Реклама
Политика и власть

Медведев предложил рассмотреть возможность создания летающей полномасштабной модели самолета Чкалова

Нижний Новгород. 16 июля. НТА-Приволжье - Президент России Дмитрий Медведев в среду во время приема граждан, который провел в приемной президента РФ на Старой площади в Москве, предложил рассмотреть возможность создания летающей полномасштабной модели самолета Валерия Чкалова.

На официальном сайте президента России размещена стенограмма беседы Д.Медведева с президентом Международного мемориально-благотворительного Чкаловского фонда Валерием Чкаловым и другими заинтересованными лицами.

Д.МЕДВЕДЕВ: Прошу. Садитесь, пожалуйста. Валерий Игоревич, рад Вас видеть, расскажите, о чём речь пойдёт.

В.ЧКАЛОВ: Дмитрий Анатольевич, я пришёл к Вам с просьбой о создании организационного комитета по празднованию и проведению ряда мероприятий, связанных с перелётами 37-го года, чкаловским и громовским, юбилеи которых будут проходить в 2012 году – 75 лет. И дата, которая тоже достаточно важная, – это 35-летие создания американцами, по сути своей, за свой счёт в достаточно тяжёлые, в советско-американские времена почти «холодной войны» монумента, посвящённого именно нашим пилотам.

Д.МЕДВЕДЕВ: Он где был открыт?

В.ЧКАЛОВ: Он был открыт на месте приземления экипажа – на аэродроме Пирсон-Филд, это Ванкувер, штат Вашингтон. Кроме монумента они в Ванкувере назвали улицу в честь Чкалова. Фирма «Боинг», что было очень большим сюрпризом для семьи, по собственной инициативе установила бюст Чкалова на входе в музей «Боинга».

Д.МЕДВЕДЕВ: Молодцы.

В.ЧКАЛОВ: Да, это очень интересный момент.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это когда было? Тоже в тот период или недавно?

В.ЧКАЛОВ: Нет, это было позже. Это было уже 2000 году.

Д.МЕДВЕДЕВ: В новой истории.

В.ЧКАЛОВ: Да. Они заказали этот бюст сами, они поставили этот бюст. И мы как раз были в 2000 году всей семьёй там. Нас пригласили в этот музей, и, конечно, первый вопрос был: почему музей «Боинга» открывает бюст Чкалову, собственно говоря? И потом только вы входите и видите экспозицию. «Вы знаете, мы уважаем вашего пилота и экипаж, который, по сути, в 37-м году сделал невозможное. Потому что до сих пор никто не может поверить, что одномоторный самолёт мог в таких погодных условиях осуществить такой полёт».

После этого перелёта был перелёт Громова. Он как раз побил рекорд дальности и был занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Этот перелёт проходил в условиях, когда, по сути, никто не знал вообще, что происходит над Северным полюсом, – в этом и была его сложность, они действительно были первопроходцами.

И 35 лет существует монумент. Американцы проявили инициативу, и наш фонд, семья, мы тоже хотели проявить инициативу, отблагодарить американцев за то, что они сделали. И есть такая мысль в рамках фонда, в преддверии юбилея создать, во-первых, организационный комитет по проведению этих мероприятий. Дело в том, что многие министерства и ведомства поддерживают, в общем-то, каждый по-своему это дело. Но когда речь заходит…

Д.МЕДВЕДЕВ: Как у нас в жизни бывает, поддерживать-то все поддерживают, только никто не помогает.

В.ЧКАЛОВ: Ну да. Когда по отдельности – поддерживают все, когда речь заходит о том, что надо всех объединить, то все ждут, пока кто-то сверху даст команду.

Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно. А кто может этим заняться, на Ваш взгляд?

В.ЧКАЛОВ: Вы знаете, ну конечно, это Министерство иностранных дел, потому что это международные вопросы с точки зрения организации, только так мы можем согласовать с американцами установку этого самолёта, хотя есть и их добрая воля, и есть письмо губернатора штата Вашингтон, национальной парковой их службы о том, что они хотели бы, ну и, естественно, местных организаций. Это, бесспорно, Министерство промышленности, потому что нужна их помощь в рамках создания полномасштабной модели этого самолёта.

Д.МЕДВЕДЕВ: А что, просто мне интересно, любопытно самому, что из себя будет представлять эта полномасштабная модель? Она чем отличается от настоящего самолёта?

В.ЧКАЛОВ: Наверное, разница будет только в том, что это будет нелетающий самолёт.

Д.МЕДВЕДЕВ: А так вообще в принципе всё внутри будет таким же, как было?

В.ЧКАЛОВ: Да, абсолютно аналогичным.

Д.МЕДВЕДЕВ: Включая двигатель и всё остальное?

В.ЧКАЛОВ: Притом рыбинцы, собственно говоря, кто делал этот мотор, они сказали, что у них даже есть в музее, где-то в запасниках, аналогичный двигатель.

Д.МЕДВЕДЕВ: Я не знаю, я, конечно, человек с гуманитарным образованием, а нельзя создать летающую модель?

Конечно, необязательно, чтобы они на такой машине летели через Северный полюс, тем более что подвиг уже был совершён. Но если мы действительно будем принимать решение, а сомнений быть не должно, и создавать такую модель, так пусть она хотя бы может взлететь и пролететь какое-то расстояние. Мне кажется, это интереснее. Необязательно через Северный полюс лететь.

В.ЧКАЛОВ: Бесспорно. Вы знаете, это вообще просто было бы идеально.

Д.МЕДВЕДЕВ: Я почему об этом говорю? Некоторое время назад я, по-моему, статью на эту тему читал – о том, что наша страна лишилась всех летающих самолётов, выпущенных в относительно давний период. То есть так получилось, что у нас есть, условно говоря, танки, пушки, другие виды оружия, выпущенные 50–70 лет назад, а то и 100 лет назад, автомобили, которые ездят, но самолётов нет вообще. А те, что были, были проданы за границу, их восстановили, и на всех на наших известных моделях там теперь летают, они в Австралии находятся, ещё где-то, а у нас почти ничего не осталось. Ну уж просто, если мы начинаем восстанавливать такие вещи, тем более есть славный юбилей для этого, давайте попробуем сделать летающие. Если специалисты скажут, что нет, я, конечно, подчинюсь, но мне кажется, что это можно было бы сделать.

В.ЧКАЛОВ: Вы знаете, можно сделать летающую модель этого самолёта, в этом нет, по сути, ничего сложного, потому что в 34-м году, когда эта модель разрабатывалась, технологии были намного слабее, чем сейчас.

Д.МЕДВЕДЕВ: Мы же не будем заставлять геройские поступки совершать. Если он в небо поднимется и круг над аэродромом сделает, уже неплохо, и радость будет.

В.ЧКАЛОВ: Это будет просто фантастическая вещь, тем более что у АНТ-25 оригинал существует, который стоит в музее в Чкаловске, на родине… Он, конечно, уже находится в сложном состоянии, потому что он стоит очень-очень много лет без ремонта.

Д.МЕДВЕДЕВ: Во всяком случае, мне кажется, что это было бы интересно.

Давайте послушаем наших коллег, которые за дискуссией нашей наблюдают. У нас тут есть и Министр промышленности, и заместитель Министра иностранных дел.

Виктор Борисович, два слова по поводу оргкомитета и осуществимости вот этой идеи. Как Вы считаете?

В.ХРИСТЕНКО: Добрый день, Дмитрий Анатольевич!

Добрый день, уважаемые коллеги!

В первую очередь по поводу самого события. Что касается проработки мероприятий к празднованию 75-летия беспрецедентного перелёта, уверен, что все это осмысленно, оправданно.

Что касается выбора вариантов по созданию макета. Я думаю, я согласен с тем, что нет ничего невозможного, и тем не менее думаю, что надо аккуратно со специалистами посмотреть те тактико-технические характеристики, которые в модель закладывают. Летающий образец – это один вариант, достаточно финансовоёмкий. Макет, который, собственно, копирует внешний вид самолёта – это, конечно, другой вариант – тоже недешёвый, но всё-таки, безусловно, на порядок другой по стоимости.

Более того, создание летающего образца потребует, в общем, опытно-конструкторских работ – надо будет всё это восстановить в уникальном, единичном экземпляре. Я не думаю, что мы будем делать в этом случае варианты, связанные с матерчатой частью фюзеляжа, конечно, мы будем работать и в новых материалах. Но, я думаю, что в рамках оргкомитета и в рамках уже проработки на специальном техническом уровне мы сможем предложить и выбрать наиболее рациональный вариант и по времени, и по деньгам, и по всем остальным вопросам.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, Виктор Борисович.

Я думаю, что это правильно. Нужно, чтобы технические специалисты оценили. Я просто ещё раз обращаю внимание и Ваше, и других коллег, которые присутствуют в студии и здесь сидят. Так получилось, что у нас есть образцы нашей техники, которая движется самым разным образом: автомобили, танки, другие движущиеся агрегаты, включая даже бронепоезд, но у нас нет ничего летающего. А это, в общем, довольно серьёзная славная страница нашей истории. И по-хорошему, конечно, нам нужно думать о том, чтобы возрождать здесь эти модели. Где-то действительно можно ограничиться, может быть, и созданием просто самой по себе такой модели, которая даёт общее представление о самолёте, но где-то вполне можно поставить перед собой более амбициозные задачи, тем более, когда есть повод.

Взвесьте это всё, посчитайте, сколько денег нужно, поговорите со специалистами. У нас очень много людей, которые с удовольствием этим займутся, особенно если мы поможем им материально, потому что это такая интересная, амбициозная задача.

Министерство иностранных дел, как я понимаю, не против того, чтобы всё это было?

С.РЯБКОВ: Мы абсолютно «за», Дмитрий Анатольевич.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я поддерживаю то, что было сказано здесь о значимости этого проекта. Разумеется, политически это было бы весомым вкладом в развитие наших отношений с США. Конечно, до 12-го года срок определённый есть, но будем надеяться, что пойдёт по восходящей, тем более что энтузиасты этого дела на уровне штата, на уровне нескольких групп инициативных, скажем так, есть и с американской стороны.

МИД на протяжении определённого времени с Валерием Игоревичем поддерживает контакт, мы взаимодействуем и готовы это взаимодействие наращивать, тем более что проект крайне интересный. Оргкомитет, безусловно, нужен. А мы определимся, я думаю, со временем, как привлечь, может быть, и каких-то американских спонсоров к этому делу, они, наверное, согласятся. То есть здесь можно решить будет вопросы с разных сторон. МИД, безусловно, поддерживает.

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. Ну, никто не знает, что будет происходить через несколько лет, по понятным причинам, но хотел бы отметить, что у нас с Соединёнными Штатами Америки были разные страницы истории, были подчас очень сложные страницы, но это как раз одна из наиболее светлых страниц. И я не думаю, что что-то изменится в позиции наших партнёров из Соединённых Штатов. В нашей тем более ничего не изменится, поэтому просил бы этим руководствоваться.

И Валерий Игоревич ещё задавал вопрос в ходе предварительных консультаций, и сегодня тоже упоминал, о мемориальном музее, который существует, музее Чкалова. Там, как я понимаю, ситуация тоже не сильно хорошая с точки зрения сохранности.

В.ЧКАЛОВ: Да, музей испытывает сейчас определённые проблемы. Что касается, в общем-то, и самой техники, которая требует определённого ремонта, восстановления, нужны запасники, потому что материалов много, и всю экспозицию площади не позволяют выставить, соответственно, нужны некоторые помещения для того, чтобы можно было экспозицию постоянно менять, чтобы была какая-то ротация, обновление, тем более что материалы постепенно подходят, всё больше и больше исторической информации собирается семьёй по этому поводу. Так что да, музей имеет определённые проблемы, в частности, финансирования и содействия с точки зрения его приведения в нормальное состояние, тем более что тут тоже очень интересный параметр. В принципе, у нас в России не так много вообще авиационных музеев.

Д.МЕДВЕДЕВ: Немного.

В.ЧКАЛОВ: У нас монинский музей – он больше ведомственный музей, Музей авиации и космонавтики – там достаточно скромная экспозиция. И музей в Чкаловске – там стоит АНТ-25, другие уникальные экспонаты. Поэтому здесь как раз и стоит вопрос о возможной поддержке.

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. Нас слышат и губернатор, я имею в виду Валерия Павлиновича Шанцева – губернатора Нижегородской области, и представитель Министерства культуры, заместитель министра Хорошилов Павел Владьевич. Я надеюсь, что они посмотрят тоже на состояние дел, свои предложения дадут по реставрации экспозиции мемориального музея в городе Чкаловске, и в рамках оргкомитета этот вопрос тоже можно будет обсудить. Так, Валерий Павлинович?

В.ШАНЦЕВ: Дмитрий Анатольевич, здравствуйте!

С 2006 года мы этот музей взяли на областной бюджет, потому что до этого он был муниципальным музеем. Сейчас реставрационные работы и ремонтные работы ведутся, и мемориальный дом привели в порядок, купили оборудование, но ещё ремонтных работ предстоит много, в том числе и по запасникам. Это всё есть в наших планах. И в рамках оргкомитета мы будем ускорять, конечно, эти работы, безусловно.

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. Договорились тогда, потому что у нас впереди все соответствующие мероприятия. Нужно, чтобы к тому времени музей привели в порядок. Поэтому я это поручаю Вам и Министерству культуры тоже взять это в проработку.

Я на эту тему подпишу поручение и министерствам: Министерству промышленности и торговли, Министерству иностранных дел, а также по вопросам музея – Министерству культуры и главе администрации, губернатору Нижегородской области. Срок по этим поручениям: по оргкомитету до 1октября 2009 года внести предложения, а по вопросу реставрации экспозиции – до 1 января 2010 года.

На самом деле просто жалко, что у нас действительно такие героические славные страницы не имеют сейчас материального носителя. Во всём мире это делается. У некоторых стран лётной истории никакой нет, они никогда самолётов не выпускали, но все летают на наших старых самолётах. А у нас нет их.

Уважаемые читатели!
Следить за наиболее важными публикациями «НТА-Приволжье» можно в

Регион: Н. Новгород

Все новости раздела «Политика и власть»

Реклама
Реклама
ВТБ отменил обязательные комиссии для застройщиков по ипотеке с господдержкой.
ВТБ отменил обязательные комиссии для застройщиков по ипотеке с господдержкой. Регион: Нижний Новгород
Локомотив сошёл с рельсов в Самарской области
Локомотив сошёл с рельсов в Самарской области Регион: Нижний Новгород
Генеральное посольство Беларуси открывают в Уфе
Генеральное посольство Беларуси открывают в Уфе Регион: Башкирия
Александр Марунченко: «Благодаря программе «Герои. Нижегородская область» солдаты понимают, что общество их ждет»  
Александр Марунченко: «Благодаря программе «Герои. Нижегородская область» солдаты понимают, что общество их ждет»   Регион: Нижний Новгород
Заменить систему отопления в саранской школе № 18 планируют до 31 августа Регион: Мордовия
Продавец нелегально ввел в оборот 288 тонн "молочки" в Пензенской области
Продавец нелегально ввел в оборот 288 тонн "молочки" в Пензенской области Регион: Пенза
Труп девушки нашли возле бара в Перми Регион: Пермь Фиктивную постановку на учет иностранцев выявили в Нижнем Новгороде Регион: Нижний Новгород
Профессор филфака ННГУ Иван Кузьмичев скончался на 102-м году жизни
Профессор филфака ННГУ Иван Кузьмичев скончался на 102-м году жизни Регион: Нижний Новгород
Аналитика
Реклама
Интервью
Реклама
Комментарии
Реклама
12 мая 111