак, люди, которые предпочитают классическую музыку, они креативные, на Ваш взгляд, прежде всего.

Кто любит Орфа. Тогда креативный.

Креативный. Но у нас Орф в данном случае символизирует всю классическую музыку.

Я не соглашусь с этим.

Во всяком случае Вы будете спорить с британскими учеными, и это Ваше право. Потому что, я думаю, что Вы точно, как минимум, одной весовой категории для того, чтобы обсуждать эту тему.

Да.

Тем не менее, из всех карточек люди, которые больше всего любят классическую музыку, они какие?

Они умницы.

Умницы.

Они правильный выбор сделали.

Тогда меняем на "умный". Не про Орфа в данном случае говорим, а про классику. "Умный", хорошо. И последний вариант, последняя музыка.

(Звучит классический джаз)

Итак, это был Луи Армстронг, джаз. Как Вам кажется, люди, которые любят джаз, какими качествами обладают?

Конечно, креативщики.

Креативщики.

Да.

Итак, "креатив" — джаз.

Ни одного совпадения?

Вы знаете, удивительно, но 2 совпадения тютелька в тютельку, а вот с 2 направлениями небольшой, скажем так, обмен. Я готов сказать правильные ответы.

Давайте.

Ученые из университета Херриот-Уот в Эдинбурге решили проверить связь музыкальных предпочтений с интеллектом и характером слушателей. В ходе исследований, ученые опросили 36 тыс. человек из разных стран мира. Оказалось, что поклонники классической музыки и тяжелого рока очень похожи, на радость подросткам и к огорчению родителей, наиболее высокий интеллект продемонстрировали поклонники классической музыки и рока. Кроме того, что они очень умны, любители рока безобидные и очень тонкие натуры. Поклонники классической музыки, личности творческие, непринужденные, но не очень общительные. Самыми креативными оказались поклонники джаза, кроме того, у них высокая самооценка. А наиболее трудолюбивыми были признаны любители кантри музыки и поклонники трендовых поп-хитов, люди, которые на вопрос о музыкальных предпочтениях обычно отвечают — "Слушаю то, что крутят по радио". Вот так вот. Согласитесь или нет?

Ну, я могу согласиться в том плане, что у каждого есть свои...

Ну поспорите, наверняка...

А поспорю...

Как Вы можете сказать, что люди, которые слушают классическую музыку необщительные?

Я перед вами, человек поклонник только классической музыки в основном, я предельно общительный человек. Даже на улицах останавливаюсь и общаюсь с незнакомыми людьми, они меня тоже иногда останавливают. Нет, это не так, я могу не согласиться, потому что, безусловно, люди, которые дошли до высоты познания классической музыки, это люди богатого духовного, внутреннего устройства и высокого интеллекта. Я сужу это по зрительному залу.

Главная тема. Вообще, кто же слушает классическую музыку? Сегодня в том, что слушают классическую музыку чаще всего признаются люди старшего поколения. Скажите, чтобы понять классику, до нее надо дорасти или остальным просто стыдно признать, что они классику любят? Или сейчас это уже не стыдно?

Как правило, этим гордятся, иногда и необоснованно.

А вот это очень важный момент.

Нет, ну во всем мире признано, что приобщение к классике это признак высокого интеллекта. Я Вам расскажу комический случай, например, мне однажды рассказал Ростропович Мстислав Леопольдович, когда-то он возглавлял вашингтонский национальный оркестр и их оркестр за огромные деньги купил какой-то маленький итальянский городишко, почти итальянская деревня. Они прилетели на самолете, дали концерт и улетели, но перед этим спросили — "А вам, с какой бы радости такие затраты для такого события?", они говорят — "Но теперь о нас узнает весь мир, как о культурной деревне". Вот, пожалуйста.

Вот в советское время было очень много классической музыки, на радио ее постоянно ставили. И вот сегодня очевидно, что классической музыки в жизни стало меньше. Советские методы, скажем так, окультуривания, они актуальны сегодня или нет?

Что Вы понимаете под словом "окультуривание"?

Ну, вот, во всяком случае, то, что ее было очень много на радиостанциях.

Тогда обезкультуривание, я бы сказала.

Да, можно и так заменить.

Да... Я считаю, что эта тенденция обречена на уход. Все равно, люди с годами переживают разные периоды собственного становления - в детстве мы любим одно, в юности другое, но все-таки возраст второй половины жизни и даже возраст зрелости, он возраст, когда человек начинает задумываться о себе, о своем чем-то сокровенном, о музыке, о том, что происходит в мире, он интересуется историей, его интересуют философские темы. И тогда он ответы находит только в классической музыке, которая живет веками, потому она и классика. И житель 20 века молодой едва ли найдет отклик своим переживаниям в сегодняшних темпах, ритмах и децибелах. Поэтому тут нельзя сказать, тут у каждого возраста свои.

Советский и российский актер театра и кино Владимир Борисов заметил: "Чтобы хорошая музыка звучала, достаточно, например, консерватории имени Чайковского. А чтобы звучала попсовая музыка, нужны дорогие спецэффекты, светотехника, дым и подтанцовка". Поспорите с ним или нет? Я посмотрел тексты популярных песен, можно встретить настоящие шедевры. Например, "Твои зеленые лосины сведут с ума меня сейчас. Твои зеленые лосины затмили цвет твоих же глаз. Твои зеленые лосины, я буду с ними все и вся. Твои зеленые лосины во мне самом родят лося."Или в другой песне — "И ее изумрудные брови колосятся под знаком луны". Вот, что вы думаете о современной музыке?

Современная музыка для меня это, прежде всего, музыка академических жанров - и джаз, и народная музыка, она тоже меняется с годами, то о чем вы сказали...

Как Вы к этому относитесь? У Вас есть цензурные оценки того, что тысячи и тысячи людей слушают?

Его навязывают, вот это модно. Мода проходит и, я надеюсь, это пройдет, но то, что сегодня доведены до крайнего упрощения высокие полеты души под названием "любовь", подменены пропагандой почти физиологических инстинктов это бедствие. И, по-моему, Капица сказал, что неумение организовать досуг людей приведет к еще большим бедствиям, чем атомная война. А наш большой друг Владимир Спиваковский другое — "Массовое поклонение примитивному происходит из-за незнания истинного". Но примитивного всегда было больше, а мы делаем все, что только можно в филармонии, мы пропагандируем истинное, то, что пришло к нам из глубины, голоса глубины веков, от 14 века до 20.

А эти песни через 10 лет никто не вспомнит, а может и через год уже. Конечно, в 19 веке пели "Средь шумного бала" или "Я встретил вас и все", а ныне поют вот так. А еще поют... даже еще лет 20-30 назад у меня первое возмущение вызвало, по-моему, это ансамбль "Квартет" было название, они пели "Крутится мельница, все переменится, только любовь никогда", это было все и повторилось, наверное, 7 или 8 раз. Но о чем эта песня? Или сегодняшняя девушка, которая поет — "18 мне уже..." дальше вы знаете к чему она призывает. Конечно, это падение нравов, но это навязано и то, что Вы говорите, концерту симфонической музыки достаточно зала Чайковского, я считаю, что еще кремлевского концертного зала, а для этого нужны спецэффекты, миллиардные затраты, потому это шоу-бизнес и к искусству это, на мой взгляд, не имеет.

Насчет досуга. Люди часто говорят, что они не ходят в театры, потому что у них, например, не хватает времени. Ну, посмотрим, новогодние каникулы, если верить социологам, на концерты и в театры выбрались всего 9% россиян. Я так понимаю, что Вы не боитесь, что в филармонию перестанут ходить. Тем не менее, когда начнут больше ходить, прикасаясь к настоящему искусству?

Вот вопрос очень современный и очень важный. Знаете, есть такая английская пословица, вопрос, почти каламбур: "Как можно добиться такой ровной лужаечки? Надо ее 200 лет ежедневно подстригать". Поэтому, еще какой-то умный человек сказал, если вы хотите, чтобы ваш народ познал языки, отведите в детские сады лучших профессоров всяких профессий, для того чтобы ребенок, чтобы этот человек стал, открылся ему мир музыки, вот я знаю по себе и всем говорю, я счастлива от того, что в моей жизни есть искусство во всех эрудитах: и в живописи, и литература, и музыка, и что угодно. Это красота, которая мир спасет, именно она спасает, потому что это красота, меня украшает жизнь, она заполняет мою жизнь. Мне никогда не скучно наедине с собой, всегда есть хорошая книжка, хорошая музыка или хороший журнал репродукций. Но это надо приобщать с детства.

Для того, чтобы не было чужим и чужеродным.

У ребенка первый слуховой опыт, нынешнего ребенка, это то, что льется с экранов, извините, телевидения и из радио-репродукторов, там как раз гонят попсу, прерываемую дикой рекламой.

Для трудолюбивых, заметьте, людей, сами выбрали.

Я сказала... ну, пусть он будет трудолюбивым, мы сейчас говорим о разных понятиях, любитель музыки - это не значит лентяй. Но когда у него первый слуховой опыт, он принимает это как истину, как голос матери для него это самый главный голос в жизни, так и это. Если мы в детстве слушали замечательные детские песенки, в книжках читали замечательные сказки, призывавшие нас к сердечности, к взаимопомощи какой-то, состраданию к животным, к младшим, к старикам. Что теперь, то есть, сплошные ужастики. Надо с детских лет ребенку давать выбор, мы не запрещаем, пусть будет и то, но мы им задаем генетический код, все-таки. Пусть они послушают еще и Шуберта, пусть они послушают и "Танец с саблями" с такой же энергетикой, пусть они послушают детские песни сегодняшние хорошие и это у них останется, как у нас в генетической памяти. Когда они подрастут, она им подскажет другой выбор, вот в чем загадка. А то, что сейчас происходит в общем плане, конечно, это очень печально и может принести тяжелые последствия, и не будем углубляться в эту тему. С чего начинаются новости? С убийства, переехали, зарезали, убили, задушили одноклассника, бабушку, дедушку...

И к сожалению, аргумент только один — именно это смотрят, именно это хотят увидеть.

Это поколение лишили того самого через эмоциональное воздействие художественного произведения, которое разбудит в них совесть. Кстати, Майя Плесецкая тоже еще давно сказала, что это Пушкин, конечно, нам сказал, что чувства добрые лирой пробуждал, а у нас теперь надо лирой пробуждать совесть, потому что совесть - основа всего. Вот поэтому совесть заложена в красоте, а красота это классическое искусство.

Рубрика "На острие", самые острые вопросы нижегородцев. Тамара Измайловна Кунц, Нижегородский район — "В 80-е в филармонии можно было услышать произведения композиторов-современников, а теперь почти одни классики: Чайковский с Моцартом, да Бах. Композиторы перевелись или смелости не хватает их ставить в программы?".

Отвечу коротко — у нас есть то и другое. И если уважаемая наша слушательница...

Тамара Измайловна.

Да, я предложу им приобрести такой буклетик и посмотреть наши программы, там есть музыка и из 15 века, там есть премьеры, созданные в 21 веке.

Понятно, так что поспорили с Вами, уважаемые телезрители. Сергей, музыкант: "Первые лица города и области, например, губернатор Шанцев регулярно посещают концерты, фестивали. Вы их приглашаете для галочки отметиться?"

Галочки кому?

Отметиться. Ну, наверное, Шанцеву, кто к вам еще приходит.

Ну, Шанцеву есть где отметиться.

То есть, там галочки не помечаются.

Он отмечается на метромостах, отмечается на новых дорогах.

А у вас-то отмечается?

У нас не отмечается. Шанцев у нас патронирует оба фестиваля и фестиваль наш Сахаровский, и фестиваль "Новые имена". У нас есть стипендии специальные для детей, губернаторские, так что он по натуре человек, нам повезло, музыкальный. А как он поет, и в том числе на сцене филармонии!

Николай Чертков, Нижний Новгород, вопрос от читателя газеты "Аргументы и факты": "Каждый год проводится фестиваль "Новые имена", где молодым талантливым музыкантам, фактически, дается путевка на сцену. Знаю, как в стране проводятся кастинги ведущих конкурсов и как туда пропихиваются нужные люди. Неужели Вы скажете, что у Вас все по-честному?"

Абсолютно.

Николаю Черткову говорите.

Абсолютно. Уважаемый, товарищ Чертков, очень обидно, что Вы так думаете обо всех комиссиях. У нас, во-первых, дети, которые проходят на наш фестиваль, они отбираются в школах, на школьном отборе. Мы прослушиваем их худсоветом с приглашением крупнейших профессоров консерватории, членов худсовета филармонии, это бывает жесткий отбор. У нас сейчас было 32 ребенка... 36 даже детей было, прошли только 20 и еще приедут москвичи. Более того, когда происходит отбор... проходит сам конкурс, фестиваль тире конкурс, еще и московские приезжают педагоги, которые проводят мастер-классы, отбирают и уже распределяют кому премию губернатора, кому премию мэра, мэр тоже у нас всегда один из учредителей фестиваля и участвует финансово, это бывает такой многоступенчатый отбор. Но, самое главное, подтверждение моего такого утверждения — взгляните на имена последних лауреатских конкурсов... Достаточно последняя шумная победа Даниила Трифонова, мальчика, который участвовал в нашем фестивале в 98 году, ему было, по-моему, 7 лет. Он сыграл 3 пьески из, конечно, сказки про Буратино, куда же деваться, Мальвина, Буратино и Пьеро, и мы поняли — перед нами ребенок, ну, поцелованный богом, как говорят. Через год он играл уже Моцарта, ему не надо было никаких ходатайств, он нормальный ребенок из нормальной семьи, ныне он лауреат конкурса Чайковского, с таким шумом победивший всех, а до этого за год еще лауреат конкурса Шопена, а до того был еще "Щелкунчик" и все на свете. Это яркое подтверждение, что он достоин.

Вот вам ответ, Николай.

Да, и таких имен... А сейчас вы еще, в течение сезона если придете к нам, увидите и услышите еще одного потрясающего мальчика на открытии Максима Емельяновича, который тоже был маленьким лауреатом и он с детских лет, он уже дирижер, он и композитор, он пианист, клавесинист, он побеждает на всех конкурсах и сейчас заканчивает уже московскую консерваторию. То есть, это в нашем сезоне будет многократно участвовать в наших концертах. И таких имен у нас, масштаб передачи не позволяет, около 20, два брата Кожухина, гениальных мальчика, которые сейчас во всем мире признаны уже жителями музыкального Олимпа. Мы, я думаю, что уже 19 фестивалей и этот фестиваль и жив до сих пор, потому что он не вызывает ни у кого чувства недоверия к себе, что по справедливости. И вот, в первых числах ноября будет очередной фестиваль и мы отобрали, я уже сказала, детей, дети очень хорошие и мы поражаемся и радуемся какое количество новых талантов порождает земля. Как много музыкантов мы потеряли в смутные 90-е годы и как будто природа равновесие соблюдая, подкинула нам такие имена. Так что, приходите и увидите сами, какие это дети.

Есть такая шутка, что женщины делятся на 2 категории: тех, кто считает рукоделие убийцей времени и карьеры и тех, кто рукодельничает. Я знаю, что Вы вязанием, например, занимаетесь. Вам не мешает в карьере Ваше рукоделие?

Рукоделие, думаю, это психотерапия.

Психотерапия.

Да, оно только помогает всем. Не случайно говорят, в Германии даже мужчины в метро вяжут, потому что после трудного, напряженного...

Может, зарплаты не хватает. Нет?

У них-то?

Нет?

Ну, мэр Питера утверждает обратное

Обратное, да?

Да. Дело в том, что это такая монотонная работа автоматическая почти хотя она тоже требует внимания...

А мелкая моторика, я думаю, что мне так нравится иногда готовить вечером на кухне, так хорошо успокаивает — покрошишь что-нибудь, сделаешь...

Это Вы так, да?

Да, я про себя говорю.

Ну, это Вы выдающийся человек.

Ну, я не знаю!

Среди мужчин увлечение кулинарией это очень редкое явление.

Готовлю нечасто, но иногда так и тянет. Ольга Николаевна, мы подошли к нашей традиционной рубрике "Формула успеха". Какова она, Ваша формула успеха?

Формула счастья, по-моему, умение разгадать, раскрыть в себе природные предначертания, предназначение и избрать любимую профессию, и с удовольствием работать для собственного удовольствия и для...

Удовольствия других?

И пользы людям. И вот, когда есть такое удовлетворение, когда ты знаешь, что ты работаешь и от этого, вот, наглядно — переполненный концертный зал и у всех счастливые лица, это высшая награда.

Вообще, кроме рукоделия, нервы неплохо успокаивает и чтение. Вы читаете? Что у Вас сейчас любимое?

Ну, все равно регулярно мы возвращаемся к классике, особенно к Пушкину. Это может выглядеть, может, даже и как-то тривиально, но это...

Но это так.

Так, но это надо очень помалу, насладиться каждой строчкой, по кофейной ложечке, даже не по чайной. А так, чем дальше, тем больше...

Как лекарство — главное не переборщить.

Ну, познать настоящий вкус, не переесть. А насчет любимого чтения, чем дальше, тем больше меня интересуют мемуарная, подлинная от первого лица литература, историческая. Мне все интересно, что было до нас и что было при нас, предугадать что же будет, когда нас не будет.

Агату Кристи не любите?

Нет, детективы не мой жанр.

Не Ваш жанр. Как хорошо мы подготовились, ведь вопрос-то будет по Агате Кристи, между прочим.

Ну, вот не мое.

А вот сейчас и проверим вашу интуицию! Итак, Агата Кристи начала писать чтобы: заработать денег, занять свободное время, выиграть спор или прославиться на весь мир.

Может все 4?

Одновременно так, убить четырех...

Я знаю, что Агата Кристи писала в ванной и ей нужна была тарелка с яблоками с небольшим душком. Про это я знала.

Видите какие детали вы знаете!

Для заработка, для славы... Наверное, на спор.

На спор, думаете,. А что было результатом ее спора?

А все остальное.

А, деньги, свободное время, прославиться на весь мир.

Да.

Если Вы правильно отвечаете на вопрос, то получаете вот такую книгу "Нижегородская книга рекордов и достижений", если неправильно, то "Прогулки с бабушкой".

То есть, с самой собой? Я же бабушка.

Да, кстати, можно, да.

Тихо сам с собою

Какая книжка Вам больше нравится?

Если честно, то "бабушка". Судя по всему, мне она и достанется.

Ну, не знаю, сейчас вместе с нашими зрителями и радиослушателями Вы узнаете правильный ответ. Больше всего на свете эта миловидная женщина любила вышивать, но нитки для вышивания были в большом дефиците и именно тогда, когда их не оказалось ни в одном магазине его родного городишки Торбей, она задумалась — чем бы заняться в свободное время, альтернативой вышиванию стало написание детективов. И кто знает стала бы Агата Кристи писательницей, будь у нее хоть немного ниток для вышивания. Вот так. Ну что ж, "Прогулки с бабушкой".

Спасибо.

Неплохая книга.

У меня есть внучка, я ей подарю.

Ольга Николаевна, спасибо вам большое за участие в программе. Я думаю, что после нашего сегодняшнего разговора Вы смогли зажечь огромный интерес к классике у большого количества нижегородцев. Спасибо за участие в программе, я передаю Вам вопросы нижегородцев на которые мы не успели ответить, для того, чтобы Вы ответили на них лично.

Хорошо.

Спасибо.

Вам спасибо.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по средам в 23.15 мск., повтор программы по пятницам в 10:35 мск. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по воскресеньям в 19:00 мск. Полная версия – на сайте информационного агентства "НТА-Приволжье".

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
19 апреля