Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

"НТА-Приволжье" представляет интернет-конференцию министра образования и науки Нижегородской области Сергея Злобина

Тема интернет-конференции: "Итоги и перспективы развития образования Нижегородской области".

В рамках интернет-конференции министр образования, науки и молодежной политики региона Сергей Злобин расскажет о новых идеях и технология, которые внедряются в Нижегородской области в сфере образования, ответит на вопросы об образовательном процессе и воспитании детей в образовательных учреждениях, учебных программах и госстандартах в образовании.

Кроме того, Сергей Злобин также ответит на вопросы нижегородцев о пятидневной учебной неделе в школах региона, школьной нагрузке, аттестации учителей, трудовом воспитании и много другом.

Вопросы министру образования Нижегородской области Сергею Злобину принимаются до 14 мая.

Напомним, что в январе 2018 года Сергей Злобин назначен министром образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. В 2010 году он стал лидером федерального проекта "Школа кадрового резерва", АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика" и Министерство образования и науки РФ.

Работал в департаменте развития человеческого потенциала Аппарата правительства Пермского края, а также занимался проектной работой в общественных организациях и экспертных группах при органах государственной власти.
Задать вопрос

Ирина Викторовна

Многие вузы и техникумы выпускают специалистов, которые затем по специальности не работают. Не считаете ли Вы, что необходимо пересмотреть подходы в профориентационной работе? Может быть, пришло время вернуть закрепление молодых специалистов за конкретными предприятиями?

Еще раз скажу о том, что сейчас меняется подход к целевому обуче-нию. В Закон об образовании внесены изменения, которые значительно по-вышают ответственность как со стороны обучающегося, проходящего целевое обучение, так и со стороны работодателя, который целевое обучение инициирует.

При этом отмечу, что сейчас контрольные цифры приема формируются исключительно на основании заявок потенциальных работодателей и утверждаются советом, в состав которого входят представители образовательных организаций, исполнительных органов управления, предприятий и заводов, различных ассоциаций.

На основе договоров, заключенных между образовательными организациями и работодателями-партнерами, формируется объем текущей и перспективной потребности в кадрах. В рамках данных договоров обучающимся предоставляются места прохождения производственной практики, преддипломной, а при выпуске – рабочие места. Ежегодно по заявкам работодателей профессиональные образовательные организации вводят новые профессии и специальности, в том числе наиболее востребованные и перспективные для экономики региона.

Если говорить о том, что кто-то из выпускников не работает по специальности, то это допустимо, поскольку за время обучения, особенно когда ребенок после 9 класса идет в систему профессионального образования, кто-то может потерять интерес к выбранной профессии. В современном мире невозможно получить образование один раз и на всю жизнь. Постоянно необходимо обучаться, повышать свою квалификацию и уровень компетентности, следовать инновациям в профессии.

Профориентационная работа находится в центре нашего внимания. Сегодня в регионе проводится целенаправленная работа по реализации многоуровневой системы профессиональной ориентации с различными возрастными категориями: от детей дошкольного возраста до молодых профессионалов предприятий.

На базе наших образовательных организаций среднего профессионального образования, при поддержке различных предприятий, созданы 28 ресурсных центров. Обучающиеся проходят не только теоретический курс, но и отрабатывают практические навыки, которые им необходимы в рамках той или иной квалификации и специализации.

В 2017 году общий охват участников профориентационных мероприятий составил более 150 000 человек. Предприятия Нижегородской области положительно оценивают совместную работу. Сегодня благодаря совместным усилиям бизнеса, власти и образования приток молодежи в передовые отрасли развития экономики значительно вырос.

По второй части вопроса отмечу, что Федеральный закон об образовании предусматривает, что вузы имеют право в рамках контрольных цифр приема осуществлять целевой прием, объем которого устанавливается учредителем.

Однако анализ действующих договоров о целевом приеме, проведенный Министерством образования и науки Российской Федерации, показал, что целевой прием не решает вопросы закрепляемости выпускников в сельской местности, поскольку работодатели, как правило, не берут на себя обязательства по трудоустройству и мерам социальной поддержки.

Минобрнауки России предложил схему целевого обучения, в рамках которой мотивированные на работу студенты после второго курса должны пройти профориентационный экзамен, заключить договор о целевом обучении, предусматривающий меры социальной поддержки и гарантии трудоустройства с предоставлением субсидий на жилье и ипотеку.

В Нижегородской области уже имеется положительный опыт высокой закрепляемости выпускников профессиональных образовательных организаций.

Николай Степанович

Введение ЕГЭ серьезно подорвало престиж российской системы образования. Не считаете ли Вы необходимым отказаться от данного новшества, которое успешно демонстрирует свою убогость на протяжении ряда лет, и вернуться к проверенным методикам?

Назвать ЕГЭ новшеством вряд ли можно: в России он существует уже 15 лет, и надо отметить, что за это время он был значительно модернизирован, и современные контрольно-измерительные материалы категорически отличаются от тех, что были изначально.

Говорить о подрыве престижа образования тоже не очень корректно, все подобные серьезные преобразования имеют своих сторонников и противников, однако, у ЕГЭ есть много очевидных плюсов, которые показывают, что вектор был выбран верно. Говорить о примитивности заданий тоже нельзя: из экзамена исключены практически все задания с выбором ответа, сейчас они предусматривают самостоятельный анализ информации, выделение тезисов и ключевых идей, многие предметы включают написание развернутых эссе.

Все это обеспечивает высокий уровень проверки знаний, максимальную объективность и независимость, ведь каждую работу проверяют минимум два эксперта. Для того чтобы преодолеть стереотипы, связанные с ЕГЭ, мы приглашаем родителей для знакомства с процедурой экзамена. Самым явным преимуществом единого государственного экзамена является предоставление школьникам равных возможностей: выпускники из регионов и отдаленных населенных пунктов теперь имеют возможность поступить в любой вуз страны, независимо от его удаленности. Если раньше каждый вуз проводил вступительные экзамены по собственной программе, что значительно ограничивало абитуриентов в выборе учебного заведения, то сейчас, благодаря ЕГЭ, школьники могут реализовать в полной мере все свои возможности и мечты. Процедура ЕГЭ более прозрачна для участников, каждая работа сохраняется в электронном виде, аудиозадания зафиксированы, поэтому решение экзаменационной комиссии по желанию родителей и ребенка может быть обжаловано и все материалы будут перепроверены. Конечно, модернизация ЕГЭ еще не закончена, мы будем продолжать его усовершенствовать.

Александр

Масштабное внедрение в учебных заведениях информационных технологий нередко приобретает странные формы. Многие школьные учителя требуют от детей подготовки презентаций, рефератов, причем задания по различным темам почему-то публикуются в социальных сетях. Если ребенок не может прочитать данную информацию причины могут быть разные: отсутствие Интернета, ограничение доступа, отсутствие у родителей возможности платить за Интернет это влечет за собой низкую оценку по предмету. Не считаете ли Вы порочной данную практику? Не нарушают ли данные нововведения закрепленный в Конституции принцип бесплатного школьного образования?

Отвечая на этот вопрос, хочу отметить, что существуют разные формы подачи и проверки усвоения учебного материала, ребенку не обязательно для этого использовать информационные технологии, если, например, такой возможности нет. Учитель в таких случаях всегда должен предложить школьнику альтернативный вариант выполнения задания.

В то же время, среди требований федеральных государственных образовательных стандартов есть пункт о формировании ИКТ-компетенции школьников, то есть в рамках учебной программы они должны использовать информационно-коммуникационные технологии. Но это не значит, что речь может идти о какой бы то ни было дискриминации, возможности действительно у всех разные, поэтому в каждой школе созданы условия для того, чтобы ребенок смог выполнить задание на компьютере, использовать электронные ресурсы непосредственно в стенах самой образовательной организации: в медиаклассе, библиотеке и так далее. Такие задания не нужно рассматривать исключительно как желание педагога, это требование времени: в современном мире невозможно обойтись без знаний ИКТ, некомпетентность в этой сфере приведет к значительному снижению конкурентоспособности ребенка в дальнейшем.

Еще раз повторю: учитель должен решать подобные вопросы индивидуально и предоставить ребенку возможность сделать домашнее задание доступным ему способом. Что касается размещения информации в Интернете и соцсетях, то это допустимо, но есть несколько нюансов. Во-первых, сейчас существует несколько цифровых образовательных платформ, и школа совместно с родителями вправе определить, на базе какой из них будет осуществляться электронное взаимодействие. После этого данные электронного журнала и дневники могут считаться обязательными. И оценки, и домашние задания фиксируются на этой платформе, что не исключает обязательного для структуры каждого урока – запись домашнего задания в тетрадь или дневник. Во-вторых, по согласованию с родителями педагог может размещать некоторую информацию и задания в закрытых группах в соцсетях или мессенджерах, но при этом они не должны стать единственным источником, и использоваться должны исключительно с согласия родителей. Домашнее задание и организационные моменты по-прежнему должны озвучиваться в классе, на родительских собраниях.

Мария Степановна

Уважаемый Сергей Васильевич, как правительство Нижегородской области решает кадровый вопрос в образовании? Все мы понимаем, что средний возраст педагогов пенсионный, через несколько лет и учить будет некому. Молодежь, даже после вуза, не рвется в школы. Может нужно ввести уже обязательную отработку?  И если мне не изменяет память в регионе действовала программа, когда выпускникам вузов предоставлялось жилье на селе и автомобиль. Как на сегодняшний день? Программ работает или ее реализация завершена?  

С тем, что средний возраст педагогов пенсионный, я с Вами не совсем согласен. В 2017 году средний возраст педагогических работников составил 44 года, при этом количество молодых специалистов в возрасте до 35 лет постоянно увеличивается, и сейчас на них приходится 24%. Еще несколько лет назад доля молодых специалистов была менее 20%, поэтому прогресс здесь очевиден. Кроме того, постоянно пополняется целевой заказ: ежегодно около 90 человек поступают в вузы по целевому направлению, и большинство из них возвращается в школу. Выпускники педагогических колледжей, трудоустройство которых достигает почти 100%, не менее квалифицированы и востребованы в общеобразовательных учебных заведениях города и области.

Программа по предоставлению жилья в области и автомобиля, о которой Вы говорите, завершилась в 2013 году. Сейчас мы разрабатываем новую программу по привлечению молодых специалистов, в основе которой будет поддержка в приобретении жилья, предусматривающая частичное возмещение первого взноса по ипотеке и сниженные процентные ставки.

В целом сегодня понимание целевого обучения меняется. Министер-ство образования совместно с Мининским университетом планирует разра-ботать отдельный проект, который бы дал молодым специалистам возмож-ность не только получать региональную поддержку, но и методическую на базе университета. Проект поможет организовать процессы профессионального содействия и сопровождения с этапа обучения и до этапа вхождения в профессию в течение первых 2-3 лет работы в школе, позволит молодым педагогам проходить практику в определенной образовательной организации, в которой после окончания вуза они смогут продолжить работу. По нашему мнению, этот алгоритм будет более эффективен, потому что, как показывает практика, самым сложным этапом для молодых учителей, на котором им необходима всесторонняя поддержка, является именно начало работы в школе, непосредственной педагогической деятельности.

галина

Когда прекратится закрытие сельских школ в нижегородской области, ссылаясь на малокомплект и модернизацию образования! Наши дети тоже хотят учиться, при этом жить не в интернатах, а с родителями дома!

На сегодняшний день малокомплектными признаны около 200 школ, и они получают индивидуальное финансирование. Задачи по сокращению малокомплектных школ нет. Основной оценкой эффективности школы является не финансовая сторона, а качество образования, которое получают дети.

И это является ключевым вопросом. Мы должны гарантировать ребенку не просто нахождение в образовательной организации, но и получение качественного образования, которое позволило бы ему в будущем продолжить успешное обучение. В этом отношении малокомплектные школы не всегда могут обеспечить необходимый уровень качества образования, но наша задача заключается в том, чтобы сохранить для детей возможность доступного и качественного образования. И уж тем более, с учетом того, что именно родители являются главными в воспитании ребенка, они должны быть активно включены в образовательный процесс.

Ирина Николаевна

Будут ли в Нижегородской области в связи с вашим назначением внедряться инновационные формы обучения? Какие программы разрабатываются? Как в целом вы оцениваете состояние школ и детских садов в нашем регионе?  

Нижегородская область будет активно включаться в работу Российской электронной школы. Это информационно-образовательная среда, которая дает детям равные возможности для дистанционного обучения у опытных учителей российских школ с высокими результатами, получения как школьниками, так и педагогами дополнительного образования за рамками школы. Это направление мы и будем активно развивать.

Что касается общей оценки деятельности школ и детских садов, то в целом образовательный компонент на достаточно высоком уровне. Однако между школами существует значительный разрыв: с одной стороны, есть школы, которые демонстрируют очень высокие результаты и являются флагманами, а с другой стороны, часть школ не в полной мере реализует свой потенциал. Одной из наших главных целей является поддержка таких школ и повышение их результатов, в том числе с помощью внедрения инновационных форм обучения.

Петр

Сергей Васильевич, как вы относитесь к такому высказыванию:  нет плохих учеников, есть плохие учителя?

Для меня истинным является иное утверждение: нет плохих учеников, и нет плохих учителей. Каждый ученик может найти своего учителя, который поможет ему раскрыть свой потенциал и добиться хороших результатов. В рамках электронной школы у детей есть возможность самостоятельно знакомиться с учебными материалами других учителей, не ограничиваясь только своими школьными педагогами. И это не говорит о том, что профессионализм его учителя умаляется, ни в коем случае.

Важно всегда помнить, что ребенок − это самостоятельная, уникальная личность, которая развивается и идет по собственному пути, а потому и образовательная траектория у каждого школьника должна быть своя. Мы должны обеспечить наиболее комфортные условия для развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон. В условиях больших городских школ для этого гораздо больше возможностей, чем, например, сельских. Тут на помощь и приходит электронная школа. К тому же, у каждого учителя свой подход к преподаванию предмета, и ребенок может выбрать для себя наиболее удобный и понятный, тогда он не замкнется в себе и сможет самостоятельно осваивать интересные ему направления.

Татьяна Крылова

Сергей Васильевич!

Какие правила существуют для расчета групп в детских садах? И есть ли они? Получили путевку в садик, были приятно удивлены. Мы 35

Ответственность за расчет максимально возможной наполняемости групп детьми несут заведующие дошкольных образовательных организаций, а количество и соотношение возрастных групп в детском саду определяется учредителем.

Максимально возможную наполняемость групп просчитывают по каждому детскому саду с учетом конкретных условий и нормируемых критериев: набора и площадей помещений, количества санитарно-технических приборов. Например, количество детей в группах, исходя из расчета площади игровой комнаты: для групп раннего возраста определено не менее 2,5 кв.м., для дошкольного возраста не менее 2,0 кв.м на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

Наполняемость групп в детских садах регламентирует СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Евгения Юрьевная

Уважаемый Сергей Васильевич!

Какие компенсации предусмотрены родителям, чьи дети посещают детские сады?  У меня второй ребенок и что-то никакой компенсации нет?

Порядок оформления компенсации носит заявительный характер.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Нижегородской области «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования» компенсация родительской платы на первого ребенка выплачивается в размере 20% среднего размера родительской платы, на второго – 50%, на третьего – 70%. Выплата компенсации родительской платы производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Наталья Васильевна

Уважаемый Сергей Васильевич!

Беспокоит вопрос продленки. Планируем со следующего учебного года отдать ребенка в продленку, но нам сказали, что она платная. Это законно? Или может быть школа сама придумала, чтобы родители оплачивали пребывание детей в продленке? (я не считаю обеды, с ними все понятно)

Создание условий в общеобразовательной организации для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня регламентируется Федеральным законом об образовании (29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Вопрос о том, будет ли данный вид деятельности оказываться на без-возмездной или платной основе, относится к компетенции учредителя образовательной организации. Принятие самостоятельно директором школы такого решения является незаконным.
Правом учредителя является также установление платы, взимаемой с родителей за осуществление присмотра и ухода за детьми в группе продленного дня, перечень льготных категорий граждан.

Предоставление данных платных услуг по времени провождения ребенка нужно организовывать исходя из возможностей и пожеланий родителей, с позиции экономической, социальной целесообразности.

Вступление родителей в общешкольный родительский комитет и попечительский совет дает возможность не только выносить данный вопрос на обсуждение, но и влиять на эту ситуацию и определять направления внеурочной деятельности ребенка.

В любом случае размер платы должен быть экономически обоснован, вынесен на обсуждение и только после этого применен в школе.

Любовь Юрьевна

Мой ребенок часто более. Были даже мысли о домашнем обучении. В связи с этим у меня вопрос, можем ли мы родители самостоятельно выбрать программу обучения и педагогов? И сможет ли потом ребенок поступить в вуз?

Согласно Федеральному закону об образовании форму получения основного общего образования для ребенка выбирают именно родители, учитывая рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии.

Выбрать учителя родители также могут, но только если это возможно в условиях самой школы, то есть если педагогов по одному предмету несколько. Домашнее обучение не является препятствием для поступления в вуз, так как необходимые для подачи заявления документы он получит точно так же, как и школьники очной формы обучения: это аттестат, который выдается при условии успешного прохождения государственной итоговой аттестации.

Зачисление в вуз происходит на основе результатов ЕГЭ, ребенок, обучающийся на дому, по договору со школой сдает экзамен на общих основаниях.

Наталья Калинина

Когда закроют сайты с готовыми домашними заданиями и всякими решебниками?  

Закрытие данных сайтов не относится к компетенциям и полномочиям министерства образования, науки и молодежной политики.

Я не уверен, что закрытие того или иного сайта решит существующую проблему. Готовые решебники не помогут учащемуся показать свою компетентность и навыки. Проведение практических занятий с элементами контрольно-измерительных методик позволяет увидеть, насколько ребенок владеет знаниями, материалом и может применить свои умения.

У учителя, который правильно организует образовательный процесс, оценка знаний ребенка не основывается только, скажем, на выполнении домашних заданий. Для того, чтобы увидеть, как ребенок развивается, прежде всего учителем оценивается участие в существующем образовательном процессе, то как ребенок может показать свои знания, проявить себя в групповой работе и решить какие-то задания прямо здесь и сейчас.

На мой взгляд, важнее привить ребенку любовь и интерес к самостоятельному труду, желание самостоятельно добиваться результата, в том числе при выполнении домашнего задания.

Светлана Николаевна

Будет ли введена в Нижегородской области пятидневная учебная неделя? И когда все школы города будут переведены в одну смену?

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области не может принимать решение о переходе общеобразовательных организаций на пятидневную учебную неделю, поскольку в соответствии с Законом об образовании образовательная организация автономна и самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности.

Таким образом, школы вправе с учетом всех мнений участников образовательных отношений, педагогов, родителей, школьников, выбрать любой из двух вариантов продолжительности рабочей недели и организовать образовательный процесс как в режиме пятидневной, так и шестидневной учебной недели.

Постановлением правительства Нижегородской области от 2015 года утверждена государственная программа, в рамках реализации которой к 2025 году планируется ликвидировать вторую смену в школах региона. Замечу, что ликвидация второй смены проводится в целях предоставления во второй половине дня учащимся возможности для самореализации, саморазвития и получения дополнительного образования, в том числе на базе школ. Поэтому необходимо уделить особое внимание вопросу организации внеурочного образовательного пространства внутри школы.

Ирина

Планируется ли вводить в школах трудовое воспитание, как это было раньше? Сейчас же безобразие, с доски не сотри, нужно разрешение родителей. Как по вашему, нужно ли заниматься в школе трудовой деятельностью?

Законодательством действительно установлено, что привлекать детей к труду без согласия родителей, без согласия самих обучающихся мы не можем. Здесь все зависит от того как организовано пространство со стороны образовательного процесса, в том числе и со стороны родителей. Родители могут выйти с инициативой к администрации школы с предложением внести те или иные мероприятия в программу воспитания и социализации обучающихся.

В рамках трудового воспитания возможно даже ввести специальную практику, во время прохождения которой учащиеся школ смогут познакомиться с различными направлениями трудовой деятельности, получить знания и навыки, которые пригодятся им после окончания школы в рамках предполагаемой будущей профессии.

Что касается участия учеников и, возможно, родителей в субботниках, классных часах и прочих мероприятиях, то опять же, как я уже говорил, это определяется на основании совместного решения участников образовательного процесса.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
29 марта