Интервью члена правления международной федерации периодической печати, президента издательского дома "Hearst Shkulev Media" Виктора Шкулева в авторской программе Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга"
Биография
Виктор Михайлович Шкулев родился 13 апреля 1958 года в Сибири в городе Чита. Получил образование сначала в Читинском Педагогическом Университете, затем – на юридическом факультете Иркутского Государственного Университета. С 1985 учился в Аспирантуре Академии Общественных Наук. Будучи аспирантом Виктор Шкулев начал заниматься бизнесом, создав компанию "Право Сервис". В 1991 защитил диссертацию на звание кандидата юридических наук, в том же году начал сотрудничать с газетой "Комсомольская правда". В этом издании всего за 2 года он прошел путь от юриста до генерального директора.
В 1998 году Виктор Шкулев сосредоточился на собственном бизнесе – компании ИнтерМедиаГруп. Сегодня она является одним из лидеров на журнальном рынке, ее издания читает каждый третий житель России.
Виктор Михайлович является вице-президентом Гильдии издателей периодической печати, членом правления Международной федерации периодической печати. Также читает курс лекций и проводит мастер-классы на факультете журналистики МГУ.
Виктор Шкулев неравнодушен к искусству, интересуется спортом, играет в корпоративной хоккейной команде. Возглавляет Забайкальское Землячество.
Женат, имеет двух дочерей.
Это программа "Без галстука". Этот человек построил уникальную медиа-империю. Ежемесячно его издания читает каждый третий россиянин. Однако сам он предпочитает старинные книги. У нас в гостях член правления международной федерации периодической печати, президент издательского дома "Hearst Shkulev Media" Виктор Шкулев. Виктор Михайлович, здравствуйте.
Здравствуйте.
Скажите, вы так устали от глянца и шоу-бизнеса?
Ну откуда я устал от глянца? Это моя работа.
А как же тогда чтение старинных книг?
Старинные книги, понимаете, это все-таки взгляд в прошлое. Когда мы берем журналы, мы ощущаем через тактильные моменты то, что ты держишь в руках. А книга это не просто источник знаний, книга это всегда дух какой-то, книга это всегда то, что за страницей есть некий второй слой. Мы люди, выросшие в советскую эпоху, особенно были обделены точными историческими знаниями. И когда берешь в руки книги, изданные в начале XVIII века, в XIX веке...
Без цензуры.
Да, без цензуры. Хотя в царской России была цензура, но, тем не менее, книги с точки зрения исторических фактов были наиболее приближены к действительности, то из этого получаешь очень, я бы сказал, качественную информацию. И одновременно получаешь удовольствие.
Насколько я знаю, ваша семья в детстве часто переезжала и, наверное, поэтому вашим воспитанием больше всего занималась бабушка. Вы не обижаетесь на родителей, что они спихнули вас на бабушку?
Нет, наоборот. Я думаю, что в жизни мне очень сильно повезло, потому что моя бабушка, в отличие от моих родителей была человеком сосредоточенным на воспитании двоих внуков, и для нее это была главная обязанность. Она была человеком хорошо образованным, принадлежала к старой русской интеллигенции. И ей казалось, что главное, что должно быть в человеке - это два качества: воспитание и образование. И вот она методично занималась моими воспитанием и образованием.
Не наказывала?
Наказывала.
Какое наказание было для вас самым строгим?
Для меня самое строгое наказание всегда было, когда чего-то меня она лишала. Я был ребенком подвижным, мне хотелось, имея свободное время, поиграть в футбол. Она лишала меня этого. Говорила: "Нет тебе никакого футбола, ты еще не выучил такое-то стихотворение или не дочитал чего-то. Сначала сделай это, а потом пойдешь играть в свой футбол".
В 1991 году вы пришли в "Комсомольскую правду" обычным юристом. Через 2 года вы стали первым генеральным директором. Но только не говорите мне, что это случилось автоматически, само собой, без длинной-длинной мохнатой руки.
Какая тогда была мохнатая рука? Тогда ее не было, это был период разгула всех возможных демократий. Получилось достаточно просто. Я учился в аспирантуре в академии общественных наук, начал там заниматься бизнесом. А до этого через НПТМ в Комсомольске уже набрался каких-то навыков. И в числе прочих клиентов моей юридической кампании оказалась "Комсомольская правда". И когда совершился путч, когда все начало рушиться, возникла масса разных идей у тех ребят, кто был в "Комсомольской правде". Я оказался под рукой, тем человеком, который предложил концепцию того, как можно сделать народную кампанию, как можно организовать коммерческую деятельность. А когда все это было теоретически обосновано, то я оказался наиболее подготовленным человеком, чтобы все это реализовывать. И по тем временам это был действительно народный коллектив, народным голосованием меня избрали генеральным директором, ввели такую должность в "Комсомольской правде". И я стал ее первым генеральным директором.
Насколько я знаю, вы коллекционируете книги. Какие?
Да, это то, что меня интересует. Меня больше интересую книги, связанные с русской историей. Это одно направление. Меня интересуют книги, связанные с династией Романовых. Я так подсобрал сочинения большинства русских историков, которые занимались и тем и другим - писали об истории России и о Романовых. Буквально только что вернулся из командировки в Соединенные штаты. И там тоже обнаружил интересную историческую книгу, которая называется "Знаменитые мужчины и женщины в мировой истории". Там, начиная от Сократа, от Платона и, кончая второй половиной XIX века. Книга была издана в 1894 году. Я тоже с огромным удовольствием для себя обнаружил, что, оказывается, американцы достаточно объективно подошли к мировой истории и выбрали действительно самых влиятельных и исторически важных персон, но с американским подходом.
А книги, которые у вас в коллекции, вы их читаете или все-таки большей частью они на полочках лежат, чтобы другие восхищались?
Мне сложно найти время читать, конечно. Но когда покупаешь - первое желание почитать. Читаешь ровно столько, сколько тебе хватает времени. Потом где-то останавливаешься, потом снова возвращаешься. Это такой бесконечный процесс.
Экспонаты пересчитывали, сколько их у вас?
Сложно посчитать.
Кстати, есть ли у вас друзья, которые в отличие от вас коллекционируют не книги, а, например, галстуки?
Да, есть у меня товарищ, который галстуки коллекционирует. Есть товарищ, который коллекционирует штопоры - открывать вино. Прекрасная у него коллекция. Я даже этим немного интересовался и несколько коллекционных штопоров себе приобрел, потому что это тоже очень интересное направление.
Короткие вопросы, короткие ответы. Папарацци - современная профессия, которая приносит очень много неудобств некоторым людям. Например, весной этого года шведская королева Сильвия упала и повредила ногу, когда пыталась скрыться от преследовавшего ее фотографа. А как вы относитесь к папарацци?
Я к этому отношусь достаточно позитивно, потому что это люди нашей профессии, это те, кто поставляет нам необходимую информацию. Я думаю, что вообще-то феномен папарацци несколько преувеличен. Вообще - это мирный спокойный народ, который занимается своей работой. Те, кем они занимаются, как правило, люди уже подготовленные к общественному вниманию.
Вам их не жалко? Она ведь ногу повредила.
Ну не повезло принцессе.
Зато аудитория многомиллионная прочитала, да?
Конечно. Я думаю, что та же самая принцесса заинтересована в том, чтобы о ней говорили.
Цинично, но, наверное, таковы законы шоу-бизнеса и популярности средств массовой информации.
В очерке известного русского прозаика Валентина Распутина "Сибирь без романтики" так описываются сибиряки: сибирское здоровье, несгибаемость характера, возбужденное чувство собственного достоинства, а также хитроватость вместе с добротой. Хитроватость столь явная, что никакой выгоды от нее быть не может. Вы родом из Читы это описание про вас?
Это очень близко.
Скучаете, кстати, по своей родине?
Да, скучаю по родине. Я стараюсь бывать на родине, когда получается.
Москвичом до конца не стали? Москва нравится, нет?
Мне Москва нравится. Это очень удобный город. Я бы сказал, мой город. Но я из категории тех, кто не отрывается от родины. Даже с недавнего времени возглавляю Забайкальское землячество, поскольку сам из Забайкалья. Делаем проекты гуманитарного, социального характера для своих земляков. Я считаю, что в какой-то степени это миссия тех, кто уехал из родных мест, но может чем-то помогать.
Вы сегодня в Нижнем. На самом деле многие туристы, которые приезжают в Нижний, восхищаются и набережной, и видом на Стрелку. Но многие москвичи, приезжая сюда, говорят: "Ой, провинция!". А какое ваше отношение?
Ну, я Нижний знаю достаточно давно, поскольку мое первое знакомство с ним началось еще в конце 80-х, начале 90-х.
Закрытый город, между прочим, Горький.
Да. По сути, когда я был директором "Комсомольской правды", мы были одними из первых, кто открывал Нижний Новгород, поскольку, когда была здесь первая Нижегородская ярмарка, мы были партнерами ярмарки. Много сделали для того, чтобы сюда приехали зарубежные гости, они имели возможность представить что-то из своего бизнеса и так далее. Вот я сегодня приехал, на город посмотрел, и мне кажется, что город меняется, меняется позитивно. Я даже специально сегодня проехал прямо с вокзала, буквально минуту в офисе, побывал в разных местах, чтобы посмотреть и почувствовать. Для меня очень важно понять изменения. Я эти изменения увидел. Больше меня радует, что есть изменения в людях.
Для меня есть определенные индикаторы, например, есть такой индикатор как кофейня. Есть в Нижнем Новгороде кофейня или нет и сколько таких кофеен? Есть многозальные кинотеатры в Нижнем Новгороде или нет? Потому что мы у себя в бизнесе российские города делим на разные категории от того, каким образом они сегодня устроены, как быстро они меняются, поскольку рынок позволяет городам очень сильно меняться. И города, которые 10 лет назад были примерно в одинаковом состоянии, сейчас на разных уровнях развития. И для меня вопрос такой: является ли Нижний Новгород на сегодняшний день настоящим мегаполисом или нет.
И? Ваш ответ?
С моей точки зрения, это пока еще полумегаполис.
Есть к чему стремиться?
Безусловно, есть к чему стремиться. Но, тем не менее, у Нижнего есть все предпосылки для того, чтобы быть мегаполисом. Я думаю, главный вопрос здесь в людях. Если сами по себе люди изберут себе такой более, я бы сказал, современный и динамичный стиль жизни, что, мне кажется, интереснее, нежели патриархальность, заведомо заложенная провинциальность в поведении, потому что наша жизнь сегодня предполагает перемещения, легкую коммуникацию, общение по Scype.
Кстати, про перемещения. Нижегородцы очень любят ругать наши городские пробки. Как они вам?
Я думаю, что ваши городские пробки это...
Отдыхают по сравнению с московскими.
Отдыхают. Это семечки. Не смотря на то, что сегодня снег, в городе можно ехать. В городе есть дворы, мы уже проехались по дворам. В городе можно поставить машину, еще есть уголочки, где можно это сделать.
В Москве сложнее?
Намного сложнее. Москва на сегодняшний день практически, особенно в такую погоду, это хаос, бардак.
Как вы-то спасаетесь? У вас свой личный кабинет есть в машине или у вас рабочий вертолет?
Я спасаюсь достаточно не оригинально. Прожив уже какое-то время в Москве, попытавшись ее, свою собственную жизнь уже несколько раз организовать и переорганизовать. И мое последнее решение выглядит следующим образом: я выбрал место для офиса недалеко от дома. Если утром, то 10-15 минут на машине. У меня есть квартира, и за городом есть дом.
У вас квартира перевалочный пункт?
В течение недели, тогда, когда я работаю. Я точно знаю, что утром я доеду до офиса без пробки, потому что это центр, я еду от центра.
Это удобно, я рано утром начинаю работать. Я всегда гарантирован в том, что я теряю 10-15 минут максимум для того, чтобы доехать от дома, как в любом провинциальном городе. Вечером примерно тоже самое. Что касается организации рабочего времени в течение рабочего дня, то это самый сложный вопрос. Но учитывая то, что мы все, и ты, и тот, с кем ты встречаешься, заинтересованы в одном и том же, всегда ищем некоторые компромиссы, когда я подъехал, кто-то подъехал. Мы на какой-то территории встретились.
Кстати, в одном из интервью, вы сказали, что не комментируете свадьбу своей дочери и Андрея Малахова. Тема, о которой вас безусловно постоянно спрашивают. Почему, может быть вам стыдно за решение своей дочери?
Да нет. Дело в том, что я не комментировал это до определенного момента, потому что это был, наверное, элемент того, что мы в нашей российской действительности называем словом "шоу". Поскольку это их личная жизнь, и не хотелось ничего рассказывать. Но когда все прошло, когда к сожалению нашему, тоже оказались папарацци...
Почувствовали, как оно?
Семь попыток отсекли, а на восьмой попытке не удалось. В итоге попали кадры в эфир. Сейчас об этом можно говорить спокойно, потому что все давно прошло, все состоялось, семья сложилась. Люди счастливы, люди живут вместе.
Не могу не задать вопрос. Про быструю, неостановимую речь Андрея Малахова ходят просто легенды. Вы за семейным столом успеваете хоть что-то сказать?
Нет, он совсем другой. Дело в том, что Андрей многогранный человек и за семейным столом...
Молчит, устает на работе?
Иногда молчит, но когда говорит, то говорит размеренно, внятно, не спеша. И у нас даже есть такие форматы, когда мы там вяло, лениво обмениваемся новостями. Дело в том, что они с моей дочерью живут уже достаточно давно, еще до свадьбы они целый год прожили вместе. И мы уже много времени провели в период отпусков, зимних каникул, и прошлым летом, и этим летом. В спокойной домашней уютной обстановке можно лучше понять друг друга, лучше общаться друг с другом. Его профессия требует говорить много, говорить правильно, говорить быстро. А вне профессии он может быть другим.
Я, кстати, смотрю, что вы очень современный папа. Вот Владыка Георгий недавно у нас был в программе, он категорически против отношений до брака. А вы поддерживаете это.
Я наоборот считаю, что отношения должны складываться до брака. Вот они знакомы 4 года. 3 года приглядывались, потом начали жить вместе. И когда действительно убедились в том, что все у них более-менее складывается, хотя они все держали в глубокой тайне.
Даже от вас?
Нет, от нас нет.
От папарацци, я понял.
Да, от папарацци. В конце концов, все разрешилось успешно.
Я знаю, что в свободное время вы играете в корпоративной хоккейной команде. Вам поддаются?
Поддаются, к сожалению. Это самая большая моя проблема. Я иногда выигрывал вбрасывания, думал почему мне это так далось легко. А потом смотрю на человека и понимаю, что да, это была такая подстава. У нас команда, в которой средний возраст ближе к 30. Это значит, что у нас ребята играют от 22 до 40, в основном. Я постарше и, конечно же, молодежь старается ветеранам немного подыгрывать.
Штрафы надо ввести какие-нибудь.
Не без этого.
У нас, кстати, болельщик номер один – губернатор Валерий Шанцев, который сам играет и пример показывает, поддерживает постоянно. И действительно спорт приобрел второе дыхание с его появлением в регионе. Скажите, неужели у нас в России все так, чтобы что-то развить, надо, чтобы этим заинтересовалось именно первое лицо?
Я не исключаю, потому что все-таки у нас, к сожалению, нет хорошо работающих государственных институтов. И так называемое ручное управление имеет реально большое значение.
Это менталитет, традиции, что это?
Я думаю, это по-прежнему проблемы неотстроенности государственной системы и проблемы поколенческие. По сути, мы имеем только первое поколение управленцев, которое работает в условиях рынка. Для того чтобы выстроить государственную систему в новых условиях требуется, я думаю, не одно поколение.
Вот вы говорите про неотстроенность государственной системы. Вам кажется, что не устроена только она, а в других системах проблем нет? Там другие люди, более опытные?
Ну почему, нет. Есть системы более сложные и менее сложные. Государственная система одна из самых сложных и по строительству, и по управляемости. И второе, эта система более консервативная, чем бизнес. Бизнес реагирует очень быстро. Построить кампанию, группу, построить что-то на одной бизнес-модели, поменять бизнес-модель, нужно сгруппироваться, пережить кризис. И бизнесмен реагирует очень быстро. И управленческие модели, которые сейчас используются в бизнесе, перестраиваются гораздо быстрее, нежели государство.
Как остро вы чувствуете кадровый голод у себя? Потому что на самом деле с кем бы я не разговаривал в этой студии, все признают, не важно где - в медицине, в образовании, в государственном аппарате — очень большая проблема кадров.
Безусловно, это очень важная проблема, которой нужно заниматься.
И, наверняка, уровень заработной платы очень приличный.
Да. Вы, может быть, знаете, что наша группа входит в число 15-ти наилучших работодателей страны. Хотя мы не относимся к таким большим индустриям как нефть, газ, металлургия и так далее. И, тем не менее, мы входим в число наиболее эффективных работодателей в силу того, что мы для себя, в бизнесе, работу с человеком, с нашим сотрудником, считаем одним из самых важных приоритетов. У нас бизнес интеллектуальный, у нас все строиться на таланте, на способностях. Поэтому мы стараемся все сделать для того, чтобы в случае с сотрудниками был максимально активный компромисс между их интересами и интересами компании.
"В центре внимания". Какую периодику мы с вами читаем. По оценкам ВЦИОМ, среднестатистический россиянин в год прочитывает 4 книги, однако каждый третий постоянно читает газеты, а каждый пятый - журналы. Однако центр интересов читателей журнальной периодики образуют сегодня здоровье, мода и развлечения, телевидение и дом, а не общественно-политическая и научно-популярная информация. Скажите, почему так происходит? В советские годы, может быть, мы всех этих неправдоподобных фактов наелись? Или еще что-то случилось?
Да нет. Я считаю, что это обычно для человека. Человека сегодня интересует не политика, человека интересует его социальная жизнь: его интересует семья, его интересует дом, его интересуют дети, его интересует образование, его интересует карьера, его интересуют развлечения. А отсюда как раз выбор такой, какой мы имеем - его интересует мода, одежда, как я выгляжу, как я общаюсь со своими коллегами. И если вы посмотрите на наш портфель, то мы как раз находимся во всех этих нишах, которые интересуют сегодня наших читателей.
Если посмотреть на глянец, вот я беру, например, журнал "Телесемь", то можно обратить внимание, что здесь много людей, которые выглядят безупречно, здесь и интерьеры безупречные, и люди. Частенько можно увидеть следы Photoshopa, некой неестественности. В связи с этим, как вам кажется, не возникает у людей ощущения, чувства собственной неполноценности что ли, когда они смотрят такого рода журналы?
У меня не создается такое впечатление. Поскольку традиционно есть такая модель отношения между звездой... Ну вот, Валерия на обложке - прекрасная певица, отличный голос, сейчас отмечает 20-летие своей сценической деятельности. Она для многих не просто звезда, а идол.
Ну, все понимают, что если она проснулась только что и в халатике пришла в ванну, ну ей богу, не так же она выглядит.
Конечно же. Она и не должна показывать себя в халатике, когда она проснулась и находится в ванной. Она должна себя показывать, когда она на сцене. Она публичный человек и она показывает себя тогда, когда она на обложке журнала. И мне думается, что для очень многих она хороша тогда, когда она соответствует их идеальному представлению о той певице, роль которой она исполняет.
Вот вы говорите, что нет проблемы. А англичане все-таки нашли проблему. Они ввели специальные курсы для школьников и объясняют, как из не очень хорошей фотографии можно сделать блестящее лицо, и показывают это прямо на уроках. Как вам кажется, не стоит ли нам, учитывая то, что все больше и больше глянец входит в нашу жизнь, такие же уроки сделать в нижегородских, например, школах?
Нет, как раз наоборот. С одной стороны, я говорю, что звезда может являться идолом и объектом почитания, обожания и примером, а с другой стороны есть реальная жизнь и мне думается, что наш интерес как общества - все сделать для того, чтобы все мы знали реалии нашего общества, не отрывались от этих самых реалий и понимали, что у Валерии есть своя полноценная реальная жизнь, у нее есть дети, у нее есть супруг, у нее есть здоровье, у нее есть проблемы, у нее есть мешки под глазами, когда она не высыпается и так далее. И когда-то можно видеть ее такой. Другое дело, не всегда она хочет, чтобы ее видели такой, так же как и другую любую звезду.
Но папарацци наверняка должны поработать по этому поводу.
Да, у нас такое случается, у нас бывают неприятные разговоры со многими звездами.
С Аллой Борисовной как, были в последнее время, нет?
С Аллой Борисовной были разговоры в прошлом году на эту тему. И такие достаточно... Она очень такой тонкий человек в этом плане. У нас только что были большие разговоры со Стасом Михайловым, он у нас вышел на обложке Star Hitа. Им кажется, ну что это такое, мы позволяем себе фотографировать так, как мы хотим.
Какова ваша реакция? Вот звонят - не так нужно делать. Что вы говорите своим сотрудникам и самое главное, человеку, который звонит? Наверное, мы все исправим, поговорим с коллективом. А своим ребятам - ребята, так и надо, так и надо.
Ну, как правило, если это мой уровень, то я говорю так, как оно есть. Сделали, потому что это жаба, журнал, который является изданием о реальной жизни звезд. Он на обложку может поставить человека, звезду в любом формате.
Ну а судьбу человека потом представляете себе? Неделю, наверное, потом не спит Михайлов.
Не думаю, что неделю не спит. Ну что ж, он звезда.
Его все обсуждают, а кто бы его так заметил, если неприглядная фотография.
Да. Она не то что неприглядная, а просто она ему не понравилась. Он как раз любит постановочные фотографии, а мы любим фотографии, которые показывали бы более реального, живого Стаса Михайлова.
Авторы глянцевых журналов дают настойчивые рекомендации о том, как надо жить. «Мы научим вас, как достичь успеха», - обещают они читателям. Тем не менее, если посмотреть журналы, то культивируются те вещи, с которыми как минимум можно поспорить. Ну, например, легкое богатство, тусовки, беззаботная жизнь. И не показывается, как сложно и тяжело можно добиться такого уровня в жизни. Вам не кажется, что, когда мы даем молодежи возможность читать такого рода журналы, то мы тем самым взращиваем наше поколение абсолютно пустым?
Я думаю, что есть и то, и другое. С одной стороны, действительно, есть такая особенность глянцевой прессы, когда показывается витрина. Но на сегодняшний день, по крайней мере, вот мы делаем несколько глянцевых журналов, и в нашем портфеле есть, что называется, самого высокого уровня журналы типа журнала ELLE или журнала MARIE CLAIRE, где установки наших редакторов заключаются в том, чтобы показать не столько витрину жизни, а сколько реалии этой жизни. Потому что за витриной, за отфотошопленным, скажем так лицом любой звезды, всегда стоит реальная жизнь. И если мы более корректно порой поступаем по части съемки, то, если более внимательно посмотреть на те интервью, которые делаются, на репортажи в глянцевых журналах, они становятся все больше и больше с уклоном на то, чтобы показать реальную жизнь, реальные трудности, реальные проблемы, реальные переживания. Или у нас есть такой журнал Psychologies (Психология). Там всегда откровенные, очень такие сентиментальные и глубокие разговоры о том, что человек имеет внутри, за что он переживает, что его тревожит.
Я сейчас открою очень страшный секрет нашим нижегородцам. Виктору Михайловичу, вы не поверите, без всякого Photoshopa 53 года. Я думаю, что многие не поверят. Вот скажите, сколько часов в неделю вы тратите на изнурительные физические тренировки и есть ли какая-то уникальная диета, которая позволяет держать себя в тонусе?
Все зависит от того, нахожусь ли я в командировках или нет. Если я все время нахожусь в Москве, то я стараюсь 3-4 раза в неделю позаниматься спортом.
Час, полтора, два?
По субботам и воскресениям до 3-х часов.
Это приличная нагрузка. Мясо не едите, наверняка?
Мясо ем раз в неделю.
Строго по часам? Каждую среду или нет?
Нет, по субботам.
Очень хорошо. Свежевыжатые соки...
Да, свежевыжатые соки есть.
Рыбу, наверное, любите. Морскую, не речную?
Рыба желательно замороженная, можно и речную, но желательно замороженную.
Зелень, овощи?
Зелень, овощи, но тоже так, избирательно.
Вермишель, наверное, не едите?
Нет.
Рубрика "На острие": самые острые вопросы нижегородцев. Евгения Широва, Ленинский район: "Почему в СМИ сейчас почти нет самоцензуры? Мы скоро утонем в потоке насилия. Понятно, что спрос рождает предложение, но кто же у кого идет на поводу: СМИ у толпы или наоборот?"
Я думаю, что у СМИ есть самоцензура сегодня. Как раз это абсолютно необходимо, потому что на сегодняшний день СМИ, наиболее успешные, они позиционированы на определенную аудиторию. И всегда у любой из аудиторных групп есть свои ограничения. Поэтому вот эти предпочтения аудитории как раз являются самоцензурой для СМИ. Второе, конечно же, я бы в данном случае говорил о том, что СМИ сегодня в значительной степени работают на то, чтобы обслужить интересы своего читателя. Но наиболее успешные СМИ, особенно журналы, о которых мы говорим, журналы как формат - это всегда то медиа, которое ведет за собой. И получается, что здесь пока такая почти равная игра. Мы обслуживаем вас, читателей, хотим дать все, что бы вы хотели узнать в том или ином формате издания, так? Но в то же время мы всегда приоткрываем для вас что-то новое.
К чему можно стремиться и развиваться?
Да. Карьера? Пойдите за нами, мы можем показать на примере таком. Красота - пожалуйста. Мода - вот вам новый сезон. Спорт, здоровье - тоже можно почитать.
Олег Железнов, город Бор. Дмитрий Медведев призвал прекратить госфинансирование СМИ. Вам не кажется, что без поддержка половина изданий России просто закроются?
Я являюсь как раз сторонником того, чтобы прекратить финансирование СМИ.
Ну конечно же, представитель частного бизнеса, я все понимаю. Вы надеетесь, что ваши возможности расширяться.
Не думаю. Потому что я занимаюсь и занимался разными СМИ. Допустим, у вас в Нижнем Новгороде есть газета "Нижегородский рабочий" - когда-то мы эту газету поставили на ноги. Она закрывалась, превратилась вообще в листовку. Мы купили эту газету, сделали из нее современную ежедневную газету, потом она уже стала нам не совсем интересна, мы ее дальше продали. Но, тем не менее, сохранили ее для рынка.
Вот видите как тяжело. Даже в Нижнем Новгороде трудно сохранить газеты, а что, если мы берем какие-нибудь районные центры - город Бор, город Арзамас. Там еще не самая сложная ситуация. А если взять Краснобковский район, Уренский - там село, что там можно в газете разместить за деньги? Только козу продаю или какая корова отелилась.
Я думаю, что мы должны здесь все поделить по категориям. Есть категория национальных медиа, есть категория региональных медиа, есть категория районных медиа. Есть форма организации той самой помощи, о которой мы говорим. Все, что касается областного уровня, не должно никаким образом дотироваться.
Вообще?
Вообще. Это касается муниципального уровня или тематических изданий - например, детская тематика, тематика для инвалидов...
Спорт?
Нет, думаю, что спорт должен становиться полностью коммерческим изданием. Но здесь нужно просто образовать правильную форму через определенного типа некоммерческие партнерства.
Чтобы избежать прямого влияния на политику СМИ?
Я считаю, и то и другое. Потому что на сегодняшний день финансирование медиа, как ни странно, это дополнительный канал разнообразного рода коррупции, как бы это странно не звучало. Финансировать медиа, значит в том числе, и получать откат. Финансировать медиа под предлогом очень благородным и оказывать влияние на потенциального избирателя. Я считаю, что наша жизнь должна строиться на конкурентной основе и даже, если какому-то медиа, районной газете, оказывается поддержка, а она может оказываться, то это может делаться через, например, некоммерческое партнерство.
Некоммерческое партнерство дает какие-то гарантии. Мне кажется, что бизнесмены те, кто приходит во власть, предлагают то же что-то или нет?
Дело том, что сегодня бизнесмены вынуждены порой, потому что такие правила игры.
Хотя я думаю, что если сюда пригласить представителей органов власти, то они скажут немножко по-другому.
Конечно, у каждого своя позиция. Каждый кулик, у каждого свой шесток, известное дело. Мне думается, что у нас в свое время была форма на бывшем первом канале ОРТ, когда было общественное телевидение, а мы знаем, что есть подобная форма BBC. Мы помним, что пару лет назад Саркози сделал государственный телевизионный канал во Франции по подобной модели. Нам думается, что сама форма организации дотирования тоже должна поменяться для того, чтобы это было абсолютно понятно, прозрачно и хорошо организовано.
Вопросы читателей "Аргументы и факты", Нижний Новгород. Александра: "Сегодня многие узнают новости из интернета, с новостных сайтов, из блогов. Не боитесь, что печатные версии скоро вымрут?"
Это вопрос достаточно серьезный. И для издания, которое построено, прежде всего, на новостной основе, интернет представляет реальную угрозу, поскольку на сегодняшний день более быстрого средства массовой информации, более оперативного средства массовой информации, чем интернет нет.
Ну, кстати, и более дешевого с точки зрения затрат, наверное. Бумагу не надо, доставлять не надо.
Да. И с точки зрения производства этой информации.
А глянец?
С глянцем все достаточно неплохо.
Я просто спрашиваю вас как профессионала. Какая угроза просчитывается?
Да, мы угрозы подсчитываем. Я считаю, что угрозы, безусловно, существуют. Представьте себе: вы заходите в кафе и видите на стене копию картины Рембранта. Прекрасно, полюбовались. Не возникает у вас желание пойти в музей и увидеть подлинник? Точно также с журналом порой бывает.
Главное, чтобы я затратил не ровно столько времени, как пройдет между моим походом в кафе или ресторан, и когда я оригинал пойду смотреть.
Но, заметьте. Я вот опять буквально в один из прошедших уикендов столкнулся. Выставка Дали в Пушкинском - огромная очередь. Как только серьезное искусство появляется в Москве - классика, импрессионизм, сюрреализм - огромная очередь. Человеку хочется прикоснуться, увидеть нечто реальное, настоящее. Я не скажу, что в глянцевых журналах есть высокое искусство. Глянцевые журналы - это тоже нечто такое из категории медиа, что имеет высокое качество.
Продолжая тему интернета. У нас власти демонстрируют полную открытость. Медведев имеет немодерируемый блог, в Twitter пишет, губернатор Шанцев недавно отменил все премодерации у себя. А у вас, например, блога нет. Есть у вас, что скрывать, может быть?
Да нет. Мне нечего скрывать. Просто я считаю, что это нужно либо политикам, либо каким-то другим публичным людям, кому это может приносить пользу. Для меня это не приносит никакой пользы. Я человек в этом смысле прагматичный.
А время занимает. Это самая большая проблема.
Да, мне несколько раз предлагали стать блогером разного рода сайтов.
Деньги предлагали за это?
И даже деньги предлагали. Но я пока не вижу смысла в этом, потому что пока время слишком дорого для меня.
Я знаю, что вы совсем недавно стали читать в МГУ очень интересный курс. Называется он "Управление талантами". О чем идет речь и вообще, как правильно расставить людей на нужные места?
Вот вы уже до этого задавали мне вопрос относительно кадров. Эта проблема вообще извечная. Я к ней отношусь философски. И думаю, что если есть проблема, то мы должны решать ее сами и искать наиболее короткие пути и решения. В этой связи я являюсь сторонником теории, особенно для нашего бизнеса, что самый лучший способ решения кадровой проблемы это поиск, селекция и выращивание. Поэтому мы стараемся подбирать молодых, но желательно талантливых ребят и вместе с ними расти по ступенькам, сталкиваясь с различными проблемами, но, тем не менее, добиваться цели.
Как вы видите таланты? Глаза, ноги, руки, голос?
Это, действительно, очень тонкое дело. Обычно я лично стараюсь определить через некоторые такие специфические особенности человека, ну например, скорость его реакции, если мы берем бизнесмена, способность очень быстро глобально представить картину, способность очень быстро просчитать, способность очень быстро вообразить, сопоставить, проанализировать.
Но вы называете профессиональные качества. А ведь согласитесь, для того, чтобы работать в команде, нужны еще какие-то моральные моменты. На них вы обращаете внимание?
Безусловно. Дело в том, что если мы подбираем человека для работы в определенной команде, то должны представить себе, насколько он будет состоятелен в коллективе 50-ти человек, 20-ти человек, 30-ти. Но, что касается таланта, то это очень дело тонкое, особенно что касается творчества. В данном случае мы стараемся замечать самые-самые, я бы сказал, малые достижения, связанные с проявлением таланта: либо в том, как сфотографировано, либо в том, как написано, либо в том, как выполнена некая работа стилиста. Потому что, когда даже появляются некоторые крупицы, то из всего этого может вырастать реально талантливый человек.
Талантливый человек талантлив во всем?
Нет. Я считаю, то талантливые люди - самые сложные люди, особенно когда они находятся в организации.
То есть талант может стать их проблемой?
Это проблема компании обычно. Особенно в нашем бизнесе. Наш бизнес конвейерный, мы выпускаем с определенной периодичностью, все очень строго, очень четко, по графику, журнал за журналом, номер за номером. Люди, которые творят, они живут импульсами, они утомляются, и с этим нужно считаться.
Виктор Михайлович, рубрика "Формула успеха". Какова она, ваша формула успеха? Надо ее записать.
Не теряться в трудной ситуации и верить в себя.
Не мог не спросить. А какова самая трудная ситуация в вашей жизни?
Много трудных ситуаций было. Например, для меня трудной ситуацией был первый кризис в истории нашей современной России 1998 года. Для меня это был шок, я не понимал что это такое, когда мои зарубежные партнеры говорили: "Кризис, в один день все может совершенно поменяться. Мы только что пережили ситуацию в Азии, где девальвация валюты произошла. Причем твердая валюта все равно может рухнуть, может остановиться и так далее". И когда я это все увидел наяву, для меня это был серьезный шок. В течении недель двух был очень сложный период. А потом я как-то сориентировался и начал действовать.
Я знаю, что вы не безразличны к живописи. Что любите больше всего: классическое, русское, итальянское, голландское?
Я думаю, что это тоже в какой-то степени связано с самоощущением, саморазвитием. Когда у меня появилась возможность не только смотреть на живопись в музеях, но и покупать, я просто накинулся на русское искусство XVIII-XIX веков, начал собирать русских художников. Потом - фух, у меня уже все есть, мне это нравиться, я получаю от этого огромное удовольствие. Начал собирать экспонаты итальянской, голландской классики. А сейчас меня начинают интересовать постимрессионисты. И все когда это вместе я вижу, в одном месте одно, в другом месте второе, в третьем третье - это создает такую более целостную картину. Может, потому что мы живем эмоциями, в разные периоды мы обращаем внимание на разные вещи. Однажды нравиться одно, в другой момент другое.
Сами не картины не пишете?
Нет.
У нас для вас испытание - если правильно ответите, то получите книгу "Нижегородская книга рекордов и достижений", если неправильно, то стихи Галины Дядиной "Если я во сне летаю". Вы, кстати, летаете во сне?
Летаю.
Вопрос следующий: какая картина в музее долго висела вверх ногами? Есть четыре варианта ответа: "Черный квадрат" Казимира Малевича, "Каникулы" Гегеля Рене Магрит, "Лодка" Анри Матиса или "Склеп" Пабло Пикассо.
Да, я представляю себе эти картины. Конечно, заманчиво сказать про Малевича, это наиболее легкое решение. Но мне кажется, что в этом наборе есть подтекст, подвох. Я думаю, "Лодка" Анри Матиса.
Вы думаете, что лодку можно было перепутать?
Да.
Как же ее нужно было нарисовать, вы мне скажите.
Вот можно было.
В Нью-Йоркском музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матиса "Лодка". Только через 40 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. Нужно отметить, что ошибка работников музея вполне понятна: "Лодка" не относится к числу картин, которая с фотографической точностью отображает реальность. Правильно ответили. Не зря приехали в Нижний Новгород - книга "Нижегородская книга рекордов и достижений" Ваша.
Ну зрителям должны сказать, что здесь не было подставы.
Подставы не было. Зрители знают, у нас так редко выигрывают герои, поэтому все абсолютно честно. Спасибо за участие в программе, я передаю вопросы телезрителей, на которые мы не успели ответить, чтобы Вы ответили на них лично. Я желаю успехов, чтобы Ваша компания была не только в "Нижегородской книге рекордов и достижений", но и в российской. Успехов, всего самого доброго.
Вам спасибо.
Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по понедельникам в 23.10, повтор программы по пятницам в 10:40 мск. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по воскресеньям в 19:00 мск. и по понедельникам в 21:00 мск., на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по вторникам в 20.10 мск. Полная версия – на сайте информационного агентства "НТА-Приволжье".







Комментарии