Интервью

Другие города не по праву претендуют на ведущую роль в организации ополчения 1612 года

Другие города не по праву претендуют на ведущую роль в организации ополчения 1612 года

На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает кандидат исторических наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) Алексей Морохин.

Алексей Владимирович, если говорить об ополчении 1612 года, то хотелось бы понять, почему войско было организовано именно в Нижнем Новгороде? И почему нижегородское ополчение увенчалось победой, а первое было неудачным?

Кузьма Минин принадлежал к среднему классу. Он был представителем тех слоев общества, которым реально было что терять. На деньги тех, кому было что терять, и войско было создано. Разумеется, в идее создания войска был и патриотический элемент, но нельзя забывать и о том, что материальный фактор играл значительную роль.

Кроме того, Нижний Новгород в те годы входил в патриаршую власть. То есть духовным владыкой города тогда был именно патриарх, его влияние было очень мощным. Церкви было необходимо это ополчение, так как она тоже очень сильно страдала от Смуты. Она была крупным феодалом в то время и, разумеется, она делала все, чтобы не привести себя к окончательному разорению.

Достаточно сильно был втянут в события Смутного времени и сам наш регион, ведь ранее город присягал на верность царю Василию Шуйскому, поэтому, когда появились самозванцы, было большое возмущение.

Еще один очень важный момент. Созданию нижегородского ополчения предшествовала деятельность первого ополчения, образованного по инициативе жителей Рязани под предводительством Прокопия Ляпунова. Почему оно не добилось результатов? Дело в том, что в нем участвовали и дворяне, и бояре, и казаки. А ведь это совершенно разные категории населения. Разный статус – разные цели. Поэтому возник конфликт, и казаки просто-напросто убили Ляпунова, а после этого войско распалось.

Минин с Пожарским все это учли. Они набрали полностью однородное войско. Например, казаки в него не вошли, хотя и очень хотели. То есть организаторы ополчения подошли к этим делам очень серьезно и обдуманно. Поэтому и результат был соответствующий.

Кроме того, К. Минин был не только "финансовым директором" ополчения, но и талантливым военачальником. Есть данные о том, что он сам водил в бой ополченцев, сам непосредственно участвовал в боях.

Имел ли К. Минин какое-нибудь отношение к избранию нового царя? И как вообще сложилась его судьба после всех этих событий?

Нет, Минин не имел отношения к избранию царя. Но уже потом он был избран думным дворянином, то есть представителем Боярской думы. Кроме того, он получил от царя довольно большую вотчину. На мой взгляд, это была максимальная награда. Потом он принимает участие в ряде важных государственных мероприятий. Он уже почти не бывает в Нижегородчине, а большую часть времени проводит в Москве.

Зимой 1615 года в Поволжье было восстание татар, и Минин был отправлен туда для выяснения причин. А по дороге обратно, как пишет летописец, он скончался. Это произошло где-то в марте-мае 1616 года. Что значит "скончался"? Это значит, что нам неизвестно, что с ним произошло, от чего он умер. А останки Минина очень долго перемещали из одного места в другое, и сейчас, как известно, они хранятся в Архангельском соборе Нижегородского Кремля.

Через три года юбилей ополчения будет праздноваться на федеральном уровне. Если это будет сопровождаться финансированием из федерального бюджета, то могут ли другие города, имеющие отношение к этому событию, например, Ярославль, также претендовать на финансирование?

Претендовать можно на все что угодно, но какой в этом смысл? Да, в Ярославле был создан "Совет всея Земли", временный правительственный орган. Но армия-то начала формироваться именно в Нижнем Новгороде. И идея созыва войска тоже возникла в Нижнем Новгороде. Поэтому, на мой взгляд, другие города не по праву претендуют на ведущую роль в организации ополчения 1612 года.

У нас многонациональная страна и вопрос единства для нас имеет и будет иметь всегда большое значение. Для того чтобы сохранить страну, мы должны сохранить единство: историческое, духовное, территориальное. Сможем ли мы возродить его благодаря празднику Дня народного единства?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала нужно было бы заглянуть в историю Смутного времени. Во-первых, что можно сказать о самом факте этого праздника? Что именно мы празднуем? Мы празднуем окончание эпохи Смутного времени. В реальности же 1612 год как дата окончания Смутного времени вызывает у историков массу возражений, ведь утверждение на царствование нового царя Михаила вовсе не означало утверждения новой царствующей династии, так как положение Романовых даже в 20-30-е годы XVII века было очень шатким, а гражданская война закончилась только в 1618 году. То есть выход из кризиса длился после ополчения еще долгие семь лет.

Поэтому с исторической точки зрения отмечать дату освобождения Москвы, 4 ноября 1612 года, как дату окончания Смутного времени мы, вряд ли, можем. В связи с этим можем ли мы вообще говорить о том, что этот праздник призван объединить общество? Вот в чем вопрос.

Как Вы можете прокомментировать близость календарных дат государственных праздников - старого - 7 ноября и нового - 4 ноября?

Да, на мой взгляд, празднование Дня народного единства было введено отчасти и для того, чтобы начать формировать новые поколения людей уже с ориентацией на новую дату этого праздника, который своими корнями уходит в XVII век, а не в коммунистическое прошлое нашей страны.

Существуют в Нижегородской области какие-то памятники, связанные с личностью Минина или с формированием ополчения, которые, может быть, стоило бы восстановить к юбилею?

Об этом я могу сказать только то, что в Балахне есть музей, посвященный Кузьме Минину. С середины XIX века стали говорить о том, что Минин был родом именно из Балахны, а уже потом перебрался в Нижний Новгород. Но это совершенно невозможно доказать.

В XVII веке мужское имя Мина было очень популярным. Фамилия патриарха Никона, например, тоже была Минин. В миру его звали Никита Минин. К тому же перебраться в то время из одного города в другой было не так-то просто. Так что доказательств нет. Вообще тема балахнинского музея очень тонкая, нам бы не хотелось никого обижать.

Вообще же о Минине почти ничего неизвестно. Во-первых, потому, что он был низкого происхождения, во-вторых, потому, что в то время в Москве было очень много пожаров, и документы были утрачены. Минин – персонаж полулегендарный, поэтому и какие-либо знаковые места, что-нибудь, имеющее отношение к его личности найти и восстановить почти невозможно.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
20 апреля