Реклама
Интервью

"Мы нацелены на то, чтобы вывести русскую литературу из гетто"

"Мы нацелены на то, чтобы вывести русскую литературу из гетто"
Историк, литератор, редактор журнала "Неприкосновенный запас" Кирилл Кобрин рассказал в проекте "Герои Волги" о литературной премии "НОС"
 
- Кирилл, какую книгу "НОС" ищет, как книгу-победителя? И как это происходит?  

- Премия "НОС" была основана чуть меньше 10 лет назад, и она радикально отличается от существующих премий. Это премия, которая имеет другую задачу и другую процедуру. В других случаях литература рассматривается как соревнование. Я нахожу этот принцип сомнительным. Премия "НОС" - о другом: она не про лучшую книгу, она о том, как общество говорит о себе с помощью литературы. Главным критерием является именно этот факт, а не то, как литература отображает. Эта премия пытается выработать язык разговора о современной литературе и обществе, который отсутствует. Это выражается в публичном обсуждении книг. Обычная процедура премии: жюри собирается за закрытыми дверьми и выбирает лучшие книги. Все это происходит внутри, никто этого не знает. У нас по-другому: публичная дискуссия.

- Что у нас происходит в литературе? Она становится разнообразнее? Тяжелее ли вам выбирать лучшее?

- Я лично выбирал лучшие книги только первые три года. Русская литература развивается, и появляется много интересного, особенно в необычных жанрах. Вот есть беллетристика: романы, рассказы и так далее. С моей точки зрения, это самая неинтересная часть русской литературы. Самая интересная – это нон-фикшн: документальные книги, дневники, книги, написанные музыкантами, политиками и художниками. Мы нацелены на то, чтобы сделать русскую литературу современной, вывести ее из гетто.

- Что даст премии региональное жюри?

- Читатель зависит от географии, потому что русская культура выстроена вертикально: наверху находится столица, откуда идут сигналы, что читать, а что нет. Россия состоит из регионов, каждый из которых интересен. Мы хотим сделать, чтобы читатель не зависел от региона. Два процесса – нижегородского "НОСа" и московского – идут параллельно. Если все получится, мы на основе нижегородского "Арсенала" запустим дальнейшее продвижение в регионе.

- Нижегородское жюри выбрало шорт-лист, дальше будут еще шаги. Как вы оцениваете региональный состав? Насколько их решение соответствует вашему мнению о том, как должен выглядеть этот шорт-лист?

- На последний вопрос я, естественно, не отвечу, потому что это будет некорректно. Я выступаю как человек, который помогает это сделать, я не хочу влиять на решение. А жюри потрясающее. Мы выбирали людей очень сознательно. Это традиция премии "НОС", чтобы в жюри практически не было критиков и людей из филологии. Дебаты получились очень интересными, даже интереснее многих, которые вело московское жюри.

- Будет еще один этап, когда будет выбираться победитель. Ведь зрители тоже принимают участие?

- В дискуссии всегда участвует зритель. Есть еще один важный момент: мы пошли на небольшое изменение регламента. В московской премии зал голосует только при выборе победителя, а мы решили уже на этапе выбора шорт-листа ввести голосование зала. Нижний подтвердил высокий эстетический класс.

- Можно ли ориентироваться на премии людям, которые хотят читать русскую литературу? Если да, то какие еще премии вы считаете достойными доверия?

- Опять же, это будет не очень корректно по отношению к другим премиям. Все они хорошие и все разные. Есть премия имени Белкина – она дается за повесть: значит, тем, кто хочет читать повести, нужно с ней ознакомиться. "Ясная поляна" - толстовские традиции. Если вы модернист с уклоном в авангард – премия Андрея Белого для вас. В этом смысле в России все очень хорошо сделано. Ориентироваться ли на премии? И да, и нет. Все-таки книги выбирают другие люди.

 - Вы говорили как-то, что Нижнему Новгороду не хватает идентичности. Вы видите, что изменятся ситуация с точки зрения интеллектуальности?

 - Слово "идентичность" - одно из самых переоцененных в мире. Все ее ищут. Это сложная вещь. Идентичность – это то, что конструируется, а не ищется. Мне всегда казалось, что Нижнему не хватает понимания себя как себя. За последние 20-30 лет была проделана гигантская работа. Было много подвижников, которые работали, и в результате становится все интереснее и интереснее. Здесь все в порядке с художниками, музыкантами, композиторами. С литературой… Есть хорошие писатели и поэты, но сайтов и издательств не хватает. Я думаю, что задача премии – подтолкнуть, чтобы это началось. Литература – это наши слова о нас. Что может быть важнее?

Уважаемые читатели!
Следить за наиболее важными публикациями «НТА-Приволжье» можно в


Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Реклама
Интервью
Реклама
Комментарии
Реклама
02 апреля 111