Политика и власть

ФАС России и Центризбирком допускают размещение политических материалов на рекламных конструкциях

Нижний Новгород. 4 июля. НТА-Приволжье – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Центральная избирательная комиссия (ЦИК) России допускают размещение политических материалов на рекламных конструкциях в период проведения агитации по вопросам референдума и во время предвыборной кампании. Об этом сообщается на официальном сайте ФАС России. Согласно сообщению, статья 64 закона "О референдуме РФ" допускает возможность размещения агитационных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов в период проведения агитации по вопросам референдума. Кроме того, статья 54 закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" также содержит аналогичное положение и предусматривает возможность размещения агитационных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов в период проведения агитации, а также предусматривает обязанность лиц, оказывающих рекламные услуги, обеспечить участникам избирательного процесса равные условия для размещения агитационных материалов. Между тем, положения указанных законов, по мнению ФАС России, создают неоднозначность в трактовке ч.2 ст.19 закона "О рекламе", запрещающей размещение политической рекламы на рекламных конструкциях. Однако "толкование положений законодательства должно осуществляться с позиций Конституции РФ, предусматривающей, что права и свободы человека является высшей ценностью государства", "при этом к важнейшим правам граждан относятся их избирательные права и право на участие в референдуме", отмечают в ФАС России и Центризбиркоме. Поэтому ФАС РФ и ЦИК РФ считают, что "размещение агитационных материалов на рекламных конструкциях допускается в период проведения агитации по вопросам референдума и предвыборной агитации", так как закон "О референдуме РФ" имеет приоритет над законом "О рекламе", а закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" содержит аналогичные с законом "О референдуме РФ" положения по вопросу размещения агитационных материалов. "Следует отметить, что за пределами агитационных периодов, предусмотренных избирательным законодательством, размещение на рекламных конструкциях агитационных материалов не допускается. При этом, поскольку информационные материалы ЦИК России и избирательных комиссий об организации выборов или референдума не являются агитационными, то на них указанные ограничения не распространяются", - говорится в сообщении. Таким образом, при выявлении случаев размещения на рекламных конструкциях агитационных материалов в период проведения агитации по вопросам референдума и предвыборной агитации органы местного самоуправления не имеют оснований для аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции, подчеркивают ФАС РФ и ЦИК. Как сообщалось ранее, в конце июня ФАС России предложила внести поправки в статью 19 закона "О рекламе", предусматривающие возможность размещения на рекламных конструкциях политической рекламы, в том числе предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума. Так как данное ведомство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства, в том числе в сфере рекламы, то служба осуществляет контроль соблюдения федерального закона "О рекламе". Анализ положений закона "О рекламе" не позволяет ФАС России сделать вывод о возможности размещения политической рекламы на рекламных конструкциях, поскольку такой вывод будет противоречить части 2 статьи 19 данного закона, согласно которой рекламные конструкции (щиты, стенды, перетяжки, электронные табло, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения) должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы. Между тем, под понятие рекламы подпадает только коммерческая информация о товаре, обращающемся на рынке, и о связанных с ним объектах, так как рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Поскольку объекты политической агитации не являются товаром на рынке и не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, политическая реклама не подпадает под понятие рекламы, применяемое в законе "О рекламе". В соответствии с ч.18 ст.19 закона "О рекламе", правовым последствием использования рекламной конструкции не для целей распространения рекламы является аннулирование разрешения на установку рекламной конструкции органом местного самоуправления, выдавшим такое разрешение. Данное обстоятельство, особенно в период выборов, может привести к многочисленным судебным процессам, которые на основании статьи 38 закона "О рекламе" могут быть инициированы любым лицом, права и интересы которого нарушены в результате распространения рекламы, не соответствующей требованиям российского законодательства о рекламе. Вместе с тем запрет размещения политической рекламы на рекламных конструкциях не влияет на возможность распространения указанной информации с помощью других средств, не являющихся рекламными конструкциями, в том числе на конструкциях, не зарегистрированных в качестве рекламных конструкций: театральные тумбы, афиши, информационные стенды. Согласно сообщению ФАС РФ, данная информация была изложена антимонопольным ведомством в ответе на запрос Центральной избирательной комиссии России. Вместе с тем, во избежание создания неблагоприятной ситуации при проведении политической агитации ФАС России подготовила законопроект о техническом уточнении положений закона "О рекламе", в котором предусматривается возможность размещения на рекламных конструкциях также политической рекламы, в том числе предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума. Предложения по данному вопросу направлены в администрацию президента РФ, правительство и Центральную избирательную комиссию России. Регион: Н. Новгород

Все новости раздела «Политика и власть»

Конкурс на пост главы Чебоксар назначен на 11 июня
Конкурс на пост главы Чебоксар назначен на 11 июня Регион: Чувашия
Фарид Мухаметшин подал документы для участия в праймериз в депутаты Госсовета РТ Регион: Татарстан
Владимир Путин получил удостоверение президента РФ
Владимир Путин получил удостоверение президента РФ Регион: Нижний Новгород
Константин Костин: "Результаты выборов президента России позволяют говорить об изменении политического ландшафта" Регион: Нижний Новгород
ВЦИОМ: 83% россиян считают выборы президента честными
ВЦИОМ: 83% россиян считают выборы президента честными Регион: Нижний Новгород
Более 40% голосов: "Единая Россия" внесла весомый вклад в победу Владимира Путина Регион: Нижний Новгород
Итоги выборов президента России подвели в регионах ПФО
Итоги выборов президента России подвели в регионах ПФО Регион: Нижний Новгород
Явка на выборах президента РФ в Оренбургской области превысила 75% Регион: Оренбург Явка на выборах Президента России в Башкортостане превысила 83% Регион: Башкирия
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
04 мая