Реклама
Экономика. Бизнес

"Газпром" рассматривает возможность использования плавучих АЭС для энергообеспечения добычи и транспортировки газа

Нижний Новгород. 23 января. НТА-Приволжье - ОАО "Газпром" рассматривает возможность использования плавучих атомных энергоблоков для энергообеспечения процессов добычи и транспортировки газа. Об этом сообщил член правления ОАО Богдан Будзуляк в ходе совещания с участием руководящих сотрудников "Газпрома" и Федерального агентства по атомной энергии, прошедшего во ФГУП "ОКБМ" в среду. По его словам, несмотря на то, что компания обладает большой базой в части объемов добываемого газа, она вынуждена рассматривать и вопросы экономии ресурсов, чтобы не сжигать большие объемы газа еще на стадии его добычи и транспортировки. В связи с этим ставится задача поиска таких источников тепловой и электрической энергии, которые не требуют сжигания больших объемов углеводородов. В частности, рассматривается возможность использования плавучих АЭС при реализации проектов на отдаленных месторождениях. Б.Будзуляк отметил, что ранее озвучивались приблизительная заинтересованность "Газпрома" в приобретении трех плавучих установок с тем, чтобы применять их для энергоснабжения освоения Штокмановского месторождения, на отдаленном перерабатывающем комплексе, на полуострове Ямал. Но эта потребность, по его словам, будет уточняться в соответствии с технико-экономическим обоснованием конкретных проектов При этом Б.Будзуляк отметил, что конкретные сроки поставки плавучих АЭС для "Газпрома" пока не определены, поскольку вопрос их использования пока находится в стадии изучения. По его словам, представители "Газпрома" намерены посетить Севмаш и ознакомиться с ходом строительства установки. Как сообщалось ранее, концерн "Росэнергоатом" до 2015 года планирует построить 7 плавучих атомных теплоэлектростанций. При серийном производстве на сооружение ПАТЭС будет затрачиваться не более 3 лет. Сейчас срок реализации пилотного проекта составляет 3,8 года. ПАТЭС обладает пятью барьерами радиационной защиты, способна выдержать замлетрясение силой 7-8 баллов по шкале Рихтера (макетные испытания показали устойчивость и к 9 баллам), скорость ветра до 45 м/с, мощные снегопады и даже падение на станцию самолета типа Як-40. Энергоустановка окружена охранным периметром, способным предотвратить несанкционированное проникновение на объект, как с суши, так и с воды. Плавучие атомные станции будут оснащены реакторной установкой КЛТ-40С, прошедшей максимальное количество апробаций на атомоходном флоте, а также на отечественных подлодках. Более надежного реактора с точки зрения эксплуатационных характеристик сегодня в мире нет. Выгрузка и утилизация отслужившего ядерного топлива будет идти по той же самой цепочке, которая отработана на атомоходном флоте – отходы будут утилизироваться на сертифицированных, в том числе и по международным стандартам, специализированных промышленных предприятиях. Предполагаемый срок окупаемости проекта плавучего энергоблока и атомной станции на его базе около 10 лет. Плавучие атомные станции найдут широкое применение в энергодефицитных регионах, а также при осуществлении проектов, требующих автономного и бесперебойного энергоснабжения при отсутствии развитой энергетической системы. На сегодняшний день наиболее вероятными площадками, где после Северодвинска могут быть использованы ПАТЭС, являются Вилючинск (Камчатка) и Певек (Чукотка). Не исключено также применение ПАТЭС при разработке месторождений нефти и газа. В частности, проектом создания плавучих атомных станций малой мощности заинтересовался "Газпром", который мог бы использовать ПАТЭС для энергообеспечения добычи и транспорта углеводородов на шельфе северных морей и полуострове Ямал. Например, по оценкам специалистов "Газпрома", для обеспечения добычи на Штокмановском месторождении возможно потребуются две плавучие атомные станции, а для разработки Ямальских месторождений - примерно, три энергоблока. В Концерн "Росэнергоатом" поступило более 7 заявок от российских заказчиков на строительство плавучих атомных энергоблоков. При этом, заявки на строительство плавучих энергоблоков поступают и от иностранных заинтересованных лиц. Кроме того, проект "Источники электрической и тепловой энергии на основе технологий атомного судостроения" получил золотую медаль на 55-м Всемирном салоне инноваций, научных исследований и новых технологий "Брюссель – Эврика 2006" (Бельгия). Комиссия по отбору приоритетных инновационных проектов правительства Нижегородской области на заседании 27 ноября одобрила проект ФГУП "Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И.Африкантова" "Источники электрической и тепловой энергии на основе технологий атомного судостроения". Инновационный проект разработан "ОКБМ" совместно с нижегородскими предприятиями ФГУП "НИИИС", ФГУП "Нижегородатомэнергопроект", ОАО "Нижегородский машиностроительный завод", ОАО "ЦКБ "Лазурит", ОАО "Завод "Красное Сормово". Сфера применения предлагаемых атомных станций – выработка тепловой и электрической энергии для населения и промышленных предприятий районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Экспортный вариант таких станций предполагает также их использование для получения пресной питьевой воды путем опреснения морской. Сутью инновационного проекта является создание атомных станций малой и средней мощности, в плавучем и наземном исполнении. Серийное производство таких станций может быть организовано на базе кооперации нижегородских предприятий. ФГУП ОКБМ будет осуществлять проектирование, производство и поставку оборудования реакторной установки КЛТ-40С для первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции малой мощности (АТЭС ММ). Первую АТЭС ММ планируют ввести в эксплуатацию в октябре 2010 года в Северодвинске (Архангельская область). Кроме того, "Росэнергоатом" заключил договоры с ФГУП ПО "Северное машиностроительное предприятие" на строительство плавучего энергоблока АТЭС ММ и создание инфраструктуры, с ОАО "Калужский турбинный завод" - на конструирование и поставку паротурбинной установки, с ОАО ЦКБ "Айсберг" – на доработку проекта. Финансирование проекта взял на себя концерн "Росэнергоатом" и производственное объединение "Севмаш". Стоимость малой АЭС со всей инфраструктурой составит порядка 9,1 млрд. рублей, что значительно меньше, чем потребовалось бы при строительстве наземной АЭС аналогичной мощности. Срок окупаемости проекта – 11 лет. Основной инвестор проекта - "Росэнергоатом" направит на строительство АТЭС ММ средства из резерва развития. Доля "Севмаша" в общем объеме финансирования составит около одной пятой. Из общего объема 60% затрат придется на долю строительства плавучего энергоблока, береговых и гидросооружений, 27% - на создание двух реакторных установок КЛТ-40С, 11% - двух паротурбинных установок и 2% -на доработку документации. Себестоимость электроэнергии малой АЭС будет значительно ниже аналогичного показателя для традиционной тепловой генерации, основанной на сжигании газа, угля или мазута в условиях крайнего севера. Проект создания атомных электростанций малой и средней мощности на ОКБМ полностью готов к реализации.

Уважаемые читатели!
Следить за наиболее важными публикациями «НТА-Приволжье» можно в

Регион: Н. Новгород

Все новости раздела «Экономика. Бизнес»

Реклама
Реклама
Аналитика
Реклама
Интервью
Реклама
Комментарии
Реклама
12 мая 111