На Горьковском автозаводе 19 июня состоится чествование со 100-летним юбилеем ветерана "ГАЗа" Сторожко
Нижний Новгород. 19 июня. НТА-Приволжье - На ОАО "Горьковский автомобильный завод" (ГАЗ, входит в "Группу ГАЗ") во вторник состоится чествование со 100-летним юбилеем ветерана "ГАЗа" Иллариона Сторожко.
Согласно сообщению "Группы ГАЗ", И.Сторожко родился 19 июня 1907 года на Украине в крестьянской семье. В 1935 году окончил Харьковский механо-машиностроительный институт и был направлен по распределению на Горьковский автомобильный завод.
На Горьковский автозавод И.Сторожко приходит работать в декабре 1935 года конструктором в технический отдел автозавода, позднее переименованный в конструкторско-экспериментальный отдел (КЭО), а затем Управление конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР). В 1938 году Сторожко назначается руководителем сектора трехосных автомобилей и успешно занимается доработкой конструкции автомобиля ГАЗ-ААА, самоходного шасси ГАЗ-ТК для безоткатной пушки, проектированием автомобиля ГАЗ-АААА.
В сентябре 1941 года, в самый тяжелый период Великой Отечественный войны, И.Сторожко назначается заместителем главного конструктора завода – начальником экспериментального цеха. В этот период под его руководством изготавливаются опытные образцы легких автомобилей повышенной проходимости – джипов ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б; бронеавтомобилей БА-64, БА-64Б и его модификаций; легких танков Т-70, Т-70М и Т-80; самоходных пушек ГАЗ-71, ГАЗ-72, ГАЗ-74 и ГАЗ-75; самоходных установок СУ-76 и СУ-76М; а также первые образцы автомобилей ГАЗ-63, ГАЗ-51 и М-20 (будущей "Победы") и ряда других моделей.
Распоряжением Наркомата среднего машиностроения в 1944 году Илларион Григорьевич переводится в Днепропетровск и назначается главным инженером нового автозавода – предприятия специальной военной техники. Однако проект этого завода в первые послевоенные годы был свернут, и Сторожко в 1952 году возвращается на Горьковский автозавод сначала начальником ОТК, а затем заместителем директора автозавода – начальником Управления ГАЗ-900 по выпуску передвижных и стационарных радиостанций. В 1956 году, после передачи производства радиостанций на завод "Электроприбор", И. Сторожко вновь был назначен заместителем главного конструктора Горьковского автозавода – начальником цеха опытных конструкций КЭО. В этой должности он работает до 1959 года, возглавляет изготовление прототипов массовых грузовых автомобилей марки "ГАЗ" третьего поколения ГАЗ-53 и ГАЗ-66, а также представительского автомобиля ГАЗ-13 "Чайка", полноприводного малотоннажного грузового автомобиля ГАЗ-62, бронированной разведывательно-дозорной машины ГАЗ-40П, модернизированной гусеничной машины ГАЗ-47А и ряда других образцов новой автомобильной техники. В 1959 году Илларион Григорьевич становится заместителем главного инженера завода по спецпроизводству, в 1966 году – главным инженером производства серийных автомобилей и заместителем главного инженера "ГАЗ". Под его руководством осваивается производство четырехколесных бронемашин ГАЗ-40П и ГАЗ-41, восьмиколесных бронетранспортеров ГАЗ-49, ГАЗ-49А, ГАЗ-49Б, ГАЗ-4905, гусеничных машин ГАЗ-47А и ГАЗ-71. Изготавливается установочная партия боевых машин ГАЗ-5903 (БТР-80).
В 1986 году в возрасте 79 лет И.Сторожко уходит на пенсию.
И.Сторожко награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и семью медалями. Удостоен Государственной премии СССР 1969 года и звания Лауреата этой премии "За создание конструкции и комплексно-механизированного крупносерийного производства семейства четырех- и восьмиколесных бронированных машин ГАЗ-40П (БРДМ), ГАЗ-41 (БРДМ-2) и ГАЗ-49Б (БТР-60ПБ)". Носит почетное звание "Заслуженный автозаводец". Имя Сторожко запечатлено на открывшемся в этом году памятнике первостроителям Горьковского автозавода.
Уважаемые читатели! Следить за наиболее важными публикациями «НТА-Приволжье» можно в
Комментарии