Интервью

Главное, добиться неукоснительного исполнения закона и неотвратимости наказания для коррупционеров

Главное, добиться неукоснительного исполнения закона и неотвратимости наказания для коррупционеров
Валерий Викторович, два месяца назад Вы заняли пост замгубернатора Нижегородской области. Губернатор определил для Вас широкий спектр деятельности, даже законотворческую работу. С чего Вам пришлось начать свою гражданскую деятельность?

Моей "гражданской деятельностью" является государственная служба. Поверьте, что ответственная должность на государственной гражданской службе мало чем отличается от службы в погонах. Во всяком случае, я так привык работать. Начинать, как в любой новой деятельности, пришлось со знакомства с нормативной базой курируемых подразделений, с их структурой, спецификой деятельности и, конечно, с руководителями. С одной стороны, знаешь людей, команду, а с другой стороны, есть своя специфика, новые вещи.

Какие первоочередные задачи стоят перед курируемым Вами блоком, что для Вас в Вашей новой работе сложнее или непривычнее всего?

Первоочередными являются задачи по организации и обеспечению общественной, экономической, информационной безопасности, правопорядка, противодействия терроризму, экстремизму и коррупции, защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций. Я всегда говорил, что разведка и контрразведка — это дело коллективное. Поэтому решение этих задач достигается путем организации взаимодействия и координация деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в сфере обеспечения нормальной жизнедеятельности области. Каждый на своем месте должен вносить лепту в гарантированную безопасность наших граждан. Относительно новой оказалась работа, связанная с деятельностью мировых судей, адвокатуры, нотариата и подразделений записи актов гражданского состояния. Хотя все это очень близко к правоохранительной среде.

Одним из направлений Вашей работы является борьба с коррупцией. Не означает ли это, в частности, что Вы будете своеобразным отделением собственной безопасности при правительстве Нижегородской области? Какие сферы наиболее коррумпированы в нашем регионе и что Вы сможете сделать, как заместитель губернатора, если с этим уже борются соответствующие структуры?

Вопрос интересный, но не совсем корректный. Функции собственной безопасности возложены на подразделения тех ведомств, которые по закону могут заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Правительство Нижегородской области, как и любое другое правительство, в этот перечень не входит. Вместе с тем, по линии борьбы с коррупцией у нас организовано взаимодействие со всеми правоохранительными органами, которые дислоцируются на территории области. В случае необходимости будут проведены совместные мероприятия по выявлению коррупционеров в любых структурах независимо от уровня, ранга и прошлых заслуг. Например, Вы прекрасно знаете, что при губернаторе Нижегородской области действует межведомственный координационный совет по противодействию коррупции, на котором есть возможность объединять и координировать усилия правоохранительных органов. Мы не подменяем соответствующие структуры, а организовываем совместную работу и конструктивное взаимодействие между всеми ведомствами.

Постоянно проводится антикоррупционный мониторинг, по результатам которого наиболее часто проявления коррупции имеют место в сфере здравоохранения, в полиции и сфере образования. Высокие коррупционные риски также отмечены в судебных органах, сфере ЖКХ, районных администрациях. Но нужно понимать, что не только органы местного самоуправления и органы регионального масштаба могут быть поражены коррупцией. У нас же несколько десятков структур федеральных органов исполнительной власти, которые тоже так или иначе подвержены коррупционной коррозии. И здесь нельзя смешивать, нужно четко разграничивать уровни коррупционной зараженности. Говоря о коррупционных проявлениях, почему-то все стрелки переводят на региональное правительство и администрацию. Хотя, если взять в процентном соотношении деяния коррупционной направленности, то региональная доля там гораздо ниже, чем в федеральных органах исполнительной власти. И речь идет о разнице в десятки.

А Вы считаете взяткой коробку конфет, букет цветов, 1 тыс. рублей за операцию врачу?

Я не стал бы говорить, что правоохранительными органами каждая шоколадка расценивается как коррупционное проявление. Есть все-таки определенная сумма, которую должно составлять то или иное вознаграждение или презент, это определено законом. Если так подходить, то в День знаний всех учителей и директоров школ можно было бы смело заносить в список коррупционеров. Это же праздник, есть традиция. Почему не сделать подарок на день рождения? Все должно быть расценено с точки зрения здравого смысла и тех последствий, которые за собой влечет то или иное подношение.

В одном из своих интервью Вы говорили, что необходимо создать такие условия, чтобы у людей не было никакой возможности даже подумать о взятке? Есть ли у Вас конкретные предложения, как этого можно добиться? Будет ли правительство выходить с соответствующей законодательной инициативой?

Мы прекрасно понимаем, что репрессивные меры, как в Китае, проблемы не решают. Безусловно, должны быть меры, что бы дать понять зарвавшимся людям, чего они могут лишиться. Те же законодательно закрепленные в КНР отсрочки по приведению приговора о смертной казни до двух лет позволяют минимизировать тот экономический ущерб, который был нанесен чиновником. Я считаю, что это оправдано. Конечно, когда люди миллиардами наносят ущерб нашему государству и бюджету, а потом получают условный срок — это неверно. Ведь та же отсрочка исполнения приговора в Китае это этап процедуры замены смертной казни на пожизненное заключение. Естественно при условии активной помощи следствию и возмещении ущерба. Наказание должно соответствовать тому деянию, которое совершил человек. Законодательство все предусматривает, но то, что в итоге получается после окончания судебного разбирательства — во многих случаях бывает явно недостаточно.

В каких-то новых законодательных инициативах смысла нет, так как все необходимые законы уже приняты. Главное - добиться неукоснительного исполнения закона и неотвратимости наказания для коррупционеров.

Антитеррористическая деятельность также входит в круг Ваших полномочий. Насколько хорошо организована в регионе эта работа? Что предпринято в Нижегородской области в связи с терактом в Волгограде?

В соответствии с Указом президента России "О мерах по противодействию терроризму" №116 от 15.02.2006 в каждом субъекте Российской Федерации создана Антитеррористическая комиссия (АТК), которая не только координирует действия исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, но и занимается минимизацией и ликвидацией последствий террористических актов. АТК у нас есть и в муниципальных образованиях, в 52 районах области и в 8 районах Нижнего Новгорода, также есть областная комиссия. Безусловно, они занимаются вопросами, которые необходимо решать с точки зрения координации и противодействия, а главное профилактики возможных нарушений.

Никто, к сожалению, не застрахован от экстремистских и террористических проявлений. Необходимо, чтобы в сознании каждого человека было, что каждый ответственен за борьбу с этим злом. Я вспоминаю времена КГБ и СССР, когда каждый чекист, будь он в отпуске или на отдыхе, спускаясь в московское метро сразу заступал на службу. Такое было правило, потому что это было одним из самых уязвимых мест с точки зрения террористической опасности.

Что сделали наши коллеги в Израиле: у них каждый человек спокойно относится к тому, что у него могут проверить документы и провести досмотр. И жители там проявляют бдительность. Думаю, что можно было обратить внимание на террористку, которая совершила акт в Волгограде. Ведь все знают признаки террориста, но все почему-то считают, что это деятельность полиции и других силовых структур. Необходимо всем участвовать в этом процессе, а одними мерами законодательного и силового характера мы эту проблему решить не сможем.

Как Вы оцениваете антитеррористическую защищенность Нижегородской области?

Благодаря слаженной работе силовых и властных структур, ситуация у нас стабильная. В тоже время, Нижегородчина насыщена огромным количеством предприятий, которые представляют собой потенциальные объекты для террористических атак. Тем более, в случае атаки последствия для населения будут колоссальными. Поэтому все наши усилия должны быть на порядок выше, чем в других регионах.

В Духовном управлении мусульман Нижегородской области произошел раскол, две группы борются за власть. Влияет ли это на оперативную обстановку в регионе? Будет ли нижегородское правительство вмешиваться в эту ситуацию? Сколько мусульман проживает сейчас в регионе (в процентном соотношении)?

Статья 14 Конституции гласит, что "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Таким образом, правительство Нижегородской области не может вмешиваться во внутренний конфликт в ДУМНО, тем более, что основной костяк там составляют мудрые, авторитетные и уважаемые люди, которые сами смогут справедливо и грамотно урегулировать эти конфликтные отношения.

На сегодняшний день в Нижегородской области официально проживает порядка 150 тыс. мусульман. С учетом студентов и гастарбайтеров, эта цифра возрастает. На территории области проживает около 20 наций мусульманского вероисповедания.

Вообще, я бы не стал говорить о расколе. Хотя многим хотелось бы думать, чтобы в ДУМНО был раскол. Я думаю, что эта искусственная ситуация подвержена опасности еще большего воспламенения в связи с миграционными процессами. Большое число приезжих неадаптированных людей не испытывают толерантности, что является почвой для раскола. Безусловно, правительство отслеживает ситуацию. Мы будем поддерживать конструктивные силы. Не думаю, что Умар Идрисов преследовал какие-то цели, связанные с расколом и обострением ситуации. Иногда решение проблемы лежит гораздо ближе к поверхности. Думаю, что истоки ситуации гораздо прозаичнее.

Возможны ли, на Ваш взгляд, в Нижегородской области выступления, подобные беспорядкам в Бирюлево?

К сожалению, в последнее время мы наблюдаем, что некоторые процессы начинают происходить вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Сейчас появилось новое направление: люди пытаются сами бороться с наркоманами или с недисциплинированными автовладельцами. Например, законопослушные граждане приковывают наркоманов к парапетам. Вот такие стихийные проявления граждан, казалось бы, в хороших направлениях, подпадают под нарушение закона. Как раз бирюлевские события чем-то похожи на эту реакцию, только несколько иного рода.

Конечно, катализатором послужило засилье мигрантов в Бирюлево. У нас тоже есть такие точки, где процентное отношение приезжих высоко. И правительство, и правоохранительные органы держат ситуацию на контроле. Не хотелось бы, чтобы такие события произошли у нас. Но сидеть и ждать сложа руки никто не собирается. Я знаю, что организационные решения на уровне губернатора и правительства уже приняты, что выльется в последовательные поступательные действия, которые нормализуют ситуацию на наших рынках и урегулируют потоки миграции. Идеализировать ситуацию я бы не стал, но и данных для сравнения с «Бирюлево» тоже нет.

Ведется ли статистика по количеству мигрантов в Нижегородской области? Если да, то сколько сейчас насчитывается трудовых мигрантов в регионе?

На сегодняшний день количество иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет, составляет свыше 160 тыс. человек. Из них лиц, имеющих разрешение на работу и осуществляющих трудовую деятельность - около 40 тыс. человек. Но изменение миграционного законодательства позволяет находиться на территории России 3 месяца без разрешения на работу. Я считаю, что в этой области ужесточения законодательства должны быть кардинальными.

Давно известно о такой проблеме: незаконных мигрантов отсылают на Родину, а они через неделю снова приезжают в Россию. То есть, государство тратит на их депортацию средства, а толку нет. Необходимо ли принимать меры?

Безусловно, здесь давно нужно привести порядок. Для этого есть нормативная база, но она не всегда работает. Прежде всего, я считаю, что самая большая ответственность должна лежать на тех работодателях, которые используют эту рабочую силу. Именно работодатели должны следить за соблюдением законодательства мигрантами. И если они этого не делают, то пусть несут материальную ответственность за выдворение этих граждан на Родину.

Президент РФ Владимир Путин ввел ответственность местных властей за межнациональные конфликты. Готово ли облправительство к исполнению этого закона? Какая работа проводится в этом направлении?

Такого рода ответственность существовала сколько я себя помню. Здесь нового по сути дела ничего не произошло. Другое дело, что президент в очередной раз подчеркнул, что руководитель должен отвечать за все. И это правильно. Необходимо активизировать работу с национальными диаспорами через их культурные и духовные центры. Они, совместно с муниципальными властями, должны оказывать помощь в социальной, экономической и культурной адаптации тем, кто законно находится на территории России. Формировать у населения устойчивые нормы толерантности сознания и поведения. Вместе с тем, необходимо проводить комплекс административно-контрольных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и выдворение лиц, незаконно находящихся на территории России, пресечение всех видов незаконной коммерческой деятельности, получения и оборота нелегальных денежных средств, выявление представителей этнических преступных группировок и экстремистских организаций, а также лиц, внедренных ими в органы власти и управления.


Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
28 марта