Интервью

То, что мы пожинаем сейчас - результат деятельности 90-х годов

То, что мы пожинаем сейчас - результат деятельности 90-х годов

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Мухетдинов: "То, что мы пожинаем сейчас - результат деятельности 90-х годов"

Биография

Дамир Ваисович Мухетдинов родился 18 июля 1977 года в Нижнем Новгороде. Окончив среднюю школу, он поступает в башкортостанское медресе "Нур аль-Ислам", где проявляет себя одним из лучших учеников. В 1996 году Дамир Мухетдинов вместе с группой молодых студентов исламских учебных заведений по направлению Совета муфтиев России отправился на обучение в Мекку в институт арабского языка университета Умм аль-Кура. В 1999 году по возвращении в Нижний Новгород Дамир Мухетдинов становится имам-хатыбом Нижегородской соборной мечети, а также возглавляет Нижегородское исламское медресе "Махинур".

В 2005 году Дамир Мухетдинов становится ректором Нижегородского исламского института имени Хусаина Фаизханова.

Дамир Ваисович кандидат политических наук, автор и соавтор десятков книг, учебных пособий, множества статей и публикаций, научных альманахов.

С 2010 года является первым заместителем председателя и руководителем аппарата Духовного управления мусульман Европейской части России. Член Общественной палаты Российской Федерации.

Дамир Ваисович женат, воспитывает троих сыновей.

Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука".

Этот человек глубоко религиозен и соблюдает обычаи предков, при этом он не пропускает ни одной технической новинки.

У нас в гостях первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Мухетдинов.

Дамир Ваисович, здравствуйте.

Как в Вас такие противоположности уживаются: технические новинки, а с другой стороны, уважение к корням?

Ислам всегда был современен. Некоторые люди пытаются модернизировать ислам, считая, что это наследие прошлых веков, прошлых столетий. На самом деле ислам – религия для современных людей, религия, в которой каждый может найти себе то, что он ищет. Поэтому сочетание модерна, чего-то современного, поиски самого себя, поиски Бога, окружающего мира, - это заложено в Коране. Поэтому Коран все время апеллирует к разуму человека, он говорит: "Может, вы поразмышляете, может, вы посмотрите, может, вы подумаете?". И вот это осмысление требует какой-то новизны, чтобы человек двигался вперед, а не стоял на месте, и поэтому исламское учение, шариат, удобно применить к любому времени. Пример поста. Понятно, что сколько-то лет назад мусульмане не проживали в северных территориях, но постепенно их осваивали. И как быть мусульманам там, где солнце не заходит? Ученые должны были дать ответ на этот вопрос.

Какой же был ответ?

Ориентироваться на ближайший регион, где солнце заходит или же на город Мекку. То есть, очень много моментов, и если бы религия была закостенелой, если она не была бы современной, не давала ответы на современные вопросы, то мы, наверно бы, не знали многих ответов на современные вопросы.

Вы не просто так вспомнили про заход солнца, ведь сейчас идет пост. Я думаю, что наши самые внимательные телезрители обратили внимание, что у Вас нет стакана с водой. Почему?

В этом году российские мусульмане испытают, наверное, самый тяжелый пост за последние 30 лет, так как мусульманский год короче на 11 дней, он постоянно передвигается. И в этом году мы начали в июле, продолжаем в августе, когда самые продолжительные световые дни. Почти 20 часов мусульмане должны держать пост. Хорошо, если у кого-то каникулы, отпуск, не нужно ходить на работу, крутить "баранку", но тем, кто работает, это действительно серьезное испытание, поэтому мусульмане не едят, не пьют даже глотка воды, ни чай, ни кофе, не вкушают какие-то приятные ароматы, во всем стараются себя ограничить во время поста.

Наверное, многие считают, что этот пост не такой уж и сложный, ведь как только солнце заходит можно есть сколько хочется. Что Вы им скажете?

Людям нужно самим попробовать придерживаться мусульманского поста хотя бы два дня. Дело в том, что человеческий организм так устроен, что мы сами даже, мусульмане, хотя постимся 20 лет, думаем, вот сейчас солнце зайдет, поедим, душу отведем, но нет, кроме как напиться вдоволь воды и чая организм больше не позволяет. Это так устроен организм человека, поэтому, слава Богу, я за 15 дней поста уже 10 кг веса сбавил. Это очень полезно для организма.

Лучший рецепт для похудания.

Да, это действительно так.

Свое первое высшее образование Вы получали в Саудовской Аравии. Вообще существует стереотип, что российские студенты иностранных вузов редко возвращаются на Родину. Вас заставили вернуться?

Во-первых, студенты, слава Богу, возвращается, потому что, к счастью или к несчастью, Саудовская Аравия и страны Персидского залива не предоставляют гражданства. Даже те люди, которые проживают в стране продолжительный период времени порядка 100 лет, не имеют гражданства, хотя их дети, внуки уже родились.

Так это к счастью или к несчастью?

Не знаю, для кого-то это счастье пожить в такой нефтеносной стране, приобщиться к ее ценностям, богатствам, духовной культуре, Кааба, священный храм там находится. Но для нас, наверно, там, где родились, нашли предназначение, более угодное. И, слава Богу, по окончании учебного заведения, Института арабского языка я вернулся на Родину.

Кстати, говорят, что Вас там бросили на произвол судьбы, Вы сами занимались бытовым устройством, учебой. А что оказалось самым сложным?

На самом деле, ничего сложного не было. Кроме 55 градусов жары. Когда ты где-то это слышишь по телевидению, что в такой-то стране 55, ты не понимаешь, что это такое. Я вот удивляюсь иногда, как наши некоторые девушки на наших собраниях, посещая мечеть, говорят: "Вот у вас женщины закрывают руки, лицо, вот нужно так-то…". Я отвечаю девушкам, что там не загорают, потому что при 55-ти градусах рука сгорит, поэтому и мужчины и женщины как можно больше покрывают свое тело. На самом деле в Саудовской Аравии мы прожили такую хорошую жизнь, она заменила отчасти армейскую жизнь, потому что мы научились и стирать, и готовить, и убирать, и смотреть за собой в течение 3-х лет. И конечно, в 18 лет покинуть страну и уехать в какую-то довольно далекую Аравию в 90-е годы…Это сейчас мир стал открытым, мы сели на "Сапсан", за несколько часов доехали до Москвы, заказали билет через Интернет в любой конец мира. А в 90-х годах это было проблематично. Покинуть семью, раз в неделю только общаться с родителями, потому что это было довольно-таки накладно. Но, слава Богу, эти испытания уже в прошлом.

Второе высшее Вы получали уже здесь в ННГУ. Скажите, зачем имам-хатыбу Нижегородской соборной мечети становиться вдруг политологом?

Это требование нашей религии, опять же учиться, поэтому мы не ограничиваемся ни в каких областях, и в своих проповедях наши наставники нас все время призывают, чтобы мусульмане были и достойными экономистами, и политологами, и социологами, поэтому и мусульманская умма, и мусульманские мыслители внесли огромный вклад в Средневековье. Например, арифметика, медицина, Али ибн Сина, будь то философия и вообще наука социология как таковая произошла от ибн Халдуна, отца социологии, поэтому мусульмане, достигнув высот именно в светских науках, внесли огромный вклад в общемировую копилку ценностей. Для нас это призыв. Я, например, своему сыну стараюсь дать максимально возможный высокий уровень образования, он у меня буквально на днях вернулся из Лондона, сейчас живет в Стамбуле, летний период времени изучает турецкий язык, вернулся после изучения английского языка. Естественно, для имам-хатыба знание современных политических процессов весьма позитивно. Мир стал открытым, у нас очень много процессов, связанных извне, к нам постоянно приезжают иностранные эмиссары, у нас очень много иностранных студентов, они приносят новые традиции на нашу российскую местность, и очень важно в этот момент правильно выстроить коммуникации, с ними найти общий язык, чтобы они с одной стороны дров не наломали, с другой стороны, чтобы наша молодежь, которая выросла в других реалиях, пошла за ними массово, потом чтобы не произошли те события, которые мы уже имели в Чечне, в Дагестане, на Северном Кавказе, сейчас вот в Татарстане.

Что общего между традиционной мусульманской одеждой и западной модой?

Здесь очень трудно провести параллель. Конечно, у пророка Мухаммеда есть изречение: "Кто уподобляется другому народу, тот из них". Поэтому в мусульманской среде есть серьезный дискурс, а стоит ли мусульманам уподобляться, например, христианам? Очень трудно провести эту параллель, где христианское, где сугубо светское, а где национальное, поэтому, когда мы учились в той же Саудовской Аравии, нас призывали одевать арабские платья. Можно их понять. Те, кто одевал джинсы, сами представляете в 50 градусов жары, чувствовали себя некомфортно. Многие вещи они хороши для той местности. Когда к нам приезжали арабы в платьях, и мы их возили в сибирские регионы, нашу Нижегородскую область в 35-40 градусов мороза, они с огромным удовольствием одевали шубы, снимали свои национальные одежды. Многие моменты корректируются в зависимости от географии, времени, места, народа. Ко всему этому нужно относиться без фанатизма, просто людям нужно побывать в той среде, в которой они ни разу не были, а читали или смотрели по телевизору первый раз, что где-то выпал снег.

Рубрика "Без купюр". Короткие вопросы, короткие ответы. Вы родились в простой семье – мама у Вас была швея, а папа – рабочий. Вам не кажется, что было слишком много "но", чтобы выбрать духовную стезю?

Абсолютно верно. Мой выбор не был положительно оценен родителями, ближайшим окружением. Моим первым наставником была русская женщина баба Маша. Она в 90-е годы, когда мама работала, оставляла меня после детского сада, воспитывала меня в религиозном духе. Татарская бабушка и баба Маша были моими воспитателями, привили религиозное составляющее. Что потом и оказалось для меня главным.

Коран разрешает многоженство, как известно, каждой нужно уделять равное внимание. Может быть, лучше, как пел Никулин, "совсем без жены"?

Одна жена – тылы защищены, 4 жены – значит у вас 4 фронта открыты одновременно, поэтому это очень непростое разрешение Корана, если кто его внимательно читал, там сказано, одна жена предпочтительнее для вас, потому что вы должны быть справедливы, а вы никогда не достигнете справедливости. Это опять же носит временной характер, социальный характер, когда были войны, был голод, холод, тогда действительно мусульмане прибегали к этому методу, чтобы продолжить род человеческий. Сегодня нет такой необходимости, хотя в России с ее «большой» демографией это актуально. На Северном Кавказе главы ряда республик предлагают иногда ввести многоженство.

Несколько лет назад российский интернет взорвало предложение внести поправки в Конституцию, чтобы пост Президента России может занимать только православный, но также должен быть учрежден пост вице-президента и занимать его должен мусульманин. Не чересчур ли?

Думаю, это вопрос времени. Если проследить динамику роста численности мусульман, мы увидим, как в европейских странах и в России количество мусульман растет. Если европейский парламентаризм развивается именно в этом направлении, есть христианские и мусульманские партии. Ведь в нашем понимании, парламентарии – это, прежде всего, лоббисты каких-то меньшинств. Через лет, наверно, 20 эта тема будет актуальна, когда в российской политике будут такие лоббисты, которые будут отстаивать интересы конкретного меньшинства, или уже на тот момент не меньшинства, я говорю о мусульманах.

Вот уже 2 года Вы разрываетесь между Нижним и Москвой. Обычно на третий год бесконечных поездок нижегородцы окончательно перебираются в Москву. У Вас все идет к тому же?

Нет, я к этому не иду, потому что здесь у меня большой проект, здесь у меня родители, близкие и знакомые, наставники, перебираться в Москву я не намереваюсь. Бросить те проекты, которые здесь задуманы, будет с моей стороны предательством

Смотрю я на Ваши увлечения: путешествия, музеи, книги. А как же активные виды спорта? Или Вам по статусу не положено?

Нет, к сожалению, наверно, никак не могу себя собрать, ну хотя путешествия – это тоже постоянное поддержание себя в тонусе, поэтому будем считать, что это спорт.

Ключевая тема – толерантность. Слово "толерантность" вошло в наш лексикон лет 20 назад, однако до этого ничто не мешало нам всем жить в многонациональной Российской империи, а затем Советском Союзе. Может быть, нужно не о толерантности говорить, а детей правильно с младых ногтей воспитывать?

Все правильно. Я не приемлю это слово. В Советском Союзе было емкое слово "дружба народов", оно мне ближе. Ближе, наверно, любому россиянину. Ну что такое толерантность? Не все так сходу могут дать определение. Дословный перевод слова – привыкание к чему-то болезненному, плохому, дурному. Не хватает воспитания. Телевидение, высмеивая одни народы, воспитывает население в уничижительном характере. Ненормально, когда вся страна смеется над таджиками, узбеками, когда мы пытаемся друг друга "подколоть". Есть обратная сторона медали. В тех же странах СНГ возможна такая же ответная реакция на русский народ, который там проживает. Это очень опасная тема, и нужно быть крайне осторожным, внимательным. Действительно, нужно по-настоящему дружить

В Европе проблема толерантности возникла в связи с эмигрантами-мусульманами с Ближнего Востока. Многих европейцев сегодня пугает, что приезжающие навязывают свою культуру и образ мышления. Например, во Франции вот уже почти 10 лет очень остро стоит проблема ношения хиджаба. То есть получается, что коренное население должно уважать традиции мигрантов, а те в свою очередь должны поступать так же?

Это не всегда получается. Во-первых, мы, к сожалению, россияне, за последние 20 лет растеряли свои традиции. Когда я задаю вопрос в общественной палате, политикам, чиновникам: "А что такое российские традиции? Дайте мне определение? Что это: балалайка? Медведи, матрешки?". Мы многое растеряли, и что нам необходимо собрать. Я думаю, что вопрос очень непростой, потому что мигрантов становится все больше, мы не всегда знаем, как надо реагировать. Здесь важно понять, что на одной стороне вместе с русскими – условно и татары, которые также относят себя к традиционному населению, поэтому нельзя сказать, что, в целом, мусульмане. Вообще, мы, наверно, так воспитаны, что ко всему иному относимся с негативом, даже, может быть, оно хорошее. Вот сейчас смотрите, Олимпиада: 50 процентов наград у мусульман, у «мусульманской олимпийской сборной», я так их называю. Алия Мустафина наша (с нижегородскими корнями), кавказцы. Когда говоришь об этом, вроде бы, тема "Хватит кормить Кавказ!" или про среднеазиатскую тематику уходит на второй план. А с другой стороны, это реальная жизнь, когда все куют общую победу, счастье для одной страны.

Есть различные ситуации, например, сейчас Pussy Riot активно обсуждается, то, что произошло, выходка девушек, по-разному можно к ней относиться. Кто-то считает, что их нужно очень строго наказать, кто-то считает, что это просто неудачная шутка. Как Вы отреагировали, если бы девушки выступили не на амвоне, а с минбара?

Я стараюсь терпимо относиться к этой проблематике. Конечно, должно быть публичное осуждение, но посадить в тюрьму или как-то более строго наказать – это неприемлемо и неправильно. Мы в исламе, от пророка Мухаммеда, имеем ряд примеров, когда примерно такие же бедуины, необразованные, некультурные, где-то специально делали подобное в мечетях. Были такие "горячие головы", которые хотели наказывать их, выводить из мечети. Посланник говорил: "Оставьте их в покое, они невежды". И таких примеров очень много. И поверьте, то, что делали бедуины, было более гнусным, чем то, что делали Pussy Riot.

"На острие" - ключевая рубрика нашей программы. Татьяна Никитична, Приокский район.

Сколько сейчас только советов при власти не появилось – и общественная палата и открытое правительство и прочее и прочее. Но посмотришь на их состав и возникает чувство, что это просто модные тусовки для наших звезд. Зачем нужны эти образования, которые ничего не решают и только сотрясают воздух? Например, комиссия Общественной палаты недавно выезжала в Крымск, но если бы после этого хоть одна проблема жителей там решилась.

На самом деле, как член общественной палаты, я вижу, сколько, вот лично я, вкладываю в общее дело толерантности, регулирования межнациональных, межконфессиональных отношений, поэтому, может и у меня складывается впечатление, что есть люди, которые попали туда случайно, непонятно, ко какому принципу туда набирали, но это "болезнь роста". Мы молодая страна, российской демократии – 20 лет, поэтому думаю, когда чуть-чуть устоится, появятся традиции, иммунитет у населения, все будет иначе. Сейчас надо отнестись с уважением и терпением к принимаемым решениям теми же парламентариями и надеяться на светлое будущее.

Глеб Захаров, ул. Коминтерна. В середине июля в Казани подорвали машину муфтия Татарстана и убили его заместителя. В покушении подозревают экстремистов. Откуда идет эта волна радикализации, скоро ведь уже и на улицу страшно будет выйти?

На самом деле, в 90-е годы, открыв границы Российской Федерации, тысячи молодых ребят выехали за пределы страны, их никто не контролировал. Это сейчас мы ставим серьезные вопросы, что отправлять за рубеж ребят нужно после того, как они получили среднее религиозное образование на территории России. Обязательно 11 классов светского образования. В 90-е годы ребята уезжали 12-ти, 13-ти лет, они попадали в руки профессиональных эмиссаров разных групп, разных сект и течений. По отношению к России очень много иностранцев имели виды. Понятно, Россия – богатейшая страна, и быть постоянным игроком в этом поле и разыгрывать исламскую межнациональную, межрелигиозную карту всегда выгодно странам, которые стоят против нашей страны. И вот то, что мы пожинаем сейчас - результат этой деятельности 90-х годов. Должно пройти еще время, как минимум еще одно поколение, чтобы мы воспитали новое поколение имамов, богословов, которые могли бы дать достойный ответ, отпор этим супостатам.

Вопрос от читателя газеты "Аргументы и факты". Светлана Гаврилова, Нижний Новгород.

Сегодня от православных верующих и даже священников можно услышать, что православное христианство гораздо ближе к исламу, чем к католицизму или протестантизму. Разделяете ли Вы позицию о сходстве этих религий?

Да, об этом в свое время даже сказал Владимир Владимирович Путин, он дал такую прекрасную оценку, что, действительно, православие и ислам ближе друг к другу. История показывает это. Вот сейчас вышел хороший фильм "Орда", постоянно поднимается тема Золотой Орды. Вы видели симбиоз, когда в православных храмах молился мусульманский хан, когда ханы прибегали к помощи православных священников, чтобы, как мы знаем из истории вылечить мусульманскую царицу. Братство было именно не на словах, совместно строили храмы. Я всегда привожу пример Нижнего Новгорода, когда в 87-м году правоверным мусульманам вернули храм, первым, кто сделал пожертвование, был покойный митрополит Николай. И поэтому, когда в Нижнем Новгороде мы открывали мечеть, мы начали не с мусульманского молебна, а с минуты молчания по покойному митрополиту Николаю. В то время многим, и чиновникам, и светским гражданам, и немусульманам, это вошло в душу, и надолго осталось в памяти.

Кстати, главу региона Валерия Шанцева иногда упрекают в том, что он православию уделяет больше внимания, чем другим религиям. Вы тоже на это обижаетесь?

Нет, мы давно сказали, что Валерий Павлинович – самый часто посещающий губернатор мусульманских праздников. Наверно ни одного праздника Валерий Павлинович не оставляет без внимания, если только он не находится где-то за пределами Нижнего Новгорода.

Согласно арабской пословице: "Самое приятное – сделать то, о чем все думают, что ты  этого никогда не сделаешь". А Вам так удавалось сделать?

Какая Ваша формула успеха?

Формула успеха, емко пророк Мухаммед сказал, чтобы слово Господне было превыше всего. Я свою жизнь посвящаю несению такой службы, распространению религии и слова Божьего. Успех, конечно, отчасти заключается в твоей искренности во время молитвы, и, конечно, в ежедневном труде.

Сейчас Вы пройдете через наше испытание. Если ответите правильно на наш вопрос, получите "Нижегородскую книгу рекордов и достижений". Если ответите неправильно, то "Прогулки с бабушкой". Но прежде, чем я задам вопрос, вернемся к Вашим увлечениям, путешествием и посещением музеев. А в каком самом необычном музее Вы были?

Из последних: Долмабахче. Это музей последних султанов Османской империи на берегу Босфора. Само ощущение, что по одну сторону Азии, по одну сторону Европы, Черного моря и Мраморного моря приводит тебя в восторг, когда ты понимаешь, что это центр Земли. Здесь проходили и римские гладиаторы, и ордынские войска, татаро-монголы и прочие. Это место очень завораживает своей интересной историей, осознанием того, что Османская империя в течение пяти столетий фактически была хозяином всего мира.

В Стамбуле были?

Неоднократно, я часто посещаю Стамбул.

Может, Вам будет проще ответить. Музей из чего есть в Стамбуле: шоколада, льда, карамели, снега

Наверно, льда.

Почему Вы так думаете?

Карамели – какой-то сладкий, снега – растаять может, хотя сейчас все может быть! И в Дубае могут любой сделать!

Ваш вариант?

Льда.

23-го апреля 2010 в Турции открылся филиал норвежского музея "Ice Magic". Он  был полностью сделан изо льда. Посетителям музея выдают специальную одежду, которую носят эскимосы, ведь температура там круглогодично не поднимается выше пяти градусов по Цельсию. Правильно абсолютно. Я очень рад, что Ваша интуиция Вас не подвела. "Нижегородских книга рекордов и достижений" - Ваша.

Спасибо.

Спасибо за участие в программе. Я передаю вопросы нижегородцев, на которые мы не успели ответить, для того, чтобы Вы ответили на них лично. Успехов Вам в деле служения Богу, чтобы все в Нижегородской области было хорошо, чтобы люди приходили, когда возникали какие-то проблемы, и чтобы Вы им оказывали помощь. Спасибо.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по средам в 22.50 мск., повтор программы по пятницам в 10:35 мск. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по воскресеньям в 19:00 мск. Полная версия – на сайте информационного агентства "НТА-Приволжье".


Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
29 марта