Интервью
"Надо ценить ту минуту, в которую мы живем, ценить время - оно безвозвратно уходит"
Лариса Моторина стала директором Государственного музея А.М Горького два года назад. За это время под ее руководством были успешно проведены торжества, приуроченные к 150-летию писателя, реализованы нескольких грантовых проектов. Филиалы музея с достоинством приняли болельщиков мундиаля, интересовавшихся историей Нижнего Новгорода и биографией Максима Горького. Мы побеседовали с Ларисой Юрьевной о дальнейших планах, любимых произведениях и жизни литератора.
- Лариса Юрьевна, чем сейчас живет музей?
- В период с 18 по 22 июля в нашем музее состоялась 34 сессия творческого семинара
литературных музеев имени Натальи Васильевны Шахаловой. В этом творческом семинаре принимали участие директора ведущих музеев России, свыше двадцати регионов было представлено в рамках его работы. И два основных направления, которые были рассмотрены, это литературная репутация писателей и музейный туризм. Эти темы очень актуальны для нас, для музейщиков, потому, что сейчас идет сменяемость исторических периодов жизни, эпох, меняются взгляды. И, вместе с тем, идет переосмысление творчества русских писателей. И как с этими темами работать, как сегодня раскрыть творчество Горького, Добролюбова, Тургенева, Чехова, Достоевского? Как сегодня идет их прочтение и как правильнее донести их творчество до современного читателя, до молодежи?
Были периоды, когда Максима Горького превозносили, он был пролетарским писателем, потом было забвение, даже уничтожались памятники. Но пришло время и сегодня в Москве стоит ему памятник. В настоящее время идет привлечение внимания к его творчеству, и мы переосмысливаем его не просто как писателя, нашего земляка, но как литератора, который был великим гуманистом, занимался благотворительной деятельностью, поддерживал молодые дарования. Мы не должны забывать, что это то, что раскрывает душу русского человека. Ведь до сих пор познание русского человека идет через прочтение произведений Горького. Произведения Максима Горького продолжают успешно издаваться в Китае, Сербии, Корее. Казалось бы... Но для них произведение "Мать" как книга жизни.
В разные периоды истории государства можно выделить три кризисных момента в том, как воспринималось творчество Горького, как он был понятен. Когда он писал о босяках - он был понятен. Было время, когда в 1928 году он вернулся в Россию и он действительно был на высоте: он транслировал то, как шло развитие страны своим поэтическим языком.
Сегодня мы используем все формы работы для того, чтобы более широко раскрыть его значение с точки зрения понимания Горького как Человека: проводятся научно-исследовательские и просветительские мероприятия, литературные концерты, поэтические встречи, театрализованные зарисовки, постановки его пьес.
В частности, два спектакля поставлены и уже зарекомендовали себя в пространстве Литературного музея - по пьесе "Последние" в постановке театра "Вера", и второй на основе писем жене Екатерине Павловне - "Твоя Катя".
- А можно ли сказать, что в настоящее время музей как-то переосмысливает свой формат в связи с новыми веяниями, для того, чтобы быть понятным современной публике? Можно ли сказать о том, что музей трансформируется?
- В рамках семинара мы представили своим коллегам новую экспозицию - "Максим Горький и первая русская революция. Новая жизнь", созданную с использованием современного оборудования и мультимедийных технологий для того, чтобы раскрыть творческое наследие писателя, его жизнь, его переосмысление того исторического периода. Было использовано пять плазменных панелей, 3D голограммы, приложение для мобильных телефонов. Мы задействуем, наряду с традиционными формами работы и сложившимися уже мемориальными экспозициями, новый, интересный для молодежи формат.
- Недавно закончился чемпионат мира по футболу, матчи которого проходили в том числе и в Нижнем Новгороде. Интересовались ли гости мундиаля литературным музеем, посещали ли какие-то экспозиции?
- Они посмотрели все три наших филиала. Через темы, которые мы раскрываем, мы говорим об истории города XIX и XX века. И здесь мы отметили, что интерес есть не только к истории города, но люди целенаправленно приходили окунуться в ту атмосферу, в которой жил писатель.
И нам это было очень приятно, мы восторгались этим, мы получили очень много откликов положительных и благодарностей за то, что мы храним память о писателе, что так достойно представлена его жизнь в пространстве наших музеев. И тут самое главное, что люди ехали подготовленные, они задавали очень правильные вопросы, действительно касающиеся нашего писателя, истории нашего города и региона. У приезжих были установлены приложения для перевода на телефоны.
Здесь следует упомянуть, что мы были готовы к такому общению.
Во-первых,информационный материал был переведен на два языка, подготовлен QR-код, благодаря которому можно было получить рассказ о нашей экспозиции на трех языках. И, вместе с тем, коллеги в прошлом году прошли обучение на базе университета имени Н.А. Добролюбова в рамках программы переподготовки на знание языка и адаптации наших экскурсионных программ для иностранцев.
- Лариса Юрьевна, а какие проекты планируется реализовать в музее в ближайшее время? Чего ждать ценителям творчества Максима Горького?
- О реализации одного из ближайших проектов мы уже подписали соглашение о намерениях. В следующем году будет открыта выставка с рабочим названием "Максим Горький. Литературные портреты". Это совместный проект с Государственным музеем истории русской литературы имени Даля в Москве.
Он предполагает представление жизни и творчества писателей из окружения Максима Горького, через переписку, через портретный ряд известных художников России, через автографы, рукописи, через произведения, которые были написаны этими великими писателями. Перекрестные линии - они были. Мы говорим о том, что с кем-то Горький был до конца дней в понимании взглядов в творческом плане, но были и противоречия, но так или иначе это все наложило свой отпечаток на взаимоотношения и на произведения, которые мы знаем сегодня.
- Сотрудничает ли музей с государством в области реализации каких-то программ или грантов?
- Без привлечения внебюджетных источников финансирования, без грантовой поддержки, конечно, очень сложно. Одним из последних ярких примеров является проект "По Руси с Максимом Горьким", на реализацию которого был получен грант президента РФ. Это межрегиональный сетевой проект, который предполагал раскрытие жизни Максима Горького в Нижнем Новгороде, Казани, в Москве через тему создания пьесы "На дне".
Также речь шла о теме "Горький и Шаляпин", которая связывает неразрывно два города. Казань стала духовной родиной для Горького. Это масштабный проект, который показал не только работу самого музея, но и взаимодействие с бизнесом.
Вместе с тем было и создание новых ярких программ для того, чтобы мы могли себя позиционировать и в туристическом пространстве. Сейчас мы успешно работаем практически со всеми ведущими туроператорами. Эти прочные связи как раз направлены на развитие и продвижение нашего музея. Мы также ведем страницы в соцсетях для того, чтобы рассказывать о проектах, которые у нас есть, и о перспективах на будущее.
- А какое произведение Максима Горького у Вас самое любимое?
- Вы знаете, назвать любимым или часто читаемым произведение Максима Горького достаточно сложно, может быть меня бы даже не поняли, сказали бы, что я лукавлю в чем-то... Допустим, сказать, что я люблю читать "Мать"...
Нет, все произведения Горького довольно-таки сложные для восприятия и его произведения читаются в разное время совершенно по-разному. И перечитывая, допустим, "Детство", находишь для себя переосмысление жизни сегодняшней. Когда школьником читаешь - это совсем другое. Или, допустим, когда мы читаем такие сказки, как "Воробьишка" детям - дети воспринимают это сегодня, а мы совершенно в другом ракурсе. Мы даже проводили конкурс - "Допиши сказку "Воробьишко". Там для нас очень большой был пласт, над которым мы сейчас работаем. Он заключался в том, что дети через этот формат раскрывали свои внутренние проблемы, проблемы своей семьи, своих взаимоотношений со сверстниками и так далее.
Но я бы, наверное, выделила произведение "Часы". Оно меня просто зацепило в свое время, и, наверно, посоветовала бы его прочитать. Три небольшие страницы, но они максимально говорят о ценности нашей сегодняшней жизни и о том, что надо ценить ту минуту, в которую мы живем, ценить время, и, конечно, о том, что это безвозвратно уходит.
- Лариса Юрьевна, чем сейчас живет музей?
- В период с 18 по 22 июля в нашем музее состоялась 34 сессия творческого семинара
литературных музеев имени Натальи Васильевны Шахаловой. В этом творческом семинаре принимали участие директора ведущих музеев России, свыше двадцати регионов было представлено в рамках его работы. И два основных направления, которые были рассмотрены, это литературная репутация писателей и музейный туризм. Эти темы очень актуальны для нас, для музейщиков, потому, что сейчас идет сменяемость исторических периодов жизни, эпох, меняются взгляды. И, вместе с тем, идет переосмысление творчества русских писателей. И как с этими темами работать, как сегодня раскрыть творчество Горького, Добролюбова, Тургенева, Чехова, Достоевского? Как сегодня идет их прочтение и как правильнее донести их творчество до современного читателя, до молодежи?
Были периоды, когда Максима Горького превозносили, он был пролетарским писателем, потом было забвение, даже уничтожались памятники. Но пришло время и сегодня в Москве стоит ему памятник. В настоящее время идет привлечение внимания к его творчеству, и мы переосмысливаем его не просто как писателя, нашего земляка, но как литератора, который был великим гуманистом, занимался благотворительной деятельностью, поддерживал молодые дарования. Мы не должны забывать, что это то, что раскрывает душу русского человека. Ведь до сих пор познание русского человека идет через прочтение произведений Горького. Произведения Максима Горького продолжают успешно издаваться в Китае, Сербии, Корее. Казалось бы... Но для них произведение "Мать" как книга жизни.
В разные периоды истории государства можно выделить три кризисных момента в том, как воспринималось творчество Горького, как он был понятен. Когда он писал о босяках - он был понятен. Было время, когда в 1928 году он вернулся в Россию и он действительно был на высоте: он транслировал то, как шло развитие страны своим поэтическим языком.
Сегодня мы используем все формы работы для того, чтобы более широко раскрыть его значение с точки зрения понимания Горького как Человека: проводятся научно-исследовательские и просветительские мероприятия, литературные концерты, поэтические встречи, театрализованные зарисовки, постановки его пьес.
В частности, два спектакля поставлены и уже зарекомендовали себя в пространстве Литературного музея - по пьесе "Последние" в постановке театра "Вера", и второй на основе писем жене Екатерине Павловне - "Твоя Катя".
- А можно ли сказать, что в настоящее время музей как-то переосмысливает свой формат в связи с новыми веяниями, для того, чтобы быть понятным современной публике? Можно ли сказать о том, что музей трансформируется?
- В рамках семинара мы представили своим коллегам новую экспозицию - "Максим Горький и первая русская революция. Новая жизнь", созданную с использованием современного оборудования и мультимедийных технологий для того, чтобы раскрыть творческое наследие писателя, его жизнь, его переосмысление того исторического периода. Было использовано пять плазменных панелей, 3D голограммы, приложение для мобильных телефонов. Мы задействуем, наряду с традиционными формами работы и сложившимися уже мемориальными экспозициями, новый, интересный для молодежи формат.
- Недавно закончился чемпионат мира по футболу, матчи которого проходили в том числе и в Нижнем Новгороде. Интересовались ли гости мундиаля литературным музеем, посещали ли какие-то экспозиции?
- Они посмотрели все три наших филиала. Через темы, которые мы раскрываем, мы говорим об истории города XIX и XX века. И здесь мы отметили, что интерес есть не только к истории города, но люди целенаправленно приходили окунуться в ту атмосферу, в которой жил писатель.
И нам это было очень приятно, мы восторгались этим, мы получили очень много откликов положительных и благодарностей за то, что мы храним память о писателе, что так достойно представлена его жизнь в пространстве наших музеев. И тут самое главное, что люди ехали подготовленные, они задавали очень правильные вопросы, действительно касающиеся нашего писателя, истории нашего города и региона. У приезжих были установлены приложения для перевода на телефоны.
Здесь следует упомянуть, что мы были готовы к такому общению.
Во-первых,информационный материал был переведен на два языка, подготовлен QR-код, благодаря которому можно было получить рассказ о нашей экспозиции на трех языках. И, вместе с тем, коллеги в прошлом году прошли обучение на базе университета имени Н.А. Добролюбова в рамках программы переподготовки на знание языка и адаптации наших экскурсионных программ для иностранцев.
- Лариса Юрьевна, а какие проекты планируется реализовать в музее в ближайшее время? Чего ждать ценителям творчества Максима Горького?
- О реализации одного из ближайших проектов мы уже подписали соглашение о намерениях. В следующем году будет открыта выставка с рабочим названием "Максим Горький. Литературные портреты". Это совместный проект с Государственным музеем истории русской литературы имени Даля в Москве.
Он предполагает представление жизни и творчества писателей из окружения Максима Горького, через переписку, через портретный ряд известных художников России, через автографы, рукописи, через произведения, которые были написаны этими великими писателями. Перекрестные линии - они были. Мы говорим о том, что с кем-то Горький был до конца дней в понимании взглядов в творческом плане, но были и противоречия, но так или иначе это все наложило свой отпечаток на взаимоотношения и на произведения, которые мы знаем сегодня.
- Сотрудничает ли музей с государством в области реализации каких-то программ или грантов?
- Без привлечения внебюджетных источников финансирования, без грантовой поддержки, конечно, очень сложно. Одним из последних ярких примеров является проект "По Руси с Максимом Горьким", на реализацию которого был получен грант президента РФ. Это межрегиональный сетевой проект, который предполагал раскрытие жизни Максима Горького в Нижнем Новгороде, Казани, в Москве через тему создания пьесы "На дне".
Также речь шла о теме "Горький и Шаляпин", которая связывает неразрывно два города. Казань стала духовной родиной для Горького. Это масштабный проект, который показал не только работу самого музея, но и взаимодействие с бизнесом.
Вместе с тем было и создание новых ярких программ для того, чтобы мы могли себя позиционировать и в туристическом пространстве. Сейчас мы успешно работаем практически со всеми ведущими туроператорами. Эти прочные связи как раз направлены на развитие и продвижение нашего музея. Мы также ведем страницы в соцсетях для того, чтобы рассказывать о проектах, которые у нас есть, и о перспективах на будущее.
- А какое произведение Максима Горького у Вас самое любимое?
- Вы знаете, назвать любимым или часто читаемым произведение Максима Горького достаточно сложно, может быть меня бы даже не поняли, сказали бы, что я лукавлю в чем-то... Допустим, сказать, что я люблю читать "Мать"...
Нет, все произведения Горького довольно-таки сложные для восприятия и его произведения читаются в разное время совершенно по-разному. И перечитывая, допустим, "Детство", находишь для себя переосмысление жизни сегодняшней. Когда школьником читаешь - это совсем другое. Или, допустим, когда мы читаем такие сказки, как "Воробьишка" детям - дети воспринимают это сегодня, а мы совершенно в другом ракурсе. Мы даже проводили конкурс - "Допиши сказку "Воробьишко". Там для нас очень большой был пласт, над которым мы сейчас работаем. Он заключался в том, что дети через этот формат раскрывали свои внутренние проблемы, проблемы своей семьи, своих взаимоотношений со сверстниками и так далее.
Но я бы, наверное, выделила произведение "Часы". Оно меня просто зацепило в свое время, и, наверно, посоветовала бы его прочитать. Три небольшие страницы, но они максимально говорят о ценности нашей сегодняшней жизни и о том, что надо ценить ту минуту, в которую мы живем, ценить время, и, конечно, о том, что это безвозвратно уходит.
Комментарии