Владимирской области лучше не сокрушаться по поводу строительства Нижегородской АЭС, а готовиться к новым заказам, считает Теодорович
Нижний Новгород. 24 сентября. НТА-Приволжье – Руководитель Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы России (НУ ФАС) Михаил Теодорович считает, что для строительства АЭС в Нижегородской области будут привлекаться силы со всей России.
Об этом он заявил агентству "НТА-Приволжье".
По его мнению, при строительстве Нижегородской АЭС нельзя положиться только на силы одного региона. "Я думаю, что это стройка национального масштаба, она очень крупная, очень квалифицированная, там требуется огромное количество очень сложных работ, требующих специальных технологий, специальных знаний персонала, и поднять АЭС силами одной Нижегородской области в принципе невозможно, могу это сказать как выпускник нижегородского физтеха и как бывший инженер-конструктор", - отметил М.Теодорович.
Руководитель НУ ФАС подчеркнул, что, по его мнению, отбор организаций для строительства АЭС в Нижегородской области будет осуществляться на рыночных основаниях. "Я думаю, организации здесь будут отбираться путем конкурсных процедур, предусмотренных либо законом о государственных закупках, либо Гражданским кодексом РФ. Думаю, искусственные административные барьеры при этом создаваться не будут, поэтому Владимирской области сейчас лучше не сокрушаться, а начать готовиться к тому моменту, когда начнут размещаться такого рода заказы", - подчеркнул М.Теодорович.
"Атомная отрасль еще в советские времена была таким становым хребтом, оплотом порядка, технической грамотности, точности исполнения процедур, поэтому здесь при проведении конкурсных процедур я не жду чего-то необычного", - сказал М.Теодорович.
Между тем, по его мнению, в рамках модели "Покупай нижегородское" использование ресурсов нижегородских организаций при строительстве АЭС в принципе возможно, но "именно в рамках модели". "Здесь для нас важен не принцип, а способ реализации. Если конкурентные процедуры будут задействованы, если они будут проводиться в рамках законодательства, то все остальное органы власти будут решать на свое усмотрение, федеральные либо субъектные. И я думаю, что какие-то закупки, конечно, будет выгоднее производить в Нижегородской области. Возможно, это будут инертные материалы, возможно, это будет привлечение рабочей силы, какое-то технологическое жилье, транспортные услуги. Но это же рынок, понятно, что тот ресурс, который выгоднее взять на месте событий, надо брать на месте событий, поскольку деньги, в конце концов, государственные", - отметил М.Теодорович.
Однако руководитель НУ ФАС подчеркнул, что, по его мнению, что другие регионы РФ не пострадают от подобной политики при строительстве АЭС в Нижегородской области. "Уже на заре перестройки существовали такие схемы взаимодействия, как ассоциация "Большая Волга", еще какие-то ассоциации, которые объединяли субъекты по определенной географической схеме, и в этих рамках субъекты координировали свою деятельность при реализации каких-то крупных государственных задач и при совместном разрешении каких-то проблем. Существует Ассоциация законодательных органов, например, которая связывает вместе ряд регионов, существует ассоциация, объединяющая мэров крупных городов. Это те самые механизмы, с которых можно начать, хотя вполне допускаю возможность, что появится некая государственная программа, которая поставит целью организацию кооперации субъектов федерации, чтобы каждый из них получил возможность сделать то, что он умеет делать лучше других", - добавил М.Теодорович.
Руководитель НУ ФАС добавил, что, по его мнению, Нижегородская АЭС – в первую очередь очень крупные инвестиции, которые дадут мощный толчок области. "Безусловно, они дадут толчок и технологиям, технологическому состоянию наших производств, нашей науке, нашей областной образовательной системе. Кроме того, атомная станция, безусловно, сдвинет энергобаланс области в более выгодную для региона сторону. Но все это работает при условии, если соблюдены нормы, правила, в том числе и экологические. Понятно, что это очень тонкая и сложная технология, что никакие достоинства и преимущества не могут компенсировать ошибок при проектировании, если такие ошибки приведут к экологическим последствиям. Я думаю, что в нашей стране очень хорошо и тщательно проработан, прочувствован опыт Чернобыля, других инцидентов, может быть, менее крупных, но не менее важных с точки зрения обучения, и поэтому я думаю, что будет несомненная польза", - отметил в заключение М.Теодорович.
Как сообщалось ранее, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и генеральный директор ГК "Росатом" Сергей Кириенко в декабре 2008 года подписали декларацию о намерениях инвестирования в строительство Нижегородской АЭС.
Этот документ является подготовительным этапом к началу работы над проектированием и строительством АЭС. Таким образом, областное правительство выразило согласие с целесообразностью строительства АЭС на своей территории, а Росатом - готовность инвестировать средства. В дальнейшем подписанная декларация о намерениях должна быть законодательно утверждена на региональном уровне. После этого предстоит предпроектная работа, включающая разработку обоснования инвестиций (ОБИН), которое должно быть согласовано, в том числе с федеральной сетевой компанией (ФСК) и системным оператором центрального диспетчерского управления.
Только после разработки ОБИН будет сделан окончательный выбор площадки для строительства АЭС и проведена процедура получения землеотвода. Затем необходимо будет разработать сам проект АЭС, который должен пройти экологическую и главную государственную экспертизу, а также лицензирование в Ростехнадзоре. Кроме того, проект АЭС должен быть обязательно вынесен на общественные слушания.
Оформление и согласование всей документации и подготовка проекта будет проведено в течение 2009 и 2010 годов. Само строительство займет около 5 лет.
Предполагается, что АЭС будет состоять из четырех энергоблоков, установленная мощность каждого из которых составит не менее 1150 МВт. Планируется, что ввод в эксплуатацию первого блока состоится в 2016 году, второго в 2018 году, третьего в 2019 году и четвертого блока в 2020 году.
В результате проведенных в Нижегородской области инженерно–изыскательских работ были определены перспективные пункты размещения нижегородской АЭС, удовлетворяющие всем требованиям безопасности. Это пункты "Монаково" и "Урень". В настоящее время готовятся материалы обоснования инвестиций для экономической оценки обоих вариантов размещения АЭС.
В первую очередь нижегородская АЭС предназначена для покрытия дефицита энергобаланса области. По оценкам специалистов к 2020 году потребность региона в электроэнергии вырастет до 6,2 – 6,8 ГВт, при этом дефицит может составить 4,2 ГВт.
Сооружение энергоблоков нижегородской АЭС будет проводиться с максимальным использованием промышленного, строительно-индустриального и кадрового потенциала региона.
В частности, приказом Росатома в качестве генерального проектировщика определена нижегородская инжиниринговая компания - ОАО "НИАЭП" (Нижегородский "Атомэнергопроект").
Численность строительно-монтажного персонала в пиковый период строительства составит до 8 тыс. человек. Непосредственно численность эксплуатационного персонала на нижегородской АЭС составит около 2,2 тыс. человек. Для комплектации эксплуатационного персонала предусматривается подготовка специалистов на базе системы среднего и высшего профессионального образования РФ, в том числе – учебных заведений Нижнего Новгорода и системы повышения квалификации ОАО "Концерн Энергоатом".
Для определения генерального подрядчика на выполнение работ по сооружению нижегородской АЭС будет проведен открытый конкурс, с победителем конкурса будет заключен государственный контракт на весь период строительства. Для выполнения функций заказчика-застройщика в 2009 году будет создан филиал ОАО "Концерн Энергоатом" - Дирекция строящейся нижегородской АЭС с наделением его необходимыми полномочиями.
Уважаемые читатели! Следить за наиболее важными публикациями «НТА-Приволжье» можно в
Комментарии