Интервью

"Урок Сирии полезен и нам"

"Урок Сирии полезен и нам"
Нижний Новгород. 10 декабря. НТА-Приволжье — Сергей Медведко: "Урок Сирии полезен и нам".

Сергей Медведко - востоковед, к.и.н. кафедры международной безопасности РГГУ, военный переводчик в Сирии (около 10 лет), в разные годы - корреспондент ТАСС и "Литературной газеты" на Ближнем Востоке; специально для Мастерской новых медиа дал расклад ситуации по Сирии, описал возможные варианты развития ситуации, описал роль России и ее позицию к новым "властям".

Каковы же причины столь стремительного развития ситуации в Сирии?

То, что произошло, возможно, было сюрпризом для большинства людей, кто следит за обстановкой. Но для специалистов, наверное, это было ожидаемо. Дело в том, что окопавшиеся в анклаве Идлиб на северо-западе Сирии, можно сказать, недобитые повстанцы со времен арабской весны получили заметную помощь со стороны Турции, со стороны других государств. И они довольно умело просчитав расслабленность нынешнего режима, неподготовленность сирийской армии, для которой было совершенным сюрпризом такой неожиданный военный успех боевиков, сумели довольно быстро продвинуться вперед, захватив Алеппо, затем Хаму и даже Хомс, не говоря уже о десятках других населенных пунктов.
Все это стало довольно неожиданным, в т.ч. для властей Сирии. Надо сказать, что сирийская армия, на мой взгляд, не просто расслабилась, но где-то и понадеялась, наверное, на помощь России, которая помогла им одержать победу во время арабской весны в борьбе с так называемым "Исламским государством", запрещенным в России.
Теперь же правит бал другая организация, которая называется "Хайят Тахрир аш-Шам" (запрещена в России). Это исламистская организация, настроенная категорически против нынешних властей Сирии.
И на сей раз исламисты из этой организации, на мой взгляд, тоже извлекли какие-то уроки из прошлого. По крайней мере, при штурме Алеппо, при его оккупации не было того разгула террора, который наблюдался во времена запрещенного у нас "Исламского государства". Более того, они даже пошли на какие-то диалоги с христианами. Они сказали, что мы будем обеспечивать население едой, провиантом. Действительно, поступали сообщения, что Алеппо не голодает, туда поступает помощь, продовольствие. Более того, они даже сумели перебросить туда электроэнергию, которой в Сирии ужасно не хватает, из Турции. То есть очень умело действуют, пытаясь завоевать симпатии местного населения или, по крайней мере, не делать, чтобы оно было настроено категорически против них.

В чем причина создавшегося положения? В чем главная проблема и недоработки режима?

Причины создавшегося положения объясняются не только успехом и неожиданностью военных действий со стороны повстанцев и боевиков, но также недоработка со стороны правительства, со стороны Башара Асада. Дело в том, что в стране уже не один год как закончилась операция по искоренению исламистского государства при помощи ВКС России. Уже не один год Сирия, казалось бы, живет в мире. Однако за это время экономика не стала дышать лучше. К сожалению, проблемы как были, так и остались. В стране бешеная инфляция, безработица, куча проблем прежде всего экономического характера. Страна практически без электричества, без топлива. Дело в том, что основные источники и месторождения, основные запасы Сирии находятся в ее восточных северных частях, в тех местах, которые сегодня под оккупацией Турции, США или под властью курдских формирований. Поэтому где-то из 40 существующих месторождений газа нефти в Сирии Дамаск имеет выход буквально на 3-4, не больше.
Население Сирии устало, скажем, безнаказанности органов безопасности и их какой-то определенной распущенности. А служб безопасности в Сирии очень много, и это утомило сирийцев еще со времен жизни отца нынешнего президента Хафеза Асада.
Хотя сам Башар Асад, когда пришел к власти 2000 году, ратовал за обновление и экономики, и демократизацию общества, его даже прозвали отцом интернета сирийского, потому что действительно он открыл интернет для Сирии. Но этими инструментами, прежде всего, воспользовались хорошо организованные организации, такие как "Братья мусульмане" (запрещена в России) или те же исламисты. Повстанцы оказались более гибкими в работе с населением.

И в этом смысле, наверное, власти проиграли войну в Интернете. Войну за умы. Войну за молодежь.

Конечно, у правительства Сирии много недоработок. Но у Сирии есть и завоевания, и привлекательная часть. Это, так сказать, их традиционная толерантность ко всем абсолютно религиям и национальностям, ко всем конфессиям, религиозным течениям направлениям. Я об этом мог неоднократно убедиться, прожив в Сирии практически 10 лет. Вот этому у них можно научиться, и было бы очень жаль, если образец толерантности на Ближнем Востоке, да и не только, можно сказать, в мире был бы уничтожен.
Связано ли СВО с Сирией в контексте происходящего? Я думаю, да. К сожалению, получилось так, что мы задействованы сейчас в СВО, и, наверное, Сирия отошла на второй план, и именно этим воспользовались недруги Дамаска, правительства и законно выбранного сирийским народом президента Башара Асада.

Зачем изначально мы, как Россия, пошли в Сирию?

Мы там вообще всегда были в хорошем смысле этого слова, еще со времен 19-го и начала 20-го века, когда там образовалось Императорское православное палестинское общество, которое проводило строительство школ, храмов, православных. Затем при Советском Союзе мы помогали Сирии во всех экономических проектах. После начала арабской весны благодаря только России удалось остановить тот террор, который был на территории Сирии. И удалось остановить расползание этой чумы. Нам удалось сохранить не только Сирию, но и, как мы считали, остановить исламистскую террористическую угрозу и для России, потому что оттуда рукой подать до наших южных регионов. Мы пытались сохранить самую дружественную нам, скажем, страну на Ближнем Востоке, поэтому ее не оставили в беде. А может, это самая дружественная сторона была во всем мире, не побоюсь этих слов, потому что жил и работал там десяток лет и знаю, как сирийцы хорошо относятся к русским. Кроме того, у нас есть, конечно, там стратегические геополитические интересы, и это совершенно понятно.
Далее: не забывайте, что среди сирийцев порядка 150 тыс. граждан России. В Сирии очень много семей от совместных браков и носителей русского паспорта 150, а может, и 200 тыс. вместе с членами семьи. И, конечно, Россия не может их бросить на произвол. Поэтому то в свое время, в 2015 году, мы туда отправили наши ВКС, которые справились с этой задачей, и в Сирии воцарился мир.

Какой урок Россия может вынести из событий в Сирии?

Некоторые арабские комментаторы считают, что успех повстанцев объясняется тем, что им помогали военные специалисты из Турции. И также есть основания полагать, что значительную помощь им оказали также украинские военнослужащие, которые могли быть там в виде специалистов и советников. Потому что по многим фактам видно, насколько успешно боевики применяли, например, дроны, новые виды вооружения, задействованные в том числе в СВО. То есть, безусловно, речь идет об организованном наступлении исламистов при поддержке их союзников из Турции, Украины и, возможно, некоторых стран Запада.
Хотел бы отметить, что урок Сирии полезен и нам в том смысле, что Башар Асад не пошел до конца, до полного истребления его вооруженных противников, террористов, и оставил этот анклав Идлиб, что называется, незачищенным.
Через какое-то время окопавшиеся там боевики укрепились, хорошо, вооружились численно они стали гораздо больше, чем были ранее. Что говорит о том, что они получают также и поддержку в виде живой силы из-за границы. Наемники, в том числе из ряда мусульманских государств, возможно, Африки и стран бывшего Советского Союза.
Так вот, Башар Асад не смог покончить со своими врагами, и теперь они подняли голову.
И, похоже, сегодня уже есть основания говорить о том, существует ли вообще режим Башара Асада.

Какова роль России в Сирии и почему нам так важна Сирия?

Это вообще исторически так сложилось, что для нас Сирия была не просто куском на карте. В свое время мы строили там церкви, русские школы силами Императорского православного, палестинского общества. Этих школ насчитывалось в Палестине, то есть на территории Сирии в т.ч., 104. И Советский Союз всегда был на стороне Сирии, помогал ей и в ее противостоянии израильской агрессии, и в борьбе с терроризмом. И, конечно, помогал экономически. И теперь речь идет о том, как Россия могла бы помочь спасти Сирию.
 
Каковы сценарии развития событий в Сирии – от худшего к оптимальному.
 
Первый, наиболее радикальный вариант, это полная дезинтеграция Сирии как государства. Полный раскол страны, ее распад на несколько частей. Если пустить все на самотек, это станет государство полного беспредела. Выражаясь, известным нам выражением, полная махновщина или гуляй поле, но на арабский манер. Все против всех, полное отсутствие законов и так далее. Это то, что называется, был бы полный хаос.
Второй вариант - более цивилизованный, возможно. Это федеративная республика Сирия. Это сценарий, при котором Сирия могла разделиться на несколько независимых или полузависимых образований, территориальных единиц. Вполне возможно, они бы существовали под контролем, например, США, с возможным разделом страны по этническому или религиозному признаку. Тем более, что недавно глава сирийской оппозиции анонсировал, что они собираются вести переговоры с международными партнерами. То есть это будет идти под каким-то руководством. А ведь многие из тех, кто добивался раскола Сирии, сейчас считают, что их мечты близки к реализации. Сирия будет раздробленная, в частности, по религиозному принципу. Например, я видал американские карты, их можно найти в интернете, где Сирия расчленена, например, на пять таких анклавов, на пять мини-государств. Одно из них, на севере, это будет такое протурецкое, туркоманское. Другое – курдское на севере. Третье – побережье –  останется как алавитское анклав. Центр Сирии перейдет станет суннитским государством. На юге образуется возможное какое-то государственное образование друзов, и так далее.
Третий вариант - один из самых опасных - это исламская республика Сирия. Вариант, при котором основным игроком станет закоперщик всех этих событий "Хайят Тахрир аш-Шам" (запрещена в России), который, как предполагается, возглавит исламский режим. Хорошо, если это исламский, но хуже, если будет исламистский. Но мне очень не нравится их название – "Организация освобождения Шама". А Шам - это не только Сирия, это Ливан. То есть это все восточное побережье, куда входят и Сирия, и Ливан, и Израиль, и Иордания. Вот если они нацелились на весь этот Шам, или Ливан, или территорию великой Сирии, вот в этом большая опасность.
Есть и четвертый вариант развития событий. Особенно в свете последних сообщений о том, что Израиль перешел границу на юге Сирии в районе Голанских высот и захватил некоторые земли, которые находятся под сирийским управлением в районе города Кунейтра. То есть Израиль хочет использовать это тяжелое для Дамаска время с тем, чтобы хорошо если укрепиться, а хуже, если он захочет взять вообще под контроль всю ситуацию и даже государство. Поэтому возможен даже такой вариант, что Израиль постарается лоббировать и участвовать в создании антишиитского государства под контролем Израиля. Это такое своеобразное формирование нового государства, ориентированного на антишиитские настроения, которые поддерживал бы Израиль. Дело в том, что многие сунниты, в том числе в Сирии, настроены не совсем лояльно к шиитам, а надо сказать, что алавиты, к числу которых принадлежит и Башар Асад, это одно из ответвлений шиизма, или исмаилизма.
Поэтому, возможно, Израиль хотел бы войти на эту территорию и, по сути дела, можно сказать, что он тоже начал резать территорию Сирии, но с юга.  Идлибцы - с севера,  а Израиль пошел с юга. Но в этом принимают участие и Турция, и США со своими базами. Они, по сути дела, оккупируют части сирийской территории.
Меня смущает имя лидера "Хайят Тахрир аш-Шам" (запрещена в России) – аль-Джулани. По иронии судьбы, его фамилия переводится как Голанский. То есть человек, имеющий отношение или родом из Голанских высот. Невольно возникает подозрение и опасение того, что он как-то может быть связан с регионом, на который сейчас претендует и всегда претендовал Израиль.
И пятый вариант, на мой взгляд, был бы самый лучший и самый демократичный, дай бог, чтобы так и произошло. Это создание некого некой демократической республики Сирия. Это был бы альянс оппозиционных фракций, несмотря на их идеологические разногласия, а таких фракций очень много. Этих организаций насчитывается не один десяток. Они здесь как в Сирии, так и в прилегающих и не прилегающих арабских государствах. Некоторые их лидеры окопались в Европе. Есть и в Москве тоже организации весьма такого светского, я бы даже сказал, временами даже такого пророссийского направления. Но эти организации тоже находятся в каких-то постоянных споры друг с другом, конкурируют с друг другом. При этом они все выступают с демократических позиций. Если бы они могли договориться, то действительно в этом случае из Сирии могло получиться демократическая федеративная республика - образование, где место нашлось бы практически всем партиям.
  
Отношение к Башару Асаду и будущее христиан в Сирии теперь какое?
 
У сирийцев в целом менталитет, мне кажется, похож на наш российский. Как и россияне, они любят крепкую руку. Им нужен лидер, решающий все вопросы. Исторически они так привыкли. Всегда там правили халифы, эмиры, султаны, шейхи, когда еще у нас даже не было Москвы и наших князей.
Это близко арабскому менталитету, в том числе даже в таких светских странах, как Сирия. И сирийцы привыкли к твердой руке отца Башара Хафеза Асада, который 30 лет правил. А потом Башар Асад 24 года по сегодняшний день.
Отношение к нему сирийцев нельзя описать одним словом. Сказать, что все сирийцы против или все сирийцы за. Я могу точно сказать, что гораздо больше сирийцев поддерживают его и поддерживали, чем это рисуют, например, на Западе или оппозиционеры и повстанцы. Интеллигенции сирийской очень импонирует демократический взгляд Башара Асада на общество, его толерантность. И откровенно говоря, я бы сказал, что вот именно представитель алавитов, коим является Башар Асад, может, является той самой фигурой, которая устраивает практически, может быть, представителей всех религий, существующих в Сирии.
Дело в том, что алавизм в себе как бы объединяет элементы прежде всего ислама, но также и христианства, и какие-то элементы язычества. И алавиты очень дружелюбно и очень открыто относятся к другим людям, исповедующим другие веры, в том числе и евреям. Я помню, Башара Асада обвиняли, что он антисемит. А он сказал: "Как я могу быть антисемитом, когда я сам семит", потому что, безусловно, сирийцы, арабы - это народ, принадлежащий к семитской ветви.
Что будет с христианами дальше. Если власть сохранится, с ними ничего не будет. И более того, христиане всегда были такой элитой сирийского общества. У них было очень много политических деятелей. Они двигали сирийскую культуру, науку. Дело в том, что христиане были также еще со времен халифата Омейядов. Они были при дворе халифов, были их советниками. И то, как поступали с христианами представители так называемого "Исламского государства", запрещенного в России, - эти казни ужасные, привело к тому, что многие христиане бежали из Сирии. Если в Сирии будет настоящее государство, особенно государство демократическое, то, конечно, с христианами ничего не будет, они будут дальше частью сирийского общества.
Но если к власти придут так называемые исламисты и террористы, то надо понимать, что этот регион, где зародилось христианство, еще больше потеряет христиан, которые убегут в другую страны: в Ливан в Европу и в другие государства.

Возможно ли в Латакии создать квазианклав?

Да, возможно, и более того, насколько я знаю, в планах некоторых западных стратегов, в том числе американцев. По их карте было видно, что они хотели сохранить анклав вдоль побережья Средиземного моря, вдоль гор, куда входят Латакия, Тартус. Сохранить его за этим меньшинством алавитов - оно составляет 11-12% населения Сирии, равно как в лучшие годы составляли и христиане, примерно тоже 11-12%. То есть вместе с алавитами это уже получается четверть всего населения Дамаска (Сирии). Так что я думаю, что анклавы возможны.
Другой вопрос - нужно ли это целостному государству Сирия. Сирийцы всегда выступали именно за государство, которое было родиной для людей самых различных религий и самых различных национальностей. Что будет дальше - сказать трудно.

Что дальше будет с Сирией? Какова возможная позиция России?
 
Какое государство будет в Сирии, сейчас сказать трудно, но в интересах России и в интересах всех демократических стран, вообще всего человечества, не побоюсь этого слова, главное - чтобы Сирия не стала источником распространения терроризма. Это программа минимум. А программа максимум – чтобы Сирия осталась, прежде всего светским государством, каким оно всегда и было. Чтобы это было демократическим государством, еще больше демократическим, чем оно было.
И здесь все будет зависеть от того, как поведет себя новое руководство, если так можно сказать, и каковы будут их первые шаги. Вот это станет главной лакмусовой бумагой. И мы сможем сказать, насколько это государство впишется, во-первых, в общеарабское содружество, и насколько оно будет приветствоваться со стороны цивилизованного мира.
В любом случае Россия, я уверен, будет поддерживать любую власть, которая станет поддерживать светское государство, демократическое государство. И хотелось бы, чтобы Сирия осталась такой же дружелюбной, такой же доброй, какой она всегда была, и такой же дружественной к России. И мне кажется, это неизбежно, независимо от той власти, которая придет.
Потому что народ и власть - это немного разные вещи. Народ сирийский, действительно, породнен с Россией. И даже как мне некоторые интеллектуалы сирийские говорили смотри, Сурия и Русия - они даже пишутся одними и теми же буквами. Просто надо переставить буквы С и Р местами. То есть мы, говорили сирийцы, сделаны из одной плоти, а значит, у нас общая дорога, у нас общие ценности.
И действительно хотелось бы верить, что Дамаск, как и десятки раз, до этого, переживет трудные времена, и как птица Феникс снова возродится. И недаром Насер, великий арабский лидер, сказал когда-то, что если Каир – это голова арабского мира, то Дамаск, как он признал, - это сердце арабов. И хотелось бы, чтобы это сердце продолжало биться. Ну а если сердца нет, то кому нужна голова без сердца?

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
25 января