Заместитель председателя комитета ЗС НО по бюджету и налогам Андрей Тарасов в рамках проекта "Интернет-конференция" отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"
Вопросы для Андрея Николаевича Тарасова можно присылать до 22 мая.

Здравствуйте, Андрей Николаевич! Почему у нас всего 3 бездотационных муниципальных образования? А Дзержинск, который напичкан предприятиями, что, дотационный? А не такие крупные города? там меньше предприятий, но и людей там меньше, соответственно и хозяйство не такое большое, как в Нижнем. Может надо менять всех глав МСУ или в чем причина?
Здравствуйте! А госзакупки парламент контролирует? Часто ли там бывают нарушения?
Успевает ли Счетная палата выполнить план на год? Проверяет ли кто-то Счетную палату?
Планирование деятельности контрольно-счетной палаты осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Законодательного Собрания, предложений и запросов губернатора Нижегородской области.
Обязательному включению в годовые планы работы контрольно-счетной палаты подлежат внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета за отчетный год и подготовка заключения на проект Закона Нижегородской области "Об областном бюджете" на очередной финансовый год.
Годовой план работы контрольно-счетной палаты исполняется в течение года и отчет о деятельности за очередной финансовый год заслушивается на заседании Законодательного Собрания области в установленные сроки.
Органами, осуществляющими контроль за деятельностью контрольно-счетной палаты являются – Законодательное Собрание Нижегородской области и органы прокуратуры Нижегородской области.
Здравствуйте! По словам вице-губернатора Владимира Иванова, в 2014 году часть расходов местных бюджетов ляжет на областной. Расскажите, пожалуйста, с чем это связано?
С 1 сентября 2013 года, согласно статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям субъектов РФ будут относиться полномочия по финансированию организации образовательного процесса в детских дошкольных муниципальных организациях и муниципальных организациях дополнительного образования, на что потребуются дополнительные ассигнования за счет средств областного бюджета, как в 2013 так и в 2014 годах. Таким образом, теперь полномочия муниципальных образований Нижегородской области в этой сфере будут переданы на областной уровень.
Были ли за последние годы выявлены крупные коррупционные схемы? Как известно основной проблемой являются именно такие схемы, существующие уже много лет и прочно закрепившиеся в властных структурах.
Андрей Николаевич, сколько было выявлено нецелевых расходований средств за последний год? Что сделали с коррупционерами?
За 2012 год контрольно-счетной палатой Нижегородской области в результате контрольных мероприятий проверено 13,66 млрд. рублей, из которых около 6 млн. рублей составили нецелевые и неэффективные расходы.
В адрес проверенных организаций направлено 105 представлений об устранении выявленных нарушений, привлечены к дисциплинарной ответственности 39 сотрудников. Уголовных дел по факту коррупции в проверенных организациях правоохранительными органами не возбуждалось. Более подробную информацию Вы можете получить на сайте крнтрольно-счетной палаты Нижегородской области.
Здравствуйте! Бюджет какого района является самым большим - по доходам, не считая Нижнего Новгорода? С чем это связано?
По итогам исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов за 2012 год бюджет городского округа Нижний Новгород по налоговым и неналоговым доходам исполнен в объеме 21,9 млрд. рублей; на втором месте бюджет города Дзержинска, собственные доходные источники которого составили 3,16 млрд. рублей; на третьем месте город Саров с собственными доходами в размере 2,6 млрд. рублей.
Показатели по доходам связаны в первую очередь с уровнем промышленного производства на территории муниципального образования и соответственно уровнем заработной платы (налог на доходы физических лиц), земельный налог.
Расставляются ли приоритеты по районам области и, в частности, Нижнему Новгороду по направлениям развития, т.е. куда в первую очередь надо направлять средства? Или каждый муниципалитет сам решает, куда тратить деньги?
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен перечень вопросов местного значения, реализация которых за счет средств местных бюджетов обязательна в финансовом году. Каждое муниципальное образование имеет свой план градостроительного и инфраструктурного развития, который согласовывает с Правительством Нижегородской области, так как на реализацию данных проектов возможно привлечь на условиях софинансирования дополнительные средства федерального и областного бюджетов.
Тем не менее, Бюджетным кодексом Российской Федерации органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Депутаты городской думы совместно с администрацией города Нижнего Новгорода в числе наиболее приоритетных направлений на 2013 год определили: расселение жителей ветхого фонда, строительство новых детских садов, ремонт многоквартирных жилых домов, строительство ФОКов и другие не менее важные направления. Более подробную информацию Вы можете узнать на сайте администрации города Нижнего Новгорода.
Часты ли случаи нецелевого использования средств местными бюджетами? Сколько времени необходимо, чтобы это обнаружить?
В целях осуществления парламентского финансового контроля представительные органы власти образуют контрольно-счетные органы.
В соответствии с действующим законодательством контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет контроль за исполнением местного бюджета, за эффективностью и экономностью использования его средств; за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; за эффективностью предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета и т.д.
Сроки и порядок проведения проверок органами внешнего муниципального финансового контроля устанавливаются законодательством Российской Федерации, либо контрольно-счетными органами самостоятельно на основании принимаемых планов контрольных мероприятий.
Информация о деятельности контрольно-счетных органов размещается на официальных сайтах в сети Интернет, в других средствах массовой информации, отчеты о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях направляется в представительные органы власти.
Какие муниципалитеты нашего региона наиболее активны в реализации интересных проектов - по туризму, благоустройству, инвестициям? Предусмотрена ли за эту активность помощь из облбюджета или федерального?
В Нижегородской области следующие муниципальные образования наиболее активны в реализации интересных проектов:
Городецкий, Балахнинский районы и городской округ Семеновский – развивают туризм; Дзержинск – предприятия нефтехимической отрасли, в городском округе Выкса – развивается металлургическое производство. Все предприятия получают финансовую поддержку за счет средств областного и местных бюджетов в соответствии с Законом Нижегородской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области".
Правительством Нижегородской области ежегодно проводится конкурс на самый благоустроенный район (город) Нижегородской области с выделением крупных денежных премий. В период моей работы на посту главы администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода район занимал 2 место в 2009 и 2 место в 2010 годах. Все выделенные средства были потрачены на благоустройство и озеленение Нижегородского района.
Здравствуйте, Андрей Николаевич! Много ли у нас в области дотационных районов, есть ли программа по их "обогащению"?
В Нижегородской области всего 52 муниципальных образования, из них 9 имеют статус городского округа, а 43 – муниципального района.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации каждое муниципальное образование Нижегородской области (городской округ и муниципальный район) получают дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, только по городским округам общий объем дотации на 2013 год составляет – 7,02 млн. рублей, м по муниципальным районам – 3,43 млрд. рублей. В Нижегородской области 3 бездотационных муниципальных образования: г. Нижний Новгород, г. Кстово и г. Саров.
Правительство Нижегородской области проводит серьезную работу по стимулированию муниципальных образований в сферах: промышленности, малого бизнеса, туризма, инвестиционной привлекательности и др. направлениях.
Какой из районов области является наиболее коррупционным или (как это правильно сказать) тратящим деньги не по назначению?
Нужен ли парламентский контроль за расходованием средств местных бюджетов? Разве не должны этим заниматься соответствующие надзорные органы?
Конечно, я считаю, что парламентский контроль за расходованием средств бюджетов однозначно необходим.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации обязательному рассмотрению представительными (законодательными) органами власти подлежат законы о бюджете, об установлении налогов и сборов. Поэтому осуществление парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти по расходованию средств бюджетов является одним из основных видов деятельности представительных органов власти, так как предусматривает право в том числе на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Для осуществления финансового контроля представительными органами власти создаются органы внешнего финансового контроля (контрольно-счетные органы), которые наделены полномочиями составлять протоколы о нарушениях бюджетного законодательства, повлекшие за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Если в результате контрольных мероприятий выявлены факты хищения государственных денежных и материальных ресурсов, то материалы проверок контрольно-счетными органами направляются в правоохранительные органы в целях применения мер ответственности, установленных уголовным законодательством.
Прокурорский надзор – это контрольная деятельность за исполнением только законов, предметом которого являются общественные отношения. Прокуратурой Нижегородской области, ее территориальными управлениями, проводится экспертиза на соответствие законодательству проектов законов (решений) о бюджете, о налогах, об изменении финансовых обязательств бюджетов. В рамках уголовных дел, находящихся в производстве, правоохранительные органы делают запросы в представительные органы и органы финансового контроля на получение необходимой информации и материалов проверок.
Если в ходе осуществления данного контроля будут обнаружены незаконные траты, завышения цен и другие коррупционные схемы, то каковы будут дальнейшие действия?
При выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, влекущих за собой административную ответственность, в соответствии с Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях составляется протокол об административном правонарушении и направляется на рассмотрение в уполномоченные органы.
В случае выявления сумм бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, а также в иных случаях нарушения бюджетного законодательства контрольно-счетная палата в течение трех дней после утверждения отчета о результатах проверки направляет материалы проверки в министерство финансов Нижегородской области для применения мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством.
Информирую Вас также о том, что по итогам отчета перед депутатами ЗСНО за 2012 год контрольно-счетной палатой было направлено 105 представлений об устранении выявленных нарушений законодательства и с предложениями по совершенствованию нормативно-правовой базы Нижегородской области. За допущенные нарушения в проверенных организациях к дисциплинарной ответственности были привлечены 39 сотрудников.
Что если в ходе контроля выяснится, что казнокрадом и коррупционером окажется один из тех, кто должен контролировать расходование средств? В таком случае депутаты накажут коррупционера, не привлекая внимание общественности внутри своих рядов, или наоборот они обязаны будут сообщить об этом народу?
В случае выявления в ходе парламентского контроля фактов незаконного, нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств к нарушителям применяются меры ответственности, установленные Бюджетным и Уголовным кодексами Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.
В случае нарушения со стороны депутата любого уровня Законов РФ в части расходования средств, предоставленных из бюджетов всех уровней, Комиссия по этике представительных органов вправе вынести на рассмотрение законодательного органа данный вопрос. Никакого иммунитета защищенности у депутатов Земского собрания, Городской думы и Законодательного Собрания Нижегородской области нет.
Не совсем понятен сам термин "Парламентский финансовый контроль за расходованием средств местных бюджетов". Что он значит? Как и кем осуществляется этот контроль, как это работает (или должно работать?). Существует ли такое явление в Америке и Западной Европе?
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за представительными органами власти (Городская Дума, Земское собрание, Совет депутатов) закреплены следующие виды финансового контроля за расходованием средств местных бюджетов:
предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительных органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Финансовый контроль представительных органов власти предусматривает право на:
получение от местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов;
утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета;
создание собственных контрольных органов;
вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Прерогативой Законодательного Собрания Нижегородской области является утверждение председателя, заместителя и аудиторов контрольно-счетной палаты Нижегородской области на 5 лет, а также – утверждение предложений депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области в план работы контрольно-счетной палаты на очередной год.
Местные администрации муниципальных образований обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, представительным органам власти в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с бюджетным процессом в Соединенных Штатах Америки особую процедуру принятия имеют законы о бюджете, которые проходят несколько последовательных этапов с обязательным участием специальных органов Конгресса и Президента в области финансового контроля (Бюджетное управление Конгресса, Исследовательская служба в составе Библиотеки Конгресса, Главное контрольно-финансовое управление, Административно-бюджетного управление при Президенте США. Такая процедура регламентирована Актом о сбалансированном бюджете и чрезвычайном контроле за дефицитом 1985 года. Президент в начале января каждого года вносит в Конгресс проект бюджета на следующий финансовый год. Проект передаётся в специальный вспомогательный орган парламента — Бюджетное управление Конгресса, который проверяет сбалансированность доходов и расходов, а также сопоставляет иные бюджетные параметры, и по итогам представляет доклад бюджетным комитетам обеих палат Конгресса. В дальнейшем начинается обсуждение бюджета в Палате представителей с участием всех комитетов и подкомитетов. Сенат в свою очередь подготавливает проект совпадающей резолюции по бюджету, которую должны принять обе палаты. На основе данной резолюции Палата представителей и Сенат скоординировано принимают Акт об ассигнованиях (закон о бюджете), который в последующем должен быть подписан Президентом.
В Великобритании парламентский контроль над деятельностью правительства в финансово-бюджетной сфере осуществляется по трем основным направлениям – поступлению средств, их расходованию, контролю над исполнением бюджета и финансового законодательства.
Большую роль играет контроль парламента над формированием и расходованием бюджета и в других странах Западной Европы. Например, в Австрийской Республике создается Счетная палата, которая составляет отчет об итогах выполнения бюджета Федерации и представляет его Национальному совету – одной из палат парламента. В Финляндии избранные парламентом ревизоры проверяют состояние государственных финансов и представляют парламенту страны свой отчет.
Датский парламент избирает аудиторов, которые проверяют ежегодные отчеты о расходовании государственных средств, следят за тем, чтобы все бюджетные поступления попадали в государственную казну, а расходы производились только в соответствии с финансовым законом. Для обеспечения эффективности парламентского контроля над расходованием бюджета Дании отчеты о расходовании государственных средств представляются на рассмотрение парламента наряду с отчетом аудиторов.
Комментарии