Реклама
Общество

Интервью уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области Надежды Отделкиной в авторской программе Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга"

Надежда Отделкина: "Труд отца как-то в нашей общественной жизни умалчивается"

Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Этот человек, выбирал самый романтичный вуз, самую сложную для поступления специальность с самым высоким конкурсом, и поступил без проблем, однако отучившись посвятил жизнь другой профессии – общественной работе. У нас в гостях уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Надежда Отделкина. Надежда Тимофеевна, здравствуйте.

Здравствуйте.

Как же так выбирали-выбирали и вдруг, получается, мимо попали?

Я не думаю, что попала мимо, потому что если душа стремилась к романтике, то общественная работа лежит где-то в одной плоскости. Поскольку действительно, проводя много времени на студенческой практике, в наших различных экскурсионных походах, потому что гидрологическая практика и практика на русловой изыскательской практике привлекали очень много возможностей для какой-то общественной работы, для знакомства с людьми, для решения каких-то человеческих проблем. Я думаю, что это лежит в плоскости активности человека.

Если бы еще раз приходилось принимать решение в жизни, Вы бы выбрали тот же самый вуз?

Тот же самый, потому что именно выбор профессии, выбор вуза позволил мне построить счастливую семейную жизнь.

И это самое главное.

И в этом самое главное.

Надежда Тимофеевна Отделкина родилась 2 мая 1958 года в поселке Старобочаты Кемеровской области.

Вы родились 2 мая. В этот день также родились российская императрица Екатерина II, дирижер, Народный артист России Валерий Гергиев и английский писатель Джером Клапка Джером. А кто из этих людей Вам наиболее близок и почему?

Гергиев.

Гергиев. Однозначно?

Однозначно. Потому что, скажем так, любовь к своей профессии, страсть с которой он это все выражает и, наверное, умение организовать такой замечательный коллектив, который сегодня олицетворяет наше могущество в искусстве, создает шедевры. Он мне близок по душе, потому что это прекрасно дарить людям радость.

Родители назвали будущего знаменитого дирижера Валерия Гергиева в честь прославленного воздушного аса Валерия Чкалова, словно предсказав поистине "взлетную, головокружительную" карьеру своего сына. О его неиссякаемой энергии, нечеловеческой выносливости и умении делать множество дел одновременно, ходят легенды. Я знаю, что учась в вузе, Вы подрабатывали по ночам в городской больнице, были при этом лаборантом на кафедрах в университете, еще и общественной работой занимались. Кем Вы себя тогда ощущали: белкой в колесе, загнанной лошадью или человеком, умеющим делать сотню вещей одновременно?

Нет, я, во-первых, всегда ощущала себя полезным человеком и это по жизни вообще, наверное, главное мое событие и главное предназначение в жизни — быть полезным. И для меня крайне важно было, с одной стороны, понятно, что мы воспитывались в тех условиях, когда нужно было и помогать себе самим и у нас на курсе практически каждый второй подрабатывал.

То есть, это было нормально.

Это было нормально. Тем более наша группа была сформирована из ребят из рабочих поселков и сельской местности. Очень мало было городских ребят из Новосибирска, которые жили в несколько иных условиях. Мы жили в общежитии, жили очень дружно. Понятно, что не на все хватало денег с точки зрения обеспечения своей жизни и это не считалось чем-то зазорным, это не считалось каким-то неприятным событием — идти и подрабатывать.

На лекциях-то спали, наверное, после таких подработок.

Всякое бывало, но, во-первых, если мы подрабатывали в городской больнице ночными санитарками и сиделками, то это, конечно, было не каждый день, смены были положены 2 раза в неделю, иногда 1 день выпадал на выходные.

Но ведь тяжелая работа?

Эта была тяжелая, но интересная работа. Для меня это, может быть, был первый опыт профессиональной работы. Потому что работа в студенческих отрядах была немножко игрой и каким-то коллективным творчеством, а вот работа по профессии, пусть даже такой малоквалифицированной, для меня сформулировала очень важные отношения в трудовом коллективе. И самое главное — я увидела насколько важна командная профессиональная работа пусть даже в отдельно взятом отделении, где рождаются наши маленькие ребятишечки, потому что я именно в этом отделении работала и иногда даже выполняла иную работу, которую нужно было вовремя помочь сделать медсестре. И для меня еще было очень важно общение с молодыми мамами. Это было настолько интересно, настолько увлекательно видеть их маленьких малышей, появляющихся в жизнь, входящих в эту жизнь. И мой куратор, скажем так, старшая медсестра Ашхена Григорьевна, до сих пор помню эту женщину, она так много дала мне, может быть от того, что я рано потеряла маму, но она дала мне так много тепла и доброты. И для меня работа в больнице была хорошим этапом вообще в становлении личности.

Надежда Отделкина окончила Новосибирский институт инженеров водного транспорта и Нижегородский государственный университет им.Лобачевского факультет юриспруденции. В течение 10 лет Надежда Тимофеевна была на комсомольской работе, где прошла путь от секретаря первичной комсомольской организации института до комиссара Областного штаба студенческих отрядов Горьковского Обкома ВЛКСМ.

В детстве Вы были очень активным ребенком с недюжинными организаторскими способностями: регулярно сколачивали бригады в помощь пожилым, для строительства детской площадки, самодеятельных концертов. А по утрам Вы всей улице устраивали побудку, играя на горне.

Было такое, да.

Вам такая активность не выходила боком? Ругали?

Ну, нет. Мне как-то доверяли. Я средний ребенок в семье, у меня 3 сестры, и как-то родители, особенно папа, доверяли мне. Я очень уважительно относилась к отцу, даже больше чем к маме, потому что его слово для меня было очень весомым и доверие отца во многом сыграло на такую активную мою юность, потому что мне доверяли и говорили: "Ты только, самое главное, не забывай покушать", потому что иногда...

Забывали?

Забывала. У нас на улице было много многодетных семей и, вообще, многодетность тогда была нормой, трое это был минимум, а в основном это было 4-5 детей. И рядышком было много семей, где было по 6-7 детей.

То есть, кормили Вас там неплохо, я так понял.

Да. И для меня это был праздник, если меня приглашали за стол в многодетной семье, потому что все там было очень вкусно. И то, что мама многодетной семьи готовила это было каким-то шедевром.

С 1992 года Надежда Отделкина работала в департаменте образования и науки, министерстве образования Нижегородской области. В 2002 года перешла в министерство труда и социальной защиты Нижегородской области.

С 2009 по 2013 годы Надежда Тимофеевна была заместителем министра социальной политики Нижегородской области.

С 2013 года является Уполномоченным по правам ребенка в Нижегородской области.

Надежда Тимофеевна замужем, вырастила двух дочерей.

В свободное время увлекается катанием на лыжах и любит петь.

Я знаю, что с рождением второй дочери у Вас связаны сразу несколько событий – в тот же день Ваш супруг защитил диссертацию, и Вам дали ордер на получение квартиры.

Да, это произошло 30 июня 1990 года. Действительно, с утра мы отправились в роддом №6 для того, чтобы...

Это он там готовился к защите, да?

Да. А в 2 часа у Николая состоялась защита и вечером ребята позвонили с работы, поздравили и объявили о том, что принято решение о выделении мне 3-комнатной квартиры.

Знаете, предприимчивые американцы сразу бы решили написать книгу о том, как притягивать успех. А Вы готовы поделиться своим секретом?

Вы знаете, я думаю, что никогда нельзя отчаиваться и надо всегда мечтать и верить. Вот это тоже правило в моей жизни, я об этом всегда говорю своим дочерям, той молодежи с которой работаю и, вообще, всем, кто рядом со мной. Потому что никогда не надо отчаиваться, надо всегда верить в успех, надо уметь мечтать о хорошем и тогда все сбудется.

Я догадываюсь, что галстуков Вы не носите. Хотя я хочу задать Вам вопрос про галстук, к которому Вы долгое время имели прямое отношение. Речь о пионерском галстуке. Кстати не самые хорошие пионеры часто использовали его вместо носового платка или для чистки обуви. А Вас он выручал в сложных ситуациях?

Вы знаете, об этом даже и мысли не было, для меня пионерский галстук это был настоящий символ. Я, вообще, росла с очень большой верой в то, что происходит со мной, это и октябрятское звено, и пионерская организация, и комсомол, и я каждое утро обязательно сама стирала и гладила пионерский галстук. У меня каждый день был выглаженный хороший галстук. Ну, не знаю, мне казалось, что это даже какая-то моя защита и мне даже казалось, что я красивая в этом галстуке, как-то лучше выгляжу. Он как-то создавал для меня ощущение красоты, надежности и веры. И все мы, пионеры, были искренни в своих чувствах, это действительно так.

Вообще, это удивительно. Если посмотреть названия праздников, то в России есть День пожилого человека, День инвалидов, но День защиты детей. Получается только детей надо защищать, а остальные, и пожилые, и инвалиды сами за себя постоят?

Да нет. Ведь у нас в России есть такая прекрасная система - система социальной защиты населения, она все предусматривает в комплексе. Ведь если рассуждать серьезно о защите человека, то сегодня ведь есть очень много институтов в органах власти, местного самоуправления и в общественных структурах, как раз рассматривают в рамках своей компетенции защиту прав людей с точки зрения народного права и действующего законодательства. Здесь очень важно понимать степень своего участия в этой защите, а праздники, конечно, должны привлекать внимание к проблемам и вызывать обсуждение, в том числе и с гражданским обществом, каких-то проблем, вопросов. Важно и умение принять правильные управленческие решения, умение обсудить какие-то узкие места, которые действительно с точки зрения защиты прав у нас сегодня не совсем хороши. Это, на мой взгляд, очень важно.

По поводу детей. Многие родители считают, что для того, чтобы оградить детей от пагубных привычек, нужно применить ремень, мол, в наших российских условиях это во благо. А Вы поддерживаете такую позицию родителей?

Сегодня я не поддерживаю.

То есть, без ремня.

Без ремня.

А своих дочерей Вы как воспитывали?

У нас в этом отношении очень терпеливый папа и если даже мне что-то не нравится в поведение дочерей, то он очень быстро включался и его терпение и такт делали намного больше, чем какие-то крики.

Вы знаете, сейчас часто говорят про европейский опыт, а вот в Англии применять розги, ремень или линейку для наказания детей запретили лишь в 2004 году. А вот легкие шлепки можно делать до сих пор. Что же получается, англичане своих детей не любят?

Я не думаю, что они не любят собственных детей. Очевидно, это рассматривается как элемент воспитания. Мы все-таки идем по пути профилактики жестокого обращения и, на мой взгляд, вот эти полумеры — разрешить шлепок, но не разрешить что-то более жесткое...

То есть, не все видят меру. Так же как с алкоголем за рулем, собственно говоря.

Конечно, конечно. И поэтому кто оценит...

Легкий это был шлепок или до сотрясения мозга.

...тот риск удара рукой и психологические последствия для ребенка. Потому что мы, сегодня в регионе очень системно занимаемся этой проблемой. И министерство образования, и министерство социальной политики и здравоохранения — у них очень хорошие сегодня действуют программы по профилактике жестокого обращения. Телефоны доверия, работа специальных служб сопровождения показывают сегодня насколько это для ребенка не только стрессовая ситуация, но и пагубное влияние на длительный период от которого могут возникнуть риски в развитие личности ребенка.

Уполномоченный по правам детей Павел Астахов, по мнению некоторых людей, достаточно одиозная личность, высказывания которого моментально цитируются, а приездов в регион побаиваются многие губернаторы. Но в последний раз, когда Астахов был в Нижегородской области и встречался с Шанцевым, он был какой-то умиротворенный и доброжелательный. Чем местные власти его умаслили?

Вы знаете, во-первых, здесь я думаю, само отношение региона к его поручениям было ответственным. Это тоже очень важно, потому что все, что проговаривалось с губернатором в решении проблем многодетных семей, проблем по обеспечению семей лекарствами, было не просто выполнено, но взято на контроль и в системе решались и иные вопросы. Я знаю, что в отношении многодетной семьи Потрешевич на Автозаводе подключалась социальная защита и очень много было сделано для обустройства семьи, подключались и иные службы, которые решали коммунальные...

То есть, была нестандартная отработка ситуации.

Да. Там же было очень много вопросов, которые были связаны и с решением иных вопросов, как мы говорим, жизнеобеспечения семьи. И вот мне кажется сам факт того, что он приехал и увидел, что не готовясь к приезду что-то быстро выполняли, а действительно шло выделение достаточно приличных сумм из резервного фонда губернатора на обеспечение необходимым лекарством дочери Алины Сулеймановой, многодетная семья была просто очень довольна той ситуацией в которой она находилась. Это, во-первых. И, во-вторых, я хотела бы подчеркнуть, что мы, правильно готовясь к приему Астахова, составили программу его визита не только исходя из посещения детских учреждений для детей-сирот и детей в трудной жизненной ситуации. Мы также показали очень перспективные стратегические развивающие программы на примере отдельно взятого муниципального образования, городского округа Бор, которые как раз работают на профилактику многих асоциальных явлений: программы для молодых специалистов по обеспечению жильем, ФОК, семейный детский сад, строительство дома для детей-сирот и т. д.

То есть, получается, что этот опыт можно использовать и в других регионах?

Конечно! И когда Астахов увидел комплекс вопросов, которые решаются на опережение тех явлений, которые впоследствии приводят к социальному сиротству и различным другим рискам для ребенка, это, на мой взгляд, развернуло его видение, как решают сегодня проблемы в регионе. Потому что одно только появление на ФОКе большого количества детей, занятых сегодня и оторванных от тех многих вещей, которые могли происходить с точки зрения и нарушения прав ребенка. И вот, на мой взгляд, комплекс всех этих событий повлиял на хорошее отношение Астахова к региону. Во всяком случае, я вот четвертый раз с ним встречалась и в этот приезд он мне показался действительно хорошо ориентированным в том, что происходит в регионе.

Главная тема: сироты и усыновление. Вот я смотрю на статистику - в России 654 тыс. детей-сирот. Раньше общество слабо интересовалось этой проблемой, но в последнее время она широко освещается в СМИ, ее много обсуждают. Не боитесь, что проблему заболтают, не решив?

Нет, сегодня уже не боюсь. Потому что сегодня уже приняты серьезные документы на уровне федерации. В нашем регионе сегодня создана оптимальная система по решению проблемы устройства детей-сирот и я думаю, что сегодня взято очень серьезное направление на решение проблемы помещения детей сирот в замещающие семьи. И на мой взгляд те вещи, которые сегодня происходят подтверждают такой очень с одной стороны жесткий напор со стороны всех органов и структур власти, а с другой стороны очень хорошее общественное мнение, общественная поддержка и думаю, что мы все-таки решим эту проблему и этот вопрос.

В городе можно увидеть билборды с надписью: "Хочешь усыновить, но не знаешь с чего начать? Звони". Скажите, пожалуйста, не может ли эта информация навредить? Вдруг она подтолкнет к принятию решения тех родителей которые не в полной мере уверены, что они могут быть приемными родителями? И не получится ли хуже для ребенка если этот шаг уже свершен и принесет ему еще большие страдания?

Нет, не думаю. Потому что сегодня все информационные плакаты и материалы, которые мы видим, предлагают прийти и получить консультацию. Не прийти уже за решением этого вопроса, а прийти и получить консультацию. А для того, чтобы понять можешь ли ты и готов ли ты, сегодня есть школы подготовки приемных родителей. И сегодня для того, чтобы оформить опеку или взять ребенка в приемную семью или даже усыновить, ты обязан пройти обучение, а в школах для приемных родителей достаточно серьезная программа и достаточно много различных тестовых вариантов, работают высококлассные специалисты, которые в свою очередь тоже прошли достойное обучение. Такие школы работают сегодня в системе образования и системе социальной защиты, и на наш взгляд сегодня подготовка родителя действительно проходит на достаточно высоком уровне. Мы этого очень долго добивались, законодательно это не было закреплено и поэтому изначально это было добровольное начало, но наша Нижегородская область отличается от многих тем, что мы одни из первых в ПФО начали создавать такие школы приемных родителей и предлагать как услугу, чтобы люди укрепились в своем желание быть приемными родителями.

Подвижки есть? Все больше и больше родителей хотят иметь приемного ребенка или нет? Можете ли вы это подтвердить статистически?

Статистически — да. У нас в Нижегородской области не упал интерес, за последнее время мы примерно на тех же позициях, что и были год назад. То, что сегодня приемных родителей стало больше, чем с опекой. Раньше в основном у нас превалировала опека, а сегодня в большинстве своем приемные семьи. Здесь надо сказать, что имеет значение финансовая сторона, ведь если семья хочет взять ребенка, то и бюджет должен просчитывать эти риски, поскольку за ребенком разного возраста нужен достойный уход.

А где гарантия, что человек не ради денег берет себе ребенка? Существуют ли реальные механизмы контроля, чтобы это предотвратить?

Конечно. Это достаточно профессионально сегодня делают органы опеки и попечительства. Они контролируют весь процесс выполнения своих обязательств приемными родителями, ну, и с точки зрения куда и как тратятся деньги — это тоже под контролем. И здесь я еще подчеркну, что хорошую помощь в этом процессе оказывают службы сопровождения. Я не случайно сказала о школах приемных родителей — с одной стороны надо научить, а с другой стороны надо помочь и поддержать. Вот создание служб приемных родителей, а здесь также активны и система образования, и система социальной защиты, мы сегодня достаточно много уже имеем в регионе этих профессиональных служб.

Это органы власти делают или совместно с общественными организациями и объединениями?

Это задача органов власти и сегодня очень много помощников из общественных организаций.

То есть, вместе, по сути.

Вместе, но это должна быть профессиональная помощь специалистов: психологов, социальных работников, медицинских работников, и поэтому такие объединенные профессиональные структуры... Но это, скажем так, не отдельно взятые структуры, которые вновь создаются, это те же самые специалисты центров помощи семье и детям, приютов, детских домов, которые выстраиваются в несколько иную форму взаимодействия, подхватывая либо проблемы семьи, либо ребенка, либо родителей, просто ситуации когда семье нужно помочь в решении того или иного внешнего вопроса.

В прошлом году в России запретили усыновление детей американскими родителями – шуму было очень много. Одни говорили о том, что детей лишают счастливого будущего, другие ужасались тем зверствам, которые приемные родители творили с детьми в Штатах. Российские сироты от этого запрета больше потеряли или приобрели?

Я бы сегодня рассматривала ситуацию выигрыша и объясню почему. Прежде, если рассматривать ситуацию американского усыновления, как правило, говорили о том, что это дети-инвалиды, которых не хотят усыновлять российские семьи, в основном разговор шел об этом. Но видя ту ситуацию, которая сегодня происходит там, я думаю, что не надо рассматривать улучшение положения ребенка-инвалида в американской семье. И, на мой взгляд, здесь было принято очень точное правильное решение, причем мы его обсуждали когда собирались на съезд уполномоченных в Башкирии и Астахов вместе с министерством образования РФ выступал и говорил, что мы должны изменить и правила усыновления детей-инвалидов в России. И сегодня президентом подписан документ, согласно которому увеличивается и материальное стимулирование при усыновлении ребенка-инвалида, там есть еще ряд позиций улучшающих ситуацию в отношении принятия решения об усыновление детей для российских граждан. Ну, и, на мой взгляд, включается более сильный механизм защиты ребенка и здесь я абсолютно вижу больше плюсов нежели каких-то отрицательных моментов. Думаю, что спасая, таким образом ребенка в нашей российской действительности, мы в большей степени решаем все проблемы связанные со здоровьем, материнской теплотой и хорошим отношением государства к своим детям.

В Нижегородской области в последние годы началось активное строительство жилья для сирот. Чиновники рапортуют, что за 8 лет финансирование целевой программы по улучшению жилищных условий детей-сирот выросло в регионе в 50 раз: с 11 млн. рублей в 2006 году до 565 млн. рублей в 2013 году. Скажите, а как часто галочки в отчетах превращаются в реальные счастливые истории людей?

Очень часто. И я бы даже сказала, что когда приняли решение и взяли курс именно на строительство жилья для детей-сирот, а не на приобретение на вторичном рынке, как это было ранее, это был очень правильный ход.

Что изменилось?

Сегодня более 80% детей-сирот получают новое обустроенное жилье, готовое принять их и создать все условия для того, чтобы ребенок-сирота начал свою самостоятельную жизнь в тех условиях, которые достойны сегодня каждого ребенка.

Раньше местные власти экономили и покупали не очень хорошее пригодное жилье?

Не всегда пригодное. Мы очень много еще, можно сказать, работая в министерстве социальной политики, очень часто рассматривали тоже обращения и от детей-сирот в том числе, что, к сожалению, местные власти приобрели жилье не пригодное для в нем нахождения и жизни, скажем так. Во-первых, сегодня законодательно закрыли эту тему, сегодня мы имеем нормативные документы, которые запрещают это делать с одной стороны, а с другой стороны регулируют вопрос по отслеживанию. Если даже за ребенком, когда его изъяли из семьи, когда он получил статус сироты, за ним обязательно должны закрепить жилье и если на этот момент закрепили жилье, где нет условий, где плохие просто бытовые все условия, в этом случае принимается решение о том, что его ставят на учет на получение нового жилья. И это законодательство, которое недавно тоже было закреплено, как раз с точки зрения защиты прав на жилье ребенка очень хорошо работает. А строительство нового жилья, как ни странно, получилось довольно даже дешевле зачастую вторичного рынка, потому что строятся дома там, где есть инфраструктура, сегодня есть областные деньги, которые решают и эти вопросы.

Там получаются более прозрачные условия контроля.

Контроля. Ну, и приведу пример того же Борского района. Мы посетили и домик, где живет ребенок-сирота, посмотрели в каких условиях, пообщались и т. д. То есть, мне думается, что это действительно хорошее решение вопроса по обеспечению жильем наших детей-сирот.

Рубрика "На острие" — самые острые вопросы нижегородцев. Ольга Сергеевна, молодая мама: "Сейчас в городе повсеместно устанавливают пандусы и съезды для инвалидов и колясок, однако делают это так, что лучше бы и не начинали, например, администрация Нижегородского района, где он очень крутой и скользкий. Для галочки отчитываются?".

Ну, в данном случае, наверное, отчитались "для галочки".

На самом деле, по-моему, в Нижегородском районе очень сложные исторические здания, поэтому нужно понимать, что и не во всех зданиях реально можно это сделать.

Там есть, скажем так, технические требования к обустройству — пандусы и все приспособления для маломобильных граждан, и иногда нет тех технических условий для выполнения этих требований.

Ну, условно говоря, если дом строили век назад, то сейчас его нелегко приспособить.

Все, что касается доступной среды сегодня - вещи связанные со строительством нового здания, с реконструкцией, они в полном объеме должны отвечать и за этим сегодня следят достаточно много надзорных организаций. Все, что касается старых зданий, старой инфраструктуры, то это, конечно, достаточно сложно. Ну, зачастую, это тоже решаемые вопросы. Например, из Выксы мы получили обращение мамы ребенка-инвалида, которая попросила тоже помочь решить вопрос об установке пандуса в доме, где они живут. И там действительно работало очень много разных инженерных составов, которые сначала не смогли найти те возможные технические способы установить.

Нашли?

Сегодня решается вопрос по приобретению подъемника, это тоже хорошее решение. Они сегодня не очень дорогие, 70-80 тыс., но тоже помогают сделать жилища более доступными.

Из каких бюджетов будут выделены эти 70-80 тыс?

Это по-разному.

Потому что для семьи эти 70-80 тыс. очень большие деньги.

Это безусловно. Есть обязательства и государства, и муниципалитета, есть сегодня в Нижегородской области программа "Доступная среда". Кстати, несколько лет назад были выделены очень хорошие деньги и мы за счет этих областных средств сумели сделать доступными практически все учреждения системы социальной защиты.

А они были не доступны до этого?

Отсутствовало очень много элементов, которые необходимы для маломобильных граждан. Большое количество учреждений образования, здравоохранения и культуры... За 3 года большой объем социальных объектов получил более доступную возможность для всех наших маломобильных граждан. В том числе инвалидов-колясочников.

Вопросы читателей газеты "Аргументы и факты. Нижний Новгород". Николай Седов: "Почему у нас говорят и активно поддерживают только матерей-одиночек, а на отцов, которые взяли на себя воспитание детей от матерей-кукушек, смотрят с подозрением. Что за дискриминация?".

Ну, я не думаю, что это дискриминация. Все, что касается матерей-одиночек организовано сегодня, скажем так, действительно круг забот и много мер поддержки, которые через различные законы у нас существуют. Но сегодня все, что касается отцов-одиночек, тоже приняты все необходимые документы, которые приравняли их к матерям-одиночкам по всем мерам государственной поддержки. Ну, вот я думаю, что здесь очень важно сегодня действительно рассмотреть иначе роль отца. И мы давно обсуждали тему пропаганды отцовского родительства, ответственного родительства со стороны папы. И, на мой взгляд, возможно создание какой-то общественной структуры, которая бы говорила о роли отца в воспитание ребенка, в построение семьи, в ответственности за эту семью.

Некий Совет отцов.

Возможно, это может быть некий совет отцов потому что мы сегодня очень часто видим, но это и происходит действительно в жизни, когда труд отца действительно влияющего на позитивное развитие своего ребенка, он как-то в нашей общественной жизни умалчивается. Мы часто говорим о материнских руках, о материнском сердце, о заботе мамы.

О глазах материнских.

О глазах, очаг семейный мама.

А об отцовских глазах забывают.

Очень часто ведь роль папы в семье более важна и более, может быть, позитивна с точки зрения формирования многих детских навыков и приемов, которые потом могут повлиять на создание своей хорошей семьи.

Вот Вы очень интересную мысль озвучили и мне кажется, что многим нижегородцам есть чем поделиться, своими идеями. Куда их присылать и куда с ними обращаться?

Можно пока на нашу почту обращаться, он у нас есть — pravrebenka@yandex.ru. И есть телефон — 439-06-05, это наша горячая линия, можно сюда обратиться. Мы скоро проводим рабочую группу по обсуждению этой темы. Очень хорошая прозвучала у Вас мысль, что возможно создание Совета отцов — звучит просто, но очень важно, потому что хороший совет отца будет крайне важен для решения многих вопросов и проблем как в жизни ребенка, так и в жизни семьи.

Ну что ж, уважаемые нижегородцы, если у Вас есть пожелания, то можно их направлять и они обязательно будут учтены. Так?

Я уверена в том, что ни одно предложение не останется без рассмотрения и мы потом можем еще публично проговорить эту тему для того, чтобы понять для чего нужен этот совет.

Восточная мудрость гласит, что в жизни каждого человека есть два самых важных дня: день, когда он родился, и день, когда понял, зачем. Готовы ли вы добавить сюда еще и третий день?

Третий день? Ну, наверное, это день когда ты сам для себя должен честно и искренне сказать все ли у тебя получается и все ли у тебя сложилось. Потому что, одно дело, когда вокруг тебя есть мнение и ты в этом мнении живешь и ощущаешь себя, и совершенно другое, когда ты сам себе задаешь этот вопрос.

И искренне и честно на него отвечаешь.

И когда искренне честно отвечаешь, я думаю, что это самый важный вопрос, на который сам себе человек ответит. И, может быть, именно тогда он начинает понимать, все ли сложилось в его жизни. И пусть об этом не узнают окружающие, но это очень важно.

А какова она, Ваша формула успеха?

Я думаю, она должна состоять из нескольких слагаемых. Формула это всегда несколько каких-то позиций, чисел.

Вы как инженер это говорите или как общественный деятель?

Я говорю это как инженер. Поэтому я, наверное, формулу успеха представлю так - это любовь: любовь к профессии, к ближнему, к окружающему миру. Потому что без любви ничего не происходит в этой жизни. Потом, я думаю, идет доброта, потому что только доброе начало может принести для человека правильное ощущение его восприятия жизни и тогда мир будет раскрываться по-другому. И дальше то, о чем мы с Вами говорили — честность во всем и прежде всего перед самим собой и искренность, а искренность должна быть во всех отношениях: семейных, родительско-детских и профессиональных. Вот 4 составляющие успеха. Во всяком случае, это моя формула, которой я следую всю жизнь и, может быть, на которую меня наставила с самого рождения моя бабушка.

Спасибо. Говорят, что в школе Вы рассказывали стихи так, что на конкурсах доводили комиссию до слез. Настолько плохо читали?

Нет. Стихи у меня были патриотического звучания, я рассказывала о войне, о победе, о горе, которое приносила война и очевидно я как-то сопереживала этим событиям и комиссия тоже. И для меня, может быть, это было очень важно выразить какие-то свои детские ощущения, переживания через стихи. Поэтому да, было такое — и песни пела со слезами.

Я знаю, что со студенчества вы очень любите петь, да и семья у вас тоже музыкальная – на семейных праздниках поете хором. Или сейчас уже реже поете?

Ну, нельзя сказать, что реже, но стараемся соблюдать наши традиции. А вообще это все действительно взялось со студенчества и песни под аккомпанемент это тоже было событие нашего времени. Ну, это как-то в нашей семье сегодня поддерживается, когда вся семья поет. А семья у нас действительно получилась поющая, причем младшая дочь занималась вокалом, у нее хороший голос. Поют мой супруг с родным братом и одно время, когда они тоже были студентами, у них был ансамбль военно-патриотической песни — это тоже было очень важно в то время. Они выступали в агитпробегах, агитбригадах как студенты, причем ездили по Советскому союзу, были в Средней Азии. То есть, у них был талантливый коллектив. Я считаю, что когда человек поет, у него раскрывается душа.

А у вас есть любимая песня?

Есть, Булата Окуджавы.

Можете спеть куплетик?

Это неожиданно. Сейчас. (Напевает "Грузинскую песню" Булата Окуджавы).

Браво! Кстати, психологи считают пение одним из лучших способов избавиться от стресса. А у Вас есть еще какие-нибудь способы борьбы со стрессом? Может быть, вы иногда занимаетесь спортом?

Да, плаваю.

Плавать любите? Кстати, хорошее модное увлечение.

Нельзя сказать, что я плаваю какими-то особыми способами... Все очень просто, доступно. Я рано научилась плавать, переплывала с папой нашу местную речку и с тех пор там, где есть водоемы, люблю поплавать и в бассейн стараемся с мужем ходить.

А как у Вас с автомобилями дела? Водитель вы или не водитель?

Я не водитель.

Но пробовали хоть раз в жизни?

Нет, и даже не было тяги к этому. Мы как-то сразу определились, что я штурман, а супруг водитель. Какие бы дальние поездки не были, я никогда не сплю, я всегда рядом, развлекаю мужа, разговариваю, пою. Мы очень часто поем в автомобиле и это создает особое настроение.

Тогда Вам вопрос, как штурману. Если Вы правильно на него ответите, то получите "Нижегородскую книгу рекордов и достижений", если ответите неправильно, то мне придется подарить вам "Прогулки с бабушкой". А вопрос следующий: "С помощью чего не дают уснуть водителям в Южной Корее? Ям, телефонных звонков, музыкальных дорог или цветной разметки?"

Цветная разметка.

Цветная разметка, Вам кажется?

Или телефонные звонки.

Так, давайте узнаем, какой же цвет должен быть у разметки, чтобы водителю в Южной Корее не дать уснуть?

Я думаю, он должен быть белый и должно еще быть что-то такое розовое, яркое.

Бело-розовый?

Да.

А почему вы вдруг сказали "телефонные звонки"?

Потому что это сегодня самый быстрый способ узнать как едет, куда едет.

То есть, звонит жена ему каждые 3 минуты: "Ты не спишь за рулем?!".

Ну, во всяком случае часто сами...

А почему не ямы, например? Очень хороший способ борьбы с уснувшими. Не всегда, правда, эффективный. Вот в Нижегородской области, может быть, их меньше чем в других регионах РФ, но зато быстро по ямам-то и не поедешь.

Ну, мне кажется, там не должно этого быть.

А музыкальные дороги?

Я думаю, что когда водитель в автомобиле летит на скорости, то сложно услышать какую-либо музыку, потому что у него наверняка гремит эта музыка в салоне.

Итак, Ваш вариант?

Все-таки, наверное, телефонные звонки.

Телефонные звонки?

50/50.

Нет уж, выбирайте! Ямы, телефонные звонки, музыкальные дороги или цветная разметка.

Цветная разметка.

Бело-розовая?

Пусть даже будут другие цвета, будоражащие такие.

Ну что ж, сейчас узнаем правильный вариант ответа. На участках шоссе в Японии и Южной Корее размещаются бороздки разной глубины и на разном расстоянии друг от друга. При проезде по этому участку на определенной скорости вибрация от бороздок через колеса передается в салон машины, где превращается в конкретную мелодию. Если в Японии, Германии и США музыкальные дороги делают главным образом для туристов, то в Южной Корее подобные отрезки конструируют на особо монотонных шоссе, чтобы привлечь внимание водителей и не дать им заснуть.

Ну, здесь знаний у меня не было, а логика подвела.

Ничего. Вот если бы в жизни Вы были водителем, может быть, у Вас было бы больше шансов. А так как Вы подсказываете куда ехать, то Вам никакие ухищрения Южной Кореи не нужны, Вы и так своему водителю заснуть не дадите. Правильно?

Споем сами.

Спасибо за участие в программе. Я передаю вам вопросы нижегородцев на которые мы не успели ответить, для того, чтобы Вы ответили на них лично. Я дарю Вам "Прогулки с бабушкой".

Это очень актуально.

Спасибо за участие в программе. Благодарю Вас, Вашу мощную команду, которая стоит на страже интересов детства, на страже интересов самых молодых граждан. Успехов Вам.

Спасибо.

Это была программа "Без галстука", я Роман Скудняков прощаюсь с вами до следующей недели. Встретимся с самыми успешными представителями нижегородской элиты. До свидания.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по понедельникам в 23:00 мск., повтор программы по четвергам в 12:05 мск. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Добрые песни" (96,4 FM) по средам в 15.00 и в четверг в 23.00. Полная версия - на сайте информационного агентства "НТА-Приволжье".


Уважаемые читатели!
Следить за наиболее важными публикациями «НТА-Приволжье» можно в

Регион: Н. Новгород

Все новости раздела «Общество»

Реклама
Реклама
Подтопление ликвидируют на Ошарской в Нижнем Новгороде после ливня
Подтопление ликвидируют на Ошарской в Нижнем Новгороде после ливня Регион: Нижний Новгород
2,3 тыс. оренбуржцев устроились на работу в промсектор за 2025 год
2,3 тыс. оренбуржцев устроились на работу в промсектор за 2025 год Регион: Оренбург
Чувашская компания вложила 70 млн рублей в автоматизацию производства дверей
Чувашская компания вложила 70 млн рублей в автоматизацию производства дверей Регион: Чувашия
Экс-заведующего отделением роддома в Татарстане обвиняют во взяточничестве
Экс-заведующего отделением роддома в Татарстане обвиняют во взяточничестве Регион: Татарстан
Нижегородские кадеты впервые приняли участие в военном параде в Минске
Нижегородские кадеты впервые приняли участие в военном параде в Минске Регион: Нижний Новгород
Бастрыкин затребовал уголовное дело по нападению собаки на женщину в Прикамье
Бастрыкин затребовал уголовное дело по нападению собаки на женщину в Прикамье Регион: Пермь
Саратов впервые примет Первенство России по дзюдо среди участников до 15 лет
Саратов впервые примет Первенство России по дзюдо среди участников до 15 лет Регион: Саратов
Реконструированный матч Победы в Ижевске завершился счетом 1:0
Реконструированный матч Победы в Ижевске завершился счетом 1:0 Регион: Удмуртия
Фотовыставку "Время тишины" о ветеранах открыли на набережной Инсара в Мордовии
Фотовыставку "Время тишины" о ветеранах открыли на набережной Инсара в Мордовии Регион: Мордовия
Аналитика
Реклама
Интервью
Реклама
Комментарии
Реклама
10 мая 111