Политика и власть
Законопроект "О государственной системе бесплатной юридической помощи в РФ" ограничивает возможность получения субсидируемой помощи - Рогачев
Нижний Новгород. 13 мая. НТА-Приволжье - Президент палаты адвокатов Нижегородской области, член Общественной палаты региона Николай Рогачев считает, что проект федерального закона "О государственной системе бесплатной юридической помощи в РФ" ограничивает возможность получения субсидируемой помощи.
Об этом он заявил в среду в ходе общественных слушаний по законопроекту, организованных Нижегородским региональным отделением Ассоциации юристов России.
Н.Рогачев отметил, что появление законопроекта – это подвижка на "мертвом, зыбком болоте", которое существовало до сих пор в сфере оказания бесплатной юридической помощи.
Однако, по мнению Н.Рогачева, в данном законопроекте значительно больше недостатков, чем позитивных моментов, и при его разработке слабо использовался зарубежный опыт в оказании субсидируемой юридической помощи населению.
По словам Н.Рогачева, законопроект, разработанный Минюстом РФ, предполагает создание государственных юридических бюро в каждом федеральном округе и их филиалов в субъектах РФ. Предполагается, что эти структуры будут и заниматься оказанием помощи, и отвечать за организацию всего этого процесса. При этом бюро должно заключить с каждым человеком соглашение об оказании помощи, и документ должен подписать непосредственно начальник учреждения, что крайне неудобно и будет замедлять процесс.
Он сообщил, что по официальным данным в Нижегородской области к адвокатам за получением бесплатной помощи ежегодно обращается 25-30 тыс. человек, а с учетом нерегистрируемых обращений это число гораздо больше. По его мнению, бюро просто не справится с таким потоком граждан. "Хорошо бы, если бы оно справилось с организацией этого процесса, и на том спасибо," – отметил Н.Рогачев.
Он также отметил, что у бюро существует возможность направлять граждан для оказания помощи в другие учреждения, среди которых в законопроекте указаны и юридические клиники. Однако, по мнению эксперта, студенты, работающие в клиниках, не смогут оказать квалифицированную помощь в сложных делах, и их можно привлекать только для оказания первичной юридической помощи, которая подразумевает информирование и консультирование граждан по несложным правовым вопросам.
Кроме того, по словам Н.Рогачева, создание и содержание государственных бюро потребует необоснованно больших расходов. Так, в настоящий момент в России создано 10 бюро, на содержание каждого из которых тратится порядка 7 млн. рублей в год. За 4 года своей работы эти учреждения рассмотрели около 1 тыс. дел. Таким образом, по упрощенному подсчету, себестоимость каждого дела составляет в среднем 300 тыс. рублей, отмечает Н.Рогачев.
В связи с этим, по его мнению, если и стоит создавать государственные бюро, то только для выполнения организационных функций. При этом нужно продумать, кто реально будет заниматься консультированием граждан. Он отметил, что в Европе этим охотно занимаются адвокаты, но в России условия оплаты этой работы вряд ли будут очень привлекательны. Поэтому нужно продумать участие различных структур и предусмотреть в законопроекте условия взаимодействия с ними, считает президент областной палаты адвокатов.
Также, по его словам, необходимо пересмотреть положения, связанные с определением категорий граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи.
Как отметил председатель комитета Законодательного Собрания Нижегородской области по вопросам государственной власти и местного самоуправления Валерий Осокин, первоначально при разработке документа ставилась задача упростить доступ населения к получению бесплатной юридической помощи.
По его словам, в ходе многочисленных консультаций на федеральном уровне была выработана общая позиция по концепции документа, но впоследствии Минюст отстранился от этой работы и разработал свой законопроект. По мнению В.Осокина, документ не будет работать и "еще больше отдаляет перспективу того, что люди получат бесплатную помощь".
По итогам обсуждения было принято решение подготовить резолюцию с рекомендациями по внесению изменений и дополнений в предложенный законопроект.
Регион: Н. Новгород








Комментарии