Интервью

"Волонтерство — это потребность души"

Фото: Анастасия Макарычева
Создатель благотворительного фонда "Сострадание НН", руководитель компании "Зоозащита-НН" Владимир Гройсман, который в 2017 году вошел в число самых уважаемых людей России по версии "Эксперт Online", с радостью и сразу согласился на интервью, так как воспринимает общение с прессой как еще одну возможность рассказать о том, что каждый нижегородец может взять животное из приюта или помочь братьям нашим меньшим в качестве добровольца при организации.

Мы побеседовали с Владимиром Гройсманом о разных подходах к решению вопроса поиска дома бездомным животным и о том, почему волонтерам необходимо социализировать собак.

- Владимир Яковлевич, как лично Вы решили этим заниматься?

- В Нижнем Новгороде традиционно уничтожали бездомных животных. Мы об этом узнали и решили что-то с этим делать. После чего с помощью Законодательного собрания был принят соответствующий региональный закон, а потом мы вынуждены были заниматься кроме приютской деятельности, еще и отловом собак, потому что некому было заниматься этим. Ни у кого не было на это ресурсов, и вынужденные меры мы все это стали реализовать.

- Сколько животных вы сейчас ежегодно пристраиваете?

- Собаки у нас находят хозяев как из приюта благотворительного фонда "Сострадание-НН", а это порядка 50 животных в месяц в среднем по городу, так и из компании "Зоозащита-НН", а это породистые животные часто, именно больших пород. Их берут на охрану, например. В совокупности около 800 животных в год мы через "Зоозащиту-НН" и "Сострадание-НН" пристраиваем.

- По городу висит очень много вашей социальной рекламы. Как вы пришли к пониманию того, что внимание людей к проблемам бездомных животных нужно привлекать еще и таким способом?

- На самом деле, когда мы приют сделали — мы начали поняли, что надо увеличить объем информации о нем. Но если бы у нас была только социальная реклама — это бы тоже ситуацию не изменило. У нас в группе "Вконтакте" порядка 36 тысяч человек сейчас. У нас все работает в комплексе — социальная реклама, ролики и социальные сети.

Наша задача - сломать представление людей и объяснить, что можно взять собаку из приюта, и она будет хорошим другом. Эти животные уже стерилизованы, привиты и чипированы. И еще замечу, такие собаки часто умнее, здоровее, потому что генетически они не подвержены болезням породистых животных, на которых так называемые "разведенцы" часто делают деньги. До людей нужно это донести, потому что в нашей стране традиционно поддерживалась точка зрения, согласно которой породистая собака обладает лучшим здоровьем, лучшей генетикой и лучшими рефлексами.

Сейчас же, когда в Нижнем Новгороде уже больше 5 тыс. бывших бездомных животных отдано в семьи — мы понимаем, что мы информационно "задеваем" более 200 тыс. человек. Это если считать вместе с группой в соцсети и тех, кто взял питомцев. Иногда мы даже подсчитываем, что около 300 тыс. человек, потому что видим, как информация расходится. Все это звенья цепи, которая информирует людей о том, что есть приют.

Далее уже начинается более глубокая реклама — в Инстаграме, соцсети Вконтакте, на странице в Фейсбуке. Там уже публикуем рассказы о конкретных животных, проблемах, каких-то случаях. Этим всем занимаются волонтеры.

- Если обычный нижегородец захочет присоединиться к вашей организации в качестве волонтера — что ему нужно сделать? Предположим, у него совсем нет денег, и он может помочь лишь делом.

- С 2018 года у нас волонтерское движение выделено отдельно. Наши волонтеры объединены в группу "Волонтеры Сострадания-НН". У них отдельные страницы в социальных сетях Вконтакте и Инстаграм. В Инстаграме они очень активны и помогают бездомным животным найти хозяев.

Замечу, что они помогают по-разному. Во-первых, они в приюте почти каждый день бывают, где социализирует собак. Если собаку не социализировать, не гулять с ней, не заниматься с ней, если она не будет видеть человека и общаться с ним — как она в семью пойдет? Она через год одичает, и кроме как лаять, нарезая круги по вольеру, ничего не сможет. И на это она будет обречена всю жизнь. Какой смысл животных обрекать на это? У нас оборачиваемость двукратная или даже трехкратная каждый год. Все собаки приюта за исключением инвалидов и нескольких невезучих, которых берут и возвращают, пристроены.

- Как конкретно волонтеры социализируют собак?

- Они занимаются с ними. Собака — такое существо, что у нее менталитет, как у пятилетнего ребенка. Вы своего ребенка как будете воспитывать? Примерно так воспитывают собаку: что можно, а что нельзя объясняют, с помощью ласки или жесткой позиции. Без битья, конечно. Ничем не отличается воспитание собаки и ребенка на уровне выработки условных рефлексов.

К примеру, московские приюты — это приюты пожизненного содержания. У них каждый год отлавливают более 16 тыс. собак. В этом году выделяются на это около 900 млн. рублей, а бездомных собак в Москве меньше не становится, потому что в следующем году они опять ловят 16 тыс. собак. Пристройство, переход собак в семьи, у них минимальное. В приюте на 3 тыс. собак Москвы пристройство в семью меньше, чем в нашем нижегородском приюте на 250 животных, потому что мы попытались перевернуть саму суть понятию приюта.

Это не место презрения, где животные живут и умирают. Приют — это место, где животными занимаются и откуда они переходят в семьи. Соответственно атмосфера московского приюта подавленная и трагичная, атмосфера нашего совершенно другая. У нас есть площадка для занятий, туда каждый день приходят дети.

Именно поэтому у нас с москвичами спор, и мы подвергаемся критике по стране, ведь кого-то очень интересует этот бюджет — 1 млрд. рублей. У нас в Нижнем Новгороде эту проблему решают за 10 млн. рублей в год. Когда у нас программа только начинала реализовываться — бездомных животных было 7 тысяч, а к следующему году у нас к отлову значилось уже 900 животных. Снизилось количество животных, прекратилось бешенство, сократились "покусы" в разы.

Проблем стало меньше. В Москве же бюджеты становятся больше, а собак бездомных меньше не становится. Соответственно две точки зрения борются. Наша точка зрения победила в рамках принятого общероссийского закона.

- Какого возраста ваши волонтеры?

- У нас сейчас около 500 волонтеров, активных 25-30. Половина молодых. Девушки в основном, студенты, хотя есть и молодые люди. Есть те, кому около 40 лет, есть те, которым за 40. Я знаю, что у нас есть одна женщина-волонтер солидного возраста, которая с тремя собаками за день успевает позаниматься. Есть вообще женщина в возрасте 75 лет, тоже приходит с нашими собаками гулять. Любовь к животным от возраста не зависит.

Из 100 собак лишь двух-трех нельзя пристроить, у которых психика уже такая, что им лучше жить на улице. Все зависит от человека, который этим занимается. Те, кто занимается благотворительностью, часто считают, что теперь им все должны, обязаны, и их рубль, поданный нищему, позволяет требовать у него отчета.

- Как Вы лично считаете, почему человек должен становиться волонтером, посвящать свое время тому, чтобы помочь животным?

- А почему он должен помогать детям или еще кому-то, например? Есть потребность — пусть помогает, нет - так нет. Волонтерство — это потребность души. Помощь бездомным или приютским животным — она может быть и чисто эгоистичной, когда человек думает не о животных, а о себе, собственную карму стремится улучшить. Вопрос в том, требует ли он за это особого к себе отношения. Это тоже распространено. Человек отдает что-то от себя и либо хочет что-то получить, либо делает это ради процесса. Если он хочет что-то от этого получить — это некая корысть, но она все равно на пользу идет, что животным, что самим людям. Это все чистая благотворительность. Мы тоже с моей командой так пришли в это дело - поняли, что никто кроме нас.

Каждый день к администрации каждого района Нижнего Новгорода подъезжал УАЗик, где лежали еще живые трупы животных - задыхающиеся, наваленные друг на друга. Они умирали. Выходил работник администрации и считал их. Иногда хвосты отрезали, иногда уши у полуживых собак. Так было до 2014 года. По всей области это было еще года два. Сейчас уже законодательно так делать нельзя. Да и люди поменялись!

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
28 марта