Общество
Н.Новгороду 8 сентября исполняется 792 года
Нижний Новгород. 8 сентября. НТА-Приволжье — Нижнему Новгороду 8 сентября исполняется 792 года.
История Нижнего Новгорода начинается в 1221 году. Нижний Новгород был основан у места слияния великих русских рек - Волги и Оки князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем в 1221 году как опорный пункт обороны русских границ от мордвы, черемисов и татар.
Город получил название "Нижний" – возможно, потому, что расположен был в "низовских" землях относительно Новгорода Великого, возможно, относительно уже существовавшего в четырех верстах вверх по Оке "старого городка", упоминание о котором сохранялось вплоть до начала 17 века.
Первая дерево-земляная крепость заняла чрезвычайно выгодное в военно-стратегическом отношении место – господствующую над слиянием Оки с Волгой гору, прекрасно защищенную с одной стороны глубоким оврагом, с другой – со стороны Волги – крутыми обрывами-осыпями берега. В первые годы в кремле были отстроены 2 белокаменных храма – явное подтверждение того, что город претендовал на особую роль в системе земель Владимиро - Суздальской Руси, но монголо-татарское нашествие не дало этому сбыться.
Сведения о Нижнем Новгороде 13 столетия крайне скудны. Но известно, что после разгрома он быстро возродился. На короткий отрезок времени в нем была установлена "вечевая республика" по типу Новгорода Великого.
Месторасположение города и определило его дальнейшую судьбу. После окончания татарского ига Нижний Новгород постоянно упоминается в русских летописях, укрепляясь как крупный политический и экономический центр Северо-Восточной Руси, оставаясь духовным оплотом православия в Поволжье. В это время он нередко служил объектом конфликтов при дележе сфер влияния между набиравшими силу Москвой и Тверью. Была пора, когда Нижний был назван столицей великого княжества, которое просуществовало более полустолетия (1341-1392 гг.) и не уступало Москве и Твери в стремлении главенствовать над Русью. Семнадцать раз за историю города подступали к Нижнему враги и не единожды разоряли его, но город возрождался вновь и вновь.
С конца XV века на многие десятилетия Нижний становится надежным оплотом Москвы в борьбе за великий речной путь. В это время в городе возводится каменный кремль, ставший выдающимся сооружением русского фортификационного искусства. Летом 1509 года в город прибыл зодчий-иноземец Петр Фрязин, а "сентября в 1 день заложиша Новаград Нижний и делаша стену каменную и стрельницу Дмитровскую".
Анализ архитектуры и инженерных особенностей Нижегородского кремля позволил его реставрвтору С.Л. Агафонову сделать однозначный вывод о строительстве крепости русскими мастерами. Кремль получил тринадцать башен в общем периметре крепостных стен (Дмитриевскую, Пороховую, Георгиевскую, Борисоглебскую, Зачатьевскую (обе полуразрушены), Белую, Часовую, Ивановскую, Северную, Тайницкую, Коромыслову, Никольскую, Кладовую) и четырнадцатую – отводную стрельницу, соединенную с Дмитриевскими воротами переброшенным через 30-метровый ров каменным арочным мостом (не сохранились).
От стен этого кремля зимой 1612 года выступило ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским для борьбы с польско-литовскими захватчиками.
На 30-40 годы 19 века приходятся крупнейшие градостроительные преобразования города.
2 и 3 сентября 1833 года, проездом в Оренбургский край для работы над темой крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, в Нижнем Новгороде останавливался А.С. Пушкин. Он дважды побывал в кремле, из конца в конец пересек торговую Рождественскую улицу, прогулялся по территории знаменитой Макарьевской ярмарки. Впечатления от посещения последней поэт перенес в соответствующую главу "Евгения Онегина".
С начала 30-х гг. 20 века город стал носить имя пролетарского писателя А.М. Горького. После революции начинается этап активного индустриального роста города.
Горьковский автомобильный завод был построен за 17 месяцев и введен в строй действующих 1 января 1932 года. Дороги страны наводнили грузовые автомобили ГАЗ-АА, легковые ГАЗ-А, М-1., после Великой Отечественной войны – ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-66, "Победа", "Волга".
Почти одновременно с автозаводом в Горьком началось строительство и ряда других крупных промышленных предприятий, например, завод фрезерных станков.
После гражданской войны Сормовский завод, основанный еще в 1849 году как судостроительный, значительно расширил производство. Кроме паровозов, вагонов, сормовичи стали выпускать речные и морские суда, мощные дизели. В 50-х годах сормовские конструкторы под руководством Р.Е. Алексеева создали принципиально новые типы речных и морских судов "Ракета" и "Метеор".
Расположенные в городе оборонные предприятия (Красное Сормово, авиационный завод) привлекали внимание иностранных спецслужб. Как пишет А.В.Осипов в книге "Из истории Нижегородских спецслужб", "в 1956 году Горький посетили 78 иностранцев из капиталистических стран, в их числе находились 22 установленных разведчика. А в 1957 году — уже 245 иностранцев из капиталистических стран, в том числе 26 официальных разведчиков из состава дипломатического корпуса." Это послужило причиной закрытия города: 4 августа 1959 года вышло постановление Совета Министров СССР "О закрытии города Горького для посещения иностранцами".
В начале 1990-х годов статус "закрытого города" с Горького был снят, и город стал доступен для посещений иностранцами.
22 октября 1990 года Указом президиума Верховного Совета РСФСР город Горький переименован обратно в Нижний Новгород.
Регион: Н. Новгород






Комментарии