Депутат Государственной Думы РФ, мэр Н.Новгорода в 2002-2010 годах Вадим Булавинов в рамках интернет-конференции отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"
Член комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству ГД ФС РФ Вадим Булавинов является инициатором более 30 законопроектов и законодательных актов, направленных на совершенствование работы жилищно-коммунального хозяйства страны. В числе его инициатив продление работы Фонда содействия реформированию ЖКХ до 2018 года, законы о системе финансирования капитального ремонта жилья, создании безбарьерной среды для инвалидов в сфере ЖКХ, стимулировании строительства жилья эконом-класса и многие другие.
Вопросы для Вадима Булавинова принимаются до 31 декабря.

У нас в Шатковском районе с.Спасское, дом признан под расселение, живу на съемной квартире уже 6 лет, а о даче мне новой квартиры - ни слуху, ни духу, куда я только не обращалась, говорят ждите, сколько можно?
Уважаемый Вадим Евгеньевич! Прошу вас заняться проблемой "народных строек", в частности - по ул. Турнирная в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Нашими домам уже около 60 лет, но ни ветхими, ни аварийными они не числятся - последнее заключение БТИ делало 13 лет назад (!). А это значит, что мы никак не попадаем в программу расселения ветхого и аварийного фонда. Очень боюсь, что в 2017 году, когда властям регионов поручено расселить такие дома, все дружно отчитаются о проделанной работе и надолго забудут про другие проблемные дома. А это значит, что нам и дальше придется жить в обветшалых зданиях, которые уже просели и прогнили. Когда про нас вспомнят - неизвестно. Посоветуйте, что делать.
Таких домов в Нижнем Новгороде несколько сотен.
Существует также понятие ветхого жилья, которое, правда, отсутствует в нынешней редакции Жилищного кодекса. Это дома с высокой степенью износа, но не признанные аварийными - в основном, по указанной выше причине. Таких домов в Нижнем Новгороде тысячи, и ежегодно их число прирастает, так как сегодня темпы капремонта жилья ниже, чем его ветшания.
Только на расселение менее двух тысяч домов, включенных в муниципальную адресную программу сноса и реконструкции ветхого и аварийного фонда, требуется сумма, сопоставимая с годовым бюджетом Нижнего Новгорода. Поэтому обещания о расселении всего ветхого фонда до 2015 года изначально были невыполнимыми и популистскими. В 2004-2010 годах мы за счет бюджета города улучшили жилищные условия 6,1 тыс. семей, сегодня администрация также планирует выйти на уровень в одну тысячу семей в год, и это предел бюджетных возможностей Нижнего Новгорода.
При этом, когда говорят о ветхом фонде, речь ведут в основном о деревянных и каменных домах постройки XIX - начала XX века. Понятно, что народная стройка, а на Автозаводе целая куча улиц, застроенных ей полностью, тоже давно выработала свой ресурс, но до неё очередь пока не дошла (хотя уже приходилось слышать лозунги даже о расселении хрущёвок - чистая маниловщина). Но в индивидуальном порядке по таким домам можно работать, хотя бы в части актуализации паспортов домов, степени их износа. Если обратитесь в мою приёмную с указанием своих контактов, то обязательно этим займусь.
Вадим Евгеньевич, а вот, может, мэром вы бы хотели снова стать? И при двуглавой системе хотели бы работать или при единоначалии?
Что касается двухголовой системы, то я также с момента её внедрения в России публично выступал против этого. Я убеждён, что любой коллектив может работать эффективно и дисциплинированно только по принципу единоначалия и вертикальной субординации. Иначе начинается разброд и среди административных работников, и в предпринимательской среде - с кем решать тот или иной вопрос, начинается также передел полномочий и сфер влияния между главами, политические конфликты.
О том, что всенародно избранный мэр, прошедший через выборы и опирающийся на поддержку жителей, при прочих равных условиях добросовестнее, сильнее и успешнее как руководитель, чем сити-менеджер на контракте, говорит и практика управления городами России, изученная Минрегионом. В конце концов, всенародно избранный мэр без реальных полномочий - это издевка над избирателями, это выхолащивание самой идеи выборов и подрыв доверия к ней. Тактически это даже может быть выгодно отдельным региональным и местным политикам, но стратегически это однозначно пагубно для страны.
Вадим Евгеньевич, почему в городе с 2004 года не построено ни одной станции снеготаяния, хотя намерения были и деньги выделялись?
Нынешней ситуацией детально я не владею, потому что идет уже четвертая зима, когда ответственность за содержание дорог несёт новое руководство Нижнего Новгорода. В этом году, слава богу, настоящих снегопадов еще не было, и дорожная обстановка только радует.
Вадим Евгеньевич! Прошу сделать прогноз цены на 1 кв.м. нового жилья на рынке Нижнего Новгорода в 2014 году.
Но в целом ситуация на рынке жилья в Нижнем Новгороде неадекватная. Цена за квадратный метр растёт самыми высокими темпами в стране. Хотя предпосылок для этого нет - ключевые группы компаний получают земельные участки без конкуренции на аукционах и по льготным ценам, бюджет прокладывает к микрорайонам коммуникации и строит социальные объекты, дороги. Любой застройщик в таких шоколадных условиях мог бы снижать цены за счет снижения собственных издержек. Но в нашей ситуации эти издержки снижают налогоплательщики, они же переплачивают при покупке квартир, по обеим причинам формируется сверхприбыль застройщиков.
К сожалению, пока предпосылок для оптимизма и изменения этой ситуации я не вижу.
Вадим Евгеньевич, уже пару недель в интернете гуляет информация, что с 2014 года из-за создания фонда капремонта плата граждан возрастет в разы, так как будут взиматься и средства в фонд, и средства на текущий ремонт, как и было раньше. Правда ли это? Если так, то зачем нам платить по 2 раза за одно и то же?
При этом жители всегда платили и за содержание и текущий ремонт жилья, в который входит мелкий ремонт инженерных коммуникаций, косметический ремонт подъездов, выполнение предписаний надзорных органов - грубо говоря, латание дыр. Это не то же самое, что и капитальный ремонт, который предполагает полную замену или установку новых элементов дома - кровли, стояков, утеплителя на фасадах, приборов учета.
Что касается роста платы граждан за ЖКУ, то закон его вообще не требует. Он регулирует только механизм сбора и расходования средств жителей, которые они уже отчисляют несколько лет, независимо от конкретных сумм. Конкретный тариф устанавливают своими решениями губернаторы. По некоторым регионам страны тарифы отличаются в разы. Здесь действует общий для всех принцип: чем больше губернаторы выделяют субсидий из бюджета на капремонт жилья, тем меньше они берут с населения, и наоборот. Надеюсь, в Нижегородской области будет принято решение, адекватное возможностям жителей, и субсидии из местных бюджетов будут изменяться миллиардами рублей, как это было в Нижнем Новгороде в конце 2000-х годов.
Вадим Евгеньевич, прошу Вас обратить внимание на дискриминацию ТСЖ, обслуживающих несколько домов. Таким ТСЖ запрещено открывать спецсчета на капремонт. Наше ТСЖ "Возрождение", где являюсь председателем правления, имеет 7 домов с общими объектами инфраструктуры. Мы много лет подряд проводим капремонты, собираем взносы и успешно обходились без регионального оператора. С какой целью нам запрещают самостоятельно распоряжаться средствами, чем мы хуже ТСЖ, созданного в одном доме?
23 декабря председатель Законодательного Собрания Е.Лебедев обратился по этому вопросу к Г.Хованской, просьба и к Вам вникуть в этот вопрос.
Вадим Евгеньевич, насколько я знаю,
со следующего года можно будет самим собраться с жителями и создать свой счет в банке для капремонта, а можно и понадеяться на государство.
Но я слышала, что если отдавать деньги государству, то они могут до нашего дома и не дойти, а на наши деньги ремонтировать будут какую-нибудь "развалюху" на селе. Что вы посоветуете?
В целом малоквартирным или сильно изношенным домам будет выгоднее котловой способ, потому что жители таких домов своими силами собрать достаточную для ремонта сумму не смогут. Для многоквартирных, многоэтажных домов 70-х и более поздних годов постройки будет выгоднее спецсчет, потому что годовые сборы с них будут измеряться сотнями тысяч рублей.
Общая сумма сборов с каждого дома и ее достаточность для проведения ремонта станет известна только после того, как губернатор утвердит конкретный тариф с квадратного метра, который мне пока неизвестен.
В любом случае, закон исключает ситуацию, когда до дома никогда не дойдут платежи его жителей. Правительство области должно утвердить программу капремонта на 25 лет, и если у регионального оператора не хватит денег на ее исполнение, то оно понесёт субсидиарную ответственность. Это значит, что правительство области должно будет выделить субсидию из бюджета на проведение ремонта, и здесь права жителей законом защищены.
Вадим Евгеньевич! Я знаю Вас с 1993 года и всегда считал Вас перспективным политиком. На мой взгляд, Вы переросли должность мэра города еще в 2001 году, когда должны были быть избраны губернатором области. Сегодня Нижегородская область в очень сложном положении. Рост закредитованности опережает рост источников налогооблагаемой базы. В такой ситуации к 2015 году (году выборов губернатора) наша область потеряет привлекательность для многих политических тяжеловесов. Решитесь ли Вы взвалить на свои плечи тяжкий груз по вытягиванию области из кредитной трясины, если Вам предложат баллотироваться на пост губернатора?
В прессе проскакивала информация о том, что региону может быть дана отсрочка по созданию территориальная фонда капремонта
в размере 6 месяцев или около того. Как думаете, понадобится ли такая отсрочка Нижегородской области для более тщательной подготовки?
Вадим Евгеньевич, добрый день. Скажите, какая работа труднее для вас - работа мэра (когда вы им были) или работа депутата Госдумы? Какая из них Вам нравится больше, и где Вы себя чувствуете более полезным?
Вначале приходилось запускать отопительный сезон, который из-за долгов перед энергетиками в 2002 году был сорван на два месяца, налаживать ресурсоснабжение, принимать и приводить в порядок сотни объектов - напрочь "убитую" коммунальную инфраструктуру, жилье, десятки детских садов, ДК от ГАЗа, "Красного Сормова" и других промпредприятий. В ежедневном режиме лично распределял доходы бюджета по расходным статьям, причем приходилось выбирать, например, между выплатой зарплат бюджетникам, закупкой лекарств для "скорой помощи" или поставкой питания в школы и детсады. Сегодня это звучит дико и нереально, но тогда в таком состоянии был бюджет. Только спустя первые несколько лет мы смогли начать адресную программу капремонта жилья, программу комплексного благоустройства "Город-сад", модернизировать котельные и водозаборы, проводить крупное благоустройство Кремля, набережных Федоровского и Верхневолжской, Покровки.
Эта работа труднее, но она дает для города материальный, осязаемый результат, и она связана с персональной ответственностью за принятые решения. Это мне близко по характеру. Что касается Госдумы, то эта работа намного проще, там коллективная ответственность, от которой недалеко до личной безответственности, и это не совсем моё. Тем более что результат от совершенствования законодательства эфемерен, и он не приносит такого удовлетворения, как в хозяйственной работе.
Вадим Евгеньевич, Вы бы хотели стать губернатором Нижегородской области? Только, пожалуйста, ответьте искренне, прямо, а не абстрактно. Будете ли Вы бороться за губернаторское кресло в 2015 году?
Вадим Евгеньевич, день добрый!
Уже много лет назад начиналось строительство автодороги Шопша-Иваново-Нижний Новгород, и на стадии строительства участка обхода Балахны и Заволжья всё строительство прекратилось. То, что уже было построено - песочные насыпи, железобетонные конструкции мостов - со временем все разрушается. И меня, как жителя Балахны, который каждый день ездит на работу в областной центр на работу, очень беспокоит вопрос, будет ли возобновлено и завершено строительство данной дороги? Мы ждали эту дорогу как глоток чистого воздуха, а теперь все усилия и средства, которые прикладывала власть для ее строительства, получается, были потрачены впустую?
Спасибо!
Комментарии