Интервью

"Сейчас перехватить информацию в цифровом потоке уже не представляет особо труда"

"Сейчас перехватить информацию в цифровом потоке уже не представляет особо труда"
Под грифом "секретно"

Более 80 лет Спецсвязь работает в уникальном сегменте, каждый день доставляя специальную корреспонденцию, опасные грузы и предметы искусства. О перспективах работы предприятия в Нижегородской области, планах и задачах, а также о людях, кто каждый день соприкасается с государственной тайной, поговорили с начальником Управления специальной связи по ПФО генерал-майором спецсвязи Сергеем Логуновым.

- Сергей Михайлович, мы, обычные граждане, когда слышим слово "спецсвязь" всегда представляем себе что-то секретное: от секретных документов до секретных грузов. Так что же это за предприятие "Спецсвязь", чем занимаетесь?

- Наше управление филиал ФГУП "Главного центра специальной связи". Предприятие с особыми уставными задачами и с многолетней историей, которая началась 1 августа 1939 года. Тогда Указом Совнаркома из фельдъегерского корпуса НКВД выделили специальное подразделение, была организована спецсвязь и переподчинено Наркомату связи.

В предвоенные годы был разгул преступности и экипажи фельдсвязи НКВД перевозили на своих машинах помимо секретных документов еще и ценности: драгоценности, денежную наличность... Спецсвязь Наркомата связи трансформировалась в ГУП ГЦСС, филиалом которого мы, собственно, и являемся

Одна из самых главных задач Спецсвязи – доставка секретных отправлений. Это может быть письмо, изделие, в составе которого есть что-то, что содержит сведения, отнесенные к государственной тайне.

В первую очередь мы сотрудничаем с органами исполнительной и законодательной власти, и в любом случае, в управлении государством присутствует информация, которая не должна попасть в посторонние руки. Кроме того, среди наших клиентов и предприятия, которые работают с чем-то, что также представляет государственную тайну. И все они пользуются Спецсвязью для того, чтобы их отправления были доставлены в срок и конфиденциально. У Спецсвязи 77 филиалов по всей стране. В любой точке есть наши сотрудники.

- Ваши сотрудники перевозят и документы под грифом "совершенно секретно". Что это за документы и как их перевозят?

- Это бумажные документы, помещаются в конверт, прошиваются и опечатываются. Применяются все меры защиты, поэтому можно не переживать и не бояться за их сохранность. Доставляются вооруженными сотрудниками.

Но секреты – это не только бумаги. На территории Нижегородской области есть много предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые выпускают издания, сами по себе уже являющиеся секретными. Причем размеры у них тоже могут быть разные: и маленькие - со спичечный коробок, и габаритные, к примеру, устройства для средств радиолокационной борьбы. Все ценные грузы пломбируются и доставляются до адресата на автомобилях разного класса: легковые, грузовые, а при необходимости специальные тралы.

Одна из наших специфик – мультимодальные перевозки. Перевозку осуществляем по реке и морю, по воздуху и железной дороге.

- Управление, которым вы руководите окружное. Все регионы Приволжского федерального округа находятся в вашем подчинении?

- Нет. К сожалению, не все. В наш филиал входит 10 подразделений, включая и Нижегородский. Исключены области, которые близкие к Уралу и, соответственно, они находятся в подчинении в Уральском управлении.

- Есть ли особенности работы в Приволжском федеральном округе, где сконцентрированы предприятия "оборонки"?

- Сразу скажу, Приволжский округ – лучший! Предприятия ОПК – наше наследие, так сложилось исторически, что во время Великой Отечественной войны предприятия ОПК были эвакуированы к нам и за Урал. Потом, когда уже страна восстанавливалась, предприятия тут и остались. В этом и есть наша специфика и отличие от других управлений - здесь сосредоточение предприятий оборонно-промышленного комплекса.

- В век информационных технологий, не проще зашифровать текст и отправить по "электронке", при этом адресат получит уже его в считанные секунды. Интернет не является вашим конкурентом? Или же бумажный документ все-таки самый надежный?

- Интернет скорее подспорье в нашей работе, а не прямой конкурент. Пока же основной документ, который регламентирует циркуляцию госсекретов в нашей стране, четко расписывает, как должны передаваться и храниться секретные документы, как должен осуществляться обмен. Основной упор сделан все-таки на бумагу. От бумажного носителя мы не уйдем еще долгое время, потому что цифровые технологии все-таки развиваются в обе стороны: как те, которые позволяют зашифровать документ, также и технологии по их дешифровизации. Перехватить информацию в цифровом потоке сейчас уже не представляет собой особо труда.

Надежнее, когда документ на бумаге, под охраной надежного человека в специальном защищенном автомобиле.

В будущем мы будет оказывать цифровые услуги, как раз над этим сейчас работаем. Это будет одно из направлений деятельности.

- Помимо документов, представляющих государственную тайну, что еще перевозите?

- Есть шесть направлений деятельности в нашей работе. Помимо сохранности госсекретов мы осуществляем также доставку денежной наличности, драгоценные металлы, украшения, наркотические средства и их прекурсоры. Кроме того, оказываем обычные почтовые услуги и осуществляем грузоперевозки среди разных субъектов. Спектр наших перевозок очень широк.

- Сергей Михайлович, что уникального перевозили сотрудники Спецсвязи? Что вам особенно запомнилось?

- В прошлом году лично принимал участие в перевозке по регионам Приволжского округа кубка Гагарина. Огромный очень красивый серебряный кубок.

К нам обращаются учреждения культуры и искусства. Много музейных экспонатов мы перевозили: знаменитого мамонтенка, золотой оклад иконы Казанской Божьей матери, одну из главных святынь мусульманского мира – волос пророка Мухаммеда. В Самару перевозили экспонаты Эрмитажа для выставки. Среди наших клиентов много ювелирных заводов, которые перевозят свои изделия из драгоценных металлов и камней.

Все, что требует специфического подхода и особых условий безопасности. Спектр перевозок очень широк и не ограничивается секретными сведениями.

- В прошлом году выросли запросы на перевозку наличных денежных средств. С чем связана такая тенденция?

- Это была прошлогодняя особенность, в связи с тем, что несколько международных платежных систем отказались от обслуживания на территории России. Нельзя сказать, что у населения была паника, были сомнения: сможет ли наша платежная система адаптироваться и стать такой же широко используемой. У населения было недопонимание, и граждане массово снимали деньги со счетов. Банки просили дополнительные экипажи для заполнения банкоматов, которые быстро опустошались. Сейчас уже вернулись к спокойному режиму.

- В большом коллективе зачастую случаются проблемы. Но знаю, у вас их почти не бывает. Как удалось сплотить такой большой коллектив?

- У нас все коллеги - единомышленники, практически все бывшие военные. Что такое дисциплина все знают хорошо. Для сплачивания коллектива проводим военно-патриотические мероприятия, конкурсы лучших по профессии, спартакиады и мероприятия для детей. Встречаемся в неформальной обстановке, участвуем в спортивных мероприятиях, благотворительных и экстремальных забегах, волонтерских акциях.

Кроме того, активно сотрудничаем и с ветеранским организациями, в частности, с Нижегородскими пограничниками. Принимаем участие в их мероприятиях. Вообще живем насыщенной жизнью.

- Работа в вашей структуре уже подразумевает риск, на который решится не каждый. Кто эти бесстрашные люди?

- Да, в нашей работе есть риск и опасность. Ничего не меняется, как раньше, так и сейчас денежные средства, драгоценные металлы – объекты для попыток незаконного завладения. Понятно, что в Спецсвязь идут работать люди непростой судьбы. В большинстве своем это бывшие военнослужащие и сотрудники органов исполнительной власти. Профессиональных страхов у них меньше. Больше скажу, есть даже определённые черты характера. Здесь нет случайных людей.

Патриотизм, государственная направленность, любовь к Родине – для нас военных не простые слова. Есть определённый дух в коллективе, который сплачивает, благодаря которому и создается команда единомышленников.

- Сергей Михайлович, как вы сами выбрали такой путь – родину защищать?

- Я родился в деревне в Воронежской области, и уже со школьной скамьи мечтал стать военным. Мечтал. В какой-то мере этому способствовал наш школьный военрук. До сих пор вспоминаю его с теплотой. Правильный такой мужик был.

В Армию попал в войска КГБ СССР. После Армии в 1990 году получил направление и поехал поступать в Голицынское военное пограничное училище им. К.Е Ворошилова (сейчас Голицынский пограничный институт ФСБ России, - прим.ред), где готовили замполитов. Общаться с людьми любил всегда, поэтому и выбор был не случаен. Но в 1991 году СССР прекратил свое существование, институт замполитов был отменен.

Военные – люди опасной профессии, всегда так было и будет, и им тоже нужна психологическая помощь. События 1991 года показали, что не все спокойно у нас в стране что военные востребованы и рискуют жизнью. Нужны были люди и для Армии, которые будут "врачевать души" военным, вернувшимся из-под пуль. Так получилось, что заканчивал я уже институт со специальностью социальный педагог – психолог. Базовые принципы у замполитов и психологов примерно одинаковые, суть работы та же – патриотическое воспитание, в своей работе мы прививаем любовь к родине, чувство долга и бесстрашие.

- Вы возглавляете Управление Спецсвязи по ПФО уже два года. Как получилось так, что судьба вас отправила в Нижний Новгород? Сложно дался переезд?

- До назначения несколько раз был в Нижнем Новгороде и Дивеево. Приезжали сюда с семьей, и как-то прониклись вообще к региону. Когда было предложено поработать в Нижнем Новгороде – особо не раздумывали. На семейном совете единогласно приняли решение – переезжаем. Мы легкие на подъем, вообще любим путешествовать. Адаптировались быстро. По темпу здесь проще, чем в Москве. И сейчас, уже когда езжу в Москву в командировки, столичные пробки и ритм выводят из равновесия. Когда в Москве, уже думаю, побыстрее бы в Нижний вернуться.

Возглавить Нижегородское управление меня попросил Иван Алексеевич Гайченя и для меня попасть в команду единомышленников, да еще под руководство своего бывшего командира с юных лет – счастливое стечение обстоятельств. Я рад, что так получилось. Скажу честно, во многом это и повлияло на мое решение спокойно переехать. Если бы как-то по-другому мне поступило это предложение, я бы подумал. Командир сказал надо, а бывших командиров не бывает.

- Зачастую получается так, что руководители вашего уровня чаще на работе, чем дома. Время на семью хватает? Дети по вашим стопам пошли?

- Удается, но хотелось бы чаще проводить время с семьей. На праздники, так у нас ложилось уже достаточно давно, мы традиционно выбираемся в короткие путешествия. Давно ушили от традиционных застолий и проводим время активно. Боулинг, картинг. С детства увлекаюсь фотографией.

Старшая дочка пошла по моим стопам. Закончила институт ФСБ, старший лейтенант, уже защищает Родину. Вторая – заканчивает в этом году вуз, как мама будет психологом, а сын заканчивает школу.

- Сергей Михайлович, какие приоритетные задачи стоят перед предприятием?

- Спецсвязь должна стать во всех регионах нашей страны региональным перевозчиком. Мы уже первый шаг к этому сделали. В 2022 году заключили соглашение о сотрудничестве с Законодательным собранием Нижегородской области. Сейчас в этом направлении мы активно работаем с правительством Нижегородской области, а также многими министерствами. Скажу, что уже заключены договора о сотрудничестве с Горьковской железной дорогой, Корпорацией развития Нижегородской области и другими градообразующими предприятий, как нашей области, так и других субъектов ПФО.

Спецсвязь зачастую представляют узконаправленным предприятием, но у нас широкий спектр работ. Нам можно доверять!

- Большое спасибо.

Ирина Отмахова

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
27 апреля