Интервью начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Владимира Хохлова в авторской программе Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга"
Биография
Владимир Юлианович Хохлов родился 9 июля 1961 года в Пензе. С детства увлекаясь техникой и авиамоделированием, Владимир Хохлов поступил в Горьковский политехнический институт, на факультет радиофизики, по окончании которого пошел работать по распределению в НИИСС мастером цеха. В дальнейшем в разные годы Владимир Юлианович занимался предпринимательской деятельностью, возглавлял гостиничный комплекс "Октябрьский", руководил дилерскими центрами Renault и General Motors Corporation. В правительстве Нижегородской области Владимир Хохлов работает с 2006 года, сегодня возглавляет Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.
Владимир Юлианович женат, воспитал дочь.
Любит путешествовать, предпочитает активный отдых.
Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука".
Этот человек в своей жизни начинал с нуля 6 профессий – от изготовления измерительных приборов для оборонки до управления гостиницей. У нас в гостях руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Владимир Хохлов.
Владимир Юлианович, здравствуйте.
Здравствуйте, Роман.
Скажите честно, какая из Ваших профессий Вам нравится больше всего?
Вы знаете, всегда хорошо, когда человек получил профессию и занимается ей всю жизнь. Но иногда обстоятельства складываются так, что приходится менять сферу своей деятельности. Я не вижу здесь ничего плохого, потому что, на самом деле, не человек красит место, а место красит человека. Главное — надо постоянно совершенствовать свои знания, особенно сегодня, это достаточно доступно. Доступны дистанционные ресурсы, много разных программ, которые предлагают образовательные учреждения, поэтому не нужно лениться, а нужно иметь желание.
В начале 90-х, когда многие производства закрывались, Вы начали свое дело. При том, что в обществе к предпринимателям относились не только настороженно, но и осуждающе. Все мы знаем множество анекдотов про бизнесменов в малиновых пиджаках. А у Вас из-за бизнеса ни с кем из близких друзей отношений не испортилось?
Нет, наоборот, во время предпринимательской деятельности сложилась такая ситуация, что я приобрел много друзей, с которыми я общаюсь по сей день. Многие из них достаточно успешно работают в своем бизнесе.
То есть утверждение, что бизнес ссорит — ошибочно?
Опять же все зависит от людей. То есть, если люди хотят поссориться, они всегда найдут причину, как это сделать. Но, главное, найти способы как не поссориться. И если у людей есть такое желание, они всегда найдут точки соприкосновения, которые не позволят им стать в дальнейшем врагами.
90-е сейчас принято осуждать и вспоминать исключительно плохое – развал Союза, нехватку продуктов, чувство потерянности, а какие у Вас остались ощущения от того времени?
Да, такая проблема была. Каждая семья находила, конечно, возможность, просто к этому приходилось прилагать больше усилий, чем сейчас. Жалко тратить время понапрасну, стоять в очереди и купить несколько продуктов питания. На самом деле, жизнь шла также и не сильно она отличалась в то время. Также молодые люди ходили в кинотеатр, встречались, женились, рождались дети, заводили семьи. Поэтому такой отпечаток, который наложили 90-е годы, не является для меня каким-то негативным. Это часть моей жизни и я прожил ее достойно и с удовольствием.
В 2006 году, не имея опыта работы в лесном хозяйстве, Вы стали заместителем директора департамента лесного комплекса Нижегородской области. На Вас заслуженные лесники не косились?
Нет, не косились, потому что мы всегда находили общий язык, я много ездил, знакомился. Там работают хорошие люди, профессионалы своего дела, я у них многому научился.
Лес с детства любите?
В детстве, наверное, все любят сходить в лес, потому что лес - это природа и общение с миром. Это всегда необходимо человеку.
Однако, кроме того, что в лесу можно погулять, за лесом еще нужно ухаживать и смотреть.
Да, это очень большая ответственная работа. Работают там настоящие профессионалы и те люди, которые действительно любят лес.
Вы сегодня пришли без галстука. Неужели в правительстве Нижегородской области это поощряют?
Во-первых, я знал, что я иду на программу "Без галстука", поэтому, как исключение.
Хорошо. А вот на заседание правительства можно прийти без галстука?
Я считаю, что есть определенные правила, есть определенный этикет. Надо его придерживаться, если ты работаешь в правительстве.
А в пятницу? Вы такой суровый, что на работу ходите только в галстуке или послабления все-таки могут быть?
Я считаю, что на работу нужно ходить в костюме и галстуке, а вне работы я вот, например, люблю ходить в джинсах и джемпере.
А Ваше отношение к самому галстуку: как необходимость, или Вы любите галстуки, любите подбирать цвета или безразлично к этому относитесь?
Сказать, что я уж очень сильно люблю носить галстук, наверное, будет неправдой. Потому что я и без галстука чувствую себя достаточно комфортно. Но как у атрибута, у галстука достаточно эффектный и красивый вид. Если его правильно подобрать к костюму, к одежде, он будет украшать человека.
Советские девчонки и мальчишки, увлекавшиеся авиамоделированием, мастерили самолеты из подручных материалов: спичек, картона и пластилина, сегодня в магазине можно купить радиоуправляемую модель на любой вкус. Вы нынешним детям не завидуете?
Наверное, в чем-то завидую. Может быть, даже не в том, что все можно купить в магазине. А в том, что сами модели совершенно другие. Сегодня это радиоуправляемые модели, которые практически повторяют все фигуры высшего пилотажа. Если брать самолеты, то в мое время, когда мы занимались в кружках, таких возможностей не было, все было намного скромнее. И планеры мы делали сами, только покупали моторы. Собственно говоря, особого выбора не было. И управление было не радио, а приводное. Поэтому здесь, конечно, определенный прогресс в этой области идет на пользу, развивает наших детей.
Сами-то не балуетесь сейчас этим?
Сейчас уже нет.
А кому-то удалось привить любовь к этому или пока все на Вас осталось?
Все остановилось на мне. Потому что дочери было не интересно, конечно.
10 лет Вы управляли гостиницей, причем обучение проходили в Голландии. Раскройте секрет: почему в России при столь низком уровне сервиса такие высокие цены? Например, в 2011 году путешествующим по России в среднем приходилось отдавать около 4,7 тыс. рублей за ночь, проведенную в гостинице. Для сравнения в Германии аналогичный показатель всего 3,8 тыс. рублей.
Здесь ответ достаточно простой, потому что спрос выше, чем предложение. И только рынок может нормально отрегулировать.
У нас нет нормальных гостиниц, нет возможности выбора?
У нас мало гостиничных номеров, мало гостиниц.
Почему у нас много, например, торговых центров и люди ходят покупают. А гостиницы бизнесу не интересны или очень сложно продвигать этот бизнес, находить инвестиции?
Во-первых, это такой финансово емкий бизнес. Его нужно очень хорошо знать и изучить. Все-таки нужно понимать в каком городе строить отель, на какого клиента рассчитывать. Будет это турист или бизнес-клиент или вообще кто-то другой. Здесь много разных факторов, управление гостиничным хозяйством - достаточно сложная вещь. Нужно иметь большое профессиональное образование, большой опыт, базу, которая будет обучать персонал. Управлением гостиниц и занимаются операторы. Конечно, любому инвестору, который решит открыть этот бизнес, интересует, прежде всего вопрос, кто им будет управлять, потому что эффективно управлять не каждый может.
Как бы Вы по 5-ти балльной шкале оценили гостинцы Нижнего Новгорода?
Мне сейчас несколько сложно судить, потому что я уже более десяти лет этой темой не занимаюсь. Но, конечно, сегодня сервис совсем на другом уровне, нежели он находился ранее, в 90-х. Сейчас сервис достаточно стандартный, присутствует полный набор услуг. Другое дело, это сами гостиницы, сами номера. Это тоже играет роль, как и место расположения отеля. Здесь, скорее всего, чтобы рынок насытить, необходимо, чтобы появлялись новые гостиницы. Когда появится конкуренция, тогда на уровне будет сразу отрегулировано качество обслуживания, соответственно сразу отрегулируется и стоимость. Безусловно, она на сегодняшний день достаточно высокая, если сравнивать опять же с европейскими странами.
Если верить аналитикам ведущих аукционных домов Christie’s и Sotheby's, то современное искусство сегодня гораздо дороже, чем работы старых мастеров. Вы, кстати, коллекционируете картины нижегородских художников – это для Вас лишь инвестиции?
Нет. Коллекционировать, может быть, это громко сказано. Будем говорить так — я интересуюсь работами нижегородских художников, у меня есть несколько картин. Я не занимаюсь в прямом смысле собирательством и не нахожу для себя здесь никакой коммерческой составляющей. Просто мне нравятся работы. В основном мне нравятся 2 художника, хотя все работы интересные. Просто вот с Придановым Максимом Юрьевичем я знаком лично, познакомились мы давно, более десяти лет назад. Я слежу за его деятельностью. Он очень активно выставляется и в нашей стране, и за рубежом. Несколько картин мне понравились, я приобрел. Второй нижегородский художник тоже очень известный, Шихов Ким Иванович. Интерес к нему проявился давно, отец тоже давно собирает его картины, о нем я от отца впервые и узнал, более двадцати лет назад.
Сами-то картины не пишите?
Нет, никогда не пробовал. Но мне нравиться такое направление как пейзажи.
Сегодня многие увлекаются горными лыжами, а вот о лыжных прогулках почти что забыли. А Вы?
Я люблю просто зимние лыжные прогулки. При чем я не стараюсь получить какой-то результат по времени или по расстоянию, мне просто очень нравиться. Я катаюсь, как по лыжне так и без лыжни. В прошлом году я приобрел лыжи такого круизного плана, они немножко пошире, чем обычные, они позволяют мне, находясь даже на отдыхе в деревне, выехать прямо из калитки и для себя, для здоровья проехаться с удовольствием.
Рубрика "В центре внимания". Охрана культурного наследия. В мире, где города становятся похожи друг на друга, все более набирает обороты движение за сохранение культурного и исторического наследия. При этом Россия, в этом движении, отнюдь, не в лидерах, хотя обладает многовековой историей и богатой культурой. Скажите почему, например, в норвежском Ставангере, Норвегия, когда город начал застраиваться высотками, сохранили самую обычную рыбацкую деревню, а у нас не могут? Что мешает, чем мы хуже?
Почему, у нас есть музеи-заповедники в разных городах, где собственно и представлены такие памятники, характеризующие жизнь наших предков в XII, XIII, XV веках. Скажу, что достаточно развито такое направление как музей-заповедник, сегодня забота со стороны государства видна, отношение президента, когда формируется нормативная документация, начинают устанавливать границы этих музеев, где, как раз, и сохраняется такая заповедная зона, и территория полностью охраняется.
Насколько это интересно для иностранцев? Приезжают? Или Вы не чувствуете интереса к этой территории сейчас?
Есть интерес и со стороны наших гостей, которые приезжают не только из-за рубежа, но и из других городов. Конечно, что касается нашего музея-заповедника на Щелковском хуторе, то там есть над чем поработать. Все-таки, с 60-х годов как организовали этот музей, не было туда серьезных инвестиций. Инвестиции потребуются достаточно серьезные. Мы начали первые шаги, чтобы хотя бы эту проблему сдвинуть с мертвой точки. У нас на сегодняшний день разработана и концепция, разработан проект планировки зоны городской застройки. Поэтому, наверное, в ближайшем будущем работы, касающиеся этой территории, будут продолжаться.
Прогуливаясь по городу, невозможно не удивляться – часть памятников как с открыток сошла – ухоженные, свеженькие, например, Усадьба Рукавишниковых, на другие же без слез не взглянешь, например, ДК УВД в самом центре города. В чем причина такого неравенства – не до всех еще руки дошли?
Надо сказать, что до 2005 года работа по сохранению объектов культурного наследия финансировалась очень слабо. Разработка научно-проектной документации не велась почти совсем.
То есть, той документации, которая необходима для того, чтобы потом хоть какую-то строительную работы можно было бы проводить?
Совершенно верно. Только начиная с 2006 года, когда губернатором стал Валерий Павлинович Шанцев, сохранению культурного наследия стало уделяться большое внимание.
Наверное, многое к этому времени было уже утрачено?
Совершенно верно. Нельзя сразу объять необъятное. Конечно, нужно с чего-то начинать. До 2006 года даже не было управления как самостоятельного органа власти.
То есть этим никто не занимался?
Функции были в составе министерства культуры, было подразделение, которое этим занималось. По распоряжению губернатора правительство учредило орган государственной власти как самостоятельное юридическое лицо, которое теперь называется "Управление оп охране ветхого культурного наследия". Поэтому, конечно, мы начали с разработки закона, он был разработан в 2006 году об охране культурного наследия Нижегородской области, была тогда разработана концепция по сохранению, развитию и использованию культурного наследия, стали выделяться достаточно приличные деньги.
Вот Вы называете их приличными, а некоторые эксперты говорят, что рекордные деньги, некоторые говорят, что смешные деньги. Где все-таки истина, расскажите.
Я приведу цифры. До 2005 года по разработке научно-проектной документации. Так вот до 2005 года у нас было разработано всего 20 паспортов, которые собственно и являются основой всего. Даже сегодня зарегистрировать право собственности без паспорта невозможно... Федеральная служба регистрации вас не зарегистрирует. Сегодня у нас их разработано почти 800. То есть производительность увеличилась в десятки раз. По разработке границ зоны охраны и территории культурного наследия. Это единственный эффективный инструмент, который регулирует градостроительную деятельность на исторических территориях, где прописываются режимы содержания этих территорий, где прописывается градостроительный регламент. 6 границ было разработано, сегодня их почти 120, причем эти 120 границ охватывают значительно большее число памятников.
Но ведь это системная работа, которую видите Вы и отдельные эксперты-профессионалы. Она ведь не видна простым нижегородцам. Согласитесь, стоит старое здание, с которым ничего не происходит, и нижегородцы не могут увидеть эту проектную документацию.
Если бы этой проектной документации не было, нижегородцы увидели бы как раз массовый снос исторической застройки вплоть до утраты самих памятников.
Кстати сказать, скандалы все равно возникают. Кто за этим стоит?
Я считаю, что когда есть работа, тогда есть и критика. Нет работы – нечего и критиковать. Это хорошо, что есть люди, которые проявляют интерес к сохранению культурного наследия. Другое дело, что некоторые используют свои личные интересы, пытаются спекулировать этой темой. Вот здесь самое хорошее – это цифры, потому что если говорить непосредственно о финансировании самих работ по сохранению, то есть по ремонтно-восстановительным работам. За период с 2007 года, включая 2012 год, это больше миллиарда рублей. Такие шедевры, такие памятники как усадьба Рукавишникова, целое поколение выросло, не бывая в этом музее. Как можно изучать историю родного края, если ты даже не видишь достопримечательности? В 90-е годы, когда этот музей еще работал, я там часто бывал, будучи школьником, студентом. Мы практически наизусть знали экспозиции залов. И вот сейчас появилась такая возможность нижегородцам посетить эти коллекции. Мало того, отремонтировали совершенно уникальный интерьер — 3 года работали реставраторы, памятник был почти потерян, еще немного и мы потеряли бы шедевры, богатейшие интерьеры, которые сегодня радуют посетителей этого музея. Вот 150 памятников, в этом году мы запланировали еще 30. 30 памятников еще будет отремонтировано. То есть вот за этот период проводится ремонт почти 200 памятников.
С одной стороны, 200 — много, с другой стороны — все равно не достаточно, все равно критикуют. Почему так сложно привлечь частный бизнес и инвесторов – им неинтересно или Вы боитесь, что отдав в частные руки, от памятников вообще ничего не останется?
Не то и не другое. Мы не боимся брать деньги от инвесторов. Другое дело, что финансирование, например, из областного бюджета, не может идти на те объекты, которые не являются его собственностью. Значит, это будет нарушение законодательства.
Еще есть федеральные объекты, есть городские, то есть муниципальные.
Ответственность за состояние и проведение ремонтных работ несет собственник. Он эксплуатирует здание, он обязан находить все возможности для того, чтобы инвестировать и привести его в надлежащий вид. Есть различные категории объектов недвижимости, которые являются статусными. Если, например, взять Нижний Новгород, так как основное количество памятников находится здесь, так как это наш центр, на этой территории, на наших глазах, находятся на красных линиях. Собственно они и формируют весь вид градостроительного центра города. Из 760 памятников. Которые находятся на этой территории, 164 в хорошем состоянии, около 560 требуют мелкого ремонта, это постоянный плановый ремонт — покрасить фасад и местами отремонтировать штукатурку. Нельзя говорить о серьезной угрозе их утраты. А вот 56 домов находятся в очень плохом состоянии, фактически аварийном, и большинство из них — многоквартирные жилые дома. Вот это серьезный вопрос, большая проблема. Там несколько собственников, эти собственники не могут во время собрать средства, необходимые для ремонтно-реставрационных работ, домоуправляющая компания тоже не имеет достаточного количества средств, и тоже не могут провести каких-то серьезных работ за исключением латания дыр крыш. И вот здесь важна, наверное, либо поддержка государства, причем местный региональный бюджет, конечно, этого не вытянет, здесь поддержка должна быть на федеральном уровне. Потому что на сегодняшний день фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства, который призван бороться с ветхим жильем, он успешно работает уже несколько лет, но в отношении именно статусных домов он плохо действует, потому что памятник нельзя снести и на его месте что-то построить, здесь только полное проведение работ по реставрации. А деньги, которые направлялись на памятники из этого фонда, они в основном касались инженерных систем. Поэтому здесь, как я уже говорил, поддержку нужно оказывать на таком государственном уровне. Хотя есть решение вопроса и несколько другое. Можно продавать свою недвижимость тем, кто хочет, тем, кто может вложить деньги, потому что недвижимость в центре города все дорожает и дорожает. В этом плане ситуация будет работать на то, что улучшение может быть незначительным, но тем не менее постепенно будет приходить.
Рубрика "На острие" - самые острые вопросы нижегородцев. Семен, студент ННГАСУ: "За рубежом реставрации проводят раз в 10-20 лет, а у нас заново фасады перекрашивать можно хоть каждый год. Кто экономит на краске: чиновники или строители?".
Я хочу здесь сказать, что ситуация кардинально изменилась, прошло время, когда все реставрационные работы сводились к штукатурке фасадов, да еще мало того, неквалифицированными рабочими, совершенно не учитывались факторы какая штукатурка, какого типа.
Ушли от этого?
Да, сегодня от этого ушли. Если проводятся работы на памятнике, то это многоступенчатый контроль. Без разработанного проекта по любым работам, даже по ремонту фасада, управление не даст вам разрешение на проведение этих работ, поэтому нужно разработать проект, нужно провести экспертизу по этому проекту тремя независимыми, специально аккредитованными экспертами министерства культуры. В случае, если принимается положительное решение, то тогда управление даст вам разрешение на проведение уже непосредственно работ. Контроль будет многоступенчатый и со стороны авторов проекта, и со стороны управления.
Многоступенчатый контроль означает, что теперь каждый год не красят фасады или красят?
Нет. На сегодняшний момент те материалы, которые используются, качество работ, позволяют это делать гораздо реже. Хотя здесь есть некоторые моменты, которые связаны с возрастом памятника. Мы не можем красить памятник современными красками, которые более стойкие и долговечные, потому что вид у памятника станет как у нового дома. Поэтому приходится более качественно подбирать, существуют сегодня на мировом рынке новые материалы для реставрации, просто их нужно изучать, применять, пробовать. На нижегородском рынке все это есть.
Вопрос читателей "Аргументы и факты. Нижний Новгород". Жанна Левкова, Нижний Новгород: "Часто можно увидеть старинные дома – гнилушки гнилушками, но на них висит какая-нибудь памятная доска, что здесь родился сподвижник революции или что-то в этом духе. Разве на сохранение этого нужно тратить бюджетные деньги?"
Еще раз. Бюджетные деньги тратятся только на те памятники, здания, которые находятся в пользовании или собственности. Если в общем, собственник в любом случае должен отвечать за состояние своей собственности. Стоит ли тратить деньги — конечно, стоит. Это память и ее терять нельзя, потому что если мы ее потеряем, то, что тогда наши потомки будут знать о нас и о тех, кто в этом городе жил, чем этот город интересен и кому мы обязаны, что город стал таким прославленным, известным, где много хороших людей.
"Формула успеха". Есть различные жизненные правила, девизы, которым следуют люди. Многие успешные люди, например Рокфеллер, сознаются, что сил для преуспевания им придавали слова окружающих о том, что у них абсолютно ничего не получится, а Вы, начиная в своей жизни с нуля 6 профессий, каких жизненных правил придерживаетесь?
Во-первых, я считаю, что нужно всегда работать, надо всегда совершенствовать свои знания не только в той области, в которой вы работаете, но и в смежных областях. Чтобы работать эффективно, нужно поддерживать себя в хорошей физической форме. Ну и очень важно не бросать начатое на полпути, иначе все это скапливается и получается целый ком проблем.
В список всемирного наследия ЮНЕСКО сегодня входит 936 культурных и природных объектов мира, среди них такие жемчужины, как дворец Альгамбра в Испании или индийский Тадж-Махал. Кстати, какой памятник Вы считаете величайшим в истории?
Я над этим, наверное, не задумывался, потому что есть более или менее значимые. Для меня они все интересные. Конечно, есть такие известные памятники как Эйфелевая башня, все-таки это памятник инженерного искусства. Мне всегда импонировало обновление. Кстати, наш Нижний Новгород славиться тем, что у нас работал известный инженер Шухов, у нас сохранилось несколько памятников, связанных с этим временем. Сегодня мы проводим работу по включению Шуховских конструкций в список всемирного наследия.
Мы подошли к следующей рубрике. Если правильно ответите на наш вопрос, то получите "Нижегородскую книгу рекордов и достижений". Если ответите неправильно, то - "Прогулки с бабушкой". В 1821 году началась борьба греков за независимость от Османской империи. В одном из сражений греки осадили Акрополь. Что греческие войска посылали осажденным в Акрополе туркам в начале 19 века: свинец, провизию, оскорбления, лекарства.
Ну, посылать осажденным лекарства, наверное, противоестественно. Провизию если только отравленную, что вряд ли, слишком много яда нужно, чтобы всех накормить. Свинец не подходит, тогда были все-таки другие оружия. Поэтому скорее всего, оскорбления.
Ну что ж. Во время освободительной войны 1821—1827 годах Акрополь часто переходил из рук в руки то грекам, то туркам. В одном из сражений, когда греки осадили Акрополь у турок стали заканчиваться боеприпасы и они стали вскрывать колонны Парфенона, извлекать оттуда свинцовые скрепляющие элементы и резать на пули. Узнав об этом, греки сами послали противнику партию свинца, чтобы только не допустить разрушение памятника. А если бы Вы вдруг решили овладеть новой седьмой профессией и стали главнокомандующим армии, Вы бы в этой ситуации тоже свинец посылали или все-таки оскорблениями бы ограничились?
Когда идет великая битва, подходит и то, и другое.
Спасибо за участие в программе. Честно выигранная Вами книга "Прогулки с бабушкой". Я желаю Вам успехов, и самое главное, чтобы Ваша работа по сохранению того, что было создано нашими предками вызывала искреннее уважение и восхищение у нижегородцев и гостей нашего города.
Спасибо.
Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по средам в 22.50 мск., повтор программы по пятницам в 10:35 мск. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по воскресеньям в 19:00 мск. Полная версия – на сайте информационного агентства "НТА-Приволжье".




Комментарии