Председатель комитета по экологии и природопользованию Законодательного собрания Нижегородской области Александр Назаренков в рамках проекта "Интернет-конференция" отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"
Вопросы для А.Назаренкова можно присылать до 20 октября
Задать вопрос
Здравствуйте, Александр. Скажите, как Вы относитесь к конкурсу детского рисунка о судьбе бытовых отходов, организованного "Дронтом"?
Здравствуйте, Александр! "Я часто вижу молодых людей, сидящих в парках и раскидывающих вокруг себя бутылки, упаковки от чипсов, окурки. Потом кто-то этот мусор убирает. Но молодежь приходит снова, и все по кругу. Мне кажется, что отучить их от этого возможно, только заставив самостоятельно прибрать весь мусор в парке, как вы относитесь к такому способу наказания?"
Александр Валерьевич!
Вопрос Асхата Каюмова про ГМО был достаточно конкретным: "Планирует ли Комитет по экологии и природопользованию Законодательного собрания выступить с инициативой введения запрета на использование бюджетных средств для покупки ГМО - продуктов. Почему мы разрешаем кормить детей в школах и больных в больницах самым дешевым и опасным, тратим на это народные деньги и поддерживаем иностранных производителей? Этот вопрос очень интересен многим. Каково Ваше личное отношение к ГМО - продуктам, как Вы оцениваете их безопасность?
Поэтому считаю, что информация о содержании ГМО в том или ином продукте должна присутствовать на его упаковке в обязательном порядке. Существующая в Нижегородской области программа "Покупайте Нижегородское на 2009 – 2012 г. г.", которую поддерживают и губернатор, и правительство области, и, конечно, Законодательное Собрание ориентирована на поддержку местного товаропроизводителя, в том числе и средствами областного бюджета. И в первую очередь, поддерживается нижегородский товаропроизводитель, выпускающий экологически чистую продукцию без искусственных компонентов и генно – модифицированных организмов.
Планируется ли посадка новых деревьев в уже существующих парках? Как часто подрезают, спиливают аварийные деревья?
Действительно ли существует норма для застройщиков — за одно срубленное дерево - посадить два или три? И куда высаживаются эти деревья, если возле стройки сажать некуда? Кто следить за выполнением этой нормы?
Вопросы озеленения в г. Н.Новгороде, в том числе правонарушения, связанные с повреждением зеленых насаждений (которые зафиксированы в Главе 3 Кодекса об административных правонарушениях Нижегородской области) рассматриваются Муниципальным учреждением Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов г. Н. Новгород (Горкомэкологии г. Н.Новгород).
Теперь о вырубке зеленных насаждений. На законных основаниях или вынужденной вырубке подвергаются, как правило, аварийные деревья по санитарному состоянию, больные, достигшие критического возраста. Вырубка осуществляется в соответствии с постановлением администрации города Нижний Новгород от 18 июля 2006 года № 2444 "О выдаче разрешений на снос и пересадку зелёных насаждений на территории города Нижний Новгород", где установлено, что снос и пересадка зелёных насаждений на территории города осуществляется только на основании распоряжения, выданного главой администрации соответствующего района города. Распоряжение на снос деревьев выдается на основании актов обследования зеленых насаждений и решений комиссий, которые создаются из представителей Главного управления благоустройства города Нижнего Новгорода, муниципального учреждения административно - техническая инспекция по благоустройству города Н. Новгород, МУ Горкомэкология. Компенсационное озеленение в натуральной форме осуществляется путем посадки деревьев ценных пород взамен уничтоженных из расчета "дерево за дерево". Расчет компенсационной стоимости зеленных насаждений, денежной составляющей натурального озеленения и стоимости компенсационного озеленения осуществляет уполномоченный администрацией города Нижнего Новгорода орган в области охраны окружающей среды – то есть, все тот же МУ Горкомэкология. Посадка проводится ежегодно по муниципальным контрактам в согласованных местах. Финансирование этих работ осуществляется из бюджета г. Н.Новгорода по разделу "Охрана окружающей среды". Выбор подрядчиков осуществляется только на конкурсной основе.
Здравствуйте. Раньше областные власти говорили о том что парк "Победа" будет перенесен на другое место, а эта территория будет отдана инвестором. Хотелось бы узнать действительно ли есть такие планы? Куда будет перенесен парк и что будет построено на месте парка "Победа"?
Планируется ли в Нижнем Новгороде какая-то масштабная акция по установлению новых детских площадок, вернее оборудования на них. Сейчас появляются новый горки и качели, но все это местячково и в соседних дворах — однообразно. Хотелось бы что-то поинтереснее и современное
Как Вы относитесь к идее Кондрашова возродить летние концертные площадки в парках?
Нет ли планов дифференцировать мусор по разным контейнерам, что облегчило бы утилизацию и дальнейшую переработку?
Мы понимаем, что идея раздельного сбора мусора, бережного отношения к окружающей среде и рациональному использованию вторичных ресурсов (а именно они получаются или отбираются при раздельном сборе мусора) должна "впитываться" с детства. Поэтому очень хочется, чтобы данный образовательный проект был реализован. Вопрос, как всегда, в нахождении необходимых средств. Будем решать.
Господин Назаренков, обсуждал ли комитет возможности содержания в чистоте наших откосов в парке Швейцария, за университетом, да и в других местах тоже? Виды оттуда прекрасные, но чуть ниже посмотришь, а там - бутылки, бумажки, пакеты. Некрасиво.
Далее. Практически все парки в г. Н.Новгород являются муниципальными, поэтому в соответствии с Федеральным законом № 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация благоустройства и озеленения территорий, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов, - все эти вопросы являются вопросами полномочий органов местного самоуправления, в частности, вопросами городских (и, соответственно, районных) властей г. Н.Новгород.
И, конечно, вновь затрону тему о том, что нам, по крайней мере, в областном центре необходима экологическая милиция, которая бы могла осуществлять весь комплекс мер контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей среды – в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях по всем статьям глав 3 и 5 Кодекса об административных правонарушениях Нижегородской области (в части охраны зеленых насаждений), а также главы 8 КоАП Российской Федерации (охрана окружающей среды и природопользования).
Александр Валерьевич!
В 2007 году был принят областной закон "ОБ ОХРАНЕ ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ", которым были утверждены нормативы площади озелененных территорий общего пользования на одного жителя для населенных пунктов Нижегородской области. 7 сентября текущего года мы отметили четырехлетие этого закона. Однако, мы также отметили, что в течение этих четырех лет постоянно происходит констатация того факта, что ряд муниципальных образований откровенно игнорируют этот закон, не обеспечивая жителей своих населенных пунктов нормативным количеством озелененных территорий. Одна из серьезных причин такого наплевательского отношения к принятому в регионе закону - отсутствие наказаний за его нарушение.
Планирует ли Комитет по экологии и природопользованию Законодательного собрания проявить инициативу по введению, наконец, наказания (например, в рамках областного административного кодекса) для тех глав муниципальных образований, которые не принимают мер к доведению количества озелененных территорий до нормативного?
В ответном письме Правительства области нам было сообщено, что предложенная нашим комитетом тема включена в план данных совещаний. Считаем, что на этой встрече необходимо поднять вопрос об обеспеченности населения муниципалитетов зелеными насаждениями, исходя из нормативов площади озелененных территорий общего пользования, утвержденных областным Законом.
Александр Валерьевич!
В мире не утихают споры о безвредности или опасности геномодифицированных продуктов. Окончательного, научно доказанного взгляда на эту проблему нет. В связи с тем, что безопасность таких продуктов не доказана, ряд стран запретили у себя использование ГМО.
В России некоторые регионы также ввели запрет на использование на своих территориях за счет бюджетных средств ГМО-продуктов, прежде всего для питания в детских учреждениях и других объектах социальной сферы. Планирует ли Комитет по экологии и природопользованию Законодательного собрания выступить с аналогичной инициативой? Это позволило бы не только профилактически защитить нижегородцев от сомнительной продукции, но и перенаправило бы бюджетные деньги на закупку продуктов у местных производителей (в Нижегородской области ГМО-продукты не выращиваются), что послужило бы им дополнительной поддержкой.
При этом, вопрос может быть также адресован к моим коллегам из комитета по аграрным вопросам и к профильному министерству сельского хозяйства региона, в случае. Если необходима более подробная информация.
Добрый день!Вопрос: Где и Как утилизировать энергосберегающие лампы,которые продаются уже много лет в городе? То,что предприятия заключают договора-понятно,а простые жители,использующие их в быту? Все выбрасывают просто в мусор,значит-ртуть,в них содержащаяся,отравляет воздух нашего города!
Так что, можете смело обращаться в свой ДУК за необходимой информацией: куда сдавать, как это делать и когда приносить. Если Вы такой информации не получаете (а я предполагаю, что далеко не все ДУКи быстро "сориентировались" и предприняли необходимые действия, то можете обратиться в тот же городской Комитет по охране окружающей среды за разъяснениями и информацией о том, куда сдавать отработанные лампы? Списки сертифицированных предприятий у них имеются, а по поводу пунктов приема они также могут дать разъяснения.
Не планируется ли создание парков или скверов в микрорайоне Верхние Печеры? Район развивается, строится, а гулять негде...
И, собственно, если грамотно и разумно подойти, то в том же Верхнепечерском овраге можно создать отличный парк, благоустроив эту территорию для жителей всего этого большого микрорайона. Известная в городе ландшафтная фирма "Архилэнд" несколько лет назад даже создала, причем практически бесплатно отличный эскизный проект такого парка именно в этом месте. К сожалению, это проект до сих пор не реализован. Но его вполне можно "реанимировать" и, как говорится, вернуть к жизни.
Здравствуйте Александр. Меня очень сильно беспокоит тенденция последних лет, когда на территории скверов и парков осуществляется строительство домов, торговых центров и прочих объектов. Неужели нет законодательной и нормативной базы для защиты наших эеленых насаждений, ограничить строительство, а лучше всего полностью запретить? Ведь вопросы экологии для города очень актуальные.
При активном участии нашего комитета по экологии, Правительство области создало областной Реестр озелененных территорий общего пользования, что также будет способствовать их сбережению и сохранению. В данном Реестре находится информация о 362 озелененных территориях общего пользования городов, рабочих поселков и иных административных центров муниципальных районов, включая г. Н.Новгород и его районы.
21 сентября 2011 года городская Дума г. Н.Новгород приняла решение за № 35 "О порядке ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода", который представляет собой свод данных об озелененных территориях общего пользования г. Н.Новгород (куда войдут и парковые зоны) с информацией о местоположении данной территории, указанием границ, общей площади, функционального назначения земельных участков, на которых эти территории расположены, характеристики зеленых насаждений. Целью данного документа (и в нем это записано) в том числе "является эффективное управление озелененными территориями и обеспечение прав граждан и общественных объединений на достоверную информацию об их состоянии".
Для сбережения городских парков, зеленых насаждений, недопущения образования там несанкционированных свалок, да и для наведения порядка и чистоты в городах, в том числе и в г. Н.Новгород, считаю, что очень важно продолжать развивать тему, которую впервые поднял наш комитет еще 6 лет назад – тему создания подразделений экологической милиции, которые бы могли осуществлять весь комплекс мер контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей среды – в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях по всем статьям главы 3 и 5 Кодекса об административных правонарушениях Нижегородской области (в части охраны зеленых насаждений), а также главы 8 КоАП Российской Федерации (охрана окружающей среды и природопользования).
Здравствуйте. Не собираются ли ограничить выгул собак на территории парков?
Так что сейчас ждем, когда ГосДума примет законопроект во втором, решающем чтении. Самое, на мой взгляд, важное требование, которое должно учитываться при выгуле собак и, в первую очередь, потенциально опасных пород, - чтобы этот процесс был безопасен для окружающих. То есть, собака должна быть в наморднике и на поводке. И еще один важный момент, который тоже нужно соблюдать: выгул собак должен быть "экологически чистым" (то есть хозяин должен, в случае необходимости, убрать за своим четвероногим другом).
Какие перспективы по благоустройству парков Кулибина и Пушкина?
Что касается моего мнения относительно перспектив благоустройства парков Кулибина и Пушкина, то могу сказать, что за последнее время относительно неплохо налажена уборка парка Кулибина, поставлены лавочки, урны. В нормальном состоянии и действует детская площадка. Есть крытый павильон для шахматистов: они в этом парке собираются многие годы. Приведены в порядок дорожки. Вопрос в том, чтобы городская власть и районная администрация не ослабляли контроль за состоянием парка и его уборкой и тогда, я уверен, там будет постоянный порядок.
Относительно парка им. Пушкина. Как известно, есть решение инвестиционного совета о строительстве там нового оперного театра с обязательным благоустройством парковой территории. При этом, как известно, для решения вопроса о строительстве театра была проведена смена зонирования территории: часть территории парка выведена из зоны "р" – "зоны рекреации" в зону "д" – "деловой активности". Очень важно, в этой связи, чтобы будущее строительство не "убило" оставшуюся рекреационную часть парка той техникой, которая будет там работать. Но это, опять – таки, задача городской и районной власти: тщательно отслеживать ситуацию на стройке. И, наверное, – общественности. На тот бардак, который был на территории парка до недавнего времени (грязь, кучи мусора, не относящиеся к функциям парка разного рода увесилительные заведения), городская администрация тоже, наконец, обратила внимание, о чем свидетельствуют и результаты неоднократных проверок состояния уборки парка и системности этого процесса. Сейчас ситуация по благоустройству парка и его регулярной уборке, насколько мне известно, также взята на тщательный контроль и районной администрацией.
Добрый день! Скажите, пожалуйста, не планируется ли ввести более жесткий контроль за выгулом собак в парках?
Здравствуйте! Есть ли планы по открытию новых парковых территорий в городе?
По имеющейся в нашем распоряжении информации, могу сказать следующее. Общефедеральный стандарт обеспеченности зелеными насаждениями – 16 квадратных метров в расчете на одного жителя. В среднем же на одного жителя областного центра приходится (по разным источникам) от 8 до 12 кв. метра зеленых насаждений общего пользования (в нагорной части), а в заречной – около 5 кв. метра. Особенно мало зеленых насаждений в Московском районе – 1,4 кв. метра, Ленинском – 2,1 кв. метра, Канавинском – 2,2 кв. метра. Но даже эти цифры ряд специалистов считают завышенными. Лучше ситуация в Сормове (за счет огромного массива Сормовского парка) и на Автозаводе (за счет постоянной работы администрации района в данном направлении). Комитет по экологии совместно с Нижегородским отделением Всероссийского общества охраны природы проводил и проводит неоднократные акции по посадке зеленых насаждений в Ленинском, Московском, Нижегородском районах Нижнего Новгорода и эту работу мы также будем продолжать.
Одним из аспектов решения проблемы сохранения и улучшения ситуации с озелененными территориями такого крупного мегаполиса, каким является наш областной центр и одновременно перспективным резервом озелененных территорий общего пользования, влияющих на экологическую составляющего жизни густонаселенного города, на мой взгляд, могут стать так называемые существующие де – факто традиционные, часто неучтенные, зоны отдыха населения. И если их учесть в официальных документах развития города, например, в том же Генплане, то они могут стать городскими и районными парками с различной степенью озеленения и благоустройства. В настоящее время эти территории представляют собой городские пустыри или участки так называемой "естественной" неблагоустроенной природы, интенсивно используемые горожанами для отдыха. Таких зон в городе не менее 15. Их общая площадь не менее 1 тыс. га. Это как раз те недостающие нам озелененные территории общего пользования, которые в принципе могут решить рекреационные, а, значит, и частично, экологические проблемы нашего города. Кроме того, памятники природы Нижнего Новгорода расположены во всех восьми городских районах и образуют сеть особо охраняемых природных территорий Нижнего Новгорода. В настоящее время в городе насчитывается 33 памятника природы, утвержденных решениями областных властей. Около 20 памятников в настоящий момент прошли процедуру описания и предложены к охране. Считаю, что одной из задач властей города является сохранение этих уникальных уголков живой природы, как, впрочем, и таких городских парков и зеленых зон, как парки "Дубки", "Швейцария", "Сормовский", парк "Победы".
Здравствуйте. Насколько серьезна, на ваш взгляд, возможность положительного решения о поднятии уровня Чебоксарского водохранилища?
С уважением, Александра Драницына.
Проблема подъема уровня Чебоксарского водохранилища обсуждается очень давно. Правительство области и Законодательное Собрание, наш профильный комитет по экологии, видя все возможные негативные последствия подъема уровня водохранилища до 68 – ой отметки, отстаивают позицию о неприемлемости и опасности подъема уровня воды. Нашу позицию разделяют и профессионалы – экологи, известные ученые – практики, озвучивавшие информацию об экологических, экономических и технических последствиях подъема воды, в том числе для уникальной фауны Заволжья (это связано с краснокнижными видами, например, русской выхухоли, серой цаплей, чьи колонии просто могут исчезнуть, в связи с подтоплением территорий и мест их постоянного обитания), а также в связи с возможным и вполне реальным ущербом, который угрожает уникальным объектам историко – культурного наследия, например, комплексу Макарьевского монастыря в Лысковском районе, храму Александра Невского в заречной части г. Н.Новгород и др. Нашу позицию полностью поддерживает республика Марий Эл, для которой возможный подъем уровня Чебоксарского водохранилища также приведет к непредсказуемым экологическим и экономическим последствиям.
Создана и действует специальная рабочая группа из депутатов Законодательного Собрания, представителей Правительства области, муниципалитетов, профессионалов - экологов, в которую, кстати, входят и представители ОАО "Русгидро". Одной из задач был анализ складывающейся ситуации и анализ информации по возможным последствиям предполагаемого подъема Чебоксарской ГЭС. Был проведен ряд заседаний (в том числе, очередное - в конце сентября месяца) совместно с представителями Правительства области, выездные заседания с обследованием местности в ряде районов области, которые непосредственно затронет подъем уровня воды. Также были обследованы гидротехнические сооружения, многие из которых строились еще в советские годы, целый ряд из них недостроены или находятся в неудовлетворительном состоянии и не смогут выполнять функции, препятствующие воздействию воды, в случае подъема ГЭС. Очевидно, что подъем уровня воды с 63 – ей до 68 – ой отметки непредсказуемо скажется на жизнедеятельности заречной части г. Н.Новгород: это и подтопление жилых микрорайонов, подтопление территорий многих промпредприятий, на которых есть и площадки с промышленным оборудованием и промотходами. Все это будет уходить в воду, что не может не сказаться на экологической обстановке в большом городе. Позицию органов власти Нижегородской области мы излагаем на совещаниях, которые проходят с представителями ОАО "РусГидро". В декабре прошлого года в Законодательном Собрании было проведено большое совещание с руководством "РусГидро", представителями общественности области, при участии органов госвласти и тех муниципальных районов области, которые попадают в зону подтопления. В этом году мы провели совместные поездки с обследованием территорий г. Дзержинск и его промзоны, провели в составе совместной рабочей группы обследование территорий Заречной части г. Н.Новгорода вместе с руководством МУ "Инженерная защита г. Н.Новгород", убедившись в том, что потребуются огромные усилия и колоссальные миллиардные средства на обеспечение инженерной защиты Заречной части Нижнего, чтобы нейтрализовать последствия подъема ГЭС. На наш взгляд, и это подтверждается экономическими выкладками специалистов, вероятный экономический ущерб будет значительно превышать предполагаемую выгоду от генерации дополнительных 20 Мегаватт электроэнергии, которую рассчитывают получить, благодаря подъему уровня воды в ГЭС. Экологический ущерб, ущерб объектам культурного наследия региона от пагубности данного шага также будет значителен и его просто не рассчитать по экономической шкале, потому что не все можно оценить в рублевом эквиваленте.
Я сам избран депутатом Законодательного Собрания от Канавинского района. Как Вы знаете, данный район расположен в заречной части, на низинном берегу Волги и испытает на себе все негативные процессы, связанные с возможным подъемом уровня Чебоксарской ГЭС и подтоплением значительных территорий. Поэтому, моя позиция также понятна и неизменна. И я рад, конечно, что моя позиция по этому вопросу совпадает и с позицией Законодательного Собрания, и с позицией Губернатора, Правительства области о недопустимости подъема Чебоксарской ГЭС до 68 – ой отметки.
Недавно на одном из местных каналов был интерактивный опрос: что делать с городскими парками. Из предлагаемых вариантов ответа - навести чистоту и порядок, лучше охранять от бомжей и пьяниц, построить больше развлекательных атракционов... Что, на ваш взгляд, нужно делать в первую очередь? Вообще, гулять с детьми в наших парках стало просто невозможно. То на шприцы и бутылки натыкаешься, то на собачьи "радости"... Когда уже введут какие-то жесткие правила и главное ШТРАФЫ? И если они существуют - почему они не соблюдаются? Ведь даже для милиции это было бы выгодно - прошел в выходной по парку - пополнил городскую казну...
Безусловно, на городские озелененные территории, на их содержание и благоустройство также нужно выделять целевые муниципальные средства. Сейчас их выделяют не достаточно, а остаточно. Поэтому и состояние наших парковых зон тоже часто "остаточное".
Одной из ключевых причин плачевного состояния озелененных территорий общего пользования, к которым относятся и парки, до недавнего времени также относилась их частая "неучтенка" в системе городского и муниципального хозяйства, отсутствие четких границ и т. д. Нашим комитетом совместно с комитетом по жилищной политике и градостроительству, а также комитетом по регламенту и депутатской этике разработан, а Законодательным Собранием области в 2007 году принят областной Закон "Об охране озелененных территорий Нижегородской области". Это был первый и достаточно эффективный шаг для начала работы по учету и сохранению уже имеющихся озелененных территорий общего пользования региона. При активном участии Законодательного Собрания и нашего комитета, Правительство области создало областной Реестр озелененных территорий общего пользования, что также будет способствовать их сбережению и сохранению. В данном Реестре находится информация о 362 озелененных территориях общего пользования городов, рабочих поселков и иных административных центров муниципальных районов, включая г. Н.Новгород и его районы. Буквально на днях, 21 сентября 2011 года городская Дума г. Н.Новгород приняла решение за № 35 "О порядке ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода", который представляет собой свод данных об озелененных территориях общего пользования Нижний Новгород (куда войдут и парковые зоны) с информацией о местоположении данной территории, указанием границ, общей площади, функционального назначения земельных участков, на которых эти территории расположены, характеристики зеленых насаждений. Целью данного документа (и в нем это записано) в том числе "является эффективное управление озелененными территориями и обеспечение прав граждан и общественных объединений на достоверную информацию об их состоянии".
Для сбережения городских парков, зеленых насаждений, недопущения образования там несанкционированных свалок, да и для наведения порядка и чистоты в городах, в том числе и в г. Н.Новгород, считаю, что очень важно продолжать развивать тему, которую впервые поднял наш комитет еще 6 лет назад – тему создания подразделений экологической милиции, которые бы могли осуществлять весь комплекс мер контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей среды – в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях по всем статьям главы 3 и 5 Кодекса об административных правонарушениях Нижегородской области (в части охраны зеленых насаждений), а также главы 8 КоАП Российской Федерации (охрана окружающей среды и природопользования). При этом, нужно сказать, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация благоустройства и озеленения территорий, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов, - все эти вопросы являются вопросами полномочий органов местного самоуправления, то есть и вопросами городских властей Н.Новгород.
Комментарии