Интервью

Коммунисты советского периода и нынешние — это во многом разные люди

Коммунисты советского периода и нынешние — это во многом разные люди
Интервью архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в авторской программе Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга"

Биография

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) - родился 14 августа 1964 года в городе Жлобин республики Беларусь, в многодетной семье. По окончании школы работал водителем, затем служил в рядах Советской Армии. В 1986 году поступил в Московскую Духовную Семинарию и был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В декабре 1989 года пострижен в монашество с именем Георгий (в честь великомученика Георгия Победоносца).

В июне 1990 года поступил в Московскую Духовную Академию. После назначения в 1998 году директором Патриашего Архитектурно-Реставрационного Центра в Троице-Сергиевой Лавре он провел обширные работы по реставрации храмов и построек обители и реконструкции монастырской территории. 26 декабря 2002 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви определен быть епископом Нижегородским и Арзамасским. В феврале 2006 года указом Святейшего Патриарха Алексия II возведен в сан архиепископа.

В юности он читал много военной патриотической литературы и даже штудировал Георгия Жукова. А сегодня с его именем ассоциируются вполне мирные деяния - восстановление церквей и храмов нижегородчины. У нас в гостях человек, поспорить с которым по уровню доверия нижегородцев, может только губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев - архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Ваше Высокопреосвященство Владыка Георгий, здравствуйте!

Добрый день!

Спасибо, что нашли возможность присутствовать здесь у нас сегодня в программе. Скажите, неужели до сих пор читаете военно-патриотическую литературу?

Военная тема, она для меня всегда была близка - и в юности, детстве. И может быть, я не столько уже имею возможность читать литературу, чем когда у меня было больше свободного времени, но всегда, когда мысли возвращаются к военной эпохе, когда вижу ветеранов, то у меня какой-то особый духовный трепет, благоговение. А почему это происходит, я, может быть, не смогу до конца расшифровать. Но я родился в той среде, помню тех людей, поэтому тема подвига, самоотвержения, служения очень важна для меня.

При постриге вам дали имя Георгия, в честь великомученика Георгия Победоносца. Это случилось случайно, или каким-то образом специально подгадали?

Вы знаете, это программа небесная, а не земная. Поэтому я не могу сказать почему именно такое имя мне дали.

Два условия для каждого участника программы - мы встречаемся без галстука. Второе условие - ответить на все без исключения вопросы нижегородцев, которые мы получили в нашей программе.

Пожалуйста.

Я знаю, что вы росли в очень большой семье в Белоруссии. Скажите пожалуйста, кем вы мечтали стать в детстве?

Поскольку я родился в Белоруссии, на берегу Днепра, там стоял фронт больше 10 месяцев, поэтому блиндажи, окопы, вся наша ребятня, ватага, посвящали много времени теме войны. Когда мы видели человека в погонах, мы его боготворили. Поэтому тема защиты Родины была мне всегда очень близка. В одно время мы хотели быть разведчиками, в другое время мы хотели быть летчиками, обсуждали тему космоса. Собственно говоря, сегодня прошло время, я думаю, что это такое детское, отроческое время, когда сердце горело желанием совершить подвиг для Родины, народа. Исходя из этой установки вырабатывались критерии системы ценностей и жизни.

Вы, кстати, росли в большой семье. Я как-то общался с Валерием Шанцевым и он сказал, что в большой семье эгоисты не вырастают. Вы с этим согласны или готовы поспорить?

Согласен. Несомненно, потому что, прежде всего, на тебя огромное влияние оказывают старшие братья и сестры. Родители - это своя тема воспитания, а вот когда ты растешь, где кто-то тебя чуть постарше, кто-то младше. Вот я был последний в семье, самый любимый.

Ну да, наверное, поблажек было много.

Все на меня внимание обращали, все хотели со мной пообщаться, поэтому чувство собственного достоинства, самодостаточности, оно у тебя формируется от основателей.

Дедовщины-то не было со стороны старших?

Нет, этого не было. А, действительно, был хороший такой домострой, когда все слушались родителей. На нас налагались какие-то обязанности по дому, мы их выполняли. Вот так.

В Троице-Сергиевской Лавре вы возглавляли патриарший реставрационно-архитектурный центр. Вот скажите, насколько горько было наблюдать и смотреть на то, как восстанавливается из руин, то что строилось на века?

Вы знаете, никакой горечи нет. Не было и нет. Я вспоминаю свои студенческие годы в духовной школе семинарии, академии. Я слышал от многих людей старшего поколения, которые были свидетелями разрушения храмов, они говорили зачем восстанавливать, зачем столько сил класть, все равно взорвут, все равно закроют. Вот я встречал некоторое такое пессимистическое настроение, но оно мне не передалось. Занимаясь сохранением древностей, ты вольно-невольно вовлекаешься в историю, но не теоретическую, а практическую, да? Если ты касаешься Успенского собора Троице-Сергиевской лавры, то понимаешь, что она грустная. Он строил, он заботился, Петр Великий там молился, Дмитрий Донской там молился. Эта тема тебе становится очень ясна и близка. Затем ты приобщаешься к зодчетву, преподобный Андрей Рублев, иконопись. Какие-то ювелирные изделия, архитекторы - Ухтомский, Мичурин, лидеры в архитектурном строительстве своего времени. Изучая историю Троице-Сергиевой Лавры, ты погружаешься в историю всей России. И ты понимаешь, что то, чем ты занимаешься - это продолжение связи времен. Это наполняет твою душу очень большим духовным созерцанием.

Насколько я знаю, вы даже получили государственную премию за использование определенных методик и технологий. Это правда?

Действительно, коллектив, который я возглавлял, был удостоен государственной премии за реставрацию Троице-Сергиевской лавры. Но интересно, что не в номинации "архитектура и искусство", а в номинации "наука и техника". Мы применили множество новых технологий, методов и подходов, которые позволили в кратчайшие сроки и с минимальными затратами достичь максимального результата. Работали ученые, специалисты, архитекторы, инженеры-геологи, инженеры-конструкторы. Мы занимались темами укрепления фундамента, фасадными работами, сохранением белокаменного декора, покрасочными вопросами, позолотой, чеканкой.

Конкретная научно-практическая деятельность.

Да, научно-практическая деятельность. Это нечасто происходит, что в конкретном объекте одномоментно совмещалось исследование, наука, грамотные проекты и исполнение работы.

Честно, нужно признать, видно, как в городах и районах Нижегородской области изменилось отношение к храмам. Где-то они реставрируются, где-то появляются новые. Чаще это инициатива прихожан или самой церкви?

Церковь это и есть прихожане.

Как эта инициатива появляется?

Понимаете, она рождается в каком-то молитвенном переживании. Здесь очень важно не проявить только свою волю, потому что это связано со многими вопросами - и финансирование, и специалисты, и чтобы твой труд не был холостым выстрелом с точки зрения того, что вы можете потратить массу усилий, а этот храм сегодня никому не будет нужен, там нет прихожан. Поэтому здесь очень много составляющих. Но несомненно, во многом я являюсь инициатором в возрождении наших монастырей, древних наших монастырей. Одна из таких вещей. Мне очень ясно видно, что вот, допустим, такой пример как Дудин монастырь. Представляете себе, ему больше 600 лет. И сколько веков там совершалась молитва. Там эта земля уже пропитана святостью. И утеря духовного, нравственного возрождения, нам необходима помощь церкви небесной. И возрождая такие древние святыни, мы осуществляем очень явственную связь между небом и землей. И я вижу, сколько даже к этим руинам тянется молодежи, детей, взрослых. То есть эта земля святая. Если она находится в поругании, в брошенном состоянии, то нужно этим заниматься очень плотно. И люди очень часто находят такие места в своем сердце, свою дорогу к Богу.

Короткие вопросы, короткие ответы. Очень часто в последнее время говорят о конце света. 4 раза он уже наступал в 2011 году, в 2012 году предполагается конец света по календарю Майя. А вообще, может ли действительно верующий человек увлекаться подобными предсказаниями?

Помнить надо, но увлекаться нет. Дело в том, что в Священном писании в "Апокалипсисе" сказано, что даже ангелы не знают даты конца света. Признаки его будут нам показаны. И, прежде всего, святые отцы говорят, эти признаки появятся, когда нравственность и духовность у людей начнет исчезать. Что такое исчезание этих добродетелей? То есть Бог дал человеку свод законов, правила поведения, правила жизни, живя по которым человек будет устраивать свое благополучие и на земле и на небе. А современная цивилизация все больше идет по пути отказа от этих заповедей, от этого свода правил жизни. И мы пишем иные правила, которые церковь называет богоборческими. Поэтому все зависит от нас с вами - приблизить конец света или его удалить.

Существует, кстати, немало предрассудков в отношении священнослужителей. Развенчайте, пожалуйста, или скажите, что это действительно так. Священник все время отдыхает – служба у него только 2 раза в день.

Ну я приглашаю такого человека с нами вместе помолиться и он поймет, что это - отдых или труд.

Священникам нельзя купаться.

Нет, конечно, можно купаться. Просто человек, который идет на определенное служение, идет по пути устава жизни, есть такое выражение: "Поражение в правах". Ну, допустим, человек работает в серьезных лабораториях, ему говорят: "Вы не можете выезжать за границу". У пастырей есть свой такой кодекс поведения. Мы не посещаем рестораны в том понимании, в каком посещают их многие миряне. Может быть, священнику не стоит выходить на общественный пляж, где огромное количество людей, но это не значит, что нельзя купаться.

Священник должен быть обязательно бедным. Философское понимание слова "бедность", может быть.

Ну да, может быть, он должен быть бедным. А как быть с его семьей? У него ведь такая же супруга, такие же дети. И, конечно, когда человек чрезмерно этим увлекается, материальным благосостоянием, то это, может быть, и неправильно. Когда я был послушником в монастыре и похожий вопрос по питанию задал духовнику: "Может мне усилить пост, строгость?" А он мне сказал: "Не закрывай рта у вола молотящего". То есть, если человек трудится, то он достоин пропитания и достойной жизни. И не надо сужать искусственно ослабления человеческой жизни, ее скромность. Она и так зачастую приходит к нам, да. Поэтому, если, в том числе и священнослужитель и его семья, имеют жилище, пропитание, одежду нормальные, средства передвижения, то это не противоречит церковной жизни.

Многие иностранцы, кстати, говорят, что россияне уж очень любят жаловаться. Жаловаться на все - на власть, на СМИ, на соседей. Мы не любим брать ответственность на себя?

Думаю, да. Дело в том, что одна из проблем в жизни людей, а в современности это очень заметно, завышенная самооценка и завышенные претензии к окружающему миру. Поэтому мы не видим своих недостатков и видим недостатки окружающих. А ведь Господь сказал в Священном писании: "Безумец, вытащи сначала бревно из своего глаза, а потом увидишь как вытащить соринку из глаза брата своего".

А как с этим бороться? Вот Вы в рамках своих проповедей, встреч пытаетесь как-то донести до людей эту информацию?

Конечно, мы вообще обсуждаем нашу жизнь - что у нас хорошего, какие у нас недостатки. Даже вот часто, оценивая современную жизнь, я могу иметь какие-то замечания к мирской жизни, в душе. Я стараюсь публично не высказывать замечания: "Здесь не так надо было так сделать". А потом я себя останавливаю - скажи, брат Георгий, а в твоем служении у тебя все хорошо, у тебя все выстроено? Выясняется, что нет. У тебя не хватает кадров, не хватает храмов, не хватает материальных средств, у тебя может быть не хватает опыта или стараний. И таких много есть факторов. И я себе говорю, что в твоей деятельности есть много места для совершенствования. Поэтому ты уж больше смотри на свое послушание, на свое служение, и делай его хорошо. И вот, когда ты так себя настраиваешь, то в твоей душе наступает некоторый мир и смирение. Вот очень важно человеку приобрести мирность духа. Это тоже сегодня очень растеряно в жизни людей.

Многие считают, что выбор должны за тебя сделать. Я понимаю, что церковь в стороне от выборов, но так или иначе 4 декабря будут выборы в Государственную думу. Как вы считаете, человек должен проявить свою гражданскую позицию, прийти и отдать свой голос? Или пусть это сделает кто-то другой?

Моя жизненная позиция, что нужно вести активную жизнь, и когда ты ведешь активную жизненную позицию, то у тебя в жизни что-то будет получаться. А вот этот вот дух безволия, он очень разрушителен, во всех отношениях. Поэтому мы также сталкиваемся с проблемой, я не имею ввиду проблему выбора вообще активной жизненной позиции, потому что 70 лет богоборческой жизни накладывало, что священник должен быть пассивным, чем он менее деятельный, тем более правильный. Поэтому зачастую старшему поколению бывает очень сложно перестраиваться в этой плоскости. Особенно это было заметно, когда я пришел на послушание в епархию и мы выстроили немножко новые приоритеты - работа с молодежью, в тюрьмах, больнице, в детских домах, забота о сиротах. И все это выпадает на одного священнослужителя. На самом деле, нужно иметь большие физические силы, чтобы душу он полагал на своем служении, не думая о хорошем материальном обеспечении. Постоянно у нас идет расцвет священнослужителей, но их еще больше не хватает, потому что такой большой духовный голод, такая большая потребность. И телезрители многие знают об этом не понаслышке - в такое-то село не прислали священнослужителя, в таком-то городском храме не хватает батюшек. Поэтому это требует очень больших сил.

Вы сами затронули тему новых направлений, новых веяний работы с молодежью. Священный синод американской православной церкви недавно принял интересные рекомендации о том, как работать в интернете, в социальных сетях, на форумах. А как вы считаете, интернет становится новой возможностью проповеди?

Да, несомненно. Вы знаете, дорогие братья и сестры, отношение к компьютеру, к интернету должно быть как отношение к очкам.

Инструмент.

Мобильный телефон, это инструмент. Вы можете очками зрение испортить, а можете научиться читать. Несомненно, интернет является очень удобным, сверхдоступным средством для получения информации. И мы почему переживаем, что иногда наши дети, молодежь, чересчур увлекаются такими вещами, которые приводят к разрушению их внутреннего мира. А разрушив внутренний мир, они становятся несчастными и это большая беда. Лучше не допустить пожара, чем потом бороться с ним. В информационном поле это намного более тонко. И надо учиться прививать в себе иммунитет от пошлости, от разрушения. Но сам по себе этот инструмент, он не плохой и не хороший, как лекарство - оно бывает ядом, а бывает спасением.

В этой студии многие известные нижегородцы говорили о том, что они не готовы простить предательства. А вы как считаете, все ли нужно прощать?

Нельзя прощать предательства Родины. А если тебя лично предают, то нужно учиться прощать.

Нравственное состояние общества - основная тема программы сегодня. Вообще, эксперты говорят, что не смотря на то, что благосостояние людей растет: больше машин, больше телевизоров покупаем, больше материальных благ. Так или иначе, Россия находится, ну если не в состоянии духовного кризиса, но как минимум, имеет ярко выраженные проблемы в этом отношении. К примеру, недавно в интернете прочитал, что в Подмосковье будут судить двух школьниц, жестоко избивших одноклассницу из-за ревности. Как мы дошли до жизни такой?

Надо понимать, что дети, молодежь - это наша с вами фотография взрослых людей, которым сегодня 40, 50, 60. Просто они еще не опытные, не умеют скрывать свои страсти. И то, что они ведут себя распущенно, значит мы внутри распущенны. Они ведут себя злобно, значит и у нас много злобы. Они безнравственны, значит мы в душе безнравственны.

Вопрос нужно себе задавать?

Себе, взрослому поколению. Нужно понимать, что проблемы сегодняшних детей кроются в десятилетиях назад - в 60-х, 70-х, 80-х годах. И мне совершенно видно, что отказ от веры в Бога, отказ человека от правил жизни, которые формулировались на заповедях Божьих - целомудрие, послушание, деторождение, создание семьи - они являются фундаментальными. Мы от них отказались - у нас демографическая проблема. Смотрите, количество разводов в год приближается к количеству браков, наши дети не научены создавать семью, они не способны создавать семью. И взрослые говорят, вы поживите вместе, в разврате, вы к друг другу попытайтесь притереться. Разве так можно? А если мы пойдем в школу и посмотрим сколько у нас семей, где нет родного отца. У нас количество детских домов не уменьшается, а увеличивается. А если посещаешь дом престарелых, количество которых тоже растет, то узнаешь, что у большинства пожилых людей есть свои дети. И то, что он оказался в доме престарелых, я делю 50 на 50 - виновны дети, виновны родители, что воспитали таких детей. Что такое воспитали таких детей - когда они были маленькими, им не привили любовь, доброту, сострадание, милосердие. Нельзя заставить всех быть милосердными и сострадать. Это должна быть потребность души, исходить из этого. А если вы заменили это в жизни детей циничностью, бессердечностью, холодностью, самомнением, человек говорит: "Как вы меня воспитали, таким я и существую".

Многие говорят, что у нас очень много жестокости в средствах массовой информации. И предлагают универсальный метод - не бороться со всем этим, а взять уехать куда-нибудь, например, в глушь, так чтобы СМИ не было. Это выход из ситуации?

Думаю, что нет. Несомненно, я думаю, что свою долю средства массовой информации вкладывают в разрушительные процессы.

Но только долю?

Долю, не надо перекладывать с больной головы на здоровую. Это тоже предыдущий наш с вами разговор, что мы пытаемся с вами постоянно с себя сбросить ответственность за наших детей, за нашу семью, за то, чем мы занимаемся. И ведь нужно зачастую немного. Первое - не сквернословьте, ведь мат стал нормой жизни, а это страшный грех. Мы зачастую проклинаем ту, которая нас родила. Что это такое? Второе, не променивайте собственных мужчин и женщин, семейное счастье на бутылку водки. Почему для тебя не дорога твоя семья, почему тебе скучно в семье? Здесь на первое место встанут заповеди Божьи. Я воспитывался в обычной семье, жил в советское время, наша семья была верующей и были некоторые, по школе, в частности, притеснения небольшие. Но что тогда, что сегодня, основные ценности у детей формируются в семье. А нам хочется, мы считаем, что мы родили ребенка, а все остальное за нас сделает кто-то: детский сад, школа, университет. Мы должны дать ему конфетку, одеть ему ботиночки, а все остальное - это не наше. И бывает, действительно, что взрослые и молодые люди не знают как воспитывать детей. Я говорю, что вы должны учиться, если вас не научили родители, учитесь вы. И носительницей очень многих систем правильной жизни является русская православная церковь. Кто хочет взять это богатство для своей жизни, тот пусть берет. Кому она чужда, ну что ж. Я только должен сказать, что без того духовного наследия, которым обладает наше православие, наша история, Россия, зачастую мы будем очень несчастными и нездоровыми людьми.

Вы сами напомнили про Советский Союз. Некоторые сейчас испытывают ностальгию по 80-м. А вы хотите обратно в 80-е?

Знаете, было много хорошего, но было много того, чего я сегодня не приемлю. И вот две стороны монеты. И если выбирать, то я бы остался в нынешнем времени, потому что одна из вещей, это больше свободы, это свобода выбора и возможность добиться результата. Я по натуре человек очень активный, ставлю себе задачу и хочу добиваться результата. Поэтому мне, если кто-то хочет просто сидеть на скамеечке, ничего не делать и чего-то добиться, то можно ему выбирать то время.

Не могу не задать политический вопрос. Зюганов совсем недавно заявил, что лучший коммунист - это верующий коммунист. Неужели покаялись? Готовы прокомментировать?

Вы знаете, как я помню коммунистов советского периода и нынешние — это во многом разные люди. Трудно мне формулировать идеологию нынешнего порядка, потому что они находятся в оппозиции, то время, которое я знаю, с одной стороны, они старались совместить несовместимые вещи - много социальных благ, а с другой стороны идти по пути богоборчества. И если человек верующий, он испытывает всю мощь ненависти к тому времени. Потому я вывел для себя некую формулу — мы хотим сделать благо для общества, но тебя не интересует конкретный человек. А в общем-то, надо мелочиться и доходить, чтобы благо было для конкретного человека.

То есть, если делать благо для всех, то, прежде всего, во главе угла конкретный человек?

Да.

В Нижегородской области, вижу, есть стремление возрождать интересы к своему отечетсву, патриотические проекты, при поддержке церкви и правительства области в том числе, организуются патриотические лагеря, есть проект Мининский призыв. Скажите честно, от такого рода проектов есть эффект или это делается так для галочки?

Нельзя гарантировать, что будет эффектный результат, но мы должны пробовать. А почему мы этим пытаемся заниматься и трудимся, потому что я вижу, что многие молодые люди погибают. Они, может быть, смотря нашу передачу, с этим не согласятся, но для меня есть критерий проблемы жизни, в том числе нижегородцев. Это знаете, как лакмусовая бумажка. У нас в области больше умирает, чем рождается детей. Молодые люди не способны создать семью. А ведь молодая девочка хочет быть счастливой, она хочет быть любимой и она должна найти такого же молодого человека. Молодой человек хочет быть успешным в жизни, и, может, в 20 лет ему не нужна теплота домашнего очага, но к 30-ти ему уже хочется. А ты соблюла народную пословицу: "Береги рубашку с нову, а честь с молоду"? Честь-то надо свою беречь. И, к сожалению, молодые люди, общаясь в современном мире, очень редко слышат эти слова. Для части молодежи это как откровение. Как будто с Марса кто-то говорит.

Приходит же в церковь все больше молодых людей.

Большое количество я встречаю молодежи, детей.

Есть, те кто приходят на проповедь и говорят: "Вообще не мое" и уходят? Или большая часть все-таки старается прислушаться и остается?

Ну вы знаете, я не встречал таких людей, но такие наверняка есть. Есть "захожане", которые зашли ради интереса и ушли. Вот для меня не стоит вопрос, много ли у нас молодежи или мало, у меня стоит вопрос - кто погибает? Нам Святейший патриарх Кирилл очень интересное поставил рассуждение и планку. Он говорит: "Я слышу от правящих архиереев и священнослужителей отчеты - вот столько храмов построили, столько монастырей, столько духовных школ. Скажите, а у вас аборты увеличились или уменьшились? А суицидов у вас больше или меньше?"

То есть интересует результат?

Не золотой купол, не колокол, не икона, а это тоже, если хотите, как средство возрождения людей. Храмы. Несомненно, нужны, но не храм ради храма. А для того, чтобы люди обретали духовную крепость, могли стоять на ногах крепко при тех соблазнах и насилии, с которыми мы сталкиваемся в современной цивилизации.

Рубрика на острие. Самые острые вопросы нижегородцев. Дмитрий Павлычев, Сормово.

Много лет ломаются копья по строительству в Нижнем Новгороде крематория. Сам я верующий человек, но ведь, согласитесь, кладбища не резиновые, и надо находить какой-то выход.

Вообще, надо понимать, что церковь не поддерживает кремацию тел. Это вне церковной православной традиции. Я всегда сторонник дать настоящую действенную альтернативу выбора. У нас что с вами, мало земли? Допустим, мы видим, что в районе Нижнего Новгорода нет возможности.

Но никто не говорит, что это надо делать в центре, около Кремля, правильно.

Давайте сделаем захоронения за 30, за 50 км, туда проведем электричку, сделаем хорошее шоссе, чтобы человек за 20 минут, за полчаса, смог туда комфортно добраться. У кого нет желания, можно предоставить альтернативу, а мы же сегодня предоставляем альтернативу. Мы говорим, у нас проблема - нет земли, где хоронить, поэтому будет крематорий. Вот это неправильный подход, и это очень большое разрушение. Это еще один шаг к тому, что мы не любим отечественные гробы. А если мы не любим свое прошлое, у нас не будет будущего. У нас плохое настоящее и не будет будущего.

Марина, студентка. Как себя вести в общественных местах, встретив священника? Поздороваться, поклониться, попросить благословение? Недавно встретилась с батюшкой в лифте и не знала, куда деться. Дайте совет нашей молодежи.


Возьмите благословение или поклонитесь. Если вы видите, что человек очень занят, то просто поклонитесь. Если вы попросите дать благословение, ничего в этом плохого нет.

Вопрос читателей "Аргументы и факты", Нижний Новгород, Елена Жиглова. Недавно в Нижегородскую область привозили великую христианскую святыню — Пояс пресвятой Богородицы. Были первые лица, первые лица к нам зачастили. К губернатору - президент, к вам - патриарх. У нас Нижегородская область такая особенная?

Прежде всего, визит патриарха состоялся по двум причинам. Во-первых, поклониться поясу пресвятой Богородицы и его пригласил президент Российской Федерации участвовать в торжественных мероприятиях, связанных с Днем народного единства.

Для нас это очень почетно, учитывая, что и корни его нижегородские.

В общем-то, вы знаете, можно много об этом рассуждать, говорить, но я в этом вижу промысел Божий. Это не человеческое решение. Мы совершенно понимаем, что нам необходимо в какой-то мере корректировать систему ценностей жизненных, чтобы сохранить свое отечество, мы должны быть едины. И нас должно что-то объединять. И то, что в этот день к нам прибыла матерь Божия в образе благодати от святого пояса, для нас это историческое событие, которое останется уже в веках. Что в этот день глава государства прибыл, глава церкви, для Нижнего Новгорода это очень большая радость и духовное утешение. И надо знать, что это не наша с вами заслуга: не моя как правящего архиерея, может быть, не губернатора как главы области, а заслуга наших предков, они сделали такой город славный, такое место святое. И дай, Господи, нам сил сохранить, а если будет возможность, то приумножить славу этой земли.

Ваша формула успеха. В прошлый раз, когда вы были у нас в программе, очень неизгладимое впечатление на меня оставила формула, которую вы записали: "Кто знает предел своих возможностей, не знает поражения". Скажите, а вы познавали предел своих возможностей?

Наверное, по-другому можно сказать. Надо научиться разговаривать со своей совестью, со своим внутренним "Я", и тогда у тебя не будет поражения.

Тогда нужно будет записать формулу успеха. Для мирян - формула успеха, для Вас - жизненное правило, совет для всех нижегородцев.

Я бы сказал одним словом. Это любовь. Что такое любовь? Любовь по древне-христиански, это долготерпие, милосердство, не завидует, не раздражается, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине. В чем смысл, если на современный язык перевести? Любовь, она предполагает сострадание и служение, а господь в Священном писании сказал: "Бог гордым противиться, а смиренным дает благодать". И чтобы получить эту благодать, человек должен идти по пути служения. Ведь согласитесь, мы все хотим, чтобы в нашем сердце был мир, доброта и покой.

Кстати, говорят, что сознание человека во многом формируется сказками, на которых он рос. У вас есть любимая сказка?

Я очень любил Пушкина. Почему, потому что у меня отец читал эти сказки наизусть.

То есть вы хорошо знаете сказку о рыбаке и рыбке?

Да, о рыбаке и рыбке, о трех богатырях, стихи у Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И я себе представлял, где такое Лукоморье и где такой дуб. Я все у отца допытывался, где же это кот ученый ходит по цепи. Он очень поэтично рассказывал, поэтому с детства у меня осталась любовь к стихам, очень часто он мне читал "Бородино". Это вот, когда мне было 3,4,5 лет. Очень поранила мое сердце сказка о колобке.

Почему ранила?

Ну вот какой-то несчастный такой конец, что его лиса съедает.

Переживали?

Не принимало мое сердце, что вот какой-то этап безысходности. Всегда нужно делать сказку, чтобы она заканчивалась победой добра, дарила надежду.

Если правильно ответите на вопрос, то мы подарим вам "Нижегородскую Книгу рекордов и достижений", если неправильно, то стихи "Про коня и про жар-птицу" Юрия Адрианова. А вопрос как раз про сказки. Кем не захотела стать старуха из сказки о золотой рыбке Братьев Гримм? И четыре варианта ответа. Она не захотела стать: папой Римским, первой красавицей, Господом Богом или кайзером.

Не осталось в памяти, не отвечу.

Подумайте. Кем она не хотела стать?

Наверное, кайзером.

Основой для сказки Пушкина о Рыбаке и рыбке послужила сказка братьев Гримм "Рыбак и его жена". Пушкинская старуха оказывается у разбитого корыта, когда захотела стать Владычицей морской, а ее немецкая коллега стала Папой Римским. И только после желания стать Господом Богом, она осталась ни с чем. А вот первой красавицей старуха стать не захотела, а кайзером, монархом, она была. Так что правильный ответ - она не хотела стать первой красавицей.

Буду совершенствоваться в сказках.

Спасибо за участие в программе, успехов вам, чтобы больше людей приходили в церковь, чтобы действительно мы измеряли результаты не только количеством храмов, церквей, а чтобы жизнь наша становилась лучше и чтобы каждый чувствовал свою собственную ответственность и каждый мог бы сказать, что от меня зависит, чтобы жизнь моя и жизнь моих детей была лучше.

Спасибо, будем жить и трудиться.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по понедельникам в 23.10, повтор программы по пятницам в 10:40 мск. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по воскресеньям в 19:00 мск. и по понедельникам в 21:00 мск., на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по воскресеньям в 12:05 мск. и на радио "Шансон" по воскресеньям в 15:05 мск. (106,9 FM). Полная версия – на сайте информационного агентства "НТА-Приволжье".

Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Интервью
Комментарии
27 ноября