Интервью

В сфере ЖКХ очень много общего, но есть и достаточно серьезные частности, которые мне приходится изучать буквально с колес

В сфере ЖКХ очень много общего, но есть и достаточно серьезные частности, которые мне приходится изучать буквально с колес

Александр Александрович, скажите, какие первоочередные задачи перед вами поставил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, назначив вас министром ЖКХ и ТЭК?

Нужно начинать с того, что министерство состоит из двух огромных блоков: жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса. Поэтому и губернатор ставил передо мной в рамках этих блоков достаточно синхронные, но все-таки довольно разные задачи. Если реформа газовой системы в области достаточно давно стартовала и уже находится на финальных этапах со всеми ее плюсами и минусами, то реформа ЖКХ еще в самом разгаре. Эта программа еще молодая, и поэтому результаты там еще не настолько велики, чтобы ими можно было бы похвалиться.

В задаче развития магистральных газопроводов у меня есть полное понимание, как сделать так, чтобы область целиком не нуждалась в газе и даже имела определенные перспективы в развитии генерационных мощностей. Губернатором была поставлена задача по мониторингу и поддержке инвестиционных проектов по строительству основных генерирующих мощностей, которые назначены на ближайшие 5 лет. Это достаточно много проектов — более 6, и здесь министерство, я надеюсь, будет играть основную роль.

Поставлены задачи развития газовой системы можно сказать, клиентского характера — 6 районов области на сегодняшний день еще не газифицированы, и здесь есть над чем серьезно поработать. Хотя стоит отметить, что Нижегородская область за последние годы переместилась на лидирующие позиции в территориальной газификации среди регионов РФ.

Что касается ЖКХ, то здесь задачи немного другие. Все мы знаем, что параметры износа, проценты старения тепловых систем, систем водоснабжения, и канализования выглядят гораздо хуже, чем системы в энергетике. Операторы, работающие на энергетическом рынке — это мощные и достаточно серьезные компании с хорошим финансовым состоянием, чего не скажешь про компании, работающие на тепловом и водном рынках области. Поэтому исполнение задач, касающихся инфраструктурных проектов, — это очень скрупулезная и сложная работа. Перед министерством сегодня поставлен целый ряд задач, из которых основные - это разработка планов развития систем водоснабжения, модернизация систем теплоснабжения, включая "укрупнение" операторов, то есть все то, к чему нас призывает федеральное правительство.

И не стоит забывать о так называемом "жилищном блоке". В этой области перед министерством поставлены задачи по благоустройству и другим подобным программам, но самое главное — это, конечно, запустить работу регионального оператора капремонта жилых домов.

Кроме запуска регионального оператора, какие конкретные программы будут реализованы министерством в 2015 году в первую очередь?

Программы по энергоснабжению и газоснабжению уже запущены и их остается только мониторить, но из конкретных проектов могу назвать строительство газораспределительных станций "Горбатовка" и "Митино", которые качественно изменят базовые возможности Нижегородской области в целом и Нижнего Новгорода в частности. Также будет запущен ряд модернизационных проектов на Автозаводской, Сормовской и Новогорьковской ТЭЦ. Также мы будем сопровождать проект Верхне-Волжской генерирующей компании по введению парогазовой установки. Вот вкратце самые основные энергетические проекты на 2015 год.

Что касаетсяводоснабжения,тепла и водоотведения то мы надеемся собрать целый пул проектов, порядка 10-12, в том числе и проекты развития водопроводных систем, включая совершенно новые водоканализационные системы Международного аэропорта нашего города, который сейчас активно развивается. Это крайне важный для города и всего региона проект, поэтому министерство сделает все, чтобы помочь в реализации данного инвестпроекта с точки зрения развития водопроводных и тепловых сетей. Естественно, мы будем поддерживать проекты "Нижегородского водоканала" и "Теплоэнерго", которые являются, не побоюсь этого слова, флагманами среди операторов на российском рынке водо- и теплоснабжения.

Александр Александрович, вы успели побывать и руководителем одного из крупнейших водоканалов России, и министром ЖКХ. Как вам кажется, какая из этих работ наиболее сложная, исходя из вашего личного опыта?

Отвечу субъективно. Лично для меня — работа в министерстве сложнее. Если в Нижегородском водоканале у меня за спиной был 15-летний опыт, и я мог, скажем, так "выезжать" на нем, то в министерском кресле все совсем иначе. Тем более я всегда работал менеджером, и министр ЖКХ и ТЭК — это для меня первая в жизни государственная должность. Не скрою, для меня это довольно тяжело.

Может, ваш опыт работы в водоканале как-то помогает вам? В частности, в управлении системами ЖКХ области.

Безусловно. Вся система ЖКХ и энергетики города переплетена между собой, и люди, работающие в тепловом, энергетическом бизнесе, или в водо-коммунальной системе в принципе взаимозаменяемы. Поэтому в сфере ЖКХ очень много общего, хотя есть и достаточно серьезные частности, которые приходится изучать буквально "с колес". Вот в этом-то и заключается сложность, о которой я говорил, - учиться новому приходится на ходу.

Касательно вашей бывшей работы в Водоканале — занимаете ли вы по-прежнему должность председателя Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения? И как вам удается совмещать такую важную должность и работу в качестве министра?

Конечно, я по-прежнему занимаю должность председателя РАВВ. На этом посту достаточно мало нагрузки, и в основном моя работа там связана с управлением. А вообще Ассоциация имеет исполнительный орган, и основная нагрузка, а также активная деятельность ложится на него. Совет Ассоциации в свою очередь выступает как орган управления и должность его председателя — это более общественная должность, влияющая лишь на стратегию РАВВ. Собственно это меня в должности и интересовало. Можно сказать, что Ассоциация водоснабжения — это важный рычаг для претворения каких-либо идей в жизнь, но при этом не требующий огромного количества времени. По сути, моя основная задача — это проводить заседания совета РАВВ и защищать там интересы отрасли в целом.

Как вам кажется, какое ваше достижение за время работы в должности директора Водоканала является самым важным?

Это не секрет. Главным достижением я считаю запуск программы модернизации. При этом я бы не сужал его до концессионного соглашения с администрацией Нижнего Новгорода, как об этом иногда пишут в прессе. Модернизация — это глобальный многоуровневый проект, а концессия — инструмент для его реализации. Поэтому проект модернизации, конечно же, в разы больше чем просто концессия. В процессе работы по претворению плана модернизации в жизнь был создан "умный водоканал", запущены качественно иные подходы к управлению, подходы XXI века. Но это все, так сказать, спрятано в здании Нижегородского водоканала, и об этом мало кто знает, в то время как концессионное соглашение у всех на слуху. Высоко оценили выстроенную систему предприятия коллеги из водоканалов страны, подтвердив это избранием меня председателем РАВВ. Они не могли не отметить того гигантского прыжка, который совершил Нижегородский водоканал за последние 3 года. И я горжусь этим.

Может быть, есть то, что вы бы еще хотели сделать на прошлой должности, но не успели?

Я думаю, что, несмотря на все успехи водоканала, до сих пор архаично выглядит такая функция, как подключение к системе водоснабжения. Конечно, мы создали при Нижегородском водоканале центр проектно-технических согласований, и предприятие сегодня достаточно качественно и в установленные сроки проводит работу с запросами будущих абонентов, желающих подключиться к нашим сетям. Но реально город и его жители не почувствовали каких-то серьезных изменений в плане доступности услуги новых подключений. Но я думаю, что моя новая должность позволит мне решить эту проблему иными ресурсами и на ином уровне. Я хочу видоизменить этот процесс и сделать его более современным и удобным в рамках всей области, а не только одного водоканала.

Касательно нынешнего состояния Нижегородского водоканала. Как бы вы оценили фигуру нынешнего генерального директора Сергея Агафонова. Справится ли он с такой сложной работой? Ведь все-таки ему нужно будет продолжить масштабную программу модернизации.

Трудно говорить о том, что будет в будущем в сослагательном наклонении. Сергея я знаю больше 10 лет, видел разные сложные этапы его жизни и как он умеет преодолевать трудности. Я точно знаю, что он имеет полный набор знаний, необходимых для управления столь серьезным и сложным механизмом, которым в данный момент является Нижегородский водоканал, включая все нововведения последних лет. Поэтому я не вижу ни одной объективной проблемы, которая не позволила бы ему стать успешным генеральным директором. Я считаю, что для него это шанс, и надеюсь, что он его реализует.

Как вы думаете, что ждет водоканал в связи с нынешней тяжелой экономической ситуацией в стране? Нижегородский водоканал постарается только сохранить то, что у него уже есть или все-таки продолжит развитие?

В каждом явлении, если рассматривать его объективно, есть 2 стороны: позитивная и негативная. Такие макроэкономические сценарии, развитие которых мы наблюдаем, не могут не иметь негативных последствий, и программу модернизации водоканала придется в очередной раз пересматривать, исходя из сегодняшнего положения дел. С одной стороны она должна быть уменьшена с точки зрения платежеспособности населения, которая наверняка будет корректироваться. С другой стороны программа модернизации должна быть пересмотрена технологически, потому что изначально она была настроена на установку лучших агрегатов, а лучшие агрегаты и оборудование из-за санкций теперь будет недоступно или обойдется нам слишком дорого. Работникам водоканала придется вспомнить о российском производителе, заняться импорто замещением и реально начать рисковать и приобретать отечественное оборудование.

А сможет ли отечественный производитель заместить импортную технику?

В том-то и дело, что не везде. В большинстве случаев, думаю, что российские производители смогут заменить нам иностранных, но серьезные hi-tech технологии они поставлять не смогут. Таких технологий просто нет в стране, их никто не выпускает. И здесь работа федерального и областного правительств должна как-то нормализовать ситуацию. Но если все-таки невозможно будет приобрести оборудование у американских и европейских производителей, то есть Китай и другие страны. Нужно изучить возможности других стран, которые не попали в санкционные списки.

В этой сложной ситуации есть и позитивная сторона. Она заключается в том, что компании, которые находятся на стадии реализации инвестпроектов, способны стать надежным и постоянным покупателем отечественного оборудования. В наших водоканалах не сильно хотят покупать только импортное. Сила водной отрасли нашей страны всегда была в собственных, отечественных подходах. Водоснабжение и водоотведение — это та отрасль, в которой Советский союз когда-то был мировым флагманом, поэтому нам есть что вспомнить. Кроме того, российская водная наука на сегодняшний день все еще остается передовой. Поэтому я думаю, что процесс импортозамещения тут пройдет более интенсивно и с большими результатами, чем в других отраслях.

Еще одним положительным аспектом можно назвать локальную монополию водоканала. Поэтому с точки зрения молодого специалиста, если где и работать в период кризиса, то только на водоканале. Подобная монополия водоснабжения со всеми ее социальными функциями — это стабильность. Поэтому в период кризисов энергетические отрасли, в частности, ЖКХ и водоснабжение, всегда пользуются достаточно серьезным спросом.

Александр Александрович, когда вы еще работали генеральным директором Нижегородского водоканала, вы представили схему развития сети ливневой канализации Нижнего Новгорода, включая проект, предусматривающий ее объединение с существующей канализацией. Администрация города в итоге приняла ее?

Комплексный план развития по заданию главы горадминистрации Олега Кондрашова, я представил, и в то же время комиссия Гордумы по экологии занималась этим вопросом. Позиции водоканала касательно развития сети ливневок мы донесли как до Думы, так и до администрации города с их экспертами. Что будет дальше — это решение исключительно городской власти во всех ее проявлениях. Поэтому данная тема для меня уже больше ретроспектива, чем вопрос повестки сегодняшнего дня. Будет ли министерство ЖКХ и ТЭК заниматься этой проблемой? Конечно, будет, но уже на совершенно другом уровне.

Опять же касательно вашей новой работы на посту министра. Не будете ли вы как-то по-особенному относиться к Нижнему Новгороду или будете прикладывать одинаковые усилия при работе со всеми городами и поселками области?

Невозможно, работая в Нижегородской области, не относиться особо к Нижнему Новгороду, ведь это самый большой мегаполис в регионе, и правила работы в мегаполисах отличаются от работы в глубинке - в городе совершенно другие подходы и возможности. Но это не значит, что министерство будет лоббировать интересы только города и ущемлять интересы других районов. Министерство постарается быть полезным и эффективным для всей области в целом.

Как бы вы оценили ситуацию с водоснабжением в удаленных районах области и в небольших поселках и деревнях в частности? Планируется ли подводить туда системы водоснабжения или это уже задача самих местных жителей?

Следует рассматривать данную проблему с экономической и технологической точек зрения. Водоснабжение должно быть по всей стране, и это не обсуждается, так как таково мнение Президента и Правительства РФ. По большей части эти требования распространяются на удаленные территории страны, где ситуация с центральным водоснабжением довольно сложная, например в Сибири и на Дальнем востоке. В Нижегородской области наоборот - серьезных проблем с водоснабжением нет. У нас мало таких мест, где оно полностью отсутствует, однако качество иногда далеко от нормативов и это наша главная проблема. И в данном случае "качество" это не только качество самой воды, но еще и качество эксплуатации сетей водоснабжения: ликвидация аварий, сроки устранения протечек и так далее.

А если говорить о канализации, то тут совсем "непаханое поле", потому что во многих районах области, налаживая водоснабжение о такой вещи как водоотведение вообще забывают и роют выгребные ямы. Таким антиэкологичным проектам не место в XXI веке, поэтому нужно обустраивать канализации повсеместно и со всеми необходимыми очистными сооружениями.

Касательно экономической стороны вопроса, как сказал министр строительства и ЖКХ РФ Александр Мень, мы с вами обычно наблюдаем конкурентную среду, но можем столкнуться и с не конкурентной средой. И если, как работать в первой, понятно, то для эффективной работы во второй нужно искать какие-то другие инструменты вроде бюджетного софинансирования, разработки целевых программ и так далее. Освоив инструментарии обоих сред, мы сможем быть полезны и изменим ситуацию с водоснабжением.

Как вы думаете, может ли это привлечь каких-то инвесторов?

Да, но только в конкурентной среде. И там их, кстати говоря, довольно много. Но в неконкурентной среде — определенно нет. По крайней мере, пока мы не опишем правила игры и не выведем проекты водоснабжения сельских территорий в, скажем так, "вкусный режим".

Но на данный момент водоснабжение в глубинке - это не конкурентная среда?

Если это и так, то тут есть два сценария развития. Первый — мы поддерживаем проведение водопроводных сетей из бюджета, хотя это вопрос больше к депутатскому корпусу. Второе — делаем локальные водопроводные сооружения, которые обойдутся значительно дешевле. Потому что везде сделать водопровод невозможно, а если и возможно, то слишком дорого. Наша страна слишком огромна для такого, и одна огромная труба, питающая все регионы и районы России, - это абсолютная утопия. Поэтому нам и нужны локальные источники. Благо, водная наука все последние годы не стояла на месте и сегодня можно очистить до питьевого состояния практически любую воду. В итоге можно будет получать чистую воду из местных рек и озер. Главное, чтобы местная власть была ответственной за организацию водоснабжения и не сидела, сложа руки, а нужные методы всегда можно найти. Наше министерство приветствует любые эксперименты, способные привести к улучшению качества водоснабжения.

Александр Асриян

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
29 марта