Интернет-конференция председателя комитета ЗСНО по экологии и природопользованию Владислава Атмахова
Можно ли отказаться от услуги вывоза мусора? Мы живем в сельской местности. Компания по вывозу мусора требует оплату, но мы мусор не накапливаем. Пищевые отходы идут на удобрения, остальное сжигаем в бочке. Можем ли мы не платить?
Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка. Поэтому отказаться от данной услуги невозможно.
Владислав Олегович, где же обещанный раздельный сбор мусора? Все по-прежнему сваливают в один контейнер.
На совещании о переходе субъектов РФ на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин сообщил, что с начала 2020 года в Нижегородской областибудет внедряться система раздельного сбора мусора. минэкологии области в настоящее время разрабатывает изменения в постановление правительства Нижегородской области от 5 июня 2018 года № 407 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе из
раздельного накопления) на территории Нижегородской области", определяющий порядок накопления ТКО в регионе. Проект постановления о внесении изменений в порядок накопления ТКО прошел оценку регулирующего воздействия и в настоящее время готовится к принятию. Согласно проекта при организации раздельного накопления ТКО на территории Нижегородской области будет применяться двухконтейнерная (дуальная;) система:
перерабатываемые – желтая цветовая индикация;
не перерабатываемые – зеленая цветовая индикация.
С 1 августа 2019 года в Нижегородской области планируется начать первый этап перехода на раздельный сбор мусора. В его рамках
контейнерные площадки региона планируется оснастить сетчатым контейнером для сбора пластиковой бутылки. А с 1 января 2020 года
раздельный сбор ТКО на территории области будет осуществляться в отношении сразу нескольких фракций — пластика, бумаги, стекла, металла и текстиля. Каждый дом должен будет принять решение собранием жильцов — переходить на эту систему или нет. Также стоит отметить, что при переходе на раздельный сбор нижегородцы смогут оплачивать вывоз ТКО не по нормативу, как сейчас, а по объему вывезенных контейнеров, то есть по факту.
Как говорится, поживем увидим.
Тема, действительно, очень сложная. Скажите, планируется ли внесение каких-то поправок в закон? и если да, то какого они рода будут? И еще вопрос: будет ли оплата за вывоз мусора приведена в единообразие? То есть одинаковая как для жителей квартир, так и частных домов. И чем, собственно, обоснована такая разница?
Чем руководствовались при принятии такого решения.
С учетом положений жилищного законодательства субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений во многоквартирных домах (МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
То есть субъект вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, из количества зарегистрированных граждан или о применении смешанной формы, как в Нижегородской области.
Норматив образования отходов устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, на основании методики. Для этого проводились замеры отходов. Выбирались участки поселений и городских округов. На выбранных участках поселений и городских округов определялось не менее 3 объектов каждой категории.
В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки. Замеры по объекту выполняются каждый сезон на протяжении 7 дней вне зависимости от периодичности вывоза отходов. Для определения норматива уполномоченный орган выполнял расчет исходя из фактических замеров объема мусора на территории субъекта.
Эти нормативы рассчитывались по результатам наблюдения за мусорными контейнерами и, конечно, это очень усредненные цифры, но надо же от чего-то отталкиваться при расчетах. После проведенных замеров посчитали, что для большинства населения, проживающего в многоквартирных домах, менее затратной будет оплата за мусор с квадратного метра, так как они платили до введения реформы. (Приведем расчет: в квартире площадью 50 кв.м, как правило проживает семья из 4 человек, при расчете платы за вывоз ТКО из количества проживающих плата составит 516 рублей, а если исходя из площади квартиры - 277,13 рублей. Для большинства семей такой расчет наиболее выгоден.) Для жителей, проживающих в частном секторе, выгоднее наоборот, расчет с человека. Такой механизм защищает от существенного роста коммунальной платы пожилых людей, проживающих в одиночку в частных сельских домах, площадь которых, как правило, достаточно большая.
Что касается единообразия. На совещании о переходе субъектов РФ на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами Губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин сообщил, что с начала 2020 года в Нижегородской области будет внедряться система раздельного сбора мусора. Минэкологии области совместно с региональными операторами по обращению с отходами в настоящее время разрабатывает изменения в Постановление Правительства Нижегородской области от 5.06.2018 года № 407 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе из раздельного накопления) на территории Нижегородской области", определяющий порядок накопления ТКО в регионе. Предполагается, что плата будет взиматься из фактически образованного объема мусора. Таким образом, регион придет к единообразию.
Владислав Олегович, как лично Вы оцениваете ход реформы в Нижегородской области. Что можно было бы изменить, по-Вашему мнению?
Что можно было бы изменить? Даже не знаю. Возможно изначально нужно было больше внимания уделять разъяснительной работе с населением. Необходимо было до начала реформы разъяснить ее суть, для чего она нужна и к чему приведет. Почему у ряда граждан произошло увеличение тарифа, какие социальные льготы есть у населения в области обращения с отходами и т.д.. И конечно необходимо стремиться к введению раздельного накопления отходов и стимулированию использования вторичных материальных ресурсов.
В любом случае, любая реформа - это всегда потрясение, но нужно с чего-то начинать, от чего-то отталкиваться. Анализировать свои результаты, ошибки и двигаться дальше. Правительство Нижегородской области, Законодательное Собрание, наш комитет будут продолжать работу в этом направлении.
Владислав Олегович, почему после начала мусорной реформы у контейнеров , которые расположены вокруг моего дома (Н.Новгород, ул. Болотникова, д. 9) всегда лежит мусор. Отсюда вопросы: Кто отвечает за исполнение данного вида работ? И куда можно обратиться с жалобой на удовлетворительную работу этой организации?
Cодержание контейнерной площадки и прилегающей территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Это входит в обязанности обслуживающей жилой дом управляющей компании (ТСЖ). Обеспечением контейнерами, мусорными баками контейнерных площадок также занимаются управляющие компании (ТСЖ), которые являются специализированными коммерческими организациями, а нормальное необходимое содержание и благоустройство многоквартирных жилых домов является их предпринимательским риском.
За содержание контейнерных площадок, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, отвечают собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки (органы местного самоуправления).
В сельских населенных пунктах, где превалируют частные (индивидуальные) дома ввиду отсутствия управляющих организаций, за оборудование мест временного накопления ТКО отвечают органы местного самоуправления.
Таким образом содержанием контейнерных площадок, если они расположены на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны заниматься собственники помещений этого дома или их управляющая организация.
Если контейнерная площадка расположена не на придомовой территории и не входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то ее содержанием занимается собственник участка, на котором она расположена и (или) муниципалитет.
Ответственность регионального оператора наступает лишь с момента погрузки контейнеров в мусоровоз. Региональный оператор обязан заниматься подбором мусора с земли, лишь при условии, что мусор выпал во время погрузки в мусоровоз.
Ответственность за количество контейнеров несут лица, которыми созданы контейнерные площадки. Это могут быть органы местного самоуправления, собственники помещений в многоквартирным доме (в зависимости от выбранной формы управления управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ЖК).
В любом случае, при систематическом обнаружении фактов ненадлежащего содержания контейнерной площадки Вы можете обратиться с соответствующей жалобой в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области (г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д.19, т. 430-11-64, телефон горячей линии по вопросам качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг 430-79-19) для принятия мер административного воздействия.
Здравствуйте, Владислав. Пишу Вам из Ленинского района Нижнего Новгорода. Летом он особенно прекрасен, если не считать реки Борзовки. Ароматы от нее окутывают наши дома далеко не лондонским туманом. Это отвратительная грязная канава. Силами экоактивистов, как предлагал господин из Думы Нижнего Новгорода, расчистить ее никак нельзя, ведь там содержится столько химических веществ непонятного происхождения, что мы, вероятно расплавимся. Я плачу налоги добросовестно, каждый месяц. Почему мои деньги государство тратит на оплату концертов Маликова в Нижнем Новгороде, а не на расчистку реки Борзовка у моего дома?!
Я могу предугадать Ваш ответ: законы о малых реках содержат противоречие и река Борзовка не относится к собственности города, а значит ее нельзя очистить с использованием средств городского бюджета. Но, позвольте! Вы возглавляете комитет по экологии Законодательного Собрания Нижегородской области! Что мешает лично Вам инициировать законодательные изменения, которые позволят расчистить эту небольшую речку?
Я понимаю, что Вы ответите - это сложно. Но я вот, например, работаю на заводе, и мне там тоже нелегко приходится. Я думаю, что человек, выполняя свою работу, должен слушать свою совесть и на нее ориентироваться.
Что конкретно Вы намерены сделать для приведения в порядок Борзовки и когда?!
Названные работы относятся к полномочиям минэкологии Нижегородской области и должны быть выполнены за счёт субвенций федерального бюджета в рамках переданных Российской Федерацией субъектам страны отдельных полномочий в области водных отношений. Главным распорядителем этих средств является Федеральное агентство водных ресурсов.
Учитывая процедуры обоснования мероприятий в Росводресурсах и их сроки, реализуемые в настоящее время мероприятия, выполнение работ по расчистке реки Борзовки за счёт субвенций федерального бюджета возможно не ранее 2023 года. Ускорить выполнение мероприятий по охране малых рек города, в том числе Борзовки, позволит возможность использования на указанные мероприятия средств областного бюджета.
Для этого Законодательным Собранием области был принят Закон Нижегородской области от 1 июля 2019 года №69-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об охране и использовании водных объектов в Нижегородской области", которым органам государственной власти Нижегородской области в случае недостаточности объема субвенций, предусмотренных из федерального бюджета для осуществления переданных полномочий РФ предоставлено право использовать собственные финансовые средства.
Для того, чтобы определить необходимые виды работ и их стоимость, необходимо провести обследование реки с участием представителей Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и проектных организаций.
По поводу уборки от отходов водоохранной зоны и русла реки Борзовки.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Таким образом, ликвидация несанкционированных свалок (в отсутствии виновного лица) на территории г. Нижнего Новгорода, включая водоохранные зоны, относится к полномочиям городской администрации.
Комментарии