Интервью Народного артиста России Евгения Меньшова в авторской программе Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга"
Биография
Евгений Александрович Меньшов родился 19 ноября 1947 года в Горьком. В юности увлекался футболом, играл за горьковскую "Волгу". В 1971 году Евгений Александрович окончил Школу-студию МХАТ. Служил в Московском драматическом театре им. Н.В. Гоголя, сыграл более двух десятков ролей в кино.
На протяжении 18 лет с 1988 года Евгений Меньшов вместе с Ангелиной Вовк вел программу "Песня года".
С 2009 года является художественным руководителем кинокомпании "Изариус – фильм".
В 2005 году Евгению Меньшову было присвоено звание Народного артиста России. В 2007 награжден Орденом Почета.
Евгений Александрович женат, воспитал сына
Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Этот человек – коренной нижегородец, который всегда хотел в Москву, а сегодня он вновь в Нижнем. У нас в гостях Народный артист России, известный многим, кто хоть раз смотрел "Песню года", Евгений Меньшов. Евгений Александрович, здравствуйте. От столицы еще не устали?
Нет, от столицы не устал, потому что там настолько бурная, интересная и театральная, и киношная, и концертная, и телевизионная жизнь. Да и просто бурная жизнь.
От бурной жизни как раз и не хочется отдохнуть?
А Вы знаете, мы отдыхаем, мы отъезжаем из этого мегаполиса. Либо в Италию, либо в Нижний Новгород. Вы знаете, вот удивительно. Я не так часто бываю здесь, но когда приезжаю, у меня просто происходит какое-то отдохновение. Потому что начинаешь вспоминать детство, вспоминаешь юность, вспоминаешь театральное училище, своих друзей, товарищей, вспоминаешь своих педагогов замечательных, у которых мне довелось учиться.
Все-таки Родина, она питает.
Да, да, питает и дает что-то такое положительное, что хочется сюда все чаще и чаще ездить. И на подготовку к моему вечеру-концерту, который как Вы знаете, состоится 14 декабря в филармоническом зале им. Ростроповича, я приезжаю с огромным удовольствием.
В юности Вы болели футболом – мало того, играли за нашу "Волгу".
Да, это правда. За "Дубль-Волгу", когда она была в первой лиге. Тогда не было высшей лиги, тогда была первая лига.
Я знаю, что Вы хотели стать Пеле, а тренер Вас поставил вратарем. Так ли это?
Так, да. Потому что, когда я увидел матч, это был 1965 год. Даже не увидел, а услышал по радио, тогда сборная Бразилии, чемпионы мира приехали к нам в Советский Союз, и в Лужниках состоялся товарищеский матч. Тогда была очень сильная сборная страны, мы были, по-моему, чемпионами Европы в 1960 году, легендарные были мастера. Но Пеле, Гаринчи и вся остальная сборная, конечно, вызывала... и вот я, не отрываясь от радиоприемника, слушал прямой репортаж из Москвы, который вел великий Николай Николаевич Озеров. Помню, он говорит: "Вот, Пеле принимает мяч в центре поля, делает 2 шага к нашим воротам... посмотрим, что сделает этот легендарный футболист...гол!". Он за это время пульнул по воротам и Яшину в девятку вложил мяч. И вот это меня поразило. Как так можно, кудесник, волшебник! И мне захотелось стать таким же, быть кудесником.
А Вас в ворота поставили. Смирились с этой ролью?
Да, смирился. Потому что футбол это футбол. Это поражения, радость побед, это тренировки, какие-то новые города, потому что сборы, поездки. А мне-то было собственно 13-14 лет. В 15 лет я пошел и сдал форму, потому что мой мастер в нижегородском театральном училище легендарный Виталий Александрович Левский сказал: "Женя, выбирай. Или театр, или футбол". Я естественно выбрал театр. Но футбол остался моей любовью на всю жизнь. И даже могу сказать, что я чемпион мира по футболу среди команд... да, официально. Состоялся турнир — чемпионат мира по футболу среди команд актеров, музыкантов, то есть среди творческих людей, которые любят играть в футбол. Там было 16 команд, сильных. Но вот Бразилия, поразительно. Приехали музыканты, приехали художники, приехали творческие люди... Но Вы знаете, они так же играют как их легендарные футболисты. Это поразительно было. И вот финальный матч, когда мы с бразильцами в Новороссийске на центральном стадионе, кстати, показывала это "Россия 2", спортивный канал, в прямом эфире. Так получилось, что наш основной вратарь получил травму, и вот я как запасной встал на ворота. А счет был 3:2 в нашу пользу. Но видно было по ходу игры, что бразильцы решили взяться за дело и не дадут нам шанса, потому что они стали колотить с разных сторон, из разных положений. И меня поставили, поскольку наш вратарь сломал руку в прыжке при броске, неудачно приземлился. И вот тут, когда меня увидели бразильцы, они поняли, что они будут чемпионами мира, а наши заскучали. Но, тем не менее, камера зафиксировала 3 броска моих, а один мяч я вытащил, когда бразильцу, он стоял в районе 11-метровой отметки, подали мяч, и он спиной стоя к воротам, через себя бил. Какой-то тоже художник, я не знаю, композитор.
Какая спортивная нация.
Нет, потрясающе. Она футбольно-спортивная. А я этот мяч все-таки отразил. И мы победили со счетом 3:2. И нам вручили золотые медали чемпионов мира. Так что...
Мои поздравления.
Спасибо большое.
Ваш сын учится на врача. Не жалеете, что актерской династии не получилось? Или, слава Богу?
Вы знаете, я не скажу, что это, слава Богу, или жалею. Нет, я не жалею. Мне хотелось видеть его человеком, увлеченным своей профессией. И не важно, какая профессия, кем он будет. И то, что он будет врачом-стоматологом, и это ему нравится, это очень важно. Потому что он у меня год учился в Московском государственном университете на факультете японского языка и просто сбежал оттуда. Папа 3 месяца вообще не знал, думал, что он учится, а он где-то бегал.
Папа, наверное, просто очень много работал, у меня такое ощущение.
Ну, я понимал, что уже практически взрослый сын, должен все понимать, отвечать за свою жизнь и за свои поступки тоже. И вдруг... Меня это сильно огорчило. Потом он вдруг увлекся фотографией, начал снимать, делать очень хорошие снимки. И он решил стать кинооператором. Папа приложил некие усилия, и его взяли в подготовительную группу. И через 2 месяца папа узнает, что он тоже туда не ходит. Но как ни странно, когда он поступил в медицинское учебное заведение, он стал учиться. И вот эта кропотливая работа, вырезание и выпиливание, ему очень нравится. Он получает удовольствие.
Рубрика "Короткие вопросы, короткие ответы". Говорят, что быт убивает любовь и романтику. Я понимаю, если мужчины дома пылесосят – все же для женщины это тяжеловато, но как Вас супруга умудрилась заставить посуду мыть?
Она не заставляет. Я просто, когда вижу, что на кухне в мойке посуда, я мою посуду и за себя, и за супругу. Мне нравится видеть дом чистым, мне нравится, чтобы на кухне все было аккуратно. Мне, поверьте, не скажу, что доставляет огромное удовольствие, но я это делаю охотно.
Говорят, что Вы еще капусту солите в зависимости от фазы луны.
Да, это совершенно точно.
Я знаю, что сажать растения надо на растущей луне, неужели так же и с капустой?
Да, растущая луна. Но это буквально каких-то несколько дней, когда она переходит из фазы неполной луны в полную. Там 3 каких-то дня. И капусты нужен определенный сорт — сорт "Слава". И терка нужна не обычная, мы с Олей купили такую специальную терку, когда капуста нарезается длинными тонкими ломтиками. Солим мы в определенных пропорциях.
Вы ее продаете, отдаете друзьям?
Нет. Ну, если уж будет плохо в жизни, то будем продавать. Но пока, слава Богу, только для себя. Потому что она получается хрустящей, вкусной, удивительно ароматной. Тем более мы еще в прошлом году использовали новую технологию. Мы ее квасили в толстом полиэтилене. Такой мешок, мы там ее закрыли. Во-первых, она так долго хранится и не плесневеет. Очень долго держится такая капуста. Мы ее и на стол с лучком, с растительным маслом употребляем, и как гарнир она идет. Мы из этой капусты делаем кислые щи тоже, которые я очень люблю, а Оля их замечательно готовит. Она вообще замечательно готовит, тем более, она до того, как стала моделью и телеведущей, закончила Плехановский институт.
Известные люди традиционно предпочитают сводить к минимуму общение с журналистами. А как у Вас с доверием к журналистам?
Я не считаю, что так должно быть, потому что публичные люди должны нести крест публичности. Они должны уважать одну из древнейших профессий.
Одну из древнейших. Это Вы …
Нет, нет, нет. С журналистами надо общаться, конечно. Другое дело, я с этим столкнулся, что такими нечестными приемами они пытаются выбить согласие на участие в той или иной программе, а потом выясняется, что цель у них была совершенно другая. Я просто потом ограничил общение с этим каналом телевизионным, федеральным. Просто категорически не соглашаюсь там сниматься.
На одном из сайтов поклонница так прокомментировала Вашу биографию: "Меньшов – большой умница. Только "Песня года" его испортила". Признавайтесь, как испортила? Звездную болезнь подхватили или вредные привычки приобрели?
Я не знаю, насколько меня испортила "Песня года", но она дала мне пережить очень сложный период в жизни страны. Вот эти вот ужасные 1990-е годы. Я не заметил, как это прошло. Я понимал, чем жила в тот момент страна, какая ломка происходила, сколько было проблем. Тем не менее, это был популярный телевизионный фестиваль с самым большим рейтингом. Вся страна каждый год ждала этого финального концерта, садилась за стол 1 января и ждала свои любимые песни. И вот эти практически 20 лет, которые мы с Ангелиной Вовк вели этот фестиваль, эти годы были золотыми для "Песни года". Не потому, что мы вели. А потому что были замечательные композиторы, замечательные исполнители. Я могу назвать просто целую плеяду этих композиторов отечественных, начиная с мэтров и кончая молодыми, которые писали прекрасные песни. Это было для нашего народа большим праздником.
Сейчас на тренингах по лидерству советуют перед публичным выступлением делать гимнастику, которую применяют артисты перед спектаклями - корчить рожи зеркалу. Вы чем-нибудь занимаетесь, чтобы подготовиться к публичному выступлению, концерту?
Корчить рожу, это вряд ли. Этого не надо делать, это перебор. Даже у нас и в училище, и в школе-студии МХАТ, которую я закончил, и в кино боролись с этим, чтобы актер не хлопотал лицом. Понимаете, это считалось дурным тоном. Но разминку своего речевого аппарата я обязательно делаю.
А что это за упражнения такие? Можно ли нам заглянуть за кулисы, скажем так?
Я стою перед зеркалом и начинаю разрабатывать свой аппарат. (Показывает)
Я думаю, что у большинства нижегородцев, которые нас смотрят, так не получится.
Не получится. Так надо постоянно делать. Вы знаете, удивительная вещь. Буквально 3-4 минуты этого упражнения, и ты уже совершенно по-другому говоришь эти сложнейшие текст и речевые обороты. Так что это очень помогает.
"Как вновь поднять нашу культуру?". Этот вопрос задают очень многие. Часто можно услышать жалобу на обилие насилия в кино и на телевидении. Я думаю, у вас тоже есть претензии.
У меня есть очень большие претензии по этому поводу. Оля баллотировалась в прошлом году в депутаты "Единой России". И мы вместе создали программу о культуре и о том состоянии, в котором она находится. Это и кино, и телевидение, в первую очередь, театр, музейное дело и так далее. Мы все это взяли и написали программу, где основные постулаты, что нужно сделать, чтобы выйти из этого состояния. Мы не только находимся на нефте- и газозависимости. Но мы еще находимся в зависимости, я имею ввиду в культурном пространстве - мы полностью зависим от американского кино.
Вы предлагаете как в Северной Корее, отказаться от иностранных фильмов?
Нет-нет. Я хочу сделать, и Оля это предлагала на своих прймериз и заслуживала аплодисменты, сделать квотирование, как это сделали во Франции — 30 на 70% или 40 на 60%. И они прекрасно снимают свое кино и также пускают в числе этих 40% иностранного кинематографа хорошее американское, испанское, греческое и китайское кино. Но хорошее. Ведь не секрет, что у нас 98% американского кино, из них 76% класса "В", то есть отстой. Понимаете, американское кино хорошее со своей современной супертехнологией. Я с этим столкнулся, когда в 1984 году снимался в американском фильме "Петр Великий". Я играл там ни больше ни меньше Федора Апраксина — ближайшего сподвижника Петра. Петра играл Максимилиан Шелл, Ромадановского играл Омар Шариф, дважды оскароносец.
То есть нельзя нам все время воспитываться только на американских фильмах?
Конечно. Понимаете, новое поколение, молодежь подражает уже этой американской жизни, которая существует на экране. А это же тоже не настоящая американская жизнь. Это Голливуд, фантазия, совершенно выдуманная история.
Хорошо. А вот советские фильмы. Ваше предложение, насколько я знаю, было перестать тратить деньги на раскрашивание старых черно-белых советских фильмов. А может, как раз разукрашивание подтянуло бы молодежь, может, они больше внимания обратили бы на эти старые советские фильмы?
Нет. Дело все в том, что разукрашивание старых советских фильмов, которые были в черно-белом варианте... тогда не было таких технологий, не было цветной пленки. А вот почему разукрасили фильм "Семнадцать мгновений весны". Это же было осознанное решение Леозновой. Это значит, мы вторгаемся в ее авторские творческие фантазии. И мы нарушаем это. Так что здесь надо быть очень-очень осторожным. Может быть, "Волгу-Волгу" и можно разукрасить, но "Семнадцать мгновений весны" не надо. Не надо трогать черно-белый аскетичный вариант, в этом есть важный смысл и стиль фильма.
Вы оптимистичны по поводу будущего нашего кинематографа, телевидения? Или Вы полны пессимизма?
Нет. Я не полон пессимизма. Я оптимист. Потому что я вижу, что вокруг меня, вокруг нас очень много талантливых молодых людей, актеров, режиссеров, драматургов, сценаристов. То есть наша земля не оскудевает, она рожает и выдает нам очень талантливых людей. Но мы должны очень бережно относиться к этим талантам, их очень легко загубить этими мыльными сериалами, которые мы штампуем. Актеры на этих мыльных сериалах не растут актерски. Мы гробим их. Я понимаю, что им надо зарабатывать деньги и кормить семью, но к этому надо относиться осторожно. Потому что можно все очень быстро растратить.
Рубрика "На острие". Самые острые вопросы нижегородцев. Денис, студент "Нижний сейчас становится гастрольным центром: кто только к нам не приезжает. Но скажите, почему билеты на концерт зарубежных звезд зачастую стоят дешевле, чем отечественных. Например, сходить на британских рокеров Garbage до 3,5 тыс. рублей, а на наших отечественных Би-2 до 4,5 тыс. рублей. Наша жадность границ не знает?
Я думаю, что дело не столько в жадности, а в том, сколько стоит выступление на круг, то есть вся организационная часть, чтобы покрыть затраты на декорации, рекламу. Ведь не секрет, что на телевидении, на радио реклама стоит бешеных денег, неадекватных. И это все закладывается в цену билета. Вот почему. Леонтьев выдал шоу грандиозное в Кремлевском дворце, и я понимаю, сколько это стоило. Если у тебя нет спонсоров, даже не просто спонсоров, а богатых спонсоров, которые могли бы помочь в этом плане, то шоу ты никогда не сделаешь.
Кстати, у Вас в декабре в Нижнем также состоится концерт – у Вас дорогие билеты?
Нет, недорогие. Потому что я все-таки люблю свою родину.
Почему гастроли начинаете именно в Нижнем? Нижний круче Москвы и Санкт-Петербурга?
Совершенно верно, потому что это город, в котором я родился, вырос, где я учился и получил профессию. Это моя благодарность.
Что ждет зрителей?
Зрителей ждет много неожиданностей. Они увидят меня совершенно в ином качестве. Потому что недавно на юбилее Иосифа Давыдовича Кобзона я вышел на сцену и спел для него песню, известную песню, которую исполнял замечательный актер и певец Владимир Трошин. И когда я уже сходил со сцены, ко мне подбежал известный композитор Слава Добрынин и сказал: "Слушай, почему ты 20 лет вел песню, а не пел? Тебе надо было петь". И он придал мне какой-то импульс. И я записал 14 песен из золотого фонда отечественной песни. Я буду читать Пушкина, юмористические рассказы Зощенко, Чехова. Я буду много рассказывать и шутить. Я думаю, что это будет легко и весело.
Нижний изменился за последнее время? Какое впечатление у Вас от современного Нижнего Новгорода?
Вы знаете, я могу сравнивать его только с Москвой. Почему? Берем Москву как эталон российских городов. Там действительно стали улицы чистыми, там действительно красиво, там очень большое внимание уделяют состоянию города. Здесь администрации очень сложно, потому что все упирается опять в деньги. Но мне кажется, что к 2018 году, моему родному Нижнему сделали подарок, сюда пойдут большие деньги, город начнет хорошеть и преображаться. Я уверен, что мы увидим другой Нижний.
Вопрос от читателей "Аргументы и факты, Нижний Новгород". Елена Прокофьевна Триглазова, Нижний Новгород: "Не кажется ли вам, что в кино вы могли бы сделать больше? Все ваши работы - яркие и запоминающиеся, но почему ролей так мало и большинство из них эпизодические? Не жалеете, что роман с кино у Вас не сказать, чтобы был бурным?"
Дело в том, что здесь есть неточность. У меня эпизодических ролей практически нет. Ну, первая картина "А зори здесь тихие", там эпизодик, где молодые студенты приезжают на место событий, которые происходили 30 лет назад. Я очень тщательно всегда выбирал те картины, в которых мне предлагали сниматься, и те роли, в которых мне предлагали работать. Потом большая загруженность в театре. Я был одним из ведущих актеров театра им. Гоголя и порой играл по 30 спектаклей в месяц. Причем тяжелейших — "Дуэль" Чехова, "Декамерон", где я играл за спектакль 8 ролей. Много было всего. Меня иногда утверждали на роли, а театр не отпускал. Допустим, в фильме "Люди на болоте" я был уже утвержден Виктором Туровым на роль, которую играл Боря Невзоров и потом получил государственную премию. Меня не отпустил театр с гастролей в Ижевске, хотя я уже должен был вылетать на съемки в Белоруссию.
Как крепостной получается.
Да, так и получалось. Потом случай был с Олегом Янковским в картине "Влюблен по собственному желанию". Микоэлян меня утвердил на эту роль. Я поехал на гастроли, и нужно было в театре подписать письмо, чтобы согласовать график. Главный режиссер меня отпустил. Он сказал: "Мне что, театр закрывать?".
Хорошо, когда есть такая востребованность?
Это замечательно. Но упускать такие роли, такие возможности... Вы знаете, очень жалею, что так получилось.
Ваша формула успеха, какому правилу Вы следуете по жизни?
Делай, что должен, и будь, что будет.
Мы подошли к финалу. Если Вы правильно ответите, получите "Нижегородскую книгу рекордов и достижений", если неправильно, то "Прогулки с бабушкой". Но сначала вопрос. Футболом Вы сейчас болеете в основном сидя на диване перед экраном телевизора, или все же на поле-то выходите?
Нет, сейчас я не играю. А болеть, конечно, болею. Но, к сожалению, наши футболисты, в частности, сборная не показывали в последние годы такой достойной игры, когда можно было бы ходить на стадион. Поэтому болею на диване.
Ну не будем грустном. Что однажды спровоцировал футбольный матч? Варианты ответа: массовую истерию, войну, финансовый кризис, эпидемию гриппа.
Так предполагаю, что войну, потому что Гандурас и Сальвадор 2 небольшие страны, но там живут очень темпераментные люди, в том числе и в правительствах. Я думаю, что на этой почве могли бы и повоевать друг с другом.
Поражение сборной Гондураса от сборной Сальвадора в матчах плей-офф отборочного этапа Чемпионата мира по футболу, спровоцировавшее массовые беспорядки в обеих странах, стало непосредственным поводом шестидневной войны между этими странами, начавшейся 14 июля 1969 года. И хотя причины войны носили территориальный и экономический характер, этот конфликт вошел в историю под названием "футбольной войны". Кстати, мирный договор между странами был подписан только через 10 лет после окончания войны.
Замечательно, как я угадал.
Спасибо Вам за участие в программе. Успешного Вам концерта, любви и уважения огромного количества людей, которые вас знают.
Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по средам в 23:15 мск., повтор программы по пятницам в 10:35 мск. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по воскресеньям в 19:00 мск. Полная версия – на сайте информационного агентства "НТА-Приволжье".
Регион: Н. Новгород






Комментарии